Замечания учителя (родителя), стимулирующего


Скачать 77.78 Kb.
НазваниеЗамечания учителя (родителя), стимулирующего
Дата публикации22.05.2013
Размер77.78 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы


К5 – Приложение 8
Замечания учителя (родителя), стимулирующего

формирование позитивной адекватной
самооценки учащихся (ребенка)

I. Информационный блок.

- Замечание - это краткое суждение, высказывание по поводу чего-либо.

- Легкий выговор, указание на ошибку.

- Критическое суждение научного характера.

- Замечание эффективного учителя (родителя) объясняет учащимся (ребенку), почему оно звучит. Если учащимся (ребенку) непонятно, почему делают замечание, оно неэффективно.

- Замечание учителя в полной форме содержит три части.

1. Не осуждающее описание того, что неприемлемо для учителя (родителя).

а) Когда я вижу бумажки, разбросанные по классу...

б) Когда ты задерживаешься после дискотеки...

в) Когда вы перебиваете меня во время объяснения...

2. Описание того ощутимого и значимого для учителя (родителя) эффекта, который делает неприемлемым поведение учащихся (ребенка).

а) Когда я вижу бумажки, разбросанные по классу, это меня отвлекает, мешает сосредоточиться.

б) Когда ты задерживаешься после дискотеки, у меня все валится из рук...

в) Когда вы перебиваете меня во время объяснения, я теряю нить своих доказательств, опускаю значимые, аргументы...

3. Сообщение учащимся о тех чувствах, которые переживает учитель (родитель) в результате того эффекта, о котором говорилось во второй части.

а) Когда я вижу бумажки, разбросанные по классу, это меня отвлекает, мешает сосредоточиться, и я боюсь, что не смогу вникнуть в суть ваших ответов.

б) Когда ты задерживаешься после дискотеки, у меня все валится из рук, я боюсь, что при встрече обругаю и тебя, и твоих подруг (друзей).

в) Когда вы перебиваете меня во время объяснения, я теряю нить своих доказательств, опускаю значимые аргументы и переживаю, что значимость материала до вас не донесу.

II. Практико-преобразующий блок.

1. Проанализируйте приведенные ниже замечания учителя (родителя) и покажите, какие требования к конструированию не осуждающего описания .неприемлемого для учителя (родителя), поведения в них нарушены.

2. Отредактируйте эти замечания с учетом требований трехчастной структуры (не осуждающее описание неприемлемого поведения; значимый для учителя (родителя) эффект; сообщение о чувствах, вызванных этим эффектом) замечания:

а) Когда я вижу, что не могу доверять некоторым несознатель­ным учащимся, ...

б) Когда я вижу, что ты настолько ленив, что не убираешь за собой даже постель,

в) Когда я вижу, что вы скачете по классу, как дикие звери ...

3. Из опыта своей школьной или университетской жизни приведите пример замечания педагога, которое прозвучало для вас как принятие и поддержка чувства собственного достоинства.

4. Используя трехчастную структуру высказывания, сконструируйте трехчастное замечание в связи с такой ситуацией:

«Во время своей работы в школе мне пришлось преподавать в одном очень недисциплинированном классе. Учащиеся этого класса были постоянно чем-то возбуждены, плохо сидели на уроках, все время шептались, занимались посторонними делами.

Однажды у нас в классе был урок, на котором шел разговор о различных видах строений... И я приготовила для урока много ярких, красочных картин, изображающих самые разнообразные типы построек в различные времена и у разных народов, и ожидала, что сегодня урок пройдет в спокойной, деловой обстановке. Однако мои надежды не оправдались. Быстро сложив книги, картины, я сказала»:

5. Проанализируйте типичные ошибки в замечаниях учителей

(родителей), выскажите свое мнение об их причинах.

- Описывая ситуацию, неприемлемую для учителя (родителя), последние вносят в них свое оценочное суждение.

- Единичное проявление неадекватного ситуации поведения учитель (родитель) обобщают и представляют как постоянное, систематичное.

- В содержании замечания внимание фокусируется на личности учащегося (ребенка), а не его неэффективном поведении. Ребенок не знает, что делать, чтобы завоевать расположение педагога (родителя).

6. Ниже приведены причины, вследствие которых учителя (родители) чаще прибегают к традиционным (неэффективным) замечаниям.

Проанализируйте их в порядке наибольшей значимости и обоснуйте свою иерархию.

- Опасение, что учащимся (ребенку) приходится сообщать о своих чувствах, раскрываться перед ними: это непривычно, неприемлемо.

- Для того чтобы конструировать такие замечания, приходится детально анализировать проблемные ситуации. Это трудно.

- Эффективное применение трехчастных замечаний вынуждает учителя (родителя) брать на себя те проблемы, которые он не считал для себя обязательными, и отдавать ответственность там, где он чувствовал себя хозяином. Это непривычно.

- Для того чтобы обвинить учащихся в их «неправильном» поведении, анализ излишен, такие замечания «сами срываются» с языка.

- Страх, связанный с необходимостью рисковать, доверяя учащимся, вступать на непривычный путь межличностного взаимодействия.

7. Ниже приведены достоинства данной системы замечаний. Выберите из них 3 наиболее значимых, с вашей точки зрения, и обоснуйте выбор.

- Последовательность в конструировании замечаний (поведение - эффект - чувства) сообщает ребенку, что чувства учителя (родителя) возникают по отношению к возможному эффекту, а не к личности ребенка, и ему незачем активизировать собственные защитные средства.

- Проблема неприемлемого поведения «меняет своего хозяина» и «переходит» к ребенку (учащемуся), предоставляя ему возможность изменить свое поведение, взять ответственность за него на себя.

- Дети, вслед за учителем, становятся более откровенными как друг с другом, так и между собой. Это создает благоприятную атмосферу в классе (семье).

- Ситуация, когда учитель (родители) применяют трехчастные замечания, построенные на анализе реальной обстановки, преобразуют самого учителя (родителей)1.

- Учащиеся более инициативны в общении, …, чаще улыбаются.

- Учащиеся реже пропускают занятия по неуважительным причинам

- Учащиеся обнаруживают более высокую самооценку.

- Учащиеся демонстрируют более высокие академические достижения.

- Учащиеся создают меньше проблем для учителей.

- Учащиеся совершают меньше актов вандализма по отношению к школьному имуществу2.

К5 – Приложение 9

Интерактивная игра «На что имеет право ребенок»

Цель: создание условий для становления у будущего учителя ценностного отношения к гражданским и личным правам ребенка, для его глубокого усвоения студентами знаний по теме через активное (ролевое) их «проживание» задач.

Этапы подготовки и проведения игры:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

^ Подготовительный этап:

1. Самостоятельное изучение студентами нормативных документов, литературы; выполнение заданий в соответствии с избранной ролью; подготовка игрового реквизита.

  • Закон Республики Беларусь «Аб адукацыі». – Мн., 2002.

  • Закон Республики Беларусь «Аб правах дзіцяці». – Мн., 1999.

  • Зайцев Е.Л., Семина Л.И. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. – М., 1997.

  • Конвенция о правах ребенка. – М., 1992.

  • Международная конвенция о правах ребенка // Семья. – 1990. - № 22.

  • Президентская программа «Дети Беларуси». – Минск.

2. Знакомство со списком личных прав ребенка, составленным К.Д. Заслофф:

  • иногда ставить себя на первое место;

  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;

  • протестовать против несправедливого обращения;

  • иметь собственное мнение и убеждения;

  • совершать ошибки, пока не найден правильный ответ;

  • говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;

  • побыть в одиночестве;

  • иметь свои чувства, даже если они другим не понятны;

  • добиваться перемены договоренности, которая не устраивает;

Ребенок никогда не обязан:

  • быть безупречным на 100 %;

  • следовать за толпой;

  • любить людей, приносящих ему вред;

  • делать приятное неприятным людям;

  • извиняться за то, что был самим собой;

  • выбиваться из сил ради других;

  • чувствовать себя виноватым за свои желания;

  • мириться с неприятной ситуацией;

  • сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

  • делать больше, чем ему позволяет время;

  • выполнять неразумные требования;

  • нести на себе тяжесть чьего-либо неправильного поведения;

  • отказаться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

3. Идентификация с избранной ролью и переосмысление информации с позиций своего персонажа.

Для «специалистов», которые будут находиться в студии:

Задание 1. Подготовьте сообщение на 3-4 минуты, в котором необходимо представить свое видение вопроса, заострить внимание на какой-то проблеме, предложить пути ее решения.

Задание 2. Составьте контракт, т.е. формальное соглашение с самим собой, где по пунктам перечислены обязательства уважать личные права ребенка (в студии можно представить как интересный опыт).

Для основных участников:

Задание 1. Продумайте вопросы по проблеме и их адресаты. Требования к вопросам: вопросы должны быть интересны для аудитории, сформулированы понятно и однозначно, побуждать к дискуссии.

Задание 2. Смоделируйте ситуации, в центре которых находится проблема прав ребенка (в соответствии с избранной ролью). Подумайте, как эту ситуацию можно представить в эфире и с какой целью; к кому из специалистов можно обратиться за советом, помощью. Ваши ситуации могут выступать и в качестве контраргументов в ходе обсуждения проблемы.

^ Основной этап (на занятии).

Педагог обозначает рамочные условия игры. Ведущий кратко заявляет об актуальности обсуждаемой проблемы, представляет всех участников, находящихся в студии и предоставляет каждому слово. Одновременно сообщает, что передача ведется в открытом эфире, поэтому можно напрямую или через «оператора» задавать вопросы, вступать в дискуссию.

Задача ведущего – поддержание темпа, стимулирование инициативы, охват всех участников, ориентация во времени и четкий переход от одной структурной части «передачи» к другой, подведение итогов «круглого стола» с обозначением позитива, негатива, проблем, перспектив.

^ Заключительный этап.

Рефлексия строится вокруг следующих вопросов:

- Каким было ваше эмоциональное состояние до игры?

- Как оно изменилось?

- Как вы оцениваете свое участие в игре?

- Удалось ли в игре обогатить представление о сущности прав ребенка и тех обстоятельств, когда эти права выполняются, а когда нет?

- Что этому способствовало, а что препятствовало?

- Удалось ли войти в роль?

- Что из сказанного другими поразило вас?

- Что чувствовали те, кто смог воплотить свою роль?

- Если бы вам пришлось еще раз играть, то что бы вы сделали иначе?

- Что бы вы хотели пожелать себе и другим, чтобы в подобных играх добиваться лучших результатов?

1 Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Ростов-на-Дону, 1999, стр. 260-265.

2 Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990, стр. 186-187.




Похожие:

Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconКурс Авдошина Дарья Сергеевна нет свидетельства о рождении, нет паспорта...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный...
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconМаркова А. К. Психология труда учителя: Кн для учителя
...
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconДисциплина: "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме"
Автором стимулирующего метода руководства, «нацеленного на результаты» является
Замечания учителя (родителя), стимулирующего icon3 руководство со стороны учителя
Обучение,как взаимосвязь преподавания и учения, как сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconПравила проведения стимулирующего мероприятия: Конкурс-соревнование...
Закрытое акционерное общество “ферреро руссия”, 125047, москва, 2-я брестская ул., 8, 11-й этаж
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconШкольный апокриф
Эта книга задумывалась, как дневник Учителя и Ученика. Ученик оказался перегружен учебным процессом и мной, поэтому он самоустранился...
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconШкольный апокриф
Эта книга задумывалась, как дневник Учителя и Ученика. Ученик оказался перегружен учебным процессом и мной, поэтому он самоустранился...
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconМарк Аврелий Наедине с собой Содержание
От славы моего родителя и оставленной им по себе памяти – скромность и мужественность
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconФ. И. О. родителя (законного представителя)
...
Замечания учителя (родителя), стимулирующего iconУчебно-практическое пособие. Содержание предисловие 2 голос одно...
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница