Ф кгму 4/3-06/02


Скачать 54.48 Kb.
НазваниеФ кгму 4/3-06/02
Дата публикации10.07.2013
Размер54.48 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Химия > Методические рекомендации
Ф КГМУ 4/3-06/02

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра физиологии



Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий


Тема: «Физиологические свойства синапсов»


Специальность: 5В130200 «Стоматология»

Дисциплина: «Нормальная физиология»

Курс: 2

Составитель: доцент, к.б.н. Евневич А.М.




Караганда
2013


Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры
^

Протокол № 9 от 24.01. 2013 г.



Зав. кафедрой,

профессор Ф.А.Миндубаева




  • Тема: «Физиологические свойства синапсов»

  • Цель: по окончании занятия студенты должны иметь представление о синапсах, как функционально организованных контактах между нейронами и любыми возбудимыми образованиями; знать строение, физиологические свойства, классификацию синапсов и механизмы передачи в них процессов возбуждения и торможения.

  • ^ Задачи обучения:

- ознакомиться со значением синапса как структурного образования, обеспечивающего переход возбуждения с нервного волокна на иннервируемую им возбудимую структуру;

- изучить механизмы передачи возбуждения в электрических и химических синапсах;

- изучить природу и механизм постсинаптических потенциалов;

- изучить физиологические свойства нервно-мышечного синапса.

  • Основные вопросы темы

1. Синапс как специализированная форма контакта между нервными окончаниями и возбудимыми образованиями.

2. Механизм передачи возбуждения в электрических синапсах.

3. Медиаторы. Механизм передачи возбуждения в химических синапсах.

4. Природа и механизм постсинаптических потенциалов.

5. Функции и физиологические свойства нервно-мышечного синапса.

  • Методы обучения и преподавания: устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, работа в малых группах, обсуждение практических работ, оформление протоколов практических работ.


Перечень выполняемых работ:
^ Работа 1. Схема нервно-мышечного синапса.

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения нервно-мышечного синапса.

Для работы необходимо: физиологический атлас.

Ход работы. Зарисуйте строения нервно-мышечного синапса. Обозначьте основные структурные элементы нервно-мышечного синапса. Составьте схему процесса передачи возбуждения с нервного волокна на скелетное мышечное волокно.

Результаты работы и их оформление: укажите назначение структурных элементов синапса.

Выводы: укажите особенности передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
^ Работа 2. Схематическое изображение возбуждающего постсинаптического потенциала (ВПСП).

Цель работы: ознакомиться с особенностями изменений ионной проницаемости

на постсинаптической мембране под влиянием возбуждающих медиаторов.

Для работы необходимо: физиологический атлас.

Ход работы. Схематически зарисуйте возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП).

Составьте схему процесса изменений ионной проницаемости на постсинаптической мембране под влиянием возбуждающих медиаторов.

Результаты работы и их оформление: укажите возбуждающие медиаторы.

Выводы: объясните механизм генерации ВПСП.
^ Работа 3. Схематическое изображение тормозящего постсинаптического потенциала (ТПСП).

Цель работы: ознакомиться с особенностями изменений ионной проницаемости

на постсинаптической мембране под влиянием тормозящих медиаторов.

Для работы необходимо: физиологический атлас.

Ход работы. Схематически зарисуйте тормозящий постсинаптический потенциал (ТПСП).

Составьте схему процесса изменений ионной проницаемости на постсинаптической мембране под влиянием тормозящих медиаторов.

Результаты работы и их оформление: укажите тормозящие медиаторы.

Выводы: объясните механизм генерации ТПСП.


  • Обсуждение результатов выполненных работ.

Подписание протоколов.


  • Литература

Основная:

  1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - С.81-84, 95.

  2. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.23-26.

  3. Дегтярев В.П., Будылина С.М. Нормальная физиология: учебник. – М.: Медицина, 2006. – С.58-64.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология : учебник для студентов мед. вузов / К. В. Судаков. - М.: Мир книги, 2006. - С.115-125.

  5. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А.Чеснокова,С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - С.234-235.

  6. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - С.69-74.


Дополнительная:

  1. Агаджанян Н.А. Физиология человека: Учебник.- Изд.5-е.-М.;Н. Новгород: Мед.книга; НГМА, 2005. – 528 с.

  2. Камкин А.Г., Каменский А.А. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для медвузов / ред.Камкин А.Г.; ред. Каменский А.А. - М.: Академия, 2004. - 1072 с.

  3. Миндубаева Ф.А., Абушахманова А.Х., Шандаулов А.Х. Профилизирующий курс физиологии – Караганда – 2009 – 181 с.

  4. Орлов Р.С. Нормальная физиология: Учебник / Орлов, Ратмир Сергеевич, Ноздрачев А.Д.; ред. Улумбеков Э.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 688 с.

  5. Современный курс классической физиологии: избранные лекции / под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

  6. Судаков К.В. Нормальная физиология: ситуационные задачи и тесты: учеб. пособие. – М.: Мед. Информ. агенство, 2006. – 248 с.

  7. Ткаченко Б.И.. Физиология человека: Соmpendium / ред. Б. И. Ткаченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с

  8. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т.: пер.с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М.: Мир. – 2005.


  • Контроль

Вопросы

1. Механизм передачи возбуждения в химических синапсах. Возбуждающие и тормозные медиаторы.

2. Механизм передачи возбуждения в электрических синапсах.

3. Миниатюрные постсинаптические потенциалы.

4. Отличительные свойства нервно-мышечных синапсов. 
Приложение 1.

Ситуационные задачи

1. Синаптическую область нервно-мышечного препарата обработали химическим веществом, которое связывает ионы кальция. Может ли в этом случае возникнуть потенциал концевой пластинки?
Приложение 2.

1. С чем связан возбуждающий эффект действия ацетилхолина?

а) с активацией каналов для натрия

б) с активацией каналов для хлора

в) с активацией каналов для калия

г) с инактивацией каналов для кальция

д) с инактивацией каналов для натрия
2. С чем связан возбуждающий эффект действия норадреналина?

а) с гиперполяризацией постсинаптической мембраны

б) с деполяризацией постсинаптической мембраны

в) с поляризацией постсинаптической мембраны

г) с деполяризацией аксонных терминалей

д) с гиперполяризацией аксонных терминалей

Похожие:

Ф кгму 4/3-06/02 icon#Author=Кафедра пропедевтики внутренней медицины кгму

Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconМедицинская микробиология (Сборник тестовых заданий для самостоятельной...
Медицинская микробиология (Сборник тестовых заданий для самостоятельной работы студентов), Выпуск пятый / Кафедра микробиологии,...
Ф кгму 4/3-06/02 iconМинистерства здравоохранения и социального развития
Г. А. Голубцова, доцент кафедры поликлинической терапии с курсом овп фпк и ппс кгму
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға анатомиялық терминдерді қолдану қабілетін және дайындығын арттыру, тірек–қимыл жүйесінің адам ағзасындағы...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға қажетті терминдердің негізін қалыптастырып, анатомиялық терминдерді қолдану қабілетін дамыту, адам ағзасының...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға «Денсаулық мәселесі.—Елбасы жолдауында» тақырыбын таныстыру, қажетті терминдердің негізін қалыптастыру,...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға тұрғын халықты иммундау жөнінде ақпарат беру, қажетті терминдердің негізін қалыптастыру, анатомиялық...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница