Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание


НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание
страница1/5
Дата публикации05.08.2013
Размер0.83 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ


Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Электронное издание

Красноярск

СФУ

2012

УДК 005.6(07)

ББК 65.291.823.2я73

Х
Составитель: Л. В. Хисамутдинова
Х Управление качеством : Методические указания к практическим занятиям [Электронный ресурс]: для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» /сост. Л. В. Хисамутдинва. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 1 диск. – Систем. требования: (по возможности компьютера). – Загл. с экрана (или с этикетки диска). – № гос. регистрации (если есть).
Методические указания содержат практические задания по дисциплине «Управление качеством» рекомендуемые для проведения семинарских занятий.

Предназначены для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» при изучении дисциплины «Управление качеством», что определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
УДК 005.6(07)

ББК 65.291.823.2я73
© Сибирский

федеральный

университет, 2012
Учебное издание
Редактор И.О. Фамилия

Корректор И.О.Фамилия

Дизайнер: И.О.Фамилия
Подписано в свет (дата) 2012 г. Заказ ????. (Дает РИО)

Уч.-изд. л. ??., ?? Мб.

Тиражируется на машиночитаемых носителях.
Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru

ВВЕДЕНИЕ
Неуклонный научно-технический прогресс вызывает постоянный рост конкуренции на мировом рынке и приводит к ужесточению требований, предъявляемых к качеству продукции и услуг. Чтобы быть конкурентоспособным на внутреннем и международном рынках и вести успешную экономическую деятельность, современные российские предприятия должны понимать, что они нуждаются в высокоэффективных и результативных системах управления, способных обеспечить единство научной, технологической и производственной деятельности, ведущие к постоянному улучшению качества и повышению удовлетворенности потребителей, работников предприятия, акционеров и общества в целом.

Предложенные автором практические занятия предназначены для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» при изучении дисциплины «Управление качеством», что определяется государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Деятельность, осуществляемая студентами при изучении дисциплины «Управление качеством», направлена на формирование таких навыков и умений, как разработка политики в области качества, документирование процедур системы качества на конкретных предприятиях, анализ функционирования систем качества и сопоставление с требованиями международных стандартов МС ИСО серии 9000 и т.д., что необходимо для будущих специалистов в области менеджмента организации.
^ Практическое занятие 1

«Анализ понятия «качество» как экономической категории»

Цель: изучение основных философских подходов, связанных с категорией «качество», для установления связей категории ка­чества с другими экономическими категориями и определения механизма управления качеством (УК).
^ Задания к выполнению практической части
Ознакомившись с теоретическим материалом настоящего раз­дела, ответьте на контрольные вопросы и решите предложенные ситуационные задачи.
Контрольные вопросы


  1. Что представляют собой качество продукции и качество услу­ги?

  2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «ка­чество»?

  3. Какие причины обусловливают необходимость повышения и обеспечения качества продукции / услуг?

  4. В чем заключается значение УК на современном этапе?

  5. Проанализируйте соотношение таких категорий, как качест­во, ценность и стоимость.

  6. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения производителя и потребителя?

  7. Дайте характеристику понятия «качество» как экономической категории.

  8. Кем и как могут быть определены требования к качеству?

  9. В чем проявляется влияние качества на предприятие, потре­бителя и общество в целом?

  10. С чем ассоциируется понятие «качество» в нашей повседнев­ной жизни?

  11. Сформулируйте ваше понимание качества.

  12. Проанализируйте, какому этапу развития философии качест­ва соответствует система качества на какой-либо фирме или предприятии.

  13. Определите место целевой системы управления качеством в системе управления предприятием / организацией. Какова структура системы управления качества на вашем предприя­тии? Проанализируйте основные направления развития этой системы на вашем предприятии.

  1. Дайте классификацию показателей качества продукции и ус­луг по важнейшим классификационным признакам.

  2. Проведите классификацию показателей качества услуг.

  3. Какие типовые методы оценки чаще применяют при проведе­нии оценки уровня качества продукции/услуг?

  4. Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управлению качеством.

  5. Представьте, что вы руководитель крупного производственно­го объединения. Какие работы следует выполнить при форми­ровании программы, связанной с повышением квалификации работников в области качества и управления им, в рамках це­левой программы «Качество»?

  6. Является ли безотказность основным показателем качества? Приведите примеры безотказной продукции низкого качест­ва. Какими показателями оценивается качество продук­ции/услуг вашего предприятия?

  7. Всегда ли конкурентоспособность означает качественность? Приведите примеры качественной, но неконкурентоспособ­ной продукции, конкурентоспособной, но некачественной.

  8. Проанализируйте, каковы ключевые факторы успеха в облас­ти управления качеством в отраслях, производящих: а) одеж­ду; б) прохладительные напитки; в) деревообрабатывающие станки; г) автомобили. Какие показатели качества в каждой отрасли вы могли бы назвать?


^ Ситуационные задачи
Задача 1. В 70-х гг. при традиционном подходе к управлению деятельностью в корпорации Ford было принято следующее оп­ределение качества: «Качество — это соответствие всем необхо­димым техническим требованиям, которые определены в рабочих чертежах, технических условиях и других подобных документах».

Однако при развитии взаимоотношений с потребителями и в первую очередь благодаря успехам японских фирм, поставивших удовлетворение потребителей главной целью своих стратегий раз­вития, в конце 80-х гг. корпорация Ford приняла другое опреде­ление качества: «Качество определяется покупателем; покупатель хочет иметь изделия и услуги, которые в течение всего срока их службы удовлетворяют его или ее потребностям и ожиданиям по цене, соответствующей ценности».

Какие произошли изменения в определении качества? Про­комментируйте их.

Задача 2. Toyota открыла новое понимание качества, выпус­тив лучшую в мире продукцию, но уже готова спросить себя, как делать еще лучше. «Неустанная погоня за совершенством» — этот лозунг можно отнести не только к продукции компании Toyota, но и к самой компании. Это и есть наглядный пример функцио­нирования динамики качества в понимании японских специа­листов. В.А. Лапидус как-то спросил участников конференции по качеству на АвтоВАЗе: «Что вы производите?» Ответы были очевидными — автомобили, транспортные средства, запасные части. Тогда автор предложил другой взгляд: «Вы участвуете в предоставлении услуг по транспортировке».

Сравните и проанализируйте подходы управления качеством в японской и российской автомобильных компаниях.


^ Практическое занятие 2

«Анализ эволюции способов и форм управления качеством»

Цель: изучение основных этапов формирования научных школ, идей и систем управления качеством (УК) для анализа особенностей современного периода развития УК в России и за рубежом и определения перспектив в данной области.
^ Задания к выполнению практической части
Ознакомившись с теоретическим материалом, ответьте на кон­трольные вопросы и решите предложенные ситуационные задачи.
Контрольные вопросы


  1. Каковы способы и формы управления качеством в прошлых веках?

  2. Как зародился контроль качества?

  3. Поясните систему Тейлора с позиций общего менеджмента и управления качеством.

  4. Что вы понимаете под управлением качеством и под менедж­ментом качества?

  5. Почему общий менеджмент и управление качеством развива­лись в разных направлениях?

  6. В чем общность и различие понятий «управление качеством» и «менеджмент качества»?

  7. Каковы современные подходы и методы управления качеством?

  8. Проанализируйте свою обычную деятельность. Выделите биз­нес-операции и бизнес-процессы, постройте схему вашей повседневной деятельности с точки зрения этих элементов.

  9. Приведите для каждого метода примеры этапов задач управле­ния качеством, для которых эти ходы ограниченно применимы.


^ Ситуационные задачи
Задача 1. Г. Нив в книге «Пространство доктора Деминга» за­дает вопрос: Почему люди должны делать работу хорошо вместо того, чтобы отбывать время и уходить, сделав минимум того, что они могут? Предлагаем возможные причины этого: страх, денеж­ные стимулы, они хотят этого.

Как вы думаете, какая из этих причин окажется наиболее эф­фективной?»

Задача 2. Один американский профессор писал книгу в своей вилле. Окна его кабинета выходили на лужайку, где мальчишки с естественным для них шумом целыми днями играли в футбол. Работать было трудно. Профессор вышел на улицу и полчаса наблюдал за юными футболистами. Затем он подозвал их и ска­зал: «Ребята, вы прекрасно играли, я получил большое удовольс­твие — вот вам доллар каждому».

На следующий день мальчишек набежало в 2 раза больше. Профессор снова вышел и полчаса наблюдал за футболистами. Затем позвал их и сказал: «Вы играли хорошо, но хуже, чем вче­ра, — вот вам по 50 центов каждому».

На третий день мальчишки старались изо всех сил, но про­фессору их игра не очень понравилась, и он заплатил им по 25 центов.

На четвертый день юные гении футбола выглядели вялыми, игра не клеилась, и профессор сообщил им, что он заплатит им только по 10 центов. Тогда лидер мальчишек, оскорбленный этой ценой, вышел вперед и сказал: «Ну уж нет, заберите свои деньги назад. Чтобы мы для вас играли за 10 центов — ни за что! Извините, мы уходим играть на другую площадку!» Больше они не беспокоили профессора.

Прокомментируйте вышеизложенный рассказ.

^ Практическое занятие 3

«Анализ понимания управления качеством и менеджмента качества»

Цель: изучение основных форм и методов управления качест­вом в США, Японии, Европе и России для сопоставления идей менеджмента и управления качеством.
^ Контрольные вопросы


  1. Проанализируйте взаимосвязь и различие подходов управле­ния качеством в США, Японии и Европе.

  2. Продукция какой страны имеет более высокий уровень качес­тва? Ответ обоснуйте.

  3. Как зародилось управление качеством в России?

  4. Проанализируйте отечественный и зарубежный опыт управле­ния качеством.

  5. Почему российские граждане отдают предпочтение зарубеж­ной продукции и услугам?

  6. Что следует сделать для того, чтобы повысить уровень качест­ва отечественных товаров и услуг?



^ Ситуационная задача
Приведем несколько цитат Акио Морита, совладельца и пре­зидента компании Sony:

«Никакие теория, программа или правительственная полити­ка не могут сделать предприятие успешным: это могут сделать только люди».

«Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, соз­дать отношение к корпорации, как к родной семье, сформиро­вать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба».

«...Как бы вы ни были хороши или удачливы и как бы вы ни были умны и ловки, ваше дело и его судьба находится в руках тех людей, которых вы нанимаете».

«Работая в промышленности с людьми, мы поняли, что они трудятся не только ради денег и что если вы хотите их стимули­ровать, деньги не самое эффективное средство. Чтобы стимули­ровать людей, надо сделать их членами семьи и обращаться с ними, как с ее уважаемыми членами».

«Мы считаем нецелесообразным и ненужным слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что всех учат действовать как в семье, где каждый готов делать то, что необхо­димо».

«Если где-то возникает брак, считается дурным тоном, если управляющий начинает выяснять, кто допустил эту ошибку».

Прокомментируйте каждую цитату и приведите примеры их правильности или нет из собственного опыта или из российской действительности.

^ Практическое занятие 4

«Оценка уровня качества и конкурентоспособности продукции/услуги»

Цель: анализ основных стратегий конкурентной борьбы и вы­бор соответствующей для повышения качества продукции/услу­ги с помощью расчета полезного эффекта, эффективности и оп­ределения уровня конкурентоспособности продукции/услуги, предприятия, региона и страны в целом.
^ Задания к выполнению практической части:
Ознакомившись с взаимосвязью качества и конкурентоспо­собности, стратегиями конкурентной борьбы организаций, а также методикой расчета уровня конкурентоспособности про­дукции/услуги, ответьте на контрольные вопросы и решите предложенную ситуационную задачу.

Контрольные вопросы


  1. Что такое конкуренция и конкурентоспособность?

  2. Охарактеризуйте роль ценовой и неценовой конкуренции в формировании рыночных отношений.

  3. Как связано качество товаров и услуг с их конкурентоспособ­ностью?

  4. Перечислите основные рыночные функции организации.

  5. Охарактеризуйте условия обеспечения конкурентоспособнос­ти товаров и услуг.

  6. Что включает структурная схема сил конкуренции М. Портера?

  7. Перечислите основные типы конкурентной борьбы фирм. В чем их достоинства и недостатки.

  8. Чем должна руководствоваться организация при выборе своей конкурентной стратегии?

  9. Как, по вашему мнению, повысить уровень конкурентоспо­собности российских товаров и услуг?


^ Ситуационная задача
Для того чтобы управлять уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, необходимо его постоянно измерять. Для анализа конкурентоспособности товара необходима инфор­мация о полезном эффекте предлагаемого товара и товаров-конкурентов, а также затраты на их производство (цена).

Полезный эффект — это совокупность свойств объекта, ис­пользуемых для выполнения конкретной работы. Но это только одна сторона товара. Другой его стороной являются затраты, ко­торые обязательно нужно понести, чтобы получить необходи­мый полезный эффект.

Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических товаров (машин и оборудования) осуществляют по формуле:
,
где Эа.о. — эффективность анализируемого образца на конкрет­ном рынке,

Эл.о. — эффективность лучшего образца конкурента на данном рынке;

Пэа.о. — полезный эффект анализируемого образца в условиях конкретного рынка;

Пэл.о. — полезный эффект лучшего образца конкурента на данном рынке;

Ца.о. — цена анализируемого образца на данном рынке;

Цл.о. — цена лучшего образца конкурента на данном рынке.
Перейдем непосредственно к анализу конкурентоспособности и качества продукции, выпускаемой ОАО «X».

ОАО «X» не единственное предприятие на отечественном рынке, которое занимается производством техники для строи­тельства нефтегазопроводов. Исследования показали, что для ОАО«Х» можно выделить следующие предприятия, которые яв­ляются конкурентами по производству той же продукции:

  1. Московский завод «Газстроймаш», который выпускает плете-возы на базе автомобиля Урал — ПВ-93.

  2. Завод «Бакинский рабочий», который изготавливает плетево-зы на базе автомобиля Краз.

  3. Лениногорский завод «Газспецмашремонт», выпускающий лесовозы на базе автомобиля Камаз.

  4. ЧМЗАП — Челябинский машиностроительный завод автопри­цепов, выпускающий автоприцепы-тяжеловозы, способные перевезти груз весом до 60 т.

  5. БОМЗ — Батайский опытно-машиностроительный завод, ко­торый выпускает прицепы, аналогичные ЧМЗАП.

Доля рынка конкурирующих предприятий по перечисленным выше изделиям показана в табл. 1.


Наименование предприятия


Наименование изделия

Доля рынка,

%

ПВ- 204

У-6006

Лесовоз ГКБ 9851-01

I. Московский за­вод «Газстроймаш»

+







20

2 Бакинский завод «Бакрабочий»

+







5

3. Челябинский за­вод автоприцепов «ЧМЗАП»




+




20

4. БОМЗ




+




10

5. Лениногорский завод «Газспецмашремонт»







+

15
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по организации производственной практики для...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по организации и содержанию практики по менеджменту...
В пособии раскрываются содержание и вопросы организации практики по менеджменту студентов по специальности 080507 «Менеджмент организации»....
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» исодержат указания...
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по написанию дипломной работы для студентов...
Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Национальной экономики и организации производства» протокол №1 от 11 марта...
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите дипломного...
Методические рекомендации содержат указания по подготовке, написанию, оформлению и защите дипломного проекта для студентов обучающихся...
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по написанию дипломной работы для студентов...
Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Национальной экономики и организации производства» протокол №1 от 11 марта...
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconТ. А. Лелявина Инновационный менеджмент
Лелявина Т. А. Инновационный менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507....
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов...
Одобрены на заседании кафедры «Управление предпринимательской деятельностью», протокол №7 (133) от 14. 03. 2007г
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по проведению государственного экзамена
Чикишева Н. М., Стрижков С. Н., Матыс Е. Г. Методические указания по организации и проведению итоговой государственной аттестации...
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Электронное издание iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница