Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации»


НазваниеЛекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации»
страница1/18
Дата публикации21.03.2013
Размер2.14 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления

2. Управление как особый вид деятельности, его специфика

3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

4. Элементы процесса управления. Функции управления

5. Кадры управления и их роли

6. Необходимые навыки и качества менеджера

ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли

1. Классическая школа в управлении

2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

3. Количественный подход к управлению

4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S

5. Американская, европейская и японская модели управления

6. «Новая философия управления»

ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации

1. Содержание понятия «среда организации»

2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура

3. Организационная культура, ее элементы и типы

4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды

5. Реакции организации на изменения внешней среды

ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации

1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений

2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников

3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях

ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений

1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления

2. Классификация управленческих решений

3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений

4. Групповое принятие решений

ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление

1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности

2. Сущность и значение стратегического планирования

3. Стратегия, ее элементы и уровни

4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты

5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации

ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления

1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие

2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование

3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура

ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации

1. Понятие и роль коммуникаций в управлении

2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы

3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры

4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры

5. Типы коммуникационных сетей

6. Управление коммуникациями в организации

ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления

1. Понятие и модель мотивации

2. Развитие концепции мотивации разными школами управления

3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера

4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель

5. Понятие и классификация методов управления

6. Основные принципы управления

ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации

1. Природа лидерства и его основа

2. Баланс власти и ее формы

3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы

4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка

5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона

6. Лидерство женщин

ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами

1. Группы в организации и их типы

2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой

3. Характеристика групп и их эффективность

4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими

5. Преимущества и недостатки работы в командах

ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами

1. Природа и типы конфликтов в организации

2. Причины и последствия конфликтов

3. Методы разрешения конфликтной ситуации

4. Причины стресса и снижение его уровня

ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями в организации

1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями

2. Типы организационных изменений

3. Методы разрешения конфликтной ситуации

4. Концепция организационного развития

ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент

1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента

2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей

3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра

4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей

ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами

1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации

2. Цели и функции управления ЧР

3. Стратегическая и оперативная роли управления ЧР

4. Этапы управления ЧР

5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала

6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой

7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала. Увольнение

ЛЕКЦИЯ № 16. Природа контроля в организации

1. Понятие контроля, его цели и области

2. Этапы процесса контроля

3. Формы оперативного контроля

4. Формы организационного контроля


ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента
1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Основными составляющими успеха являются:

1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

2) результативность;

3) эффективность.

С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.

Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли.

^ 2. Управление как особый вид деятельности, его специфика

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд».

Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.

Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.

Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других.

Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направ-ленных на достижение запланированных целей.

Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

^ 3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

Организация—это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.

Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

1) получение ресурсов из внешней среды;

2) преобразование ресурсов в готовый продукт;

3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.

При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.

В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

^ 4. Элементы процесса управления. Функции управления

Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Трудназванных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласо-ван-ность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Поскольку менеджмент – это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconКонспект лекций содержание тема Предмет и задачи курса
Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconВнешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда
Внешняя среда представлена также субъектами экономики, имеющими непосредственное отношение к предприятию и влияющими на его деятельность...
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconЛекция Маркетинговая среда организации
Маркетинговая среда организации – это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности...
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconВопрос понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя...
Организация (от позднелат organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется...
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconВнешняя и внутренняя среда организации
Целью этой работы является изучение теоретического материала по внешней и внутренней среде организации, анализ современных    концепций...
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» icon2. Исследование эффективности маркетинговой деятельности предприятия
Внутренняя среда Организации – это часть среды, находящаяся в ее пределах. Она оказывает постоянное и непрерывное воздействие на...
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconВопросы к экзамену
Внутренняя среда организации: социально-психологический климат и организационная (корпоративная) культура
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconТемы для обзора литературы по курсу «Теория и практика предпринимательства»
Сущность предпринимательской среды. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconИндивидуальное творческое задание Внутренняя среда туристического предприятия «Краун»
Внутренняя среда (микросреда) — это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она...
Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» iconВопросы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Понятие о системе «человек – среда обитания». Жизнедеятельность,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница