Что туда входит и чем это всё отличается?


Скачать 111.94 Kb.
НазваниеЧто туда входит и чем это всё отличается?
Дата публикации05.03.2013
Размер111.94 Kb.
ТипВопрос
userdocs.ru > География > Вопрос
-Во-первых, на факультете есть блок общественной географии и естественной географии. Что туда входит и чем это всё отличается?

-Естественный блок направлен на всевозможные точные науки. Там много физики, химии, математики, во всевозможных интерпретациях и областях. Что касается общественной географии. Там учатся гуманитарии, большая часть из которых связана со страноведением, туризмом. Социологии немножко, этнографии, демографии. По сути, они занимаются более высоким уровнем школьной географии. За другие рамки они не выходят.

На естественном направлении большой простор для выбора деятельности, гидрология, метеорология, климатология, экология, геоэкология, сюда же относятся картография и геодезия, землеустройство и кадастры.

-А чем отличается экология от геоэкологии?

-Экология – более обширный вид деятельности. Он включает в себя математику, биологию, физику. Короче, междисциплинарная наука. Геоэкология – более прикладная и относится и какой-то конкретной области. Взять ту же экологию, так геоэкология выбывает из её подразделов. Это – отдельный раздел. Плюс геоэкологии в том, что ты можешь выбрать какую-то конкретную для себя задачу, цель. На самом деле, специализация у нас начинается уже сейчас, на втором курсе. Моя кафедра называется «Геоэкология природопользования». Геоэкологи – они более научны, меньше занимаются прикладной и практической работой. Эти ребята в будущем продолжат заниматься научной деятельностью, новыми разработками, методологиями. Взять ту же разработку Гостов, по которым проводятся все наши отборы про, проведение исследований, мониторингов. Природопользователи – наоборот, ребята-практики. Всё, что мы учим совместно с геоэкологами, мы учим с прикладной точки зрения, с точки зрения применимости на практике. Нам просто говорят, что делать. А мы исполняем, грубо говоря.

-Расскажи – где бывают практики? На каких практиках ты уже была?

-Практики у нас начинаются по окончании первого курса. Первый курс у нас считается вводным. Даже если ты поступал на экологию, ты всё равно слушаешь со всем курсом геоморфологию, океанологию и прочие науки. По окончании двух семестров, ребята выезжают на практику, которая длится с конца мая по конец июня. Каждый конкретный предмет занимает одну неделю их работы. К примеру, у нас первая неделя была геоморфология, нашу группу разделили на бригады по 4-5 человек, каждый преподаватель давал каждой бригаде свою конкретную задачу. Моя бригада работала на левом берегу реки Тосно. Мы должны были полностью исследовать его с геоэкологической точки зрения. Изучить бровки, террасы, характерные точки рельефа, которые говорили бы об изменении уровня вод и береговой линии в течение длительного периода времени. Это всё нам нужно было проверить и записать, чтобы по окончании работы составить карту с подробным описанием нашего участка. У остальных бригад были примерно такие же задачи, но они исследовали либо противоположный берег, либо какой-то другой участок. В дальнейшем была практика по метеорологии. Мы занимались климатическим описанием какой-то местности. То есть, для нас это было микроклиматическое описание, потому что территория, на которой мы работали, была очень маленькая. В течение трёх дней мы наблюдали за давлением, температурой воздуха, влажностью и прочими климатическими характеристиками. После этого мы составляли отчёты по выполненным работам.

-А где?

-Первый курс проходит практику на Саблинской базе. Туда надо ехать на электричке до посёлка Ульяновка. В дальнейшем мы занимаемся в посёлке Кузнечное (на приладожской учебной базе). Что касается Саблинской, тут и получше, и к городу поближе, и общежитие поновее, и кормят хорошо. Находясь в Кузнечном, ты дышишь тайгой, живёшь в лесу. Бараки оставляли желать лучшего, но успокаивало то, что мы жили там мало.

-Вы в Кузнечном измеряли климат?

-На самом деле, всё зависело от того, кому как выпадет расписание. Моей группе выпало на Кузнечное. Мы там проходили геодезию, составляли три различных рода карт. Там же мы проходили биогеографию, кстати, многие группы там проходят биогеографию, потому что там большое разнообразие растений. Есть из чего набрать гербарий и описать. Были ребята, которые проходили там метеорологию, но в плане приборного оснащения Кузнечное хуже, чем Саблино. Там очень старые приборы, такие старые, что многие просто не дожили до конца практики. Не знаю, даже, что нам достанется на этот год!

-В этом году приборы обновят.

-На самом деле, это – главное, потому что цель практики – приблизить нас к какой-то своей практической деятельности после окончания Университета. Понятно, что когда ты будешь дипломированным специалистом, ты не станешь работать с приборами 50-60-х годов, которые на ладан дышат! Было бы лучше, если бы ребята учились на чём-то прикладном. Что касается практик этого года, то предстоят практики уже не общие для всех, а отдельные для каждой специальности. В частности у меня – «Ландшафтное картографирование территорий с применением биоиндикационных методов». Суть в том, что на каждой изучаемой территории различное число как вредных, так и полезных веществ. То, что содержится в воде, воздухе или почве, очень влияет на растительность. Допустим, один вид очень богат кальцием, а другое растение этого кальция не переносит. По состоянию той же сосны или ели можно понять, вредны или не вредны кислотные дожди? Есть ли они вообще? Увял цветочек – и увял, думают люди. И никто не задумывается – почему увял? И наша цель – выявить все причины этого процесса. Плюс у нас есть гидрогеология, на которой мы исследуем источники и грунтовые воды и определяем, насколько они загрязнены. Эта практика у нас в Псковской Области, недалеко от Изборска. Плюс изучение антропогенной нагрузки на территории, практика, посвящённая этому, будет проходить на Южном Урале, в Башкирии. Если не ошибаюсь, во втором по величине в Европе карьере (порядка двух километров глубиной, в ширину тоже велик), ведётся добыча молибденовых руд. В настоящее время он находится в разработке. Нас, собственно везут туда посмотреть, как это всё влияет на ту территорию, которую разрабатывают и близлежащие территории. Практики 2-3-го курса такого же рода. На втором курсе мы куда-то опять выезжаем, и на третьем курсе (нам обещают) практика будет учебно-производственная. То есть, либо в городе, либо в лабораториях кафедры, если они имеются. Потом мы отправимся на производство и будем работать непосредственно там.

-Видела список организаций, с которыми географический факультет недавно заключил договор. Много!

-Выбор есть, было бы желание и возможности. А остальное приложится.

-Классно! А чем вы потом занимаетесь?

-Что касается моей специальности, то её спектр довольно широк – экологи нужны на любом предприятии, будь то пищевая промышленность или что-то связанное с энергетикой. Контроль над деятельностью предприятия нужен всегда. Либо это отдельные независимые фирмы, которые занимаются экологическим мониторингом или просто выполняют заказы нефтяных и газовых корпораций. Многие преподаватели работают в этой сфере и говорят нам: «Так, мол, и так, дети, экология у нас ещё не развита, но вы не отчаивайтесь. Есть вариант – лет на пять устроится экологом на открытое нефте- или газовое месторождение». Поскольку, когда его только открыли, его пять лет не трогают, а отдают экологам для проведения мониторинга. Плюс экологи работают над предотвращением последствий аварий. Последний раз такая авария была в Мексиканском Заливе – там были огромные проблемы с буровой вышкой. Колоссальное количество нефти было выброшено в океан. Мексиканские экологи не обошлись своими силами, а призвали американских и российских специалистов. Считается, что российские экологи в плане удаления нефти из моря имеют более обширный и горький опыт.

-Что изменилось в вашем взгляде на окружающий мир, на грязь, которая вокруг? У меня был случай – я пошла к стилисту и спросила его – а вас не ужасает, когда вы смотрите, как люди одеваются? Просто, когда ты не знаешь, как надо, то ничего страшного, а когда ты обучен, то все косяки бросаются в глаза… то же самое и с природой. Я, например, не знала, что энергосберегающие лампочки опасны. Я много чего не знала. У эколога должна быть огромная стрессоустойчивость. Что меняется во взгляде?

-На самом деле тяжело, когда ты видишь всю эту удручающую обстановку у себя в стране ми в городе. Толком ничего для экологии не делается. Все только говорят-говорят-говорят.

-Дай какой-нибудь совет, который каждый человек может выполнять, чтобы сделать лучше себе и природе.

-Я бы посоветовала равняться на Европу. Хотя бы в сортировке мусора. Для этого у нас в стране есть огромные возможности, и ничего не делается. Мусор просто складируется.

В обычной практике – постараться не выбрасывать мусор на те же газоны, а дойти до урны. Что я делаю каждый день? Когда я хожу в магазин, я всегда смотрю на состав товара. Надо составить список консервантов, которые запрещены или разрешены и смотреть на то, чтобы продукты были одобрены ГОСТом.

-Значит, существует много тех, которые не стоит есть?

-Ничего смертельного, конечно, не будет. Ты и твои дети могут быть абсолютно здоровы, но неизвестно, что будет с внуками! То есть, деятельность эколога направлена не на день сегодняшний (тут уже мало что изменишь), а на далёкую перспективу.

-Молодец! Мне прямо стало понятно многое!

-Приведу пример из своей жизни. У одной моей преподавательницы дома живёт кролик. Судя по её рассказам – чудо какой дрессированный! Бегает по квартире и не жуёт мандарины, которые растут у неё в горшках! У неё мандаринное дерево, доставшееся от бабушки, которое плодоносит. В городской квартире, представляете? И она про кролика рассказывает так, как будто эта какая-то кошка или собака.

-Кролик – грудной младенец и собака!

-У неё есть кролик и хомячок. Кролик бегает свободно, хомячок, к сожалению, ограничен. А преподаватели у нас все чем-то занимаются параллельно.

-Наверно, они должны все что-то в вашей сфере делать кроме преподавания!

-Да. У нас одна преподавательница одно время занималась оценкой экологического урона на месторождениях в западной Сибири.

Часть преподавателей рассказывает о каких-то конкретных экспедициях, если это применимо к какой-то конкретной теме, преподаватель по геохимии, например. Два года назад, после извержения вулкана, он был на местности, залитой лавой, и рассказывал, как там всё меняется. С одной стороны, появились кусочки мха и лишайника, что в дальнейшем, возможно, приведёт к развитию подземной гряды. От того, что преподаватели приводят какой-то личный пример, лекции становятся интереснее.

-Часть студентов, изучающих естественную географию, с третьего курса работает. Неполный день, но тем не менее. У вас так?

-Со мной в группе по английскому занималась девочка. Сейчас она устроилась в какую-то частную фирму, подрабатывает. Руку набивает.

-А что делают студенты и молодые специалисты в естественной географии? Лиза говорила, что ставят что-то забивать…

-По крайней мере, всё уже задействовано, и ты медленно направляешься к «своему». Знаю по себе, что когда всё знаешь в теории, трудно представить ту же геодезию на практике. И ты крутишь этот теодолит…

-Что такое теодолит?

-Прибор для измерения направления углов при геодезических работах.

-Это такая рыженькая хрень типа фотоаппарата, на ножках?

-Это сейчас они рыженькие. И в Саблино – рыженькие. А вот на базе в Кузнечном это – трубка на трёх ногах, с винтиками, которые регулируются. А болтики – 60-70-х годов – ты и дотронуться боишься. Причём это надо аккуратно по перпендикулярной поверхности выровнять, чтобы измерения были точными. Это ужасно, на самом деле.

-А как она работает? Там оптика какая-то внутри или что?

-Там на окуляры нанесена специальная сетка, и нужен человек, который снимает конкретную вышку, допустим, стоя на вершине холма. Ставим человека с пластиковой реей и намечаем какую-то конкретную высоту, которая нам нужна. Чаще всего это высота полтора метра. И ты, собственно, наводишь, фокусируешь, пытаешься свести эту линию с линией, намеченной на рее. Снимаешь показания. А потом – расчёты, расчёты, расчёты. В конечном итоге ты приходишь к тому, что тебе нужно – к конкретной величине. И так с каждой точкой, превышением, углом.

-А эти несчастные геоэкологи создали атлас Антарктиды, так теперь всю Антарктиду… вот так?

-Да. Всё нужно измерить. У нас по геодезии было задание – нужно было сделать карту. Собственно говоря, это была не карта, а только заготовка на неё. Что-то конкретное на ней уже есть – кусты деревья. Что мы там ещё снимали? Это было ужасно на самом деле! (шумно вздыхает) Надо было запечатлеть всё, что ты видишь. Участок, допустим, на сто метров. Тут кустик, тут холмик, тут камешек. Всё это на карте нужно было показать. И тебе надо знать и высоту, и расстояние, и угол всего, что ты замеряешь!

-А назавтра камешка может и не быть!

-Да. И в среднем ты замеряешь шестьсот точек, потом это всё старательно просчитываешь, обрабатываешь!

-Сколько, интересно, времени уходит на создание карты?

-У нас ушло практически две недели. Включая полевые работы и камералку.

-Что такое камералка?

-Камералка – это ужасное место! Там мы обрабатываем все полевые материалы. Приводим в структурированный вид, переносим на графики, забиваем в таблицы.

-А компьютер вы используете?

-(смеётся) О компьютерах в камералке никто не слышал! Можно, конечно, притащить компьютер, выполнить. Но в основном всё делается от руки. На втором курсе, да, преподаватели уже требуют от нас каких-то электронных версий.

-Кому ты посоветуешь поступать на естественную географию? Какой это должен быть человек? Что он должен любить, что он должен уметь (уже в школе)?

-Банально – он должен любить географию.

-Ещё у него, наверное, должна хорошо идти математика. Ещё бегать должен на полевых практиках… я, например, не выживу на ваших базах сто пудов!

-Это должен быть человек, грубо говоря, комфортный. Ему не должно быть в тягость пройти в день пятнадцать километров, которые мы постоянно проходим по работе. У нас было задание по гидрологии – нарисовать карту реки. И нам давали участок, к примеру, участок: от железнодорожной насыпи до устья реки. В среднем это получалось где-то шесть километров. И все эти шесть километров ты идёшь по реке, проверяешь глубины, потому что всё это надо нарисовать, измеряешь расстояние до берегов, а также высоту берегов. И все эти шесть километров ты идёшь, несёшь с собой гидрокостюм, рейки, поплавки, тросы…

-Зато вам, наверное, вообще не нужна физкультура! Ни у кого нет проблем с фигурой.

-(смеётся)

-Бесплатный фитнес, не отходя от кассы!

-Это да! На практике, сколько ни ешь, всё время думаешь – что бы ещё съесть? Мы ёлки жевали!

-Мы в детстве тоже жевали, но по дурости, не от голода.

-Из минусов: многие ребята из-за медотвода всего этого лишаются. То есть, их не допускают до практики, если они не прошли терапевта, и он не дал им справку. Бывали случаи, когда у ребят в полевых условиях случались приступы гастрита. Их еле-еле довозили до населённых пунктов. Аллергия – большой минус. Ведь на практике совершенно жуткие комары, прокусывающие тебя через три пары джинсов и прочие насекомые. Перед практикой всем делают прививки от клещевого энцефалита. А у многих аллергия на эти прививки, поэтому их из-за прививок не допускают к практике. И, получается, что ты не сдал семь зачётов. А чтобы вылететь, достаточно не сдать три.

-Ну и как с такими поступают? Придумывают другую практику?

-Не знаю, как на других кафедрах, расскажу, как у нас. У нас дают медотвод и разрешают пройти практику в городе. То есть, они обрабатывают какие-то данные, но не в лесу, а у нас на кафедре. Ещё человек, поступающий на геофак, должен быть готов к новым открытиям. Были такие случаи, что ребята приходят к нам, и в самом начале первого курса говорят: «Ой, мне так нравиться география! И биология! Да и экологию я люблю!» А потом, когда на них наваливается куча математики, физики и химии, от которой они с одной стороны далеки, а с другой – это даёт им возможность лучше понять что, как и почему. Ведь все естественные науки взаимосвязаны. А ребята на лекциях думают: «Оооо, ну когда же всё это закончится! Оооо, я больше не могу!» И забирают документы. Нужно быть готовым к тому, что такие сложности будут, никуда не убежишь. Когда я гляжу на расписание 3-4 курса, я вижу на своей кафедре занятия по чему-то невообразимому, и думаю – зачем мне это? Гидромеханика? Зачем? Ну, ладно, думаю я, доучимся, посмотрим, наверняка там будет что-нибудь интересное и для моей специальности.

-Про общественную жизнь я уже знаю. Ты в КВНе в каком-нибудь участвуешь? В какой команде?

-В нашей. «Алесь». Изначально мы назывались «Между небом и землёй». Сначала (довольно давно) это была одна команда. Я играла весь первый курс, а потом я не то, что это дело бросила, но как-то не заладилось… я помогала чисто консультациями, допустим, когда у ребят не было идей, я что-нибудь придумывала. Либо критиковала готовый материал.

-Какие у них успехи? Я видела на сайте благодарность вашей команде за какие-то успехи на фестивале. Что за успехи?

-Ребята ездили на «Аник». В этом году они тоже там были. Но этот год был успешнее предыдущего: в прошлом году нас не допустили до полуфинала, так как там помимо нас участвовали уже довольно известные команды. Так что нам двери были закрыты. Причём, зрительный зал всё это освистывал, понимая необъективность оценок. В этом году мы настолько разозлились, что просто вылетели, как пробка из шампанского на первое место. Попутно ребята играют на межрегиональной игре «Балтика». А в мае – финал университетской лиги. У ребят достаточно большие шансы выиграть. У нас – второе место, это большой результат, так как конкуренция огромна, иногда всё решают сотые или десятые баллы. Ещё ездили на Невскую Межрегиональную Лигу. Стараемся засветиться и там и там и там.

-Есть амбиции на Первый канал попасть? В Высшую Лигу?

-Сейчас на Первый Канал пробивают дорогу двое университетских – один из экономического, другой – не помню. Но они молодцы! Они поиграли уже во многих лигах. С Белоруссией боролись.

Ещё нам нужна финансовая поддержка. А то перед выступлением перед каждым думаем: «Господи! Нужно ещё это, это и вот это!» Причем, что касается поддержки от факультета, многое зависит от конкретных личностей. Допустим, была у нас на факультете такая – гром-баба – все пороги обивала! Не растеряется! Сейчас она нам уже не оказывает поддержки. Она честно предупредила: «Я иду в магистратуру, ещё работаю, мне некогда».

Похожие:

Что туда входит и чем это всё отличается? iconКнига символическая, чем и отличается от "Дневника Мага"
Считаю своим долгом предуведомить читателя о том, что "Алхимик" книга символическая, чем и отличается от "Дневника Мага", где нет...
Что туда входит и чем это всё отличается? iconКогда наблюдается это явление?
Что называется дифракционным спектром? Чем он отличается от призматического или дифракционного?
Что туда входит и чем это всё отличается? iconЧто это за стиль и чем он отличается от русского?
Классическая свадьба в европейском стиле сдержана, элегантна, ей присуще оформление всех деталей в одном стиле и единой цветовой...
Что туда входит и чем это всё отличается? iconМетодичка для 7 класса
...
Что туда входит и чем это всё отличается? iconНатаниэль Фик Морпехи
Эта чрезвычайно интересная и познавательная книга расскажет не только о реальных исторических событиях в системе однополярного мира,...
Что туда входит и чем это всё отличается? iconСмузи диетическая густая масса, сохранившая все витамины и волокна...

Что туда входит и чем это всё отличается? icon   Все дело в доме. Когда все было в Самом Начале, он уселся в очень...
Разве что как раньше: привести рыл пятнадцать и патроны не жалеть; да только такими толпами больше никто не собирается, невыгодно....
Что туда входит и чем это всё отличается? iconФсб  как расправа  с профсоюзными лидерами Магнитки
...
Что туда входит и чем это всё отличается? icon01. Чувство Парижа. Ориентация Париж никогда не кончается, и каждый,...
Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит...
Что туда входит и чем это всё отличается? icon1. Дайте определение pr. Чем pr отличается от рекламы
Что такое pr-коммуникация в широком и узком значении слова. Назовите важные признаки pr-коммуникации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница