Основные проблемы эстетики


Скачать 320.09 Kb.
НазваниеОсновные проблемы эстетики
страница1/2
Дата публикации18.07.2013
Размер320.09 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
  1   2




Тема 6.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ
1. Предмет эстетики. Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений. Предмет эстетики – неутилитарное отношение человека к действительности и специфический опыт освоения мира, в процессе которого человек переживает духовно-чувственное наслаждение.

Эстетика исследует природу эстетического, его место в системе ценностей, значение эстетической деятельности человека. Среди вопросов эстетики – определение природы искусства, его соотношения с моралью, природой, наукой, а также теоретическое обоснование различных методов художественной деятельности. Эстетика и прямо, и опосредованно влияет на творчество. Она — не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концепция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор материала. Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Только теоретически развитому сознанию раскрываются глубины произведения, существо образной мысли художника. Воспитатель такого восприятия искусства — эстетика. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний — эстетическое наслаждение. Но полное наслаждение искусством невозможно без художественной образованности. Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И.Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А.Добролюбов — критического реализма, А.Камю, Ж.П.Сартр — экзистенциализма. Н.Г.Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Эстетика до сих пор остается самой дискуссионной и наименее упорядоченной из философских дисциплин. В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Можно выделить три периода: донаучный (с древности до сер. 18 в.), классический (18-19 вв.) и неклассический (20 в.).

Особое внимание уделялось поискам объективных оснований красоты и художественного вкуса, связи эстетического с этическим. Эстетика исследует природу эстетического, его место в системе ценностей, значение эстетической деятельности человека. Среди ее вопросов – определение природы искусства, его соотношения с моралью, природой, наукой, а также теоретическое обоснование различных методов художественной деятельности. Классическая эстетика занималась разработкой этих вопросов. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности.

Немецкий философ А. Баумгартен впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве.

Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание. Для Канта предмет эстетики — прекрасное Особое место отводил эстетике Кант: именно эстетическое чувство, или способность суждения, снимает противоречие между разумом и рассудком. Он отрицал существование объективных оснований вкуса и видел эстетическое свободным от всякого интереса созерцанием, приносящим удовольствие. Объекты должны нравиться непосредственно, сами по себе, без всякого понятия о цели. в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. Гегель видел в искусстве одну из форм самораскрытия абсолютного духа. Цель искусства – выражение истины, которая отождествлена с прекрасным как чувственной видимостью идеи. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства». А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа. Шиллер сводит суть эстетического к игре, в процессе которой человек творит высшую реальность. Искусство помогает человеку обрести ту свободу и счастье, которые первобытный человек утратил с развитием цивилизации. Именно игра и эстетическая деятельность гармонизирует чувственные и духовные силы человека, снимает противоречие между человеком и практикой.

Содержание неклассического периода эстетики – переоценка всех ценностей. Эстетическое знание осознало свою связь с социологией, лингвистикой, психологией и другими науками. Господство естественных наук приводит к тому, что эстетические категории пытаются свести к эмпирическим явлениям. Например, психоанализ сводит эстетические образы к сублимации запретных желаний, а анализ произведений искусства понимается как отыскание внутренних связей между ним и бессознательным творца. С другой стороны, развенчание традиционных ценностей культуры привело к свободному философствованию в сфере эстетики. Теоретики постмодерна не пытаются создать целостную эстетическую теорию: калейдоскоп смыслов, текстов, символов, кодов рассматривается как игра, лишенная принципов. Эстетическое удовольствие может доставить все – вплоть до безобразного. Всеядность постмодерна исключает любые категории: нет ни прекрасного, ни безобразного, есть абсолютный антидогматизм смысловых лабиринтов. С другой стороны, современные достижения технологии используются в дизайне, художественном конструировании окружающей среды.

Итак, наука эстетика, как и любая наука, не учит человека чему-то (например, правильному восприятию искусства или красоты в мире, – этим занимается, в частности, эстетическое воспитание, особыми методами развивая в человеке эстетический вкус, эстетическое чувство). Она только всесторонне исследует свой предмет и тем самым показывает место, роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества, а косвенно указывает и путь, на котором человек может хотя бы временно вырываться из сферы глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными условиями, и ощущать свою сущностную причастность к духовным сферам бытия; пережить состояния личной свободы, гармонии и полноты жизни. Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства, понимавшегося в древности в более широком смысле, чем новоевропейская категория искусства. Эстетика как наука философского цикла самоопределилась недавно, хотя собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность присущи культуре изначально, а история эстетической мысли уходит корнями в глубокую древность.

^ 2. Категории эстетики. Основные категории эстетики были выработаны еще в Древней Греции. Это – прекрасное, безобразное, трагическое, комическое. Самая общая из категорий эстетики – эстетическое, с помощью которого обозначается сам ее предмет. Но, как часто бывает с метакатегориями, точного определения эстетического нет. Например, эстетическое понимают как свойство объекта точно выражать свои родовые признаки; или как выражение предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность.

Эстетическое — метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). До этого разработка коренной категории эстетики — прекрасного — предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств). Какова же природа эстетического и наиболее близкого к нему прекрасного? Выяснение этого предполагает ответы на вопросы: каков объект эстетического отношения? какова роль человеческой деятельности в его бытии? как связано эстетическое с полезным? На эти вопросы в истории эстетики предлагались разные ответы, в соответствии с которыми сложились пять теоретических моделей эстетического. Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к одной из теоретических моделей эстетического (каждая из многообразных концепций прекрасного входит в одну из пяти теоретических моделей).

1 Модель объективно-духовная; объективно-идеалистическая: эстетическое — результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное — свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Лаплас говорил, что он не нуждается в Творце, чтобы показать, как действует планетарная система. Это не отрицание Бога, а нежелание поминать его всуе. Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно — безобразное, низменное, ужасное. Впрочем, при определенной гибкости ума божественным вмешательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и синевы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Концепция божественной природы эстетического (как будто для сознания, принимающего Бога, существует нечто имеющее небожественную природу!) нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causa sui» — по причине самого себя). Научно корректно определение, «притертое» к объясняемому явлению и требующее минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов.

II Модель персоналистская, субъективно-идеалистическая: эстетическое — проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты — в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает благодаря «ссужению», «одалживанию» (Жан Поль), «вчувствованию» (Б. Кроче), «проецированию» (Н. Гартман) духовного богатства человека на действительность; красота — результат интенционального (направленного, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). В этой концепции теряется критерий эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм.

III Модель субъективно-объективная; дуалистическая: эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н. Чернышевский). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений. Эта модель признавалась марксистской (правильной) рядом советских теоретиков ввиду того, что ее развивал Чернышевский.

IV Модель материалистическая: эстетическое — естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро и другие французские материалисты). Многие годы в советской науке господствовала эта модель эстетического и прекрасного (И. Астахов, М. Овсянников, Н. Дмитриева). У этой концепции четыре ахиллесовы пяты: 1) если эстетическое — такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; 2) инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета — вкус — принципиально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; 3) «природническое» понимание эстетического лишает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории эстетики (прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как общественные, как результат общественных противоречий); 4) природническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.

V Модель «общественная» концепция: эстетическое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует модель прекрасного: прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающие положительную ценность для человечества. В эстетическом отношении отсутствует непосредственная практическая цель и в то же время в это отношение входит все богатство и многообразие общественной практики, весь опыт человечества. Иными словами, эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества. Воспринимая в предмете его эстетические свойства, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом (= для всего человеческого рода). Втянутые деятельностью людей в сферу человеческих интересов, предметы несут на себе печать социальных и культурных значений, что составляет основу их эстетической ценности. Эстетическое освоение мира предполагает широкую общечеловеческую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на его целостное восприятие и всесторонность охвата. Эстетические свойства действительности — жизненная основа художественного образа и художественной реальности. Они возникают как творческая модель эстетически воспринятого мира. Искусство формирует механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспринимая произведение, человек переживает художественный образ мира как собственные жизненные впечатления. Эстетически наслаждаясь искусством, реципиент углубляет свою личность, приобщается к миру и к человечеству.

Первыми предметами эстетического отношения человека к действительности были орудия труда. Люди получали удовольствие от хорошо сделанного орудия, форма которого соответствовала его назначению. Эти орудия становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях радость и восхищение их способностью к творчеству. С расширением сферы человеческой деятельности расширяется и круг эстетических ценностей. Человек начинает эстетически воспринимать и оценивать природу, самого себя и общество. Человек творит, находя в предмете его внутреннюю меру (сообразуя природные качества явлений со своими потребностями). Творчество по мере вещей рождает и чувство красоты, и способность наслаждаться ею, и эстетические изделия с их ценностью, и красоту окружающего мира, который ставится человеческой деятельностью в ценностное отношение к человечеству. Тем самым в процессе своей деятельности человек выявляет и в известном смысле создает законы красоты.

^ Эстетическое сознание – наиболее древняя и универсальная форма духовного мира человека, при этом – высокоразвитая и ориентированная на глубинные, сущностные основы бытия. Именно поэтому эстетические ценности как универсальная квинтэссенция духовного потенциала культуры оказываются менее всего подверженными коррозии временем и менее всего зависят от языковых, этнических, религиозных и тому подобных границ, существенно влияющих на другие ценности.

В любой деятельности человека помимо ее прямого утилитарного значения есть хотя бы элементы общечеловеческого, благодаря чему эта деятельность обретает по крайней мере косвенное значение для человечества как рода. С этим общечеловеческим значением связаны эстетическая окрашенность и эстетическое содержание человеческой деятельности. Эстетическая деятельность универсальна — это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомобиль), или по законам комического (карнавал как действие), трагического (похоронная процессия), возвышенного (чествование победителя, создание оды), безобразного (китч), или ужасного (фильмы ужасов). Эстетическая деятельность включает в себя: художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение); художественно-творческую (создание произведений искусства); художественно-техничес-кую (дизайн); художественно-рецептивную (восприятие произведения) и рецепционно-эстети-ческую (восприятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов). Венец эстетической деятельности — искусство. Здесь деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в лучших своих проявлениях шедевры.

Эстетический опыт присущ человечеству с глубокой древности и проявился еще в стремлении первобытных людей украшать свою жизнь. С тех пор эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве. Осмысление мира также не обходилось без эстетических категорий красоты, гармонии, ритма. Как правило, со времен античности проблемы эстетики и онтологии были тесно связаны. Эстетическое сознание – осознание бытия в форме художественных образов. Основное средство эстетического отражения действительности – художественный образ, в котором сливаются материальное и духовное, объективное и субъективное; он - форма познания действительности и одновременно ее оценки, и отражение реальности, и преображение ее. В художественном образе сочетаются определенная степень абстракции (называемая типизацией) и отражение неповторимых конкретно-чувственных черт объекта. Таким образом, в художественном образе духовное содержание выражается в конкретно-чувственной форме. Художник не только показывает индивидуальное, но и вскрывает через него типическое, то есть характерное для ряда явлений.

^ Эстетический идеал — представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана. Народ создающий идеал, создает гениев, приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность. Вл. Соловьев отмечает, что человек вырабатывает свое отношение к явлению исходя из того, согласно ли оно с идеалом всеобщей солидарности или противоречит ему, направлено ли к осуществлению истинного всеединства или противодействует ему. Эстетическая концепция — теоретически осмысленный опыт эстетической деятельности людей. Эстетические взгляды — система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их материальной и духовной деятельности.

Основная категория эстетики – прекрасное. Прекрасное отражает основную эстетическую ценность, связанную с эстетическим наслаждением, совершенством, гармонией. Особый вопрос – соотношение прекрасного в природе и искусстве. В античности красота и бытие – очень близки. Прекрасное связано с чувственно воспринимаемой формой. По Сократу, прекрасное относительно: все прекрасно для того, к чему оно приспособлено. Платон, напротив, понимал прекрасное как объективное идеальное начало, имеющее отношение к высшему благу и поэтому указывающее путь к моральному и духовному совершенствованию человека. Созерцание чувственной красоты заставляет человека искать красоты идеальной. Аристотель связал красоту с порядком и соразмерностью. Эпоха Возрождения, теоретически закрепляя сознательную ориентацию искусства на создание красоты, пыталась математически определить совершенные пропорции. Начиная с 18 в. стала подчеркиваться субъективная природа прекрасного, как реакции человека. По мнению Э.Бёрка, как прекрасное душой воспринимается эстетическая целесообразность, то есть соразмерность субъекта и объекта. Способность находить красоту как гармонию, меру, порядок он называл эстетическим вкусом. Шиллер определял красоту как выражение бесконечного в конечном. Для восприятия и оценки прекрасного необходим эстетический вкус – некая способность к различению прекрасного и безобразного. Он не поддается точному определению; некоторые отрицают само понятие объективного вкуса, признавая лишь множество субъективных симпатий, которые имеют равные права на существование. Вопрос об обосновании эстетического вкуса до сих пор ждет разрешения.

Кант противопоставил прекрасное и возвышенное: если чувство прекрасного пробуждает созерцание объекта, соразмерного с человеком, то чувство возвышенного – то, что превосходит человека и показывает его несводимость к природе. Если прекрасное связано с формой, то возвышенное – с безграничностью. Возвышенное характеризует такое свойство эстетического объекта, при котом человек переживает чувства восхищения, восторга – и одновременно трепета, свою малость рядом с объектом созерцания – и свою глубинную сопричастность к нему. Если прекрасное основано на чувстве удовольствия, то возвышенное – на неудовольствии человека самим собой. Если прекрасное присуще природе, то возвышенное касается только субъекта, когда он видит столкновение мира природы и мира свободы. Если прекрасное — это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет, то возвышенное — эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще не освоенные потенциальные силы. Эти непокоренные силы (сфера несвободы) порою грозны. Полное овладение ими — дело истории, в ходе которой раскрываются все новые возможности и источники человеческого могущества. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы человека и природы, безграничные перспективы ее освоения — все это отражает возвышенное как категория эстетики. Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха. В зависимости от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и подавляющее его. Как только мощное явление природы хотя бы опосредствованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетические свойства: из возвышенного оно становится прекрасным. В ходе развития общества сфера прекрасного расширяется за счет возвышенных явлений. Расширение освоенных явлений открывает новые горизонты познания. Поэтому, как это ни парадоксально, переход возвышенного в прекрасное одновременно расширяет круг не только прекрасных, но и возвышенных явлений. Возвышенное колоссально, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек роднится с вечностью, обретает земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество:

Категория безобразного обозначает антиценность, связанную с негативными эмоциями. Безобразное в природе и в искусстве оценивалось как негармоничное, аморальное. Довольно рано возникло противоречие между двумя пониманиями искусства – как создания прекрасных образов и как подражания реальности (где есть безобразные предметы). Жанры комедии (где безобразное превращается в смешное) и трагедии (где показывается самоотрицание безобразного) пытались разрешить эту проблему. В средневековом искусстве, когда физическая красота считалась соблазном, внешне безобразный облик часто соотносился с духовной красотой. Классическая эстетика не одобряла изображение безобразного и предписывала его эстетизацию. Позже, в эстетике реализма, безобразное и прекрасное стали понимать как две стороны бытия, равно заслуживающие внимания. Для неклассической эстетики характерно повышенное внимание к безобразному.

Еще одна категория эстетики – трагическое. Кант утверждал: трагедия возбуждает чувство возвышенного, комедия — чувство прекрасного. По Гегелю «основной пункт» теоретической проблематики трагического — природа целей трагического героя — «стремление к абсолютному». Всеобщий характер целей трагической личности он демонстрирует на примере «Фауста» Гете: герой этой «философской трагедии» неудовлетворен наукой, с другой стороны — проявляет интерес к светской жизни и земным удовольствиям. Фауст совершает трагическую попытку примирения знания с абсолютом. Сходным образом шиллеровский Карл Моор восстает против гражданского порядка и самого состояния мира и человечества (это восстание носит характер всеобщности). Гегель — противник чисто случайных трагедий, ибо в подлинной трагедии царствует необходимость. В развязке трагедии нет места для «голой гибели индивидуумов» и нет места трагическому там, где может получиться и «счастливая развязка запутавшихся отношений и благополучный конец» для тех действующих характеров, которыми нас заинтересовали. Если счастливая судьба героя имеет по меньшей мере такое же право, как и неудача, — лучше счастливый исход, говорит Гегель. Он против того, чтобы в искусстве отдавалось предпочтение несчастью только ради псевдоаристократической чувствительности людей, находящих себя при переживаниях скорби и сострадания особенно интересными. Гегель подчеркивает, что трагический конфликт и его разрешение должны быть в произведении, лишь если это необходимо, для того чтобы воздать должное более высокому воззрению. По Гегелю, при трагическом конфликте обоюдно приемлемое соглашение для борющихся сил невозможно: конфликт в трагедии непримирим и, уж во всяком случае, значим, существен, он не есть продукт мелкой ссоры, перебранки, а порождается глубинными противоречиями: если сталкиваются такие интересы, что не стоит для них приносить в жертву индивидуумов, так как последние могут, не отрекаясь от самих себя, отказаться от преследования своих целей или прийти к соглашению со своими противниками, то нет нужды, чтобы конец был трагическим. Художник не волен убить своего героя, когда и где ему заблагорассудится. В трагедии конфликтующие характеры, не отрекаясь от самих себя, не могут прийти к примирению и отказаться от своих целей. Принципы, во имя которых идет борьба в трагедийном произведении, настолько важны для борющихся характеров, что ценятся ими дороже собственной жизни. В трагедии даже самопожертвование не превращается в самоотречение и означает утверждение принципов и целей трагической личности, а не отказ от них. Для Гегеля трагическое — результат взаимодействия трагического характера и трагедийных обстоятельств: как конкретных, складывающихся вокруг данного характера благодаря его активности, так и общих, существующих благодаря общей конкретно-исторической обстановке, порождаемой деятельностью человечества. Гегель назвал эти глобальные обстоятельства «состоянием мира». Человек смертен, и его не могут не волновать проблемы взаимоотношения жизни, смерти и бессмертия. История человечества насыщена трагедийными событиями. Искусство в своих философических размышлениях о мире тяготеет к трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и художественный процесс пересекаются с проблемой трагического. Жизнь человека трагична и потому, что он смертен, и потому, что ни одно общественное устройство в истории человечества не осуществило идею свободы, равенства и братства, хотя ближе всего к этому идеалу подходит демократическое общество. Тоталитаризм рождает трагедию несвободы. Однако и в самом благоустроенном демократическом обществе есть преступления, самоубийства, наркомания, неосуществленность личности и другие бедствия, порождаемые несовершенством смертного и греховного человека, живущего в несовершенном обществе. ХХ век — эпоха величайших социальных потрясений, революций, войн, кризисов, бурных перемен, создающих напряженнейшие ситуации. Поэтому теоретический анализ трагического для нас в известном смысле есть самоанализ и осмысление мира. Итак, трагическое 1) раскрывает гибель или тяжкие страдания личности; 2) показывает невосполнимость для людей ее утраты; 3) утверждает бессмертие погибающей личности (бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа, в жизни людей находят свое продолжение общественно ценные начала, заложенные в человеке и его деяниях, а для религиозного сознания погибающего ждет потустороннее бытие, так же зависящее от общественно ценного — праведного прижизненного бытия); трагедия — всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни; 4) выявляет активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; 5) дает философское осмысление состояния мира и смысла жизни человека; 6) вскрывает исторически временно неразрешимые противоречия; 7) трагическое в искусстве рождает чувство скорби (по поводу гибели героя), сочетаемое с чувствами торжества и радости (по поводу его нравственного величия); 8) оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис).

Категорию «комическое» определить труднее всего. Сущность комического — в противоречии. Комизм — результат контраста, разлада, противостояния: безобразного — прекрасному (Аристотель), ничтожного — возвышенному (Кант), нелепого — разумному (Шопенгауэр), бесконечной предопределенности — бесконечному произволу (Шеллинг), автоматичного — живому (Бергсон), ложного, мнимо основательного — истинному и основательному (Гегель), внутренней пустоты — внешности, притязающей на значительность (Чернышевский), нижесреднего — вышесреднему (Гартман). Каждое из этих определений, выработанных в истории эстетической мысли, выявляет и абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Формы комического противоречия разнообразны. Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем по времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью. При этом «разочарование» обнаруживается неожиданно.
  1   2

Похожие:

Основные проблемы эстетики iconУчение Платона охватывает широкие области знания. Здесь и вопросы...
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: в 5 тт. — Т. I. — М.: Искусство, 1962. — С. 92—114, 114—129
Основные проблемы эстетики icon5. Средневековая философия и основные её проблемы
Такой подход к установлению начала средневековой философии объясняется тем обстоятельством, что основные её проблемы сопряжены с...
Основные проблемы эстетики iconПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,...
Основные проблемы эстетики iconВопросы озз
Методы. История возникновения общественного здоровья и здравоохранения. Проблемы, изучаемые общественным здоровьем и здравоохранением....
Основные проблемы эстетики iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию институт...
На смену «прекрасному» приходят «шок-ценности»2: новизна, необычность, абсурд, жестокость. Это привело к расширению предмета эстетики,...
Основные проблемы эстетики iconКнига одного из главных отечественных специалистов в области эстетики,...
В. В. Бычкова вляется учебником нового поколения, основывающимся на последних достижениях современного гуманитарного знания и ориентированным...
Основные проблемы эстетики iconВизантийская библиотека
Византии. Внешнеполитическая история изложена А. А. Васильевым полностью. Проблемы внутренней истории рассмотрены неравномерно, хотя...
Основные проблемы эстетики iconВопросы к зачету: Актуальность проблемы обеспечения безопасности информации
Основные причины обострения проблемы обеспечения безопасности информационных технологий
Основные проблемы эстетики iconИсторический генезис чистой эстетики[1]. Эссенциалистский[2] анализ...
Исторический генезис чистой эстетики[1]. Эссенциалистский[2] анализ и иллюзия абсолютного
Основные проблемы эстетики iconПлан: Особенности философского знания. Основные проблемы философии. Основные типы мировоззрения
Философия греческого происхождения. «Фия» любовь, «софия»- мудрость, т е любовь к мудрости. Пифагор укрепил это понятие
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница