В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма


Скачать 220.96 Kb.
НазваниеВ законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма
Дата публикации10.03.2013
Размер220.96 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > География > Закон
Аргументация и планируемые нововведения антитабачных мер
Министерство здравоохранения РФ разработало законопроект «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В настоящее время потребление табака является ведущей причиной смерти и инвалидности в мире, показатель которого превышает общее количество людей, погибающих от заболеваний туберкулезом, ВИЧ/СПИДом и малярией в совокупности.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения из-за болезней, вызванных курением, в Российской Федерации ежегодно умирает до 400 тыс. россиян, более половины таких смертей (63%) приходится на болезни системы кровообращения, что связано с высоким уровнем распространенности потребления табака.

Законопроект подготовлен с учетом положений РКБТ и направлен, прежде всего, на охрану основополагающих прав каждого гражданина, а именно, его права на охрану здоровья и права на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации).
К числу принципиально важных особенностей законопроекта относится то, что в его нормах наглядно проявляется соотношение публичных и частных интересов. Первые проявляются в том, что государство заинтересовано в охране здоровья своих граждан от вредного воздействия табака, вторые выражаются в том, что сами граждане, в особенности те, которые не курят, сами заинтересованы в сохранении своего здоровья.
При этом норм дискриминационного характера по отношению к гражданам, которые курят, в законопроекте нет. Основой для такого вывода является то, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации особого, специального правового статуса для «курильщиков» не предусмотрено, поэтому механизм охраны и защиты права каждого гражданина на здоровье и благоприятную окружающую среду должен быть общим, единым для всех граждан без исключения.
^ Меры законопроекта. В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма.

  • установление запрета на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и объектах;

  • ценовые и налоговые меры;

  • регулирование и раскрытие состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

  • просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма;

  • установление запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий;

  • оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости;

  • предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

  • ограничение оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

  • установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними.


Запреты курения

С момента принятия законопроекта 100% запрет курения:

  • на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на открытых территориях на расстоянии менее 10 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта.

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, услуг физической культуры и спорта;

  • в помещениях социальных служб, помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

  • на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; нестационарных торговых объектах

  • на территориях детских площадок, пляжей.


С 1 июля 2014 года вступает в силу запрет курения:

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских и санаторно-оздоровительных услуг;

  • в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта;

  • в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов;

  • в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, а также в нестационарных торговых объектах.

При этом в указанных местах по решению собственника возможно курение только в специально оснащенных местах на открытых территориях и в специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции.

^ С 1 января 2015 года вступает в силу норма законопроекта, которая вводит полный запрет курения:

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских и санаторно-оздоровительных услуг;

  • в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков.

Курение в обозначенных местах запрещается полностью. Специально выделенные изолированные помещения для курения упраздняются.
^ Ограничения оптовой и розничной торговли табачной продукцией:

- законопроектом вводится запрет на оптовую и розничную торговлю некурительными табачными изделиями;

- предусматривается оставить продажу табачных изделий только в стационарных торговых объектах (норма ступает в силу с момента принятия законопроекта);

- в городских поселениях площадь стационарных объектов должна быть не менее 50 квадратных метров, а в сельских поселениях и вне сельских населенных пунктов не менее 25 квадратных метров - норма вступает в силу с 1 января 2015 года;

- запрещается розничная торговля табачной продукцией на открытых территориях и в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитена, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, бытовых услуг (норма вступает в силу с 1 января 2015 года);

- с момента принятия законопроекта запрещается торговля табачной продукцией в образовательных организациях, учреждениях культуры, учреждениях органов по делам молодежи, физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных организациях, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, ближе 100 метров от территорий образовательных организаций;

- запрещается открытая выкладка сигарет на прилавок, предполагается продажа сигарет только по прейскуранту (норма вступает в силу с 1 июля 2014 года).

Вводится запрет стимулирования продажи табачных изделий и потребления табака, а также спонсорства табачными компаниями.

Устанавливается запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними.

Для реализации статьи 12 РКБТ законопроектом предусмотрено обязательное просвещение граждан о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака.
^ Другие меры:

Согласно законопроекту предполагается внести поправки в действующие федеральные законы с тем чтобы:

  • ввести минимальные цены на сигареты и скорректировать акцизную политику;

  • полностью запретить рекламу табака;

  • ввести предупредительные изображения на упаковках табачной продукции, не допустить расположение на них ложной информации, улучшить регулирование и раскрытие состава табачных изделий;

  • установить ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака


Законопроект носит основополагающий, системный характер. Полностью учитывает положения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, а также самый передовой международный опыт в области охраны здоровья от табачного дыма.
Эти меры направлены не только на защиту от пассивного курения некурящих граждан, но и на уменьшение уровня воздействия табачного дыма на самих курильщиков.

^ Недостатки законопроекта (что еще можно ввести):


  1. Отсутствуют полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по ведению дополнительных запретов на курение в местах, которые законопроектом не предусмотрены;

  2. На постоянной основе предусматриваются специально выделенные изолированные помещения в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта; в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов;

  3. Отсутствует статья по техническому регулированию, в которой определены особенности этого регулирования, в соответствии со статьями 9 - 11 РКБТ;

  4. Норма по демонстрации курения в аудиовизуальных произведениях не охватывает продукцию, предназначенную для взрослой аудитории, запрет распространяется только на аудиовизуальную продукцию, предназначенную для детей (в аудиовизуальных произведениях для взрослой аудитории присутствует лазейка «художественного замысла» - который обычно на 100% совпадает с приказами табачных рекламодателей, существуют даже специальные должности по согласованию скрытой рекламы в сериалах и фильмах, обычно это реклама табака и алкоголя путем демонстрации потребления героями);

  5. Отсутствуют запреты курения на остановках общественного транспорта (помимо вокзалов и портов, станций метрополитена нужно ограничить курение на других видах остановок)

Аргументация

Отдельные элементы антитабачного законопроекта.

1. Продажа табака в торговых точках менее 50 м2. Запрещается законопроектом.

a. В 9 случаях из 10 несовершеннолетним продают табак в палатках. 90% нарушений согласно данным Роспотребнадзора приходится на ИП, 70% нарушений которых выявлены в киосках и ларьках.

b. Табак в палатках вытесняет все места, которые в случае запрета перешли бы продавцам других товаров. Снижение малого бизнеса не произойдёт.

2. Беспошлинная торговля. Запрещается законопроектом. Нужен её запрет потому что:

a. Создаёт пониженные цены и наибольший рост курения

b. Не даёт деньги в бюджет

3. Выкладка и демонстрация табака. Запрещается законопроектом.

a. Полностью запрещена в Канаде и ряде стран (где сейчас курение намного ниже 20-25%, а в России 39%)

b. Не требует вложений, т.к. не требует переоборудования

c. Не увеличивает, а наоборот снижает контрафактный рынок (по канадским данным)

4. Реклама табака

a. Полностью запрещена в большинстве стран участниц РКБТ ВОЗ

b. Должна быть полностью запрещена согласно РКБТ ВОЗ

c. 0,4% рекламы табака – от всей рекламы. Это мизер

d. Переориентирует рекламный бизнес на другие виды рекламы

5. Благотворительность табачными компаниями. Не запрещается законопроектом кроме случаев скрытой рекламы.

6. Спонсорство. Запрещается законопроектом. Так же в Канаде и ряде стран. Потому, что:

a. Это вид рекламы, например баннеры на спортивных или культурных мероприятиях

7. Запрет курения в ресторанах и барах. Запрещается законопроектом. Запрещено в большинстве стран РКБТ ВОЗ (США, Канаде, Австралии, странах Европы)

a. Пассивное курение наносит коллосальный вред некурящим

b. Сборы рестораторов не снижаются, в ряде случаев повышаются на 5-15% потому что люди приходят в кафе и рестораны с семьями и останавливаются надолго

8. Запрет курения на рабочих местах. Запрещается законопроектом.

a. Запрещено почти везде, включая Казахстан и Аляску. Оба региона сопоставимы по климату с Россией.

9. Запрет курения в больницах. Запрещается законопроектом.

a. Это первое что запрещают когда вводят антитабачные меры

b. Курение врачей – это крайне негативный символ

c. Пассивное курение в больницах серьёзно ухудшает состояние пациентов

10. Минимальная цена на табак. Вводится законопроектом как дополнительная мера контроля цены, аналогично той, что УЖЕ работает по алкоголю – 125 рублей за бутылку водки
Большинство населения, включая даже большинство курящих - поддерживают

антитабачные ужесточения. Под видом якобы защиты прав курящих выступают финансируемые табачным бизнесом организации, которые прикрываясь правами курящих работают вопреки их мнению, подчеркну - большинство курящих ЗА ужесточения антитабачного законодательства.
Распространенная дезинформация псевдо-общественных организаций, финансируемых табачным бизнесом: "рестораны якобы понесут убытки от запретов на курение",

на самом деле это сейчас убытки от нарушения прав некурящих, практика показала совсем обратное - нет убытков, есть прибыль от новых некурящих посетителей (мы лично будем чаще ходить и оставлять там деньги).
Существует мировая практика — никогда не было убытков ресторанам от полных запретов курения, как раз наоборот — от новых некурящих посетителей прибыль существенно увеличивается.
Залы для некурящих часто от курящих отделяет метр воздуха, это как в бассейне дорожки рядом для писающих и неписающих, никакие вытяжки не избавляют от всех вредностей дыма, дым из спецкомнат также будет попадать в залы для некурящих. Нужен полный запрет на курение в кафе и ресторанах — выгодно и полезно.
Табачный бизнес, на мой взгляд, ворует у ресторанного примерно половину клиентов и не дает получать доходы от некурящих посетителей.

Это мнение как самих рестораторов, так и их клиентов.

Также табачный бизнес вынуждает быть пассивными курильщиками официантов и других сотрудников ресторанов.
Помимо полного запрета на курение табака в ресторанах, кафе и других пунктах питания (включая открытые террассы) необходимы существенные штрафы за их нарушение в КоАП, не менее 3000 руб. с курящего и одновременно не менее 15.000 руб. с заведения, при регулярных (неоднократных) нарушениях - закрытие
Будет выгода хозяину/государству, если на предприятиях запретить курение:

курящий ворует у работодателя примерно 1 час в день (в среднем), 1 месяц в году.
Также хотелось бы затронуть тему подозрительно низких акцизов в нашей стране.
Представители табачной промышленности очень боятся роста цен на табачные изделия, т.к. мировой опыт показывает, что это один из самых эффективных способов борьбы с эпидемией курения. Высокие цены делают сигареты недоступными для детей, а это приводит к сокращению числа потребителей табачной продукции. Кроме того рост цен за счет повышения акцизов потому опасен для табачной промышленности, что мотивирует курильщиков к сокращению количества выкуриваемых сигарет и прекращению курения.
Уровень акцизов и запретительных мер в нашей стране никак не дотягивает до цивилизованной страны, мы тут сравнимы с скорее с недоразвитыми.
Табачный бизнес ежедневно приобщает к курению 1-1,5 тысяч детей, в частности за счет низких цен и территориальной доступности. Примерно столько ежедневно умирает клиентов табачного бизнеса и они ищут новых среди несовершеннолетних (в первую очередь), т.к. именно в этом возрасте легче научить курить.
Ущерб от последствий курения в несколько раз выше доходов от акцизов (сейчас не менее чем в 20 раз), табачный бизнес фактически ворует из бюджета на порядок больше чем приносит.
Запрет на курение табака в общественных местах введен в более чем в 140 странах [2],[3] и свидетельствует о своей эффективности. Так, исследования, проведенные в Европе и Северной Америке, документально подтвердили, что введение запрета на курение в общественных местах привело к сокращению случаев заболевания инфарктом миокарда на 6-40%. В Канаде после введения полного запрета на курение в барах и ресторанах общее количество случаев поступления в больницу из-за сердечно-сосудистых заболеваний снизилось более чем на треть (на 39%) и почти на столько же из-за респираторных заболеваний (на 33%). После введения в январе 2005 года запрета на курение в общественных местах в Италии число случаев острой коронарной недостаточности среди лиц в возрасте 35–64 лет снизилось на 11,2%. В Калифорнии после введения в действие закона о запрещении курения в барах и ресторанах в 1988 году случаи рака, ассоциированные с курением, сократились на 12 % среди мужчин и 8% среди женщин в течение первого года, при этом случаи рака легких снизились на 19,5%. В Англии уже за первый год запрета число госпитализаций с сердечными приступами сократилось на 2,4 %. В Шотландии спустя три месяца после введения в действие всеобъемлющего законодательства об ограничении курения у работников баров было отмечено уменьшение респираторных симптомов на 26%, а регистрация новых случаев астмы среди детей снизилась на 13%. В штате Аризона после введения полного запрета на курение в барах и ресторанах регистрация новых случаев астмы снизилась на 22%. После введения во Франции с 1 января 2008 г. в действие запрета на курение в ресторанах, гостиницах и казино поступление в отделения интенсивной терапии пациентов с инфарктом миокарда снизилось на 15%.

Репрезентативный опрос, проведенный Российской экономической школой и ВЦИОМ, показал, что более 80% россиян поддерживают полный запрет на курение в общественных местах и на рабочих местах, включая рестораны и бары.
Анализ законодательства в странах, которые ввели запрет на курение в общественных местах, позволяет сделать вывод, что данные запреты не влияют на прибыль организаций предоставляющих услуги общественного питания, в том числе ресторанов и баров. Так, в 2009 году специалисты Международного агентства Всемирной организации здравоохранения по изучению рака проанализировали 165 исследований и пришли к заключению, что законодательные меры по ограничению курения не оказывают отрицательного экономического воздействия на деятельность ресторанов, баров и учреждений, обслуживающих туристов. При этом во многих исследованиях отмечается положительный экономический эффект таких законодательных мер. Например, исследование, проведенное в Шотландии после введения запрета на курение в общественных местах в 2006 году, показало, что закон не оказал существенного воздействия на их выручку. Аргентинское исследование последствий принятия «бездымных законов» в Буэнос-Айресе и четырех провинциях показало, что эти законы не привели к снижению объемов продаж на предприятиях общественного питания (в том числе барах и ресторанах), наоборот, в Буэнос-Айресе объемы продаж в барах и ресторанах увеличились на 7-10%. Исследования, проведенные в Соединенных Штатах (на территории 30 штатов), направленные на изучение последствий законодательных мер относительно запрета курения в барах и ресторанах, показали, что запреты не оказывают негативного экономического воздействия на индустрию, а напротив прибыль рестораторов возрастает после введения таких ограничений. Так, например, через два года после принятия запрета в штате Вашингтон доходы баров и ресторанов оказались на 105,5 млн. долларов США выше, чем ожидалось.
Другой мерой, направленной на охрану здоровья населения от воздействия табачного дыма и предусмотренной законопроектом, выступает увеличение акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также установление минимальных розничных цен на табачную продукцию.


Следует отметить, что сами акцизы будут по-прежнему устанавливаться в соответствии с законодательством Российской федерации о налогах и сборах, а порядок установления и методика расчета минимальных розничных цен на табачную продукцию, которая должна предусматривать их ежегодное увеличение на уровне, превышающем индекс потребительских цен на продовольственные товары, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Установление ценовых и налоговых мер закреплено статьей 6 РКБТ.
Исследования спроса на табачные изделия показывают, что рост цен предотвращает начало курения и уменьшает число бывших курильщиков, возобновляющих курение. Международный опыт доказывает, что высокая цена на сигареты сокращает их доступность для детей и, как следствие, снижает вероятность формирования зависимости от табака в детстве. Так, опыт Польши показал, что после гармонизации уровней акцизов на табак с минимальным уровнем Европейского Союза спрос на табак упал в 2008 году на 10%, а в первом квартале 2009 года еще на 15% по сравнению с 2008 годом.
В настоящее время в Российской Федерации установлен один из самых низких налогов на табачную продукцию при том, что распространенность потребления табака среди населения одна из самых высоких в мире. Всероссийский опрос об отношении к мерам по борьбе с табакокурением показал, что 70% россиян поддерживают повышение цен на сигареты с целью снижения уровня курения.
Меры по увеличению акцизов на табачную продукцию и установлению минимальных розничных цен на указанную продукцию представляются крайне эффективными и выгодными для государства, так как способны не только серьезно повлиять на снижение распространенности потребления табака, тем самым уменьшив затраты на ликвидацию медико-социальных последствий, связанных с потреблением табака, но и увеличить налоговые поступления в бюджет страны. Расчеты Российской экономической школы показывают, что повышение акцизов и цен на сигареты до минимального уровня Европейского Союза позволит привлечь в российский бюджет дополнительно около 600 млрд. рублей и спасти жизни до двух миллионов россиян в течение ближайших пяти лет.

При этом будет хотябы частично компенсирован ущерб бюджету от потребления табака (по разным оценкам ущерб от табачного бизнеса ежегодно от 300 млрд. до 1,5 триллиона рублей).

Исследование введения полного запрета рекламы табака, продвижения табака и спонсорства табачных организаций, проведенное в четырех странах (Финляндия, Франция, Новая Зеландия и Норвегия), показало, что потребление сигарет на душу населения снизилось на 14–37% после вступления в силу запрета на рекламу. Анализ потребления табака и запретов рекламы табака в 102 странах показал, что полные запреты на рекламу могут снизить потребление табака, в то время как частичные запреты малоэффективны или совсем неэффективны.
Меры по предотвращению незаконной торговли табаком позволят избежать роста нелегальной торговли табаком в результате повышения акцизов на табачную продукцию. Кроме того, в настоящее время системы отслеживания табачной продукции привели к значительному снижению рисков незаконной торговли табаком в странах Евросоюза, Бразилии, Канаде, Турции и Кении.
Шаговая доступность табачных изделий в России и соседних странах, входивших ранее в состав СССР, беспрецедентна благодаря легальности торговли табаком в киосках. Ни в странах Запада, ни в странах третьего мира не наблюдается такого огромного количества торговых точек, торгующих табачной продукцией.
Согласно данным Роспотребнадзора на киоски и ларьки приходится бoльшая часть нарушений правил торговли. Так, согласно результатам проведенных за 2007-2009 годы более 70 тысяч проверок основная доля нарушений (90 %) приходится на индивидуальных предпринимателей, из них 70% составляют нарушения, выявленные при осуществлении ими торговой деятельности через предприятия мелкой розницы (киоски, ларьки).
Согласно полученным от общественных организаций (<<Союз борьбы за народную трезвость>> (СБНТ, sbnt.ru), <<РОССИЯ МОЛОДАЯ>> (РуМол), проект <<Общее Дело>> (проектобщеедело.рф), движение "Сухой Закон" (vk.com/szakon), <<Молодёжь за трезвую столицу>> (vk.com/molodtrezv), <<Гражданский контроль>> (akzakon.ru), <<Трезвение>> (trezvenie.org), Международная конфедерация обществ потребителей) и др. данным по закупкам алкогольной и табачной продукции с привлечением несовершеннолетних, именно объекты мелкорозничной торговли чаще всего реализуют сигареты и пиво детям (до 90% фактов реализации в зависимости от города, где проводились закупки).
Учитывая перспективы повышения акцизов на табачную продукцию в России особенно актуальным является вопрос о недопущении роста доли теневого рынка табака. В связи с этим, а также в связи с фактами продажи табака несовершеннолетним требуется укрупнение розничной сети с тем, чтобы улучшить качество государственного контроля над розничной продажей табака.
Требования законопроекта к осуществлению розничной продажи табачной продукции аналогичны тем, которые предъявляются к торговым предприятиям, осуществляющим розничную торговлю алкогольной продукцией, согласно требованиям Федерального закона от 19 августа 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Именно в целях защиты населения от последствий употребления алкоголя была введена мера по запрету с 2013 года реализации пива в нестационарных объектах торговли, аналогичное решение предлагается для установления требований к точкам реализации табачной продукции.
Реализация перечисленных положений законопроекта снизит шаговую доступность табачных изделий, что, безусловно, приведет к существенному снижению незаконной реализации табачных изделий несовершеннолетним.
Кроме того, законопроектом предусмотрен запрет демонстрации табачных изделий, который позволит снизить стимулирующее воздействие упаковки табачной продукции, в особенности на несовершеннолетних. Норма по запрету выкладки и демонстрации табачных изделий в торговом объекте предусмотрена статьей 16 РКБТ и полностью соответствует положениям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Научными исследованиями, проведенными в Новой Зеландии и Австралии, установлено, что расположение в торговых точках витрин с пачками сигарет стимулирует к покупке табачной продукции курящих и бросающих курить. Лица, которые бросили курить недавно или бросали курить, избегали посещать магазины, где выставочные стенды с табачной продукцией были заметны. Также установлено, что желание курить у употребляющих табак всех возрастов повышается в момент демонстрации образа курения, пачек сигарет, других предметов, ассоциирующихся с курением, что привлекает новых потребителей табака, в большинстве своем несовершеннолетних.
При этом такие меры с успехом осуществляются во многих странах, таких как Канада, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия, а с 2012 года вводятся также в Австралии и Великобритании.
Эффективность внедряемых законопроектом мер напрямую зависит от одновременного их осуществления в различных странах. И то, что Россия затянула с внедрением этих мер на своей территории очень серьезно сказалось на росте потребления табака и увеличении риска здоровью населения, так как транснациональные табачные организации, теряя рынки сбыта в странах с более жесткой антитабачной государственной политикой, стараются компенсировать эти потери в странах, где антитабачная политика не проводится. Поэтому России необходимо наверстать потерянное время и внедрить все необходимые меры, предусмотренные РКБТ, координируя свои действия с международным сообществом.
Реализация в комплексе всех без исключения предлагаемых законопроектом мер в перспективе позволит сократить курение на 40-50%, что может снизить смертность в Российской Федерации на 150 000-200 000 человек в год из чсла ежегодно умирающих от табака 400 тыс. россиян (что несопоставимо больше предполагаемой разовой потери рабочих мест — одного из аргументов табачного бизнеса).
По расчётам Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздравсоцразвития России в наиболее трудоспособном возрасте (30-59 лет) с курением табака у мужчин связано около 40% всех смертей, у женщин – почти 20%. Потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением, в целом составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 лет. С учётом потерь лет потенциальной жизни или непрожитых лет вследствие преждевременных смертей от всех причин, связанных с курением, упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1 200 442 395 600 руб. или 6,3% ВВП.

Согласно Заключению рабочей группы по оценке законодательства и разработке мер по ограничению табака Общественной палаты РФ, такая ситуация помимо правовых обязательств даёт основания для модернизации законодательства с целью снижения последствий, вызванных употреблением табачных изделий, включая болезни, инвалидность и преждевременную смертность.
16 сентября 2009 года Комиссия Общественной палаты по социальной и демографической политике, Общественный совет ЦФО и эксперты РАН обнародовали доклад «Табачная эпидемия в России: причины, последствия, пути преодоления» (далее – Доклад), в которой выделили ряд мер, направленных на снижение потребления табака в России, на защиту населения страны от смерти и заболеваний, вызванных потреблением табака. Доклад является научным обоснованием обязательств описанных в РКБТ ВОЗ, положений Концепции и Плана. А Законопроект, в свою очередь, является как отражением РКБТ ВОЗ, Концепции и Плана, так и Доклада.
Опрос, выложенный создателем социальной сети «В Контакте» в самой сети на его стене, на данный момент привлёк более 2,43 млн. человек. 60% среди всех категорий пользователей высказались за запрет курения в общественных местах.

За (я курю) 381 951 - 15.7%

Против (я курю) 349 972 - 14.4%

За (я не курю) 1 093 048 - 45%

Против (я не курю) 605 092 - 24.9%

Проголосовало 2 430 063 человека. http://vk.com/wall1_45442
В то же время считаю необходимым уменьшить сроки введения запрета курения в закрытых общественных местах, с возможностью установления специально выделенных для курения помещений. Это позволит предотвратить большее количество смертей и заболеваний в ближайшие годы.
Активистами общественного проекта «Гражданский контроль» (akzakon.ru) зафиксированы и ликвидированы тысячи имеющихся нарушений антитабачного законодательства и будут выявляться предполагаемые нарушения нового.
Курение в помещениях общественного питания (кафе, рестораны, бары и др.) полностью запрещено в Албании, Аргентине, Австралии, Барбадосе, на Бермудских о-вах, в Болгарии, Бразилии, Бутане, Великобритании, Венгрии, Венесуэле, Вьетнаме, Гондурасе, Джибути, Ирландии, Исландии, Испании, Китае, большинстве провинций Канады, Колумбии, Коста-Рике, Латвии, Литве, Маврикии, Непале, Новой Зеландии, Норвегии, Панаме, Перу, Пуэрто-Рико, на Сейшельских о-вах, в Сирии, в большинстве штатов США, Тринидад и Тобаго, Турции, Украине, Уругвае, на Фолклендских о-вах, Эквадоре, Замбии и др.


Курение в организациях здравоохранения полностью запрещено в Австралии, Азербайджане, Албании, Алжире, Анголе, Аргентине, Армении, Афганистане, Бангладеше, Барбадосе, Бахрейне, Бельгии, Белоруссии, Бенине, Бермудах, Болгарии, Боливии, Боснии и Герцеговине, Буркина-Фасо, Бруней-Даруссалам, Бутане, Венгрии, Великобритании, Венесуэле, Вьетнаме, Гайане, Гватемале, Гвинее, Гондурасе, Греции, Грузии, Дании, Демократической республике Конго, Джибуте, Египте, Замбии, Западном береге реки Иордан и секторе Газа, Зимбабве, Израиле, Индии, Индонезии, Иордании, Ираке, Иране, Ирландии, Исландии, Испании, Йемене, Казахстане, Камеруне, Канаде, Кипре, Китае, Колумбии, Коморских островах, Кот-д'Ивуар, Кубе, Кувейте, Кыргызстане, Лаосе, Латвии, Лесото, Ливане, Ливии, Литве, Люксембурге, Маврикий, Мавритании, Мадагаскаре, Македонии, Малайзии, Мальдивах, Мальте, Марокко, Маршалловых островах, Мексике, Мьянме, Намибии, Науру, Непале, Нидерландах, Нигере, Нигерии, Никарагуа, Новой Зеландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане, Республике Молдова, Пакистане, Панаме, Парагвае, Перу, Польше, Португалии, Пуэрто-Рико, Румынии, Самоа, Сальвадоре, Сан-Марино, Саудовской Аравии, Северной Кореи, Сенегале, Сербии, Сейшельских островах, Сингапуре, Сирии, Словакии, Словении, Соломоновых о-вах, подавляющем большинстве штатов США, Таджикистане, Таиланде, о. Тимор, Того, Тринидад и Тобаго, Туркмении, Турции, Уганде, Узбекистане, Украине, Уругвае, Фиджи, Филиппинах, Финляндии, Фолклендских островах, Франции, Хорватии, Чад, Чили, Чешской Республике, Черногории, Швеции, Шри-Ланке, Эквадоре, Экваториальной Гвинеи, ЮАР, Южной Кореи и др.
В Европейском Союзе минимальный акциз (для наиболее бедных стран) составляет 1,28 евро на одну пачку сигарет
Выкладка табачной продукции в местах продаж запрещена в таких странах, как Бахрейн, Ботсвана, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Бутан, Вьетнам, Великобритания, Гамбия, Джибути, Египет, Иордания, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен, Канада, Катар, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Латвия, Лесото, Ливан, Македония, Маврикий, Малайзия, Мальдивские о-ва, Мали, Мальта, Марокко, Монголия, Мьянма, Непал, Нигер. Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Панама, Польша, Португалия, Свазиленд, Сейшельские о-ва, Сингапур, Судан, Таиланд, Того, Тувалу, Турция, Финляндия, Чад, Черногория, Шри-Ланка, Эритрея.
В настоящее время стимулирование продажи табака, включая спонсорство табачными организациями, запрещено в 99 странах и территориях [Австралия, Австрия, Албания, Бангладеш, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Буркина-Фасо, Бутан, о. Вануату, Венгрия, Вьетнам, Гамбия, Гвинея, Грузия, Дания, Джибути, Египет, Индия, Иран, Ирландия, Исландия, Иордания, Испания, Италия, Йемен, Катар, Кипр, Колумбия, Конго, Камерун, Канада, Кения, Кувейт, о-ва Кука, Кыргызстан, Лаос, Лесото, Ливия, Люксембург, Маврикий, Мадагаскар, Македония, Малайзия, Мали, Мальдивские о-ва, Мексика, Марокко, Мозамбик, Монголия, Мьянма, Намибия, Науру, Непал, Нигер, Норвегия, Нидерланды, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Панама, Перу, Польша, Португалия, Самоа, Свазиленд, Сербия, Сейшельские острова, Сирия, Словения, Судан, Таиланд, Того, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Тунис, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, ряде штатов США, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чад, Чешская Республика, Чили, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эритрея, Эфиопия, ЮАР], а реклама табачных изделий запрещена в 16 странах и территориях. [Австралия, Бангладеш, Канада, Гонконг, Индия, Ирландия, Италия, Малайзия, Непал, Новая Зеландия, Пакистан, Сербия, Сингапур, Таиланд, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии].
Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации. С потреблением табака и воздействием табачного дыма связан ряд социальных, экономических и экологических последствий, а ущерб здоровью от потребления табака ложится тяжелым бременем на общество и государство (http://forum.sbnt.ru/showthread.php?t=3265).
Шевчук Денис, юрист, активист «Союза борьбы за народную трезвость» (СБНТ, sbnt.ru) и проекта «Гражданский контроль» (akzakon.ru)

Похожие:

В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconВ законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение...
Министерство здравоохранения РФ разработало законопроект «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий...
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconВ законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение...
Министерство здравоохранения РФ разработало законопроект «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий...
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconЗакон от 23. 02. 2013 n 15-фз "Об охране здоровья граждан от воздействия...
Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconДепутаты приняли антитабачный закон
Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconТабачного дыма и последствий потребления табака
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconРоссийская федерация федеральный закон
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака...
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconРоссийская федерация федеральный закон об охране здоровья граждан
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует...
В законопроекте обозначены основные меры, направленные на снижение потребления табака и воздействия табачного дыма iconДепутату Государственной Думы Российской Федерации
Правительство Российской Федерации одобрило и внесло в Государственную Думу законопроект "Об охране здоровья населения от воздействия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница