Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов


НазваниеПрограмма учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов
страница1/6
Дата публикации12.03.2013
Размер0.78 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6
Р о с т о в с к и й г о с у д а р с т в е н н ы й у н и в е р с и т е т




В.Н.Рябцев

КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Программа учебного курса
(для студентов политологических отделений и факультетов

университетов)


Ростов-на-Дону

2000

ББК

Р

Программа учебного курса издается при содействии Института ''Открытое общество'' (Фонд Сороса) в рамках мегапроекта ''Развитие образования в России'' (Поддержка и развитие кафедры политологии Ростовского государственного университета в сотрудничестве с кафедрой сравнительной политологии Московского государственного института междунаролных отношений МИД РФ)


^ Р-.. РЯБЦЕВ В.Н. Конфликтология: Программа учебного курса. Изд-во …….

Ростов-на-Дону, 2000. 50 с.
ISBN

ББК

© Рябцев В.Н., 2000

Преамбула

Данная программа представляет собой содержание курса, который в течение ряда лет читается автором в вузах Ростова-на-Дону. Отдельные лекционные темы (в том числе проблемные лекции по конфликтологии) читались нами в вузах Северо-Кавказского региона. В следующем учебном году, в связи с введением двух новых специализаций на факультете социологии и политологии РГУ – ‘’сравнительная политология’’ и ‘’мировая политика и международные отношения’’, мы намереваемся приступить к чтению курса ‘’Конфликтология’’ для студентов-политологов.

Подчеркнем: программа ориентирована прежде всего на студентов этого профиля, особенно на тех из них, кто специализируется а таких областях политологии, как компаративистика, политическая регионалистика, этнополитология и международно-политическая наука. В то же время она может стать неплохим подспорьем для лиц, проходящих обучение по другим направлениям гуманитарной подготовки: ‘’государственное и муниципальное управление’’, ‘’регионоведение’’ и ‘’международные отношения’’ (в последнем случае она целесообразна как изложенный в сжатой форме материал, предваряющий более глубокое изучение студентами проблематики международных конфликтов).

Программа представляет собой авторскую работу, т.е. является одной из возможных версий вузовского курса ‘’Конфликтология’’. По существу, это изложение самых основ теории конфликтов и ознакомление студентов с базовыми компонентами практической работы с конфликтами. При этом мы опирались на все сколь-нибудь серьезные монографические работы, учебники и учебные пособия, руководства и статьи в перидических изданиях, а также на ряд работ по данной проблематике, вышедших за рубежом.

В целом программа рассчитана на 68 часов аудиторной работы. Из них на лекции отводится 40 часов, на семинарские и практические занятия – 28. При этом семинары предусматривается проводить по темам, включенным в первую часть, а практические занятия – по темам, входящим во вторую часть Основного раздела курса. Исключение, правда, составляет одна тема из первой части, посвященная переговорам, по которой также желательно провести практическое занятие (или тренинг). К сожалению, по причине сравнительно небольшого количества часов, отводимого на этот курс, провести семинарские и практические занятия по всем лекционным темам невозможно. Так что в этом плане выбор конкретных тем для изучения – дело самогó преподавателя.

И еще одно замечание. Мы считаем, что важной (и как бы завершающей курс) активной формой обучения конфликтологии мождет/должна стать ролевая игра. Этот вопрос специально оговаривается преподавателем за несколько недель до окончания занятий. Тема и сценарий игры заблаговременно доводятся до сведения студентов. Им дается время на подготовку, причем с этой целью планируется также их внеаудиторная работа. На игру отводится 4 часа и столько же – на подготовку к ней.

Остается добавить, что в условиях все еще сохраняющегося дефицита учебной и особенно методической литературы по конфликтологии, чтобы помочь студентам сориентироваться в этой учебной дисциплине, нами дается максимально развернутый вариант программы курса (его лекционной части), а в качестве приложения к ней – материалы к библиграфии, которые включают в себя важнейшие монографические издания, учебники и сборники по конфликтологии на русском и английском языках.

В в о д н ы й р а з д е л

^ ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТОЛОГИЯ?

В ПОИСКАХ ОБЩЕГО ОТВЕТА НА ВОПРОС




Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

^ КАК ОСОБОЙ ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 часа)

Что представляет собой научный анализ конфликтов и чем он отличается от обыденного взгляда на этот феномен? Когда и почему возникает потребность в осмыслении конфликтов с точки зрения науки? Междисциплинарный характер научного исследования конфликтов. Дисциплины, которые вносят вклад в это ''общее дело'': военная наука, история, педагогика, политическая наука, правоведение, психология, социобиология, социология, философия и др. Факт безусловного лидерства среди наук, изучающих конфликты, такой дисциплины, как психология. Заметный вклад в конфликтологию таких наук, как социология и политология.

^ Объект и предмет конфликтологии: дискуссии на этот счет в отечественной и зарубежной литературе. Значительный ресурс у той точки зрения, согласно которой, объектом комплексного изучения данной науки является все многообразие конфликтов как специфических форм социального взаимодействия, а предметом – общие закономерности возникновения, развертывания и завершения конфликтов + закономерности их урегулирования и разрешения. Важность в этой связи ориентации исследователей на проведение сравнительного анализа конфликтов и способов их урегулирования в различных областях (например, международных или этнических), а также конфликтов в разных культурах или исторических эпохах.

^ Структура современной конфликтологии как научной дисциплины: общая теория конфликтов, частные отрасли конфликтологии (теории среднего уровня) и прикладная конфликтология. Ограниченные возможности в плане формализации и квантификации конфликтных взаимодействий людей. Переход ученых к использованию ''нового поколения'' описательных и качественных методов исследования (практика, имеющая место в последние годы).

Изначальная практическая ориентированность конфликтологии. Возможность сравнить конфликтологию с такими специфическими сферами человеческой деятельности (научно-практическими комплексами), как математика, медицина, юриспруденция, химия, психология и ряд других. Значение теоретического и практического компонентов конфликтологии для формирования нового поколения российских политологов и политиков, а также лиц, занимающихся вопросами международных отношений.

‘’Конфликтология’’ как учебная дисциплина. Ее статус в системе профессиональной подготовки психологов, социологов, социальных работников, политологов и специалистов по международным отношениям (анализ в этой связи соответствующих образовательных стандартов). Американские и европейские университеты, ставшие пионерами в процессе институционализации конфликтологии как учебной дисциплины. О различных уровнях подготовки студентов социальных и гуманитарных факультетов в области конфликтологии и науки о переговорах.

Наиболее известные исследовательские и образовательные центры в США и странах Западной Европы, реализующие программы и проекты, связанные с конфликтологической проблематикой, а также миротворчеством и переговорами: Центр по изучению мира и разрешению конфликтов (Австралия), Центр по изучению проблем мира при Католическом университете в Лувене (Бельгия), Центр по анализу и разрешению конфликтов при Университете Мэйсона (США), Ричардсоновский институт по изучению мира при Ланкастерском университете (Великобритания), Центр по международному развитию и урегулированию конфликтов при Мэрилендском университете (США), Институт мира и изучения конфликтов при Университете Упсала (Швеция), знаменитая программа по переговорам Гарвардского университета (США), Международлый институт исследований мира в Осло (Норвегия), Американский институт мира в Вашингтоне (США), Институт международных отношений ‘’Клингендейл’’ (Нидерланды) и др.

Международные ‘’мозговые тресты’’ и организации (в том числе неправительственные), уделяющие большое внимание вопросам практической конфликтологии: Международный центр разрешения конфликтов (Австралия), Центр Картера (США), ‘’Международная тревога’’ (Великобритания), Международный институт прикладного системного анализа (Австрия) и др.

Отечественный опыт в этой области, накопленный в научных и учебных подразделениях МГИМО(У) и Дипломатической академии МИД РФ, а также в Центре конфликтологических исследований при Институте социологии РАН и ряде вузовских центров.

Ведущие журналы за рубежом, публикующие материалы по вопросам конфликтологии и переговорам: ‘’Журнал пор разрешению конфликтов’’, ‘’Международный журнал по урегулированию конфликтов’’, ‘’Журнал по исследованию проблем мира’’, ‘’Журнал по переговорам’’, ‘’Международные переговоры: журнал практических и теоретических исследований’’ и др. Периодические издания в современной России и других странах СНГ, где публикуются материалы конфликтологического содержания: ‘’Конфликты и консенсус’’, ‘’Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения’’, ‘’Полис’’., ‘’Социс’’, ‘’Международная жизнь’’, ‘’Конфликты и переговоры’’ и др.

^ Цель и задачи данного курса. Его концептуальное обоснование. Логическая структура курса. Библиографическое описание. Соотношение теоретического и практического блоков. Характер оценивания знаний и навыков студентов.

Литература

Андреев В.И. Конфликтология. (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995.

Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. М., 1996.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 1999. С.5-8, 26-37.78-84.

Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2000. Гл.1.

Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. 2-е изд. М., 1998.

Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ). Ростов-н/Д, 1992. С.3-8.

Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. СПб, 1999. С.10-27.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М., 1997. С.5-18.

Проблемы конфликтологии // Социс. 1993. № 9.
Тема 2.^ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

КОНФЛИКТОЛОГИИ (2 часа)
Элементы конфликтологических знаний в истории социально-философской мысли.

Мифы и легенды, идеи и высказывания философов, мыслителей и писателей древности, связанные с конфликтологической проблематикой. Размышения о природе войн и конфликтов между государствами в исторической науке (работы Геродота, Ксенофонта, Тацита, Фукидида и других античных авторов).

Глубокое проникновение в социальную природу войн и конфликтов у Э.Роттердамского. Исключительно обстоятельные рассуждения о природе конфликтов у Ф.Бэкона. Критика насилия, войн и вооруженных конфликтов у просветителей (Д.Пристли., Ш.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, Вольтер). Различного рода проекты ‘’вечного мира’’, получившие широкое развитие в ХVII-XVIII вв. Трактат о ‘’вечном мире’’ И.Канта. А.Эйнзидель об устранении причин войн между людьми. Гегель о роли войн и конфлитков в жизни человека и общества. Т.Мальтус о принципиальной неустранимости конфликтов из жизни людей.

Повышенный интерес к конфликтологической проблематике у философов и мыслителей во второй половине ХIX в.(материалистическое понимание истории и теория классовой борьбы К.Маркса, работы теоретиков социал-дарвинистского направления – У.Бэджгота, У.Самнера, Л.Гумпловича, Г.Ратценхофера, А.Смолла и др.).

Рассмотрение конфликтов либо как проявлений более общего феномена – противоречий (причем не только в обществе, но и природе), либо в плане анализа отдельных видов столкновений в мире людей (классовых конфликтов – у К.Маркса, войн – К.Клаузевица и т.д.) – отличительные особенности социально-философского анализа конфликтов вплоть до конца ХIX в.

^ Конфиктологическая проблематика в истории социологии.

Социология – та область научного знания, где на исходе ХIX в. возник первоначально интерес к изучению конфликта как такового, в его общих чертах и одновременно как одного из главных стимулов социального развития. Вклад в становление общей теории конфликтов М.Вебера и особенно Г.Зиммеля. Г.Зиммель как основоположник функциональной теории конфликта. Развитие его идей на американской почве Г.Парком, Э.Берджессом и другими авторами.

Лидирующие позиции в социологии, которые в первой половине ХХ в. занимал структурный функционализм (школа Т.Парсонса, трактовавшего конфликты как некую дисфункцию системы, аномалию).

‘’Оформление’’ социологии конфликта в самостоятельное направление научных исследований к концу 50-х гг. нашего столетия. ‘’Реабилитация’’ конфликтологической проблематики. Ключевая роль, которую сыграли в становлении социологии конфликта Л.Козер (1956), разработавший теорию ‘’позитивной функциональности конфликта’’; Р.Дарендорф (1957, 1965), обосновавший ‘’конфликтную модель общества’’; К.Боулдинг (1963), пытавшийся обосновать общую теорию конфликта. Дальнейшее развитие этой проблематики и резкая критика идеи бесконфликтного состояния общества в работах А.Гоулднера (70-е гг.).

Значение, которое имело для институционализации социологии конфликта Парижское заседание Социологической ассоциации при ЮНЕСКО (1957). Появление в начале 60-х г. в Мичиганском университете едва ли не первого Центра по исследованию конфликтных ситуаций, ставшего выпускать специальное издание. Начавшийся вслед за этим бурный рост интереса к конфликтологии в странах Запада.

^ Конфиктологическая проблематика в истории психологии.

Когда и почему возник интерес к конфликтам у психологов? Основные направления развития западной психологии, связанные с конфликтами в первой половине ХХ в.: психоаналитическое (З.Фрейд, разработавший одну из первых концепций человеческой конфликтности, а также А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм), социотропное (У.Мак-Дугалл, С.Сигель), этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген), теория групповой динамики (К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей), фрустрационно-агрессивное (Д.Доллад, Л.Берковитц, Н.Миллер), поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс), социометрическое (Д.Морено, Э.Дженингс, С.Додд, Г.Гурвич), интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).

Резкое созрастание числа психологических публикаций по проблематике конфликтов. Появление на рубеже 50-60-х гг. нашего века таких новых направлений, как теоретико-игровое (М.Дойч), теория организационных систем (Р.Блейк, Дж.Мутон), теория переговорного процесса (Д.Прюитт, Д.Рубин, Р.Фишер, У.Юри). ‘’Оформление’’ психологии конфликта в самостоятельное направление научных исследований. Основные достижения в этом плане: экспериментально-психологическое исследование группового поведения в конфликтных ситуациях М.Шерифа; изучение различных варантов действий на игровых моделях (работы Д.Раппопорта, Р.Доза, Л.Томпсона). Большой вклад в психологию конфликта работ К.Томаса, выделившего пять основных моделей поведения людей в конфликтных ситуациях. Выявление М.Дойчем, Д.Скоттом, Д.Прюиттом, Дж.Симпсоном особенностей коммуникации участников конфликта и т.д.

Конфиктологическая проблематика в истории политологии.

Основные направления развития западной политологии, связанные с конфликтами. Когда именно и у кого из ее представителей проявился наиболее ранний интерес к данной проблематике? Разработка теории политических групп (В.Парето, Г.Моска, Ж.Сорель, Ф.Оппенгеймер, А.Бентли), теории политической стабильности (Дж.Блондел, Д.Истон, С.Липсет, Д.Сандерс), различного рода этнополитические концепции (М.Гектер, Дж.Ротшильд, Д.Хоровитц и др.).

Практически ориентированные исследования на Западе, связанные с конфликтами. Разработка западными специалистами методик разрешения конфликтов путем переговоров (Х.Корнелиус и Ш.Фэйр, Дж.Скотт, Г.Келман, Т.Крум и др.), имеющая гарвардскую ‘’прописку’’ уникальная методология и методика ведения ‘’принципиальных переговоров’’ (Р.Фишер и У.Юри), получившая развитие еше с 70-х гг. методика переговоров с участием посредников (В.Линкольн, Р.Рубин, Ф.Форсайт и др.).

^ Многообразие концептуальных подходов к пониманию того, что такое конфликтология, в западной литературе 80-90-х гг.

Весомые армуненты тех авторов, которые считают, что конфоликтологию нельзя подвести ни под категорию науки, ни под категорию практической деятельности. Споры по вопросу о том, является ли конфликтология (в своей научной части) самостоятельносй областью знания или представляет собой комлексную научную дисциплину? Краткий обзор работ ведущих западных конфликтологов: Э.Азара, Дж.Бартона, Я.Берковича, К.Боулдинга, М.Дойча, В.Зартмана, Й.Гальтунга, Л.Крисберга, Дж.Ледераха, В.Линкольна, А.Раппопорта, Дж.Рубина, Дж.Сэлэкьюза, Р.Фишера, Т.Шеллинга, У.Юри и др.

^ Конфликтология в современной России.

Практически полное отсутствие работ по конфликтологической проблематике в советской литературе по социальным и гуманитарным наукам вплоть до конца 80-х г. Политико-идеологические причины такого рода вакуума. Редкие исключения из этого (в основном работы специалистов по международным отношениям: Г.А.Арбатова, В.В.Журкина, В.А.Кременюка, В.И.Гантмана, Н.И.Дорониной, Е.В Егоровой и др.).

Пробуждение интереса к конфликтологической проблематике у отечественных исследователей в начале 90-х гг. (публикации первого поколения конфликтологов в России: А.Я.Анцупова, А.В.Дмитриева, А.Г.Здравомыслова, В.А.Кременюка, М.М.Лебедевой, Е.И.Степанова, Д.М.Фельдмана, А.Н.Чумикова, В.Н.Шаленко, А.И.Шипилова и др.). Интенсивное развитие исследований в области частных конфликтологических теорий, например, в области политической конфликтологии (А.С.Анискевич, А.В.Глухова, М.М.Лебедева, О.Рыжова, Л.Н.Тимофеева, Д.М.Фельдман), этнической конфликтологии (В.А.Авксентьев, О.И.Аршба, А.В.Дмитриев, А.Г.Здравомыслов, Е.Колесова, Д.Б.Малышева, М.О.Мнацаканян, В.М.Шевцов), конфликтологии международных отношений (М.М.Лебедева, Д.М.Фельдман, М.А.Хрусталев, П.А.Цыганков) и других областях.

Наиболее актуальные проблемы теоретической и практической конфликтологии, обсуждаемые в отечественной литературе.

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов… С.10-25, 26-37, 38-60, 61-77.

Боттомор Т.Б. Социологическая теория и изучение социального конфликта // Общественные науки за рубежом: Реферат. журнал. Серия: философия и социология. 1973. № 1.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. № 5.

Донцов А.И., Полозов Т.А. Проблема конфликтов в западной социальной психологии // Психологическпй журнал. 1980. Т.1. № 6.

Запрудский Ю.Г. Указ.соч. С.9-39.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М., 1995. Раздел 1. Гл. 1,2.

Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина…С.10-20.

Нечипоренко Л.А. Буржуазная ‘’социология конфликта’’. М., 1982.

Проблема конфликтов в западной социологии / Отв. ред. А.Г.Здравомыслов. Нижний Новгород, 1994.
Тема 3.^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ

АППАРАТ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ (2 часа)
Роль методологии как того ''магического кристалла'', сквозь который конфликтолог пытается осмыслить свой предмет. Особая значимость этого момента для конфликтолога-теоретика. Методологические основания конфликтологии – специфическая область знания и деятельности, в центре внимания которой находится сам процесс и технология конфликтологического познания, а также характер получаемого конфликтологом знания.

Обсуждение вопросов: с чем связаны объективные трудности познания конфликтов? Каковы трудности субъективного порядка, с которыми также сталкивается профессиональный конфликтолог? Почему в теоретической конфликтологии в принципе неустраним ценностный подход?

Рассмотрение на этом фоне роли идеологии и политических доктрин, факторов мировоззренческого и психологического порядка в конфликтологическом исследовании. Важность учета также таких моментов, как приверженость ученого той или иной национальной картине мира, его философские взгляды и конфессиональная ориентация. Воздействие культурной традиции, национальной психологии и стереотипов восприятия конфликтологом изучаемого ‘’материала’’ на ход исследования и его результаты.

^ Философские и общенаучные принципы, из которых исходят современные конфликтологи: развития, всеобщей связи, единства теории, эксперимента и практики, системности, историзма и объективности. Собственно конфликтологические принципы изучения различного рода конфликтных взаимодействий: междисциплинарности, преемственности, эволюционизма и личностного подхода.

^ Сетка наиболее распространенных в конфликтологии категорий: ‘’сущность конфликта’’, ‘’классификация конфликтов’’, ‘’функция конфликта’’, ‘’структура конфликта’’, ‘‘генезис конфликта’’, ‘’эволюция конфликта’’, ‘’динамика конфликта’’, ‘’вооруженный конфликт’’, ‘’завершение конфликта’’, ‘’третья сторона в конфликте’’, ‘’мониторинг ситуации и прогнозирование конфликта’’, ‘’предупреждение конфликта’’, ‘’урегулирование конфликта (в различных режимах)’’, ‘’разрешение конфликта’’, ‘’постконфликтное регулирование’’ и др.

Рассмотрение вопроса о том, какова же логика научного иследования конфликтов. Изложение в этой связи устоявшейся схемы, предполагающей выявление ряда этапов: составление программы исследования, определение конкретного объекта изучения (с выборкой как частью той генеральной совокупности, которая реально изучается), разработка методики анализа конфликтов, пробное исследование + доработка программы и методика, сбор первичной инфомации, качественная и количественная обработка собранных данных, анализ и объяснение полученных результатов, обоснование и формулировка выводов и рекомендаций.

Подробный анализ программы конфликтологического исследования (подробного и всестороннего обоснования методологических подходов и методических приемов анализа). Важнейшие ее компоненты: а) в рамках методологической части – обоснование и формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели изучения, логический анализ основных категорий, выдвижение рабочей гипотезы и определение задач исследования; б) в рамках процедурной части – составление стратегического плана исследования, а также набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.

Методики (система методов+процедуры) получения научного знания, которые при этом используются: психологические (индивидуальные беседы, различные методики для выявления внутриличностного конфликта, методика определения типа поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томаса, использование тестов с целью выявления повышенной конфликтности людей и т.д.); социально-психологические (наблюдение, социометрия, опросы, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент); качественные методы анализа межгрупповых конфликтов (анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный, исторический, логический методы и сравнение).

Рассмотрение также таких методов и процедур, как модульная методика диагностики межличностных конфликтов, ситуационный метод анализа социальных конфликтов (может проводиться в двух режимах – ретроспективном и непосредственно) и математического моделирования межгрупповых и межгосударственных конфликтов (восходит к теории игр и предполагает использование таких моделей, как вероятностное распределение, статистические исследования зависимостей, марковские цепи, модели целенаправленного поведения, а также имитационные модели).

Конечная цель усилий специалистов – получение новых существенных и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии в конкретной области, а также выработка на их основе рекомендаций, которые способствовали бы эффективному урегулированию конфликтов.

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфиктология: Учебник для вузов... Гл. 9-13.

Дмитриев А.В. Указ. соч. М., 2000. Гл.2.

Здравомыслов А.Г. Указ. соч. Раздел 1. Гл.3.

Проблемы конфликтологии // Социс. 1993. № 9.

О с н о в н о й р а з д е л

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconПояснительная записка Программа учебного курса "Социально-правовая...
Учреждение образования “белорусский государственный педагогический университет имени максима танка”
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconУчебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов...
Книга предназначена для студентов психологических факультетов, а также широкго круга специалистов смежных профессий
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconМетодические указания к изучению курса «Альгология и микология» для...
«Альгология и микология» для студентов 1 курса дневного и заочного отделений специальностей 1– 31 01 01 – «Биология» и 1 – 33 01...
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconМетодическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Методическое пособие предназначено для студентов отделения подготовки учителей начальных классов и бакалавров педагогики, но может...
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства...
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconТематический план практических занятий по топографической анатомии...
Топографическая анатомия поясничной области, позвоночного столба, спинного мозга и забрюшинного пространства
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconА. Н. Баранов Введение в прикладную лингвистику
Учебник предназначен для студентов и аспирантов отделений прикладной лингвистики филологических факультетов университетов, других...
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconМетодические указания по истории медицины для студентов 1 курса медицинских...
Методические указания по истории медицины для студентов 1 курса медицинских факультетов / Агарков В. И., Северин Г. К., Бутева Л....
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconМетодическая разработка (для студентов III курса лечебного, педиатрического,...
Н. Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ
Программа учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов iconМетодические указания к самостоятельному внеаудиторному изучение...
Методические указания к самостоятельному внеаудиторному изучение темы для студентов V курса медицинских факультетов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница