Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования


Скачать 92.81 Kb.
НазваниеЗадачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования
Дата публикации28.07.2013
Размер92.81 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > География > Документы
Карта – схема для определения психологического климата в коллективе Л.Н. Лутошкина

Цель: изучение степени благоприятности психологического климата группы.

Задачи: 1) получить индивидуальные оценки психологического климата; 2) подсчитать групповые оценки психологического климата.

Предмет исследования: психологический климат в группе. Психологический климат в группе - это общий эмоциональный настрой в группе, в котором соединяются настроения, переживания, отношения членов группы.

Краткое описание методики:

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, свою группу по характеристикам, приведенным в таблице. Для этого в предлагаемой схеме прочтите предложения слева, затем справа и после этого знаком + отметьте в средней части листка ту оценку, которая, по-вашему мнению, соответствует истине. Оценки означают: +3 - это свойство проявляется в группе всегда; +2 - в большинстве случаев; +1 – нередко; 0 – никогда; -1 - нередко проявляется противоположное свойство (справа); -2 - в большинстве случаев; -3 - всегда».




+3

+2

+1

0

-1

-2

-3




1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроений.






















Преобладает подавленное, пессимистическое настроение.

2. Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.






















Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии.

3. В отношениях между микрогруппировками внутри группы существует взаимное расположение и понимание.






















Конфликты между микрогруппировками

4. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.






















Члены группы проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5. Успехи или неудачи других членов группы вызывают сопереживание, искреннее участие или сочувствие всех членов группы.






















Успехи или неудачи других членов группы оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство.

6. Члены группы с уважением относятся к мнению друг друга.






















В группе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнению других.

7. В трудные для группы минуты происходит эмоциональное единение коллектива.






















В трудных ситуациях в группе преобладают растерянность, взаимные обвинения, ссоры.

8. Достижения или неудачи группы переживаются как свои собственные.






















Достижения или неудачи группы не находят отклик у членов группы.

9. У членов группы появляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.






















К похвалам и поощрениям группы в целом относятся равнодушно.

10. Группа участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться и прижиться.






















Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляется враждебность.

11. Члены группы активны, полны энергии.






















Члены группы инертны, пассивны.

12. Совместные дела увлекают всех.






















Членов группы невозможно увлечь совместными делами, каждый думает только о своих интересах и делах.

13. В группе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.






















Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относится к слабым.

^ Процедура обработки

1. Заполнить групповую матрицу оценок психологического климата. Подсчитать сумму и среднее значение по всем свойствам, получить общую оценку психологического климата.




ФИО членов группы:







Свойства:

1

2

3

4

5



х

1






















2






















3






















4






















5






















6






















7






















8






















9






















10






















11






















12






















13













































х






















2. Подсчитать групповое значение психологического климата (ПК) по группе.

ПК= d (+) и (-) - (разность между суммами положительных и отрицательных оценок).

+ - сумма всех положительных оценок,

- - сумма всех отрицательных оценок.

3. Получить групповой профиль оценок психологического климата.

Интерпретация

от +22 и более - высокая степень благоприятности психологического климата;

от +8 до +22 - средняя степень благоприятности;

от 0 до +8 - слабая степень благоприятности;

от 0 до -8 - слабая степень не благоприятности;

от -8 до -22 - средняя степень не благоприятности;

от -22 и менее - высокая степень не благоприятности.

^ Методика изучения психологического климата группы

при помощи биполярной шкалы оценки взаимоотношений (Ф. Фидлер, Ханин Ю.Л.)

Цель: изучение психологического климата в группе при помощи биполярной шкалы взаимоотношений. Шкала предложена Ф. Фидлером, адаптирована Ханиным Ю.Л.

^ Предмет изучения: психологический климат в группе.

Социально-психологический климат - качественная сторона МЛО, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (1; 162).

Психологический климат в группе зависит от уровня группового развития, от стиля лидерства. Установлено, что между состоянием психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь (1; 162).

Социально-психологический климат группы - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизнедеятельности личности в коллективе, во взаимодействиях членов группы (2).

Бойко В.В., Ковалев А.Г. выделили следующие особенности психологического климата: а) это одна из сторон жизнедеятельности людей; б) он неодинаков в разных коллективах; в) он по-разному влияет на членов коллектива; г) его влияние сказывается на психологическом состоянии людей (2).

Структура психологического климата определяется системой сложившихся отношений в коллективе и может представлять собой синтез общественных и межличностных отношений (2).

Задачи: 1) получить индивидуальные и групповые профили оценок психологического климата по всем шкалам; 2) сравнить индивидуальные и групповые показатели; 3) подсчитать средние значения по шкалам; 4) сделать содержательный анализ по оцениваемым качествам.

^ Процедура проведения: Методика включает биполярную шкалу взаимоотношений, состоящую из 10 пар противоположных по смыслу качеств. Испытуемые должны оценить данные пары по 8-бальной шкале. Оценочные баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 в шкалу не вносятся. Ответы по всем шкалам оцениваются по положению значка, поставленного испытуемым от 1 до 8 баллов. Итоговый показатель для каждого испытуемого находится в диапазоне от 10 (самый благоприятный климат) до 80 (самый неблагоприятный).

^ Условия проведения: Методика проводится в группе со сложившейся системой МЛО.

Инструкция: « Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак Х, тем более выражен этот признак в классе».

1. Дружелюбие - - - - - - - - Враждебность

2. Согласие - - - - - - - - Несогласие

3. Удовлетворенность - - - - - - - - Неудовлетворенность

общением общением

4. Взаимная поддержка - - - - - - - - Равнодушие

5. Продуктивность - - - - - - - - Непродуктивность

совместной деятельности совместной деятельности

6. Теплота - - - - - - - - Холодность

7. Сотрудничество - - - - - - - - Отсутствие сотрудничества

8. Доброжелательность - - - - - - - - Недоброжелательность

9. Заинтересованность - - - - - - - - Скука

10. Успешность группы - - - - - - - - Безуспешность группы

Протокол исследования

Индивидуальный профиль оценок психологического климата

Положительные качества

1 2 3 4 5 6 7 8

Отрицательные качества

1. Дружелюбие

2. Согласие

3. Удовлетв. общением

4. Взаимная поддержка

5. Продуктив.совм.деят.

6. Теплота

7. Сотрудничество

8. Доброжелательность

9. Заинтересованность

10. Успешность группы

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Враждебность

Несогласие

Неудовл.общением

Равнодушие

Непродуктивность

Холодность

Отсутствие сотруднич.

Недоброжелательность

Скука

Безуспешность группы

^ Групповая матрица оценок психологического климата




Испытуемые:

 баллов:

х - ср.зн.

Качества:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4 4 4 4 3 3 4 4 3 3 4 2 3

6 6 3 6 4 3 5 4 4 4 6 2 4

4 5 3 7 6 4 4 5 4 4 6 2 3

5 6 4 6 6 4 5 6 3 5 5 2 4

5 4 2 5 4 3 4 5 3 5 7 3 4

7 5 4 6 4 3 4 6 3 4 3 4 5

6 5 5 5 4 4 3 4 4 5 4 3 6

4 5 3 6 5 4 4 6 4 4 4 3 5

6 4 1 6 6 3 4 6 3 4 4 1 5

4 3 1 4 6 3 3 5 3 4 4 1 5

45

57

56

61

55

58

57

57

54

46

3,5

4,4

4,3

4,7

4,2

4,7

4,4

4,4

4,1

3,5



51473055483440 513442 47 23 44

546

4,2

^ Обработка результатов

1. Соединив точки, поставленные испытуемым, можно построить профиль оценки им психологического климата.

2. Вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, получить среднегрупповые показатели.

Сопоставление групповых показателей с индивидуальными позволяет выделить тех членов группы, которые дают заниженные или завышенные оценки по всем показателям. Заниженные оценки (высокие баллы) могут рассматриваться как свидетельство неудовлетворенности положением в группе. Завышенные оценки (низкие баллы) могут свидетельствовать об удовлетворенности положением в группе, либо о некоторых индивидуально-психологических особенностях личности (излишней мягкости, подчинении и уступчивости индивида).

Похожие:

Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconАнкета для исследования социально-психологического климата коллектива
Просим Вас ответить на ряд вопросов, нашей анонимной анкеты, касающихся Вашей работы
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconДисциплина «Методология и методы психологического исследования» для...
Классификация методов психологического исследования (Классификация Пирьова; Б. Г. Ананьева; М. С. Роговина и Г. В. Залевского; В....
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconЗадача обеспечение специализированной
Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или...
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования icon3. Внешние и внутренние функции пр-менеджера
Взаимодействуя со службой управления персоналом, пр-специалисты должны участвовать в оценке социально-психологического климата коллектива,...
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconДисциплина «Методология и методы психологического исследования» для...
Общая характеристика психологического эксперимента. Основные элементы экспериментального метода. Уровни эксперимента
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconПлан: Подходы к изучению психологического здоровья. Здоровьесберегающие...
Здоровьесбережение в различных социальных системах и средах (образование, семья)
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconФедеральный стандарт оценки цель оценки и виды стоимости (фсо n 2)
Целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconПримерный перечень вопросов к зачёту
Сущность и возникновение оценочной деятельности в России. Субъекты и объекты оценки. Рыночная стоимость объектов оценки. Цели оценки...
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconПрактикум по психологии личности
На основе универсальной шкалы выстраивается единый профиль психологической активности, что открывает новые возможности для составления...
Задачи: 1 получить индивидуальные оценки психологического климата; 2 подсчитать групповые оценки психологического климата. Предмет исследования iconСеминар №2 по дисциплине «Методология и методы психологического исследования»...
Проблемная ситуация и проблема исследования. Требования к формулированию проблемы научного исследования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница