Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие»


НазваниеМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие»
страница1/9
Дата публикации22.03.2013
Размер1.17 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Актюбинский Государственный Университет им. К. Жубанова.

Ф 06. 01-01

Картова М.А.

Методические указания

к лабораторным занятиям

по дисциплине

«Социальная экология и устойчивое развитие»

Актобе - 2009

Методические указания к практическим занятиям разрешены и внесены



Исполнители:

Старший преподаватель кафедры экологии М.А. Картова

"_27" декабря 2008 г.

Ответственный исполнитель

Зав. кафедрой экологии

к.б.н., доцент Е.Х. Мендыбаев

"__27"_декабря 2008 г.


II. Обсуждена на заседании кафедры экологии
Протокол № ____от "_27" декабря 2007г.

III. Рецензент

к.б.н., доцент ___________ Е.Х. Мендыбаев

^ IV. РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ УМК ФАКУЛЬТЕТА
Протокол № _3 от "_28_"декабря 2007г.

V. СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2010ГОД

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 2 ГОДА

VI. ВВЕДЕНА ВЗАМЕН____________________________________________

дата утверждения предыдущей рабочей программы

ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология». Пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения.

Курс «Социальная экология и устойчивое развитие» является основным в изучении устойчивого развития экосистем и общества, а практические занятия являются продолжением лекционного курса «Социальная экология и устойчивое развитие».

Практические занятия имеют цель: раскрытия причин востребованности социальной экологии на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации, изучение устойчивого развития основных экосистем: экосистемы суши, экосистемы пресных вод и экосистемы морских водоемов, сохранение естественных природных экосистем, сохранение стабильных благоприятных параметров среды обитания, обеспечивающих устойчивое развитие природы и общества.

Методические указания состоят из практических работ по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие». Практические работы, включают цели, контрольные вопросы, методические рекомендации. Предусмотрены темы рефератов и самостоятельных заданий, направленных на активизацию мыслительной и самостоятельной работы студентов. Каждое занятие обеспечено кратким словарем терминов и заканчивается блиц – тестами.

На практических занятиях студенты приобретают практические навыки, необходимые в будущей работе.

При составлении пособия были использованы учебники, пособия и словари терминов следующих авторов Барков А.С. (Словарь справочник по физической географии), Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана, Миркин Б.М., Наумов Л. Г. (Курс лекций по устойчивому развитию), Марфенин Н.Н. (Устойчивое развитие человечества), Никаноров А.М., Хоружая Т.А. (Глобальная экология), Прохоров Б.Б. (Социальная экология), Интернет сайт «Устойчивое развитие»

^ Занятие 1-2.

Тема: История становления и развития социальной экологии.

Цель: Контроль и закрепление знаний о социальной экологии и устойчивом развитии. Глобальные последствия влияния человека на биосферу. Дальнейшее формирование работы с дополнительной литературой, умение делать самостоятельные выводы.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта РК, Атлас мира для учителя.

Контрольные вопросы:

  1. Определение социальной экологии и устойчивое развитие.

  2. Цели социальной экологии и устойчивого развития.

  3. Стратегия устойчивого развития.

  4. Критерии устойчивого развития.

  5. Аспекты устойчивого развития.

6. Понятие социально-природного прогресса

7. Социально-природный прогресс и экологическое общество.

8. Экологическое общество как тип общественного устройства.

9. История формирования концепции УР.

10. Роль общества в становлении концепции доклада «Наше общее будущее»?

11. Чикагская школа социальной экологии.

Содержание и порядок выполнения работ:

Задание 1. Перенести в тетрадь основные критерии УР и сделать выводы, (использовать большой атлас для учителя). Определить регионы в мире или в РК.

Критерии УР (по С.Мураи)

Индикатор развития

Устойчивое

Критическое

Разрушительное

Рост населения

Меньше 0,5 % в год

1,0 – 1,5% в год

Больше 2% в год

Валовый национальный продукт за год

3%-5%

8%-10%

Больше 10%

Обезлесение

Меньше 0,1 % в год

0,5 -1,0 % в год

Больше 1% в год

Относительная площадь лесов

Больше 30 % в год

15 -20%

Меньше 10 %

Площадь пашни

Больше 0,3 га/чел.

0,15-0,2 га/чел.

Меньше 0,1 га/чел.

Обеспечение собственным зерном

Больше 90%

60-70%

Меньше 50%

Плотность городского населения

Меньше50 чел/га

100-50 чел/га

Больше 200 чел/га

Численность населения города.

0,5 млн.чел.

Больше 1 млн.чел.

Больше 10 млн.чел.

Задание 2. Составить круговую диаграмму ВНП всех стран мира по данным:

США- 21%; Китай -10%; Япония -9%; Германия -5%;

Индия -4%; Франция -3%; Россия-2,5%.

Задание 3. Законы социальной экологии и УР по (А.А.Бартлетту):

1. Ни рост численности населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не может быть устойчивым.

2. Чем больше численность населения и чем выше скорость потребления им ресурсов, тем труднее привести общество к состоянию устойчивого развития.

3. Время реакции населения на изменения его прироста равно продолжительности жизни одного человека от окончания детского возраста до конца жизни т.е. около 50 лет.

4. Средний уровень жизни населения находится в обратной зависимости от численности населения, которое может устойчиво существовать на данной территории (от её потенциальной ёмкости).

5. Для достижения устойчивого и желаемого уровня жизни необходимо, чтобы численность населения была меньше или равна потенциальной ёмкости территории.

6. Выгоды от роста численности населения и увеличения потребления ресурсов достаются немногим, затраты же ложатся на плечи всего общества.

7. Увеличение скорости потребления невозобновимого ресурса вызывает резкое снижение времени существования остающейся доли ресурса.

8. Когда затрачиваются большие усилия на повышение эффективности использования ресурса, получаемая выгода сравнима с дополнительной потребностью в ресурсе, возникающей вследствие прироста населения.

9. Когда скорость загрязнения превосходит самоочищающую способность о.с, проще, но ошибочно продолжать загрязнять среду.

10. Люди всегда будут зависимы от сельского хозяйства. Почва и другие возобновимые ресурсы будут всегда необходимы.

Задание 4. Гипотезы УР по (А.А.Бартлетту):

1. Судя по среднему мировому уровню жизни 19994 года, численность населения Земли превосходит её потенциальную ёмкость.

2. Рост численности населения – это самая большая и самая коварная угроза демократии.

3. Стоимость программ сокращения прироста населения мала по сравнению со стоимостью самого роста численности населения.

4. Время, которое необходимо для планомерного перехода какой-либо страны к УР, возрастает пропорционально размерам населения и средней скорости потребления ресурсов.

5. Стабильность общества это необходимое, но не достаточное условие УР.

6. Бремя снижения уровня жизни вследствие роста населения ложится главным образом на плечи бедных.

7. Экологические проблемы не могут быть решены посредством увеличения скорости потребления ресурсов.

8. Состояние о.с. не может быть лучше предохранено посредством компромиссов.

9. К тому времени, когда перенаселенность и дефицит ресурсов станут, очевидны для большинства людей, потенциальная ёмкость экосферы уже будет превышена. И тогда будет слишком поздно думать об УР.

Задание 4 . Выполнить рисунок и выделить целевые установки в различных типах взаимоотношения экономики и экологии.



Рис. 1. Области приоритетов целевых установок в различных типах взаимоотношения экономики и экологии

Как следует из рис. 1, на этапе преобладания экономических целей над экологическими область приоритетных целей ох­ватывает элементы А, В, С, причем цели, сконцентрированные в элементе С, значительно превалируют над теми, которые заклю­чены в элементах А и В. Сами же целевые установки в элементах А и В выражены не в полной мере и носят редуцированный характер. В настоящее время проблема экологических ограничений во взаи­моотношении с экономическими целями в плоскости экологии пространства локализуется лишь в области оценки факторов вред­ных воздействий, сопутствующих развитию производительных сил. А в плоскости экологии человека в основном затрагивается лишь аспект, связанный с проблемой заболеваемости.
Глоссарий

Гомеостаз – динамическое равновесие процессов, протекающих в организме.

^ Емкость выживания - это предельно допустимая численность народонаселения, отдельной страны или всего мирового сообщества в целом, которая соответствует экологическим нормативам рационального природопользования и охраны природы.

^ Потенциальная ёмкость любой экологической или природно-ресурсной системы - это количество особей организмов какого-либо вида, которые могут устойчиво существовать неопределенно долгое время.

Для РК эта величина равна: площадь 2,7 млн.км, население- 15 млн. человек., что составляет 18 га/чел. В качестве показателя геоэкологического потенциала был принят объём первичной биологической продукции с единицы территории за год. В среднем для территории РК он равен 27т/га. Тогда на одного жителя приходится 486т (27* 18= 486 т).

^ Экологическая устойчивость–это динамическое сохранение природного (естественного) капитала.
Блиц – тест

1.Представление о развитии цивилизации, основным принципом которого является подчинение развития человечества природным процессам путем отказа от благ цивилизации - это:

А) биоцентризм; В) антропоцентризм; С) устойчивое развитие
Д) теоцентризм; Е) геоцентризм

2. Представление о развитии цивилизации, предполагающее гармонизацию отношений человечества и биосферы, развитие человечества в согласии с законами природы – это:
А) антропоцентризм; В) устойчивое развитие; С) биоцентризм
Д) теоцентризм; Е) геоцентризм

3. Какое понятие в науку ввел М. Стронг?

А) экоразвитие; В) экология; С) этология; Д) социология; Е) политология.

4. Определение - процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности, относится:

А) Экологической катастрофе; В) Мировой политике; С) Экологическому кризису

Д) Устойчивому развитию; Е) Глобальной экодинамике

5.Основатель «чикагской школы социологии»

А) Морис Стронг; В) Аурелио Печчеи; С) Д. Медоуз; Д) Албион Смолл; Е) Дж. Форрестер

6. Методов нацеленные на понимание смысла действий исследуемых людей.

А. Общие методы; В.Качественные методы; С. Количественные методы; Д. Исследуемые методы; Е. Незначительные методы;

7. Первый этап Всемирных социологических конгрессов социологов

А) с конца XIX в. и до Второй мировой войны; В) конец XIX в; С) конца 40-х гг. XX в. и по сегодняшний день; D) конец 40-х гг. XX в.; Е) конец 40-х гг. XX в;

8.Состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф:

А) Экологическая ниша; В) Экологическая защита; С) Экологическая безопасность;

Д) Экологическая катастрофа; Е) Экологическое бедствие

9. Использование биосферы в качестве источника ресурсов возрастающих потребностей человечества с помощью технического прогресса – это:

А) теоцентризм; В) устойчивое развитие; С) биоцентризм; Д) антропоцентризм;

Е) геоцентризм

10. Сколько групп преставлений о путях развития цивилизации?

А) 11; В) 5; С) 7; Д) 9; Е) 3

Литература:

1.Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана.

2.Миркин Б.М., Наумов Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М., Тайдекс К,

3. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества, изд МГУ, М., 2007.

4. Прохоров Б.Б. Социальная экология. М., Академия. 2008.
5. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризи­са / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Занятие 3-4.

Тема: Приоритеты социальной экологии в различные периоды её развития.

Цель: Контроль и закрепление знаний об устойчивом развитии. Перспективы перехода мирового сообщества к УР. Причинах перехода мирового сообщества к УР.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта РК, атласы, Атлас мира для учителя.

Контрольные вопросы

1. Становление биосферного мышления.

2. Создание МСОП.

3. Стокгольмская конференция.

4. Декларация Стокгольмской конференции.

5. Цели и задачи Римского клуба.

6. Как изменились представления Римского клуба об УР в 1970- 19990 годы?.

7. Основные принципы экокапитализма?

8. Комиссия Брунтланд.

9. Взгляды корнукопианцев.

10.История развития алармизма.

10. Сциентистское видение УР.

12.Консервационистское видение УР.

13. Центристское видение УР.

14. Утопизм представлений Циолковского К.Э. о будущем человечества.

15.Какие страны своими успехами в экологизации промышленности способствовали формированию представления об УР?

Содержание и порядок выполнения работ:

Задание 1. Сравнить основные сценарии перехода к УР и сделать выводы

Основные элементы сценария

Консервационистский

Центристский

Сциентистский

Предел численности

населения

0,5 -1,5 млрд.

8-11 млрд

30-50 млрд

Характер урбанизации

Снижается, на смену мегаполисам приходят экосити

Уровень урбанизации повышается, экологизируются крупные города, включая мегаполисы.

Изменение величины мирового энергопотребления

Снижение в 6-10 раз

Увеличение в 2-3 раза

Увеличение в 10 и более раз

Структура энергетики

Энергетика на основе ВИЭ

Полиэнергетика: атомная, на основе ВИЭ, тепловая

Преобладание атомной энергетики

Доля пашни

Низкая

Умеренная

Высокая

Система земледелия

Органическая

Компромиссная

Интенсивная

Основные минеральные ресурсы

Вторичные

Первичные, вторичные

Развитие ресурсосберегающих технологий

Замена исчерпанных ресурсов их новыми эквивалентами

Загрязнение окружающей среды

Минимальное. Закрытие грязных производств и внедрение безотходных технологий

Умеренное за счет малоотходных технологий, усовершенствованных очистных сооружений и захоронения особо опасных отходов.

Охрана биоразнообразия

Полное сохранение

Сохранение большей части

Сохранение 50-70%

Доля ООПТ

70%

33%

Менее 10%

Задание 2. На контурную карту нанести 8 «экологических тяжеловесов»: США, Россия, Япония, Германия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия.

Задание 3. По приведенным ниже данным составить график роста промышленного производства и роста численности населения.

Год

1750

1830

1900

1938

1953

1980

2000

промышленное производство

24

34

100

311

568

2042

2800

численности населения в млн. человек.

780

1120

1640

2220

2640

4410

6000


Задание 4. Стратегия выживания человечества.

^ Принципы гармоничного взаимодействия человека и природы

Энерго- / Ресурсе- \ Регулирование

сбережение / сбережение \ численности

\ населения

Уменьшение загрязнения Отказ от потребительского

окружающей среды подхода к природе
^ Прокомментируйте высказывания

1. «Главный критерий успешного развития экономики - вовсе не размеры производства и потребления, а при­рода, размер, качество и сложность совокупного ос­новного капитала, включая состояние тела и ума лю­дей, входящих в систему» (К. Боулинг).

2. «Мыслить глобально, действовать локально».

3. «Устойчивое развитие может потребовать меньше при­родных ресурсов, но больше высоких моральных ка­честв человека»

4. а) Недопущение выхода геофизических систем плане­ты из стационарного состояния из-за перепроизвод­ства энергии.

б) Лимитирование выброса синтетических и других ве­ществ в пределах самоочищающих способностей био­сферы и толерантности живого вещества планеты.

в) Поддержание экологического баланса без проявления признаков деградации экосистем» (три основных при­знака «разумности» Н.Ф. Реймерса).
Глоссарий

ЮНЕСКО – Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры.

^ ФАО - продовольственная и сельскохозяйственная Организация ООН.

Римский клуб – неправительственная организация, занимающаяся разработкой прогнозов решения глобальных проблем.

^ Комиссия Брунтланд - Комиссия ООН по окружающей среде и развитию

Блиц – тест

1.Определение – процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности, относится к :

А) Мировой политике; В) Устойчивому развитию; С) Глобальной экодинамике

Д) Экологическому кризису; Е) Экологической катастрофе

2. Хозяйственное отношение к окружающей среде и природным экосистемам, которое позволяет сохранить их в пределах хозяйственной емкости, относится к понятию:

А) Стратегии устойчивого развития; В) Целям устойчивого развития

С) Критериям устойчивого развития; Д) Идеям УР; Е) Документам УР

3. Выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям относятся

А) Компонентам Стратегии УР; В) Задачам Стратегии УР

С) Критериям Стратегии УР; Д) Целям Стратегии УР; Е) Идеям Стратегии УР

4. Максимилизация эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов с целью снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды и отходов, относится к концепции:

А) Экотопа; В) Экологии; С) Экопространства

Д) Экодинамики; Е) Экоэффективности

5. Индикаторы, применительно к УР – это:

А) прибор; В) элемент; С) кусочки информации; Д) устройство; Е. Аппарат.

6. Что понимают под устойчивым развитием?

А) равномерное, бескризизисное упорядоченное движение, что порождает иллюзию бесцикличной динамики общества и его взаимоотношений с окружающей средой

В) подчинение развития человечества природным процессом

С) использованием биосферы в качестве источника ресурсов

Д) отказ от благ цивилизации

Е) использование ресурсов с помощью технического прогресса

7.Комиссией Брунтланд подготовлен доклад:
А) «Наше общее будущее»; В) «Пределы роста»; С) «Мир в 2000 году»
Д) «Человечество на перепутье»; Е) «За пределами роста»

8. Автор доклада «Человечество на перепутье»:

А) Дж. Форрестер; В) В.Леонов; С) М. Месарович и Э. Пестель
Д) В.И. Данилов-Данильян; Е) Х.А. Барлыбаев

9. Это путь максимизации долговременных выгод для человечества:

А) теоцентризм; В) антропоцентризм; С) биоцентризм; Д) устойчивое развитие

Е) геоцентризм

10. Первой попыткой дать определение устойчивое развитие явилось заявление:

А. Стратегии развития РК; В. Повестки XIX века; С. Римского клуба

Д. Стокгольмской конференции; Е. Всемирной стратегии охраны природы

Литература:

1.Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана.

2.Миркин Б.М., Наумов Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М. Тайдекс К, 2005.

3. Интернет сайт «Устойчивое развитие».

4. Копылов В.А. География населения. Изд – торговая корпорация «Дашков и Кº» 2005.

5. Панин М.С. Экология Казахстана. Учебник для вузов / Под редакцией Байтулина И.О. Семипалатинск, СГПИ, 2005.
Занятие 5-6.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconТесты final по дисциплине «Экология и устойчивое развитие»
Экзаменационные тесты final по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» для студентов всех специальностей (2 кредита)
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине...
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconМетодические указания для студентов 3 курса (6 семестр) по дисциплине...
Методические указания предназначены для подготовке студентов к лабораторным занятиям для студентов 3 курса (6 семестр) по дисциплине...
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» / Сост. Л. А. Мелихова. Н. С. Панова;...
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление инновационными процессами». – Ростов-н/Д: Рост гос строит...
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconВопросы для экзаменационного тестирования по дисциплине «Экология и устойчивое развитие»
В070400, 5В071800, 5В073000, 5В073100, 5В073800, 5В070400, 5В072400, 050706, 050703, 050710, 050711, 050713, 050716
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconИнститут высоких технологий и устойчивого развития Кафедра «Прикладная экология» Ахмедова Г. Р
Составитель: Ахмедова Г. Р. «Экология и устойчивое развитие». Учебно-методический комплекс дисциплины (для всех специальностей)
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие» iconМетодические указания к лабораторным работам предназначены для студентов...
Теория электрических цепей Методические указания к лабораторным работам для студентов специальностей 5В071900, 5В070400, 5В070300,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница