Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы


Скачать 142.6 Kb.
НазваниеЛекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы
Дата публикации26.07.2013
Размер142.6 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > География > Лекция



ЛЕКЦИЯ 21,22
Количество часов 4


ТЕМА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
1. Сущность и роль региональных финансов. Состав региональных финансовых ресурсов.

2. Сущность и функции регионального бюджета.

3. Формирование доходов бюджетов субъектов РФ.

4. Расходы региональных бюджетов

1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ.
Под региональным уровнем, точнее регионом мы понимаем уровень субъекта Российской Федерации (область край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т.д.).

Сложность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях универсальной модели действия, что прежде всего связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований.

Финансы региона — это денежные ресурсы и потоки в их на личной или безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения.

Финансы региона, являясь частью финансовой системы страны, выполняют социально-экономические функции и определяются теми же характеристиками, что и финансовая система в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном региональном уровне с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности между уровнями власти.

Являясь инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функ­ционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона в их социальной функции должны обеспечить необходимы­ми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера все более перемещается именно на систему региональных и местных финансов, хотя бюджетные ресурсы концентрируются на федеральном уровне и после сложных процедур межбюджетных отношений возвращаются на региональный уровень.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют три самостоятельные финансовые подсистемы государственная, в том числе самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независи­мых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов; третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа и пр.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами —улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Следует различать понятия «финансы региона» и «финансовый потенциал региона». Финансовый потенциал по своему содержанию понятие более емкое. Он охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает следующие элементы:

консолидированный бюджет (областной бюджет и бюджеты муниципальных образований), внебюджетные фонды, а также различные межбюджетные потоки — поступающие в регион федеральные бюджетные трансферты, а также содействие местным бюджетам, оказываемое из бюджета субъекта Федерации;

ценные бумаги, эмитированные органами власти и управления субъекта Федерации или органами местного самоуправления;

финансовый потенциал предприятий и организаций всех форм собственности;

средства населения, находящиеся на руках (наличные) или в банках и иных финансовых институтах, а также в виде различных ценных бумаг;

финансовые ресурсы институтов кредитно-банковской системы данного региона, а также средства, привлекаемые местными банками с других территорий.

Иногда в экономической литературе допускается и более широкое толкование финансового потенциала, в который включается вся совокупность экономических активов, имеющих стоимостную оценку и способных выступить источником финансовых средств в результате их реализации, залога, аренды и пр. В таком широком экономическом смысле финансовый (финансово-экономический) потенциал включает основные фонды, природные ресурсы и прочие элементы материального богатства, сосредоточенного в пределах региона.

Под категорией «финансы региона» (в отличие от финансового потенциала) обычно понимают ту часть финансового потенциала, которая в текущем году реально задействована в финансово-товар­ных потоках, т.е. непосредственно участвует в процессе воспроизводства на региональном уровне.

Внутрирегиональные финансовые потоки в основном те же, что и в целом по стране. Население получает зарплату на предприятиях. Служащие — из федерального, областного или местного бюджетов. Часть населения — пенсии, пособия, стипендии и т. п. Все полученные суммы затем делятся на три потока:

на оплату товаров и услуг (в основном это сфера частного предпринимательства);

откладываются в различных банках на будущие нужды;

остаются на руках у населения.

Предприятия, реализуя товары и услуги как населению, так и другим предприятиям, властным структурам, получают средства для продолжения и расширения производства, выплат и очередной зарплаты, платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Серьезной особенностью и проблемой региональных финансов являются довольно большие межбюджетные потоки как между государством и субъектами Федерации, так и внутри субъектов. Их наличие и объективность расчета во многом определяют финансовую устойчивость регионов.

Следует отметить, что общая задолженность предприятий в бюджете всех уровней, по кредитам банков и займов, в том числе просроченная за последние годы, продолжает увеличиваться, что также подтверждает неустойчивость финансовой системы регионов.

Увеличивается также и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Другими словами, оздоровление региональных финансов предполагает прежде всего создание благоприятных условий для роста производства предприятий всех форм собственности и повышение доходов населения.

Эффективное управление финансами региона, расширение финансового потенциала и степени его фактической задействованности в текущих финансово-товарных потоках является одним из обязательных условий успешного социально-экономического развития территорий. При этом финансовые ресурсы выступают прежде всего как источник расширенного воспроизводства в региональной экономике, включая как экономический потенциал тсрритории, так и формирование предпосылок постоянного повышения обеспеченности населения всеми видами материальных и социальных благ. Однако пока такая посылка имеет в основном лишь общетеоретический смысл. Условия переходной российской экономики создали целый комплекс проблем, характеризующих процесс мобилизации и реализации финансовой базы регионального социально-экономического развития. Так, в настоящее время для большинства субъектов Федерации и муниципальных образований характерны финансовая, в том числе и бюджетная недостаточность, нехватка денежных средств. В результате свертывается инвестирование на предприятиях всех форм собственности, теряются рабочие места, сужается бюджетное финансирование экономики и социальных программ. Все это создает дополнительные трудности для функционирования систем управления региональными финансами и в целом для использования финансово-бюджетных рычагов управления социально-экономическим развитием региона.

Еще одна из имеющихся трудностей в сфере управления связана с отсутствием на местах полного объема необходимой информации о финансовых потоках в регионе. Это, в свою очередь, во многом определяется наличием в экономике каждого региона широкого негосударственного сектора, который стремится скрыть свое истинное финансовое положение, исказить реальные объемы своих финансовых ресурсов, в том числе и по соображениям фискального характера. Это нарушает естественный процесс взаимодействия двух основных секторов финансовой системы региона в процессе реализации интересов его долговременного социально-экономического развития.

Важное значение с этой целью имеет и укрепление нормативно-правовой базы региональных финансов, региональной финансовой политики, а также взаимодействия региональных финансов с прочи­ми элементами общегосударственной финансовой системы.

Положения Бюджетного кодекса РФ показывают основные направления совершенствования системы управления региональными финансами, в частности в аспекте бюджетного процесса. Так, в соответствии со ст. 174 БК РФ одновременно с проектом бюджета должен составляться и перспективный финансовый план, за основу которого берется среднесрочный прогноз социально-зкономического развития региона и его муниципальных образований. Разработка финансового плана преследует четыре основные цели:

информирование законодательных (представительных) органов власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе дополнительных мер в области финансовой политики;

отслеживание долгосрочных негативных тенденций в экономике и социальной сфере региона с целью своевременного принятия соответствующих противодействующих и компенсационных мер.

Принципиальная черта финансового плана как инструмента финансового управления — его непрерывность. Он должен ежегодно корректироваться с учетом уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития региона и продлеваться на один год вперед.

Главным условием укрепления финансовой базы регионов является состояние и развитие производственно-хозяйственных комплексов этих регионов. Однако за последние годы ухудшилось финансовое состояние предприятий, сократились налогооблагаемая база и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Ввиду резко возросших процентных ставок практически исчезла возможность использования кредитов для поддержания и тем более для развития производства. Сохраняется сектор теневой хозяйственной деятельности, финансовые потоки которого никак не работают на стабилизацию региональных производственно-хозяйственных комплексов. Падают заработки трудящихся, а вместе с ними и соответствующие поступления в бюджеты всех уровней. Тем самым основные финансовые и бюджетные потоки в регионах стали ослабевать, уменьшая и без того небольшие финансовые возможности региональных органов власти. В результате все большее число регионов становится финансово необеспеченными или хронически дотационными.
^ 2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
Региональными называются бюджеты субъектов РФ: областей, краев, республик и пр. По своему статусу они занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств. С другой стороны, они занимают определенное промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета они сами оказывают аналогичное финансовое содействие бюджетам муниципальных образований. Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования
^ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ
Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог, региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Одновременно установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от федеральных налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия и от некоторых других налогов.

В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации» в региональные бюджеты должно зачисляться 20% общего объема поступлений налога на добычу полезных ископаемых, 50% акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия, 50% налога на доходы физических лиц, 61% налога на прибыль организаций, 100% транспортного налога, 50% экологических платежей.

Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются неналоговые поступления, к которым относятся доходы:

от пользования имущества, находящегося в государственной собственности, или от хозяйственной деятельности (например, сдача имущества в аренду; дивиденды по акциям, принадлежащим органам власти и управления региона; проценты, получаемые от размещенных в банках временно свободных денежных средств соответствующих бюджетов);

от продажи имущества, находящегося в государственной собственности (поступления от приватизации, продажи акций, квартир; производственных и непроизводственных фондов; реализации конфискованного имущества);

штрафные санкции и суммы в возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности.

«Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.» внесла в порядок формирования региональных финансов достаточно много новаций. Так, введены 5 фондов финансовой помощи субъектам Федерации из федерального бюджета: Фонд финансовой поддержки, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР) действует с 1994 г. Изначально он создавался как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов по текущим расходам.

Фонд компенсаций создан в 2001 г. Его средства используются для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других законов, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. В основу распределения этих средств положена формула, учитывающая численность населения, имеющего право на получение социальной помощи и льгот (пенсионеры, семьи, имеющие несовершеннолетних детей и т.д.), в каждом без исключения субъекте Федерации независимо от уровня бюджетной oбeспеченности. Если же какая-то часть социальных выплат и льгот, установленных федеральными законами, не обеспечена субвенциями (субсидиями) из Фонда компенсаций, то они должны быть сокращены. Но при этом расширяются права субъектов Федерации самостоятельно регулировать состав и уровень расходов, принимаемых к финансированию в объеме выделенных из Фонда средств.

В 2002—2003 гг. создается Фонд софинансирования соццальных расходов (ФССР). Основная его цель — стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере. Другими словами - поддержка на определенном уровне предоставления (финансирования) основных общественных услуг. Софинансирование будет осуществляться с помощью выделения субсидий (долевое участие) на определенную функциональную статью расходов, прежде всего на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению, но при соблюдении определенных условий. Первоначально предусматривается выделение субъектам Федерации своей доли в финансировании нормативного уровня соответствующих расходов либо поддержание определенного уровня финансирования.

Один из наиболее сложных моментов региональных финансирования — выделение инвестиций в региональную инфраструктуру. Этому будут способствовать средства Фонда регионального развития. Он действует с 2000 г. Но в 2002—2003 гг. создается новый механизм. Общими принципами распределения субсидий из Фонда регионального развития становятся:

целевая поддержка капитальных вложений в общую инфраструктуру;

софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Российской Федерации;

соблюдение субъектами Федерации требований федерального законодательства к организации инвестиционного процесса.

Фонд реформирования региональных финансов создается за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Средства фонда ежегодно будут предоставляться отобранным на конкурсной основе субъектам Российской Федерации при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.
^ 4. РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
Рассматривая формы финансовой помощи субъектам PФ из федерального бюджета, мы коснулись отдельных сторон расходной части региональных бюджетов. Остановимся на это вопросе подробнее. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:

обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов;

проведение выборов и референдумов;

деятельность средств массовой информации;

формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу;

содержание и развитие дорожной сети регионального значения;

реализацию региональных целевых экономических и социальных программ;

обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;

оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, переда­нных на муниципальный уровень.

Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующих бюджетов финансировать расходы на:

государственную поддержку отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства;

НИОКР, обеспечивающие научно-технический прогресс;

обеспечение правоохранительной деятельности;

социальную защиту населения.

В случае превышения расходов над доходами в пределах одного бюджетного года говорят о дефиците бюджета. Источниками его покурытия на уровне субъекта РФ являются: государственные (региональные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Это так называемые внутренние источники финансирования бюджетного дефицита. Существуют и внешние источники, которые реализуются путем обращения на внешние рынки капиталов путем эмиссии займов, получения банковских кредитов и пр. Возможность их использования также определена законами РФ. Для улучшения условий внешних заимствований регионы России добились присвоения себе международных кредитных рейтингов, что дает возможность активного обращения на международные рынки капиталов, прежде всего европейские.

При долговременном финансировании как внутренних, и внешних источников покрытия бюджетного дефицита возникает государственный долг субъекта Федерации. Это может быть долг перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, банками и международными финансовыми организациями. Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом конкретном случае заимствования, но в пределах 30 лет установлено ст. 98 Б К РФ.

Для упорядочения долговых обязательств по покрытию бюджетных дефицитов Бюджетный кодекс РФ обязывает органы управления всех уровней составлять программу внутренних заимствований на очередной бюджетный (финансовый) год по их формам и видам, а также по общей величине, объемам и источникам ранее возникших обязательств. В этой связи в программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, кредитах, заключенные в предыдущие годы, если они не утратили свою силу в установленном законом порядке.

Похожие:

Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconЛекция 23,24 Количество часов 4 тема: государсвенные и муниципальные...
Местные бюджеты: их функции, методы формирования и направления расходования средств
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconЛекция 28 Количество часов 2 тема: страхование как финансовая категория, ее специфика
Экономическая сущность страхования. Его задачи, функции и роль в рыночной экономике
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconЛекция 11 Количество часов 2 тема: доходы государственного бюджета
Анализ мировой практики решения проблемы разделения налогов между бюджетами разного уровня
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconЛекция 12,13 Количество часов 4 тема: расходы государственного бюджета
Бк рф). Расходы бюджетов относятся к кате­гории «общественные расходы». Бк РФ также предусматривает обязательное формирование реестра...
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconЛекция 26,27 Количество часов 4 тема: государственный и муниципальный кредит
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими...
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconПриложение б министерство образования и науки Российской Федерации...
В 2 семестре учебным планом на изучение этой дисциплины предусмотрено следующее количество часов: лекций – 17 часов; практических...
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconМетодические рекомендации для подготовки кср по дисциплине «Финансы и финансовый рынок»
Изучение дисциплины «Финансы и финансовый рынок» включает 32 лекций, 28 часов – практических занятий, 26 часов отведено на контролируемую...
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconТема Количество часов
Содержательный модуль История развития политической мысли и политической науки
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconБудет ли увеличено количество часов английского?
Нет. Более 1/3 всей магистратуры – бюджетные места именно на Бизнесе. К тому же президент не заинтересован в том, чтобы количество...
Лекция 21,22 Количество часов 4 тема: региональные финансы iconПриложения
Периоды (этапы) боевой подготовки, основные мероприятия плана подготовки части, месяцы, номера недель, количество часов (сроки проведения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница