Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс


Скачать 138.28 Kb.
НазваниеЗанятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс
Дата публикации03.05.2013
Размер138.28 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы


Занятие 2 « Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Вопрос 1. Определение, задачи, принципы построения РСЧС.

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае возникновения ЧС, для ликвидации её последствий в России в 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В соответствии с Федеральным законом № 68-Ф3 от 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

На основании ^ Постановления Правительства Российской Федерации № 1113 от 5 ноября 1995 г. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сохранилась сокращенное название - РСЧС).

^ РСЧС предназначена для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае возникновения ЧС, для ликвидации её последствий.

^ РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение защита населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

  1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения от ЧС;

  2. предупреждение ЧС;

  3. создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств;

  4. сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения;

  5. подготовка населения;

  6. прогнозирование и оценка последствий ЧС;

  7. создание резервов;

  8. осуществление экспертизы, надзора и контроля защиты населения от ЧС;

  9. ликвидация ЧС;

  10. социальная защита пострадавшего населения;

  11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;

  12. международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:

  1. принцип защиты всего населения России, без исключения, а также территории, объектов экономики, материальные и культурные ценности;

  2. принцип обязательности выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС всеми органами власти, предприятиями, учреждениями независимо от формы собственности;

  3. принцип разделения полномочий и ответственности между федеральными, территориальными, местными органами исполнительной власти;

  4. принцип заблаговременного и дифференцированного планирования мероприятий по защите населения;

  5. принцип согласованного и комплексного подхода к проведению мероприятий по защите населения;

  6. принцип соответствия организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации.

^ Вопрос 2. Организация РСЧС. Территориальные и функциональные подсистемы.
Общее руководство РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на МЧС России. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.

^ Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Феде­рации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих терри­торий (республиканские, краевые, областные, городские, районные).

Задачи, организация состав сил и средств, порядок функционирования территори­альных подсистем определяются положениями, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

^ Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными орга­нами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и террито­рий от опасностей различного характера федеральными органа­ми исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

  • служба медицины катастроф (Минздрав России);

  • служба охраны общественного порядка (МВД России);

  • противопожарная служба (МВД России);

  • служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхоз­прод России);

  • государственная спасательная служба (МЧС России);

  • служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

  • служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

  • служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

  • противопаводковая служба (Минприроды России);

  • служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

  • служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

  • транспортная служба (Минтранс России);

  • служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной раститель­ности (Рослесхоз);

  • служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).


Вопрос 3. Уровни управления РСЧС.
РСЧС имеет четыре уровня управления:

  • федеральный,

  • территориальный,

  • местный,

  • объектовый.

Все уровни управления имеют в своём составе:

  1. постоянно действующие органы повседневного управления;

  2. органы обеспечения оперативного управления;

  3. силы и средства;

  4. резервы финансовых и материальных ресурсов.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне - МЧС России;

  • на территориальном уровне - органы управления по делам ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • на местом уровне - органы управления по делам ГОЧС при органах местного самоуправления;

  • па объектовом уровне) - отделы, секторы по делам ГОЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

  • оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъек­тов Российской Федерации, городов и населенных пунктов;

  • дежурно-диспетчерские службы феде­ральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами свя­зи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в со­стоянии постоянной готовности к использованию.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных под­систем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным си­туациям, которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

  • на федеральном уровне – Межведомственная (Правительственная) комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные в федеральных органах исполнительной власти;

  • на территориальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации;

  • на местном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органов местного самоуправления;

  • на объектовом уровне (в организациях) - объектовая комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, создаваемая в за­висимости от объема решаемых задач.


Вопрос 5. Состав сил и средств РСЧС.
Силы и средства РСЧС подразделяются на две группы: первая - силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, вторая - силы и средства наблюдения и контроля за ЧС.

1. В состав сил и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят:

  1. военизировавные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

  2. формирования и учреждения Всероссийской Службы Медицины Катастроф;

  3. формирования ветеринарной службы и службы защиты растений;

  4. военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

  5. формирования ГО Российской Федерации;

  6. специально подготовленные силы других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

  7. аварийно-технические центры Министерства по атомной энергетике;

  8. службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиационной службы России;

  9. восстановительные и пожарные поезда МПС России;

  10. аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота и речного флота России.

^ 2. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

  1. службы и организации наблюдения и контроля федеральных органов исполнительной власти;

  2. формирования санитарного надзора Минздрава России;

  3. ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

  4. службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья;

  5. геофизическая служба Российской академии наук;

  6. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  7. подразделения Министерства по атомной энергетике;

  8. космические средства наблюдения;

  9. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.


Вопрос 6. Силы и средства постоянной готовности МЧС России.
Для приведения в готовность вышеназванных сил и средств РСЧС необходимо затратить определённое время.

Поэтому особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые организуют и проводят работу по ликвидации последствий ЧС первыми.

В их состав входят:

  1. Войска гражданской обороны;

  2. Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

  3. Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд,

  4. Поисково-спасательные службы (ПСС);

  5. Центр специального назначения (Москва);

  6. Авиация МЧС России;

  7. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

  8. Силы и средства органов внутренних дел;

  9. Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций создаваемые решениями их руководителей.

Остановимся на самых оперативных формированиях.

^ Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, пред­назначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяю­щие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пора­женных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их от­правки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромо­бильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждаю­щихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходи­мых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиацион­ных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реаги­рует на ЧС самого различного характера.

^ Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков регио­нальных поисково-спасательных служб и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тысяч спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спаса­тельных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эва­куации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направ­ленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудовани­ем: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радио­локационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска по­страдавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения анало­гичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новей­ших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ.

Формирования поисково-спасательных служб способны в сроки от 15 минут до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

^ Центр специального назначения («Лидер») создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвида­ция связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с по­вышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехни­ческих работ. На Центр возложены следующие задачи:

  • проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности;

  • проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с ис­пользованием легководолазного снаряжения;

  • оказание пораженным медицинской помощи;

  • выполнение подрывных и пиротехнических работ;

  • осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

  • обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при ЧС.

^ В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехниче­ских); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населе­ния; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

^ Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее струк­тур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

  • проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

  • осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы; обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздуш­ных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

  • осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказа­ния медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудо­вания и ценностей из зон бедствия.

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, на­ходящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации лег­ких, средних и тяжелых вертолетов.
^ Вопрос 7. Режимы функционирования РСЧС.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей территории, устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

  1. режим повседневной деятельности — при нормальной производственно промышленной, радиационной, химической, биологической и другой обстановке;

  2. режим повышенной готовности — при ухудшении обстановки или при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

  3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.


В зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия.

В режиме повседневной деятельности осуществляются:

  • наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстанов­кой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

  • планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

  • создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

  • совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

  • создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ре­сурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

  • осуществление целевых видов страхования;

  • участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к веде­нию ГО.

В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

^ В режиме повышенной готовности осуществляются:

  • формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выра­ботка предложений по ее нормализации;

  • усиление дежурно-диспетчерских служб;

  • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природ­ного и техногенного характера и их масштабов;

  • принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обес­печению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

  • приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их дей­ствий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунк­тов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходи­мости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются:

  • выдвижение оперативных групп в район ЧС;

  • разведка зоны ЧС;

  • уточнение решения по ликвидации ЧС;

  • организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение
    аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

  • организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

Похожие:

Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс icon1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий...
Предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». В 1995 г после принятия федерального закона «О защите населения и территорий...
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс icon1. Определение, задачи и организационная структура рсчс
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) была создана
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconЗаконодательство российской федерации о единой государственной системе...
Основные понятия: чрезвычайная ситуация, предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций, зона чс чрезвычайных...
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconЗанятие 1 «Общая характеристика чрезвычайных ситуаций и мероприятия...
Вопрос Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Основные понятия
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных...

Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconМетодические указания по медицине катастроф тема № «Задачи и основы...
Федеральные законы, указы Президента рф, постановления Правительства рф, приказы, инструкции, методические указания Министерства...
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10
Задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconРекомендуемый перечень вопросов для вынесения на итоговый зачёт
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс): структура, цели, задачи, режимы функционирования
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconФедеральный закон о противодействии коррупции
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...
Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс iconПланирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных...
Говоря о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций, следует остановиться на характеристике современных средств поражения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница