В. А. Игнатова концепции современного естествознания


НазваниеВ. А. Игнатова концепции современного естествознания
страница1/22
Дата публикации01.05.2013
Размер3.39 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В. А. Игнатова


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ




Учебное пособие

Издательство

Тюменского государственного университета

2005



КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 6

ПРОГРАММА КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» 6

Тематический план изучения дисциплины 9

Темы практических занятий 10

Методические указания по самостоятельному изучению теоретической части дисциплины 12

Методические указания по подготовке к практическим занятиям 13

Методические указания по подготовке к текущему контролю знаний и итоговой аттестации (экзамен или зачет) 14

Вопросы для самоконтроля 14

ТЕСТЫ для самоконтроля 16

Критерии итоговой аттестации 23

Вопросы для размышления и творческие задания 23

Тематика контрольных работ 25

Перечень вопросов к итоговой аттестации 26

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ 28

Учебники и учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации 28

Дополнительная литература 28

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29

1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - СИСТЕМА НАУК О ПРИРОДЕ 29

1.1. ПРИРОДА И СПОСОБЫ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ 29

1.1.1 ПРИРОДА КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА 30

1.1.2. ЧЕЛОВЕК КАК ПОЗНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ ПРИРОДЫ 31

1.1.3. МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, НАУКА КАК КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБЫ ПОСТИЖЕНИЯ ПРИРОДЫ 34

1.1.4 ПОЗНАНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КАРТИНА МИРА 37

1.1.5 МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КУЛЬТУРА 40

1.2 НАУКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ 42

1.2.1 НАУКА КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ 42

1.2.2 НАУКА КАК СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ 43

1.2.3 ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 48

1.2.4. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 51

1.3 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ НАУКИ 52

1.3.1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК 52

1.3.2 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ИЕРАРХИЯ НАУК О ПРИРОДЕ 54

1.3.3. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 57

1.3.4 ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 62

2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 64

2.1 СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА 64

2.1.1 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА 65

2.1.2 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 68

2.1.3 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 74

2.2. ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 82

2.2.1 ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НАУКИ 83

2.2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 88

2.2.3 НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 99

3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 114

3. 1 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ 115

3. 1. 1 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 115

3. 1. 2 КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИОПРИРОДНЫХ СИСТЕМ 116

3. 1. 3 СВОЙСТВА ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ 119

3. 1. 4 СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ МИРА 122

3. 2 САМООРГАНИЗАЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ, ДАЛЕКИХ ОТ РАВНОВЕСИЯ 123

3. 2. 1 ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 123

3. 2. 2 РОЛЬ СЛУЧАЙНОГО В ПОВЕДЕНИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ 125

3. 2. 3 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ 127

3. 2. 4 СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 133

3. 3 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 137

3. 3. 1 САМООРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ 137

3.3.2. КОНТУР С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ 138

3.3.3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 140

3. 4 НЕКОТОРЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 143

3. 4. 1 САМООРГАНИЗАЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ 143

3. 4. 2 ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД И ЗВЕЗДНО-ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМ 150

3. 4. 3 САМООРГАНИЗАЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЛИ 153

3. 4. 4 САМООРГАНИЗАЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА 161

3. 4. 5 САМООРГАНИЗАЦИЯ И АНТРОПОГЕНЕЗ 170

3. 4. 6 САМООРГАНИЗАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИОГЕНЕЗ 181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 197

ГЛОССАРИЙ 198


УДК 5 (075.8)

ББК 20Я73

И 265
В.А.Игнатова Концепции современного естествознания: Учебное пособие для дистанционного обучения.

Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005,с.

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Концепции современного естествознания» и предназначено для студентов младших курсов гуманитарных факультетов дистанционной формы обучения. В теоретической части пособия рассматриваются концептуальные идеи постнеклассической науки, имеющие важное значение для описания функционирования социоприродных систем разного уровня, - элементы теории систем, теории самоорганизации и организации (управления). В методической части представлены: рабочая программа, тематический план, календарно-тематический план обучающегося, планы семинарских занятий, список учебной литературы, методические указания по самостоятельной работе над курсом. Средства контроля включают: контрольные вопросы, творческие задания и вопросы для размышления, тестовые задания и темы контрольных работ, ключи к тестам, критерии самооценки усвоения учебного материала и итоговой аттестации во время сессии.


Рецензенты:

Н.Н.Гребнева, доктор биологических наук, профессор

И.Г.Захарова, доктор педагогический наук, профессор


© Игнатова Валентина Александровна, 2005
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconПредмет курса «Концепции современного естествознания» и социальные функции естественных наук
Предметом учебного курса "Концепции современного естествознания" являются: основные проблемы, идеи, теории естественных наук; научные...
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconУчебно-методическое пособие по курсу «концепции современного естествознания»
М-54 концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу, семинарским занятиям и для самостоятельной...
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconНайдыш В. М. Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп
Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Альфа-М; инфра-м, 2004. — 622 с. (в пер.)
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconЛитература Основная
Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов вузов. — М., 2003
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconКонцепции современного естествознания.  В. Н. Лавриненко
История Отечества ХХ век. 11 класс В. П. Дмитренко, В. Д. Есаков, В. А. Шестаков, 1999 -170р
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconПрограмма по дисциплине «концепции современного естествознания»
Проблема двух культур в науке: естественнонаучная и гуманитарная культуры, связь между ними. Единство науки
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconГусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания:...
А. Д. Гладун — председатель экспертного совета по общим естественнонаучным дисциплинам Министерства образования рф, доктор физико-математических...
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconНайдыш В. М. Н20 Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...
В. А. Игнатова концепции современного естествознания iconРеферат по концепции современного естествознания на тему: Тема: Биосфера
С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы и окружающей среды. Он достиг огромной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница