Краткое содержание отчета 5


НазваниеКраткое содержание отчета 5
страница1/5
Дата публикации04.05.2013
Размер0.6 Mb.
ТипКраткое содержание
userdocs.ru > География > Краткое содержание
  1   2   3   4   5
ГЕНДЕР И РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ
СОДЕРЖАНИЕ:
Выражение признательности 4
Краткое содержание отчета 5
1. Введение 14
2. Ситуационный Анализ 16

  • Общие сведения о Ферганской долине

  • История конфликтов в Ферганской долине

  • Глубинные факторы риска возникновения конфликтов в Ферганской долине


3. Методология 23
4. Гендерное неравенство в доступе к ресурсам 25

  • Женщины и мужчины о приоритетных проблемах региона

  • Владение и контроль над собственностью: традиция неравенства женщин

  • Обобщение по разделу


5. Молодежный фактор риска 42

  • Образование

  • Безработица

  • Восприятие молодежью государственной политики и взгляды на будущее

  • Этнический и религиозный факторы

  • Обобщение по разделу


6. Проблемы гендерного насилия в регионе 70

  • Гендерное насилие: неоднозначная роль и позиции женщин

  • Участие женщин и мужчин в конфликтах: роли, интересы, последствия

  • Обобщение по разделу


7. Заключение 80
8. Рекомендации 84
Использованная литература 88
Глоссарий 90
Приложения 91

  • Карта Ферганской долины

  • Структура проекта (название)

  • Схема мониторинга

  • Целевые зоны

  • Гендерно-чувствительные индикаторы в системе раннего предупреждения



Список графиков

График 1. Оформление земельной доли на членов семьи в южном Кыргызстане

График 2. Оформление земельной доли на членов семьи в северном Таджикистане

График 3. Получение земельного надела при распределении земли. Южный Кыргызстан

График 4. Степень осведомленности о своих правах на землю и имущество, южный Кыргызстан

График 5. Если существует запрет на получении информации о правах на землю и имущество, то это исходит со стороны…?» Таджикистан (%)

График 6. Посещаемость средней школы. Северный Таджикистан

График 7. Посещаемость девочек наравне с мальчиками среднюю школу. Южный Кыргызстан

График 8. Оценка населением эффективности государственной молодежной политики. Южный Кыргызстан

График 9. Оценка населением эффективности государственной молодежной политики. Северный Таджикистан

График 10. Ответы респондентов на вопрос: Со стороны кого, вы чувствуете дискриминацию по отношению к вашей национальности? Южный Кыргызстан

График 11. Ответы респондентов на вопрос: Со стороны кого, вы чувствуете дискриминацию по отношению к вашей национальности? Северный Таджикистан

График 12. Отношение к представителям другой национальности, северный Таджикистан

График 13. Отношение респондентов к представителям другой национальности, южный Кыргызстан

График 14. Отношение к людям, перешедшим в другие религии, южный Кыргызстан

График 15. Отношение к людям, перешедшим в другие религии, северный Таджикистан

График 16. Вероятность возникновения насильственного конфликта из-за перехода в другую религию. Южный Кыргызстан

График 17. Вероятность возникновения насильственного конфликта из-за перехода в другую религию. Северный Таджикистан

График 18. Степень подтверженности женщин насилию при перевозке сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Южный Кыргызстан

График 19. Женщины подвергаются насилию со стороны.... Ответы женщин и мужчин южного Кыргызстана

График 20. Женщины подвергаются насилию со стороны.... Ответы женщин и мужчин северного Таджикистана

Список таблиц

Таблица 1. Три наиболее актуальные проблемы молодежи юга Кыргызстана

Таблица 2. Три наиболее актуальные проблемы молодежи севера Таджикистана

Таблица 3. Причины вступления в радикальные релиозные группы молодыми мужчинами и женщинами южного Кыргызстана

Таблица 4. Причины вступления в радикальные религиозные группы молодыми мужчинами и женщинами северного Таджикистана

АББРЕВИАТУРЫ


ИДУ Исламское Движение Узбекистана

КР Кыргызская Республика

КСФК Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация

НПО Неправительственная организация

НСК Национальный Статистический Комитет

НСК КР Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

ПРООН Программа Развития Организации Объединенных Наций

СНГ Содружество независимых государств

С/У Сельская управа

ФИНКА Закрытое акционерное общество, микрокредитная компания ФИНКА

ЮНИФЕМ Женский Фонд Развития Организации Объединенных Наций

^ АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Авторы
Анара Мусабаева, Анара Молдошева

Эксперты по Таджикистану
Марифат Абдуллаева, Манзура Махкамова
ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Подготовка отчета стала возможной благодаря поддержке и ценному вкладу многих людей и организаций.
Авторы выражают благодарность за помощь в координации работы сети мониторов на местах Джамилей Капаровой (Кыргызстан) и Лобар Сатаровой (Таджикистан). А также признательны Идриссе Каргбо, консультанту ЮНИФЕМ за предложения и рекомендации по структуре отчета.
Хотелось бы отдельно отметить Зумрат Салморбекову, руководителя проекта, чьи терпение, юмор и знания о регионе очень помогли в ходе работы над отчетом.
Особая признательность выражается сети мониторов, без чьей самоотверженной работы этот отчет не состоялся бы. Мониторы собрали много качественной информации, несмотря на трудности, связанные с общей напряженной нестабильной обстановкой в регионе.

В сборе информации участвовали следующие мониторы из Кыргызстана и Таджикистана:


Кыргызстан

Таджикистан

Абдырахманов Айбек

Абдурахимов Гуфрон

Аслонов Жумабай

Аминова Лубат

Амирбекова Санабар

Бобоева Мухиба

Абдыраимов Ырысбай

Курбанова Матлюба

Болпонова Жумагуль

Окилов Тожибой

Жороев Кылычбек

Пардаева Яхишой

Жусуева Гульмира

Раупов Абдуманнон

Касмалиева Толгонай

Рахимова Адолат

Матаева Гульнараим

Рустамов Темурмалик

Назарова Раиса

Тахсинов Нажмитдин

Олоков Уран

Тешаев Забиювло

Сатыев Кубанычбек

Урунов Голиб

Укубаева Кундуз

Файзуллаева Гулбахор

Усманов Улугбек




Эгембердиев Асылбек




Эгембердиева Жылдыз





^ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Данный отчет является результатом пилотного проекта «Гендерные аспекты в системе раннего предупреждения и предотвращения конфликтов в Ферганской долине», в ходе которого, с марта по декабрь 2005 года, в южном Кыргызстане и северном Таджикистане, входящих в зону Ферганской долины, были проведены исследования по изучению социальной напряженности и возможности конфликтов.

При этом основным фокусом исследования было рассмотрение ситуации в регионе с гендерной точки зрения.
Ферганская долина расположена в Центральной Азии и занимает площадь более 100 тыс. кв. км. Три суверенных государства – Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, образовавшиеся после распада Советского Союза в 1991 г., имеют свои территории в Ферганской долине с общим населением более 11 миллионов человек.
Среди наиболее важных причин возможности возникновения конфликта в Ферганской долине являются нехватка воды и земли на фоне многоэтничности и высокой плотности населения; большой удельный вес молодежи в структуре населения; высокий уровень безработицы и трудовой миграции; нерешенность вопросов демаркации и делимитации границ, наличие анклавов и спорных территорий; прохождение стратегических путей наркотрафика через регион; влияние радикальных религиозных, и экстремистких группировок. Ферганская долина также имеет историю конфликтов на этнической и религиозной почве. К числу наиболее насильственных конфликтов с большими человеческими жертвами относятся конфликт в Узбекистане в 1989 г. сопровождавшийся погромами и эвакуацией тысяч семей месхетинских турков из Узбекистана, Ошско-Узгенский конфликт по поводу земли в Кыргызстане в 1990 г. Высокий потенциал конфликтности также связан с недавними событиями, произошедшими весной 2005 года в Кыргызстане и Узбекистане1, которые продемонстрировали, что внутренняя политическая нестабильность и социальное недовольство в странах Ферганской долины напрямую влияет на дестабилизацию во всем регионе.
Высокий потенциал региональной неустойчивости Ферганской долины в течение долгого времени побуждает международные и местные организации осуществлять различного рода программы и проекты, направленные на снижение факторов риска и предотвращение конфликтов, включая проекты по развитию потенциала местных сообществ, инфраструктурные проекты в приграничных территориях, а также образовательные и исследовательские проекты. Несмотря на существующие инициативы международных агенств и местных НПО, направленных на снижение факторов риска и предотвращение конфликтов, до сих пор наблюдается недостаток гендерно-разделенных данных и гендерного анализа причин конфликтов и особенностей их воздействия на женщин и мужчин.
Принимая во внимание важность гендерной составляющей ситуации в Ферганской долине и недостаток гендерно-разделенной информации, региональный офис ЮНИФЕМ в СНГ реализовал проект «Гендерные аспекты в системе раннего предупреждения и предотвращения конфликтов в Ферганской долине» в рамках глобальной инициативы Женского Фонда Развития ООН (ЮНИФЕМ) «Мониторинг мира и конфликта с использованием гендерно-чувствительных индикаторов раннего предупреждения конфликтов». Эта инициатива была проявлена в ответ на резолюцию Совета Безопасности ООН № 1325 от 2000 года по вопросам женщин, мира и безопасности, целью которой является вовлечение женщин и поощрение их участия в мирных инициативах и предотвращении конфликтов.
При подготовке отчета использовалась информация, собранная сетью мониторов (16 в Кыргызстане и 13 в Таджикистане)2. Для сбора информации использовались гендерно-чувствительные индикаторов, разработанные в ходе проекта. В ходе мониторинга были использованы как количественные, так и качественные методы исследования, в том числе обсуждения в фокус-группах, анкетный опрос, индивидуальные глубинные интервью и изучение частных случаев (кейс-стади), и материалы электронного форума по проблемам молодежи.
Согласно результатам исследования, предметами особой озабоченности являются гендерное неравенство в доступе к экономическим ресурсам на фоне общей нехватки воды, земли сельскохозяйственного назначения; недостаток доступа к медицинским и другим социальным услугам; большая численность молодежи, ограниченной в возможностях получения качественного образования, социальных услуг и не имеющей средств к существованию из-за отсутствия работы. Положение и статус женщин ухудшается в связи с усилением бедности, сохранением стойкой тенденции главенства мужчин во владении и контроле над основными экономическими ресурсами, усилением и возрождением многих патриархальных традиций, незначительным представительством женщин в центральных и местных органах власти.
Основная часть проблем в Ферганской долине имеет структурный характер. Без учета данного фактора раннее предупреждение конфликтов представляется невозможным. Ситуационный анализ и данные мониторинга выявили также наличие причин непосредственного характера, например, многочисленные нарушения прав человека и гражданских свобод как внутри отдельных государств, так и связанные с необходимостью местного населения региона почти ежедневно пересекать границы для ведения торговли или посещения родственников. Можно также говорить и об ухудшении безопасности в регионе в связи с ростом наркотрафика через регион и деятельностью радикальных и экстремистских организаций. Материалы мониторов изобилуют также описанием единичных случаев убийств и избиений гражданского населения силовыми и пограничными структурами на границах. В совокупности со структурными и непосредственными причинами такие единичные случаи могут служить детонаторами напряженности и вести к вспышкам конфликтов.
С учетом основных проблем, рассматривающихся в данном отчете, одним из главных условий сохранения стабильности в Ферганской долине является эффективное государственное управление и сотрудничество в целях достижения долгосрочных интересов народов стран, входящих в данный регион. Поэтому основной рекомендацией данного отчета национальным правительствам является признание за собой ключевой ответственности за изменение условий, вызывающих конфликты как в своих странах, так и в регионе в целом. Для адресации многих структурных факторов конфликтов, правительствам необходимо развивать комплексные стратегии развития, ориентированные на решение основополагающих проблем социального и экономического характера совместно с соседними странами.

^
Основные выводы


В ходе данного исследования были получены следующие основные результаты и выводы3:
Гендерное неравенство в доступе к ресурсам

  • В регионе остаются стойкими традиции главенства мужчин во владении и контроле над основными экономическими ресурсами. Как показали результаты мониторинга, женщины очень редко являются собственниками, так как в более чем в 80% случаев земля и другое имущество оформляются на мужчин, то есть на мужа, отца, брата или сына.

  • Неравенство в распределении ресурсов на уровне владения землей и контроля над собственностью ограничивает женщин в возможностях выхода из бедности, в частности за счет использования различных кредитов. В условиях существования системы залогов при получении средних и крупных кредитов, женщины, как правило, могут рассчитывать только на мелкие кредиты, не позволяющие развивать устойчивые формы бизнеса, и удовлетворящие лишь ежедневные нужды семьи. Проявляя высокий потенциал адаптации к новым экономическим и социальным условиям, женщины, тем не менее, оказываются ограниченными «экономикой выживания» - уличными рынками, мелким и челночным бизнесом, а также несут издержки расширения производственной деятельности в условиях натурализации домашнего хозяйства.

  • Женщины, в поиске защиты своих прав, чаще мужчин обращаются к неформальным структурам власти - в суды аксакалов (старейшин села), женские и махалинские (общинные, соседские) советы. Это не в последнюю очередь связано с тем, что услуги официальных судов являются платными и с тем, что зачастую обращение в государственные структуры сопровождается необходимостью давать чиновникам взятки.

  • Локализация жизненных стратегий женщины на уровне семьи наряду с ограниченными возможностями защиты своих прав через формальные институты ведут к тенденции усиления влияния норм обычного права, «адата» - традиционного кодекса поведения, ориентированного на «мужские» интересы в решении многих вопросов взаимодействия в сообществе, в том числе имущественного характера. Таким образом, женщины оказываются перед двойными барьерами, закрепляющими их неравенство в доступе к ресурсам и защите своих прав на владение и управление земельными и другими активами.


^ Молодежный фактор риска

  • Ферганская долина не только перенаселена, но и характеризуется большим удельным весом молодежи, который составляет от 40 до 50% населения региона. Учитывая остроту и серъезность проблем, испытываемых молодыми людьми, есть основания считать молодежный фактор серьезной угрозой стабильности в регионе.

  • Бедность и разрушение социальной и культурной инфраструктуры ведут к тенденции усиления гендерного неравенства в доступе к образованию, медицинским и социальным услугам. Высшее образование стало платным и поэтому неподъемным для многих бедных семей. Специальные инвестиционные программы для молодежи отсутствуют как в Таджикистане, так и в Кыргызстане.

  • Безработица среди молодежи названа респондентами в обеих странах самой острой проблемой. В сочетании с бедностью и ограничениями в доступе к образованию, она ведет к маргинализации молодежи. Молодежь становится одной из самых уязвимых и социально незащищенных групп общества. Все это способствует оттоку молодежи на заработки в другие страны.

  • Судя по материалам опроса, вопрос межэтнических отношений и дискриминации на основе этнической принадлежности продолжает оставаться актуальным, главным образом в связи с действиями пограничных, таможенных служб соседнего государства, при этом мужчины чаще подвержены дискриминации на этнической почве по сравнению с женщинами.

  • Религиозный фактор приобретает большую важность. Имеющиеся сведения указывают на довольно высокий уровень нетерпимости по отношению к перешедшим в другую религию в обеих странах. Относительное большинство респондентов и в Кыргызстане, и в Таджикистане, считают, что отношения между сторонниками «традиционных» для региона религий и перешедшими в другие религии могут стать причинами конфликтов в будущем.

  • Выявлена тенденция увеличения интереса к религии, как среди девушек, так и среди юношей. Неформальные группы по изучению ислама становятся популярными среди молодых девушек, а молодые мужчины чаще обращаются за получением знаний религии в медресе и чаще посещают мечети. Таким образом, молодежь, с одной стороны, пытается заменить традиционные институты социализации общением в неформальных религиозных группах, а с другой, пытается пополнять дефицит знаний, недополученных через школы, вузы и общение в семье.

  • Материалы мониторинга выявили высокую степень неудовлетворенности государственной молодежной политикой и низкие ожидания об улучшении политики в ближайшей перспективе. Среди мужчин скептицизм и недоверие в отношении молодежной политики государства проявляется в большей степени, чем среди женщин. Особенно высоким является уровень недоверия к государственным органам в решении проблем молодежи в Кыргызстане.

  • Падение доверия к государственным институтам среди молодежи может способствовать обращению молодого поколения к поискам альтернативного устройства общества в противовес слабому и нестабильному государству. Это может сыграть на руку радикальным группам, проповедующим отказ от светского государства и создание исламского халифата. Одной из основных причин приобщения к радикальным группам молодых женщин и мужчин, согласно материалам исследований, являются «поиски справедливого общества».


^ Проблемы гендерного насилия в регионе

  • Замкнутость женщин на интересах семьи и домашнего хозяйства, увеличение роли семейно-родственных и соседских отношений как неформального механизма социальной защиты, способствуют воспроизводству женщинами традиционных властных иерархий, составляющих одну из основ распространенных в регионе практик подчинения и насилия. В этом смысле, женская роль в ситуациях конфликтов вряд ли может рассматриваться как однозначно безнасильственная, а женщины только как жертвы.

  • Существующие подходы, противопоставляющие «мужские» и «женские» роли в конфликтах и утверждающие, что «мужские» роли способствуют насилию, а «женские» - миру и стабильности, значительно затрудняют понимание существующего опыта участия женщин и мужчин в конфликтах.

  • На практике, поведение женщин и мужчин в конфликтах во многом определяется их социальным статусом, в частности, к какой группе они относятся, к богатым или бедным. Как показывают материалы мониторинга, чаще всего на открытое выражение протеста и участие в конфликтах идут женщины из бедных семей. Среди женщин, участвующих в протестах, преобладают наиболее уязвимые категории - одинокие, вдовы и разведенные, являющиеся главами семей и, следовательно, полагающиеся только на себя в защите своих интересов и интерсов своих детей.

  • Само присутствие женщин, женских организаций, как в конфликтных действиях, так и акциях по разрешению конфликтов, не может являться показателем того, что они имеют и защищают собственные, в частности политические интересы. В целом практика показала, что активность женщин подвергается большому риску быть «прирученной» и использованной в интересах властных различных структур и других заинтересованных групп влияния.

^
Основные рекомендации


На основе выводов, полученных из данных исследования, авторами предлагаются следующие рекомендации для последующей деятельности в области гендерно-чувствительного раннего предупреждения конфликтов в Ферганской долине.

^ Для центральных правительств, местных органов власти и политических лидеров стран, входящих в Ферганскую долину


  • Правительства стран, входящих в регион Ферганской долины должны принять на себя ключевую ответственность за изменение условий, вызывающих конфликты, как в своих странах, так и в регионе в целом. Для адресации многих структурных факторов конфликтов, правительствам необходимо развивать комплексные стратегии развития, ориентированные на решение основополагающих проблем социального и экономического характера в сотрудничестве с соседними странами.

  • Поскольку недостаток воды, земли и других экономических ресурсов является одним из основных факторов возникновения конфликтов, в особенности в приграничных территориях, необходимо направить все усилия на развитие регионального сотрудничества для поиска совместных решений водных и энергетических проблем, а также на возможности достижения приемлемых решений проблем на двустороннем и трехстороннем уровнях.

  • Учитывая ухудшение положения и статуса женщин в связи со структурными изменениями, произошедшими за последнее десятилетие, необходимо формировать политику, направленную на изменение сложившихся доминантно-подчиненных гендерных отношений, создавая условия для переориентации преимущественно «мужской» модели управления в сторону более эгалитарной модели, включающей все категории населения в процесс принятия решений.

  • Учитывая, что большой пласт факторов конфликта связан с проблемами молодежи Ферганской долины, особое внимание должно быть уделено скорейшей адресации вопросов молодежной безработицы, созданию условий для обеспечения равных возможностей в доступе к качественному и востребованному образованию, медицинским и другим услугам. Необходимо всячески поддерживать каналы и механизмы для ориентации энергии и чаяний молодежи в позитивное русло через вовлечение в развитие местных сообществ, создание условий для формирования формальных и неформальных молодежных объединений, а также организацию досуга, ориентированного на потребности молодежи.

  • Национальные правительства и местные органы власти должны содействовать развитию адекватных гендерно-чувствительных методологий мониторинга и оценки ситуации в регионе, а также внедрять в практику применение различных процедур публичного и широкого обсуждения результатов мониторинга.

  • Правительства стран Ферганской долины должны оказывать поддержку обмену информацией, созданию сетевых объединений врачей, учителей, ученых на индивидуальном и институциональном уровне, поддерживать региональные средства массовой информации, гражданское общество, сетевые объединения работников культуры с целью развития сотрудничества.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Краткое содержание отчета 5 iconСодержание Предисловие 2 Часто задаваемые вопросы Краткое содержание...

Краткое содержание отчета 5 iconКраткое содержание с рекомендациями 10

Краткое содержание отчета 5 iconКраткое содержание выполненных работ

Краткое содержание отчета 5 iconКраткое содержание выполненных работ

Краткое содержание отчета 5 iconКраткое содержание серий. № Содержание Песня на титрах 1 Саммит....
ЧибиИталия: маленький Италия с дедушкой Римом. Злобные хулиганы, которые его обижают
Краткое содержание отчета 5 iconКраткое содержание лекционного курса тема 1
Предмет, структура и содержание дисциплины. Основные понятия. Ценность историко-педагогического знания для осмысления актуальных...
Краткое содержание отчета 5 iconКраткое содержание глав
Стоун Д. Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс
Краткое содержание отчета 5 iconИнструкция по составлению отчета по практике для студентов 3-го курса
Оформление отчета должно быть лучше, чем в примере! И должно соответствовать гостам
Краткое содержание отчета 5 icon«Поэт»
Краткое содержание: Понятия не имею, как описать это. Просто прочтите, если хочется
Краткое содержание отчета 5 iconКраткое содержание игры
Формирование у студентов представлений о влиянии антропогенного воздействия на процессы, протекающие в биосфере
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница