История европейской философии


НазваниеИстория европейской философии
страница1/10
Дата публикации15.03.2013
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Тема 2. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Возникновение философии. Массовые попытки построения теоретического мировоззрения начались с VI в. до н.э.: к нему относится рождение первых научных и философских систем. До этого десятки тысяч лет господствовала мифология – первая форма мировоззрения, возникшая на самой ранней стадии общественного развития – вместе с человечеством. Она и была первым способом духовного освоения мира, гармонизации человека и природы. Теоретическое мировоззрение – и научное, и философское – начинается с ее критики. Что такое миф? Это – повествование о деяниях богов и предков, о возникновении мира и его отдельных особенностей, об его устройстве и будущем. Для первобытного человека миф – не история, а практическое руководство к действию; он обеспечивает духовную связь поколений, стабилизирует общественную жизнь, воплощает коллективный опыт поколений.

Основные признаки мифологического мировоззрения – неспособность человека выделить себя из окружающего мира, нерасчлененность мыслей и эмоций, объективных понятий и субъективных образов. Характерная черта мифов – одушевление природы: человек переносил на объекты природы свои свойства, приписывал им свои чувства. Животные, вещи, стихии имеют душу и поступают не согласно объективным законам, а по собственной воле. Отсюда следовал практический вывод: человеку необходимо узнавать эти пристрастия духов и уметь на них воздействовать. Так вместе с мифами возникают обряды – особые действия, предназначенные для воздействия на духовную сторону мироздания. Всеобщая одушевленность кажется естественной и не требующей объяснений, напротив, именно она объясняет явления природы. Все боги и духи связаны взаимоотношениями дружбы и вражды, взаимосвязь природных явлений объяснялась отношениями духов. Смена времен года, внешние особенности растений и животных, элементы ландшафта и созвездия имеют присущие им особенности, потому что некогда между ними (или их душами, богами) произошли такие-то события: вот обычное построение мифа.

Мифология за историческое время претерпевает заметное развитие. У самых архаических народов почти нет мифов о происхождении мира и человека; имеются лишь короткие рассказы, объясняющие отдельные признаки животных или детали обрядов. Мифы, повествующие о происхождении и грядущей судьбе космоса в целом, появляются позднее; по одним вариантам, он создан каким-либо сверхъестественным существом, по другим – развился из бесформенного состояния. Важное место всегда занимали мифы о происхождении культурных благ и установлении обычаев. С возникновением земледелия появляются календарные мифы, символически объясняющие природные циклы. С течением времени мифы усложняются, складываются в циклы, а боги и духи выстраиваются в иерархическую систему во главе с главным из них, «царем богов». В конце первобытной эпохи из мифологии выделились отдельные формы общественного сознания – религия, наука, искусство, философия и т.п. Мифы переместились в область фольклора и искусства как неисчерпаемая кладовая сюжетов.

Почему же восприятие мира первобытным человеком приняло такую своеобразную форму, как мифология? Попытки рационального объяснения мифологии предпринимались еще в древности. Тогда мифы считались рассказами о реальной древности, искаженными и приобретшими сказочные черты, а боги – обожествленными историческими персонажами. В эпоху средневековья языческие мифы провозглашались плодом дьявольских козней. Эпохи Возрождения и Просвещения считали мифологию продуктом невежества масс и обмана жрецов. Но изучение широкого круга мифов показало, что у различных народов повторяются основные персонажи и сюжеты. Изучение социальной психологии и бессознательного показало, что мифологическое мышление – более сложное и важное явление, чем древние сказки. Были выделены основные черты первобытного мышления и его отличия от научного, вскрыты отголоски мифологического мировоззрения в психологии современного человека. Мифологию сегодня считают неразвитым стилем мышления, сопоставимым с психологией ребенка.

По мере развития человечества появился новый способ формирования мировоззрения – философский. Это – попытка решить основные вопросы рациональным путем построения системы логически связанных понятий. Философия отличается от других форм мировоззрения способом интеллектуальной разработки проблем – на основе свободного размышления. И человек, и общество при определенных условиях могут обойтись без философии. Но настало время, когда она стала исторической необходимостью – и в разных концах планеты началось формирование первых философских систем. Это время – середина I-го тыс. до н.э. – была позже названа «осевой эпохой», так как именно тогда в течение нескольких веков в разных странах одновременно сложились основы философии и науки, а также мировых религий. Причины этого остаются дискуссионными: ясно, что именно на эти века приходится развитие товарно-денежных отношений, формирование государств, колонизация и т.д. Но другие народы также проходили эту стадию общественного развития без подобных последствий. Возникновение философии означало прежде всего появление особой духовной установки: для достижения гармонии знаний, ценностей, идеалов нужны личные усилия человека, напряжение всех его духовных сил и готовность к личному поиску. Когда возникла философия и в каком регионе мира это произошло? Ответы различны. Иногда родиной философии считают Азию – Индию, Китай, Вавилонию, и относят ее рождение к началу I-го тысячелетия до н.э. Иногда возникновение философии приписывают Древней Греции VII-V веков до н.э. Обе точки зрения имеют свои доводы и своих сторонников. Возможно, причина разногласий – многозначность слова «философия»: называть ли так любые мировоззренческие поиски, попытки найти ответы на «вечные вопросы»? Или же называть философией попытки найти эти ответы с помощью разума, ответы обоснованные и систематизированные, полученные путем рационального поиска и собранные в единую систему?Сторонники первой точки зрения указывают, что на Древнем Востоке попытки построения рациональной картины мира были соединены с остатками метода интуитивного постижения действительности, недостаточная строгость рассуждений компенсировалась указаниями на «озарение» или «просветление», достигнутое создателем учения: тем, кто не достиг той же стадии, предписывалось верить учителю. Лишь античная философия преодолела остатки некритического подхода к построению философских систем и перешла к полноте рационального обоснования объективно значимых принципов.Именно в трудах античных философов были поставлены и рассмотрены проблемы, получившие название философских; именно в них проявились методы, которые воспринимаются как философские.

Родиной философии, видимо, является Греция: именно в этой стране в I-м тыс. до н.э. были поставлены основные философские вопросы и даны попытки их решения, – причем эти попытки до сих пор остаются образцом логического поиска и последовательного вывода мировоззрения из основных принципов; именно там и тогда появилось само слово «философия», получили имя основные разделы философского знания, сформулированы первые понятия и выработана передача полученных систем с помощью философских школ. Развитию науки и философии именно в древней Греции помогло то, что в течение многих веков в ней существовало то, о чем можно было лишь мечтать в деспотических государствах Востока – свобода мысли. Отсутствие единого централизованного государства и демократическое правление в большинстве городов делало невозможным внедрение единой обязательной идеологии; отсутствие религиозных догматов и касты жрецов, следивших за их нерушимостью, позволило высказывать любые концепции.

2. Первые немифологические картины мира. В VI в. до н.э. возникли одновременно наука и философия и долго оставались связанными друг с другом. Первые философы Греции (так называемая Милетская школа, к которой причисляются Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) были и первыми учеными. Их внимание приковывал не внутренний мир человека, а явления природы: движение небесных тел, причины солнечных затмений, появление живых существ и многое другое. Ими были созданы первые немифологические картины мира. Они заложили основы европейской науки и, вместе с тем, поставили философский вопрос о первоначале, к которому можно свести многообразие предметов и явлений. Появилась онтология – раздел философии, чья цель – построить целостную картину мира.

Первый из античных философов – Фалес – пришел к выводу, что все состоит из воды. За наивными словами скрывается большой научный шаг. Основой любой формы теоретического осмысления действительности служит попытка за бесконечным множеством предметов и явлений найти объединяющее их единство: общие свойства, связи, закономерности. При возникновении науки и философии это привело к попыткам определить, имеется ли за множеством вещей некое первоначало, которое ни от чего не зависит, но все зависит от него: найти его можно, отвлекаясь от конкретных характеристик вещей.

Сначала первоначало искали в природе: одна из стихий мыслилась основной. Фалес считал, что за многообразием вещей и процессов скрыто единое начало, и назвал его водой: все вещи возникают из воды, и, разрушаясь, превращаются в воду. Мы можем считать это предположение наивным, но главная заслуга Фалеса в том, что он первый попытался найти первоначало в природе, не прибегая к мифологическим образам богов и духов: он заговорил о единстве мироздания и попытался дать ему естественное объяснение. А то, что он не нашел для его обозначения иного слова, чем вода, отнесем на счет времени, когда еще не была создана научная терминология.

Далее первоначало искали другие представители милетской школы. Анаксимен считал первоначалом воздух: все остальное образуется путем его сгущения или разрежения. И, наконец, Анаксимандр расстается с попытками найти для первоначала обычное название: он изобретает для него термин «апейрон». Это – беспредельное, вечно движущееся первоначало: оно недоступно чувствам, но постижимо разумом, все созидает и движет. Утверждение, что первоначало не имеет качественной определенности, было большим шагом вперед.

Для Анаксимандра существует конечный космос и вне его – бесконечное пустое пространство. Множество миров то возникает, то гибнет. Люди возникли естественным путем, развившись из рыб; земля висит в пустоте из-за равновесия сил.

Все античные источники основателем первой философской школы называли Пифагора. Само слово «философия» создано им, а кроме слова, – первая философская школа, члены которой были связаны не только одним учением, но и образом жизни. Так философия приобрела еще одну роль – педагогическую. В школе Пифагора изучались, кроме собственно философских вопросов, также грамматика, геометрия, музыка.

Пифагор увидел законы природы в соотношениях чисел: «все есть число», для познания мира нужно найти эти числовые закономерности. По его мнению, поиск гармонии в мире и есть поиск управляющих им законов. Число – принцип порядка и ритма, поэтому «все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать». Итак, согласно Пифагору, миром управляют не слепые непредсказуемые силы, а законы, которые можно выразить численно. Утверждали, что именно Пифагор назвал мир космосом – единым упорядоченным целым, где все имеет свое место и свой смысл.

Затем возник вопрос о том, может ли человек раскрывать законы мироздания, находить истину и получать достоверное представление о внешнем мире. Так зародилась гносеология – раздел философии, изучающий процесс познания. Элейская школа (Парменид, Зенон, Ксенофан) занялась освобождением разума от мифологической символики, поставив целью разработку философских понятий и методов исследования.

Заслугой элейской школы был и переход от поисков первоосновы в мире стихий к формулировке предельно абстрактных понятий бытия и небытия. Парменид утверждал, что бытие – то, что есть, а небытие – то, чего нет, и даже представить невозможно. Бытие едино и вечно, однородно и неизменимо, но в пространстве ограничено и имеет форму шара. Небытие отождествлялось с пустотой; элеаты утверждали, что его в природе нет. Итак, бытие – философская категория, обозначающая связь всего сущего. Бытие лишено всего, что относится к вещам и состояниям. Оно едино, неделимо, бесконечно. Но откуда тогда берется многообразие и изменение мира?

Бытие – то, что существует вне возможных разделений и изменений. Но, поскольку все в нашем мире множественно и изменяемо, получилось, что бытие к нашему миру отношения не имеет. Так поиски первоначала привели к тому, что оно оттеснило реальность материального мира в область иллюзий!

Ксенофан впервые поставил вопрос о возможности и границах познания и признал, что знание человека всегда субъективно и имеет вероятностный характер. Парменид разграничил мнение (основанное на чувственном восприятии) и истину (основанную на рациональном познании). Мнение лишь видимость истины; истинное знание дает лишь философия. В познании основная роль принадлежит разуму, роль чувств – подсобная. А поскольку (как говорилось выше) видимый мир есть изменение, а лишь завершенное и неизменное может быть познаваемо, истинное знание и истинное бытие непротиворечивы, а любое изменение противоречиво, значит, движение невозможно. Итак, вещи не всегда таковы, какими кажутся; мудрец способен отличить кажущееся от реального. Познающий человек имеет право на предположения и обобщения, не сводящиеся к чувственному опыту; истинность подобных теорий можно доказать логическим путем. Через всю античную философию прошло противопоставление смутного и недостоверного мнения (которое пытается постичь телесное и преходящее) и разума (который постигает вечные принципы и идеи, то есть то, что возможно узнать). Только когда человек размышляет о вечном и нематериальном, возможно познание истины; не нуждаясь в чувственном опыте, он познает непреходящее.

Об этом ^ Зенон рассуждал в форме апорий – парадоксально сформулированных утверждений. Апория «Стрела» имеет целью доказать, что движение невозможно. Если пространство и время состоят из неделимых отрезков, то движущаяся стрела не может двигаться внутри этого отрезка (ведь тогда неделимое разделилось бы); мы можем представить ее движение только как сумму ее положений на границах этих отрезков. Приходится признать, что движение тела – сумма состояний покоя. Апория «Дихотомия», напротив, исследует движение при предположении бесконечной делимости пространства. Она утверждает: движущийся предмет, чтобы достичь цели, должен сначала пройти половину пути; чтобы пройти половину пути, он должен сначала пройти четверть пути – и так далее; процесс деления бесконечен, следовательно, предмет никогда не достигнет цели, ибо перед ним – бесконечное множество отрезков. Самая знаменитая из апорий – «Ахилл и черепаха». Она гласит, что быстроногий герой никогда не догонит черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их расстояние, она проползет еще отрезок; пока он преодолеет его, она продвинется еще, и так далее: расстояние между ними никогда не исчезнет.

Наконец, развитие философии и науки привело к возникновению целостных концепций строения и развития космоса.

По словам Гераклита, в основе мира – борьба и единство противоположностей. В качестве первоначала он видел огонь как символ изменения и образ вечного движения. Космос – вечен и никем не создан: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет: вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Все эти изменения происходят по воле логоса – закона, необходимости, выражающего логическую структуру мира, который «управляет всем через все». Знаменитое высказывание Гераклита «Все течет, все изменяется» говорит о том, что изменение – свойство всего существующего: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, на входящего текут все новые и новые воды». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть – все связано, переходя друг в друга, и та же река «изменяясь, покоится». Между противоположностями существует «обмен»: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, молодое и старое». Поэтому борьба противоположностей, направляемая логосом, и есть сущность мироздания: «Война – обычный порядок вещей, и все возникает через вражду и за счет другого». Эта борьба не нарушает гармонию мира, а создает ее: Гераклит приводит примеры лука и лиры (в которых противоположные силы, возникающие из-за натяжения тетивы и струн, составляют суть предмета), и заключает: все рождается «в силу противоборства и противодействия». Но не следует забывать, что мир как борьба противоречий – человеческая точка зрения, для логоса все гармонично; лишь обыденное сознание, ставя частное мнение выше общих законов, считает противоположными необходимые части целого. Поэтому «мудрость в том, чтобы знать все, как одно». Итак, в космосе Гераклита сочетаются изменчивость вещей и стабильность закона-логоса.

Стоит упомянуть и космогоническую концепцию Эмпедокла. Как и многие предшественники, он считал, что бытие не должно знать гибели и возникновения. Для обоснования движения и развития Эмпедокл выдвинул предположение о том, что первоначало не одно: существуют четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь), которые не изменяются и не превращаются друг в друга. Их количество сохраняется неизменным, но в каждой вещи эти начала смешаны в различных пропорциях. Кроме элементов, Эмпедокл выделил две силы – Любовь и Вражду. Поскольку проявление Любви – притяжение частиц друг к другу, а действие Вражды – их разделение, мы можем назвать эти силы современными терминами – притяжение и отталкивание. Силы то ослабевают, то усиливаются, что и создает бесконечно повторяющиеся циклы эволюции космоса.

По мнению Демокрита, в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты: все существующее – бесчисленное множество атомов, вечных и неделимых частиц, которые, двигаясь в бесконечном пространстве, то сцепляются, образуя предметы, то разлучаются. Атом неделим, непроницаем, вечен и неизменен. Существуют разные виды атомов – они различаются между собой по объему и форме. Движение, то есть механическое перемещение атомов, – естественное состояние космоса. Поскольку атомы двигаются по прямым линиям, их движение, а значит, движение всех тел можно рассчитать. Космос бесконечен и содержит бесчисленные миры, различные по величине и составу (в некоторых мирах нет ни Солнца, ни Луны, в других – несколько светил); одни миры возникают, другие погибают, сталкиваясь друг с другом. Не все миры имеют жизнь; живое отличается от неживого наличием души, состоящей из особых атомов. Душа человека также скопление атомов, поэтому она смертна. Итак, введение атома как первоначала мельчайшего и неделимого могло решить и философские, и научные проблемы: в нем соединялись наличие единого первоначала и множественность предметов, неизменность и движение. Для объяснения развития природы не требовалось ни признание богов, ни введение логоса: природа понималась исходя из нее самой.

На этом возможности онтологии, основанной только на логике, исчерпали себя; далее требовалось развитие науки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

История европейской философии iconОт классической философии к постклассической
В развитии европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.,...
История европейской философии iconУчебное пособие. М., 1995. История западноевропейской философии:...
История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель и др. Под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001
История европейской философии icon1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость...
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных...
История европейской философии iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
История европейской философии iconЧеловек: личность, общество, история. Попытка православного осмысления...
Но за два десятилетия мы узнали столько нового, что стало понятно: кризис мировоззрения наступил во всей европейской цивилизации....
История европейской философии iconМареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие
История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. — («Gaudeamus»)
История европейской философии icon20 февраля 2013 г
Одесского философского общества состоится дистанционная презентация исследовательской программы «Аналитическая история античной философии»...
История европейской философии iconФилософия имени: истоки, становление и развитие в европейской научной традиции
Обсуждение проблемы соотношения имени и вещи в рамках ранней греческой философии
История европейской философии iconИстория философии как наука в россии XIX-XX вв
Эта книга представляет собой своеобразное продолжение философского исследования-трилогии, в которое входят ранее изданные труды ученого...
История европейской философии iconТ. Ливанова история западно-европейской музыки
Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания министерства культуры СССР
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница