Университет Центр «Петроскандика»


НазваниеУниверситет Центр «Петроскандика»
страница1/11
Дата публикации31.03.2013
Размер1.94 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Информатика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Русское Географическое Общество

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Центр «Петроскандика»

Совет Министров Северных Стран

Информационное Бюро в Санкт-Петербурге

Российский Научно-исследовательский институт

Культурного и Природного Наследия

Министерства культуры Российской Федерации

санкт-петербургский филиал

 

глеб лебедев, юрий жвиташвили

ДРАКОН НЕВО:
на пути из варяг в греки


Археолого-навигационные исследования

древних водных коммуникаций

между Балтикой и Средиземноморьем

 

Санкт-Петербург 2000
2-е издание
ББК 26.89 Л 33
^ Лебедев Г., Жвиташвили Ю.
Дракон Нево: на Пути из Варяг в Греки. Археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем. 2-е издание. — СПб.: Изд-во «Нордмед-издат», 2000. — 196 с.
ISBN 5-93114-016-6
Книга двух известных петербуржцев рассказывает об одиннадцатилетней одиссее Международной комплексной научно-спортивной экспедиции «Нево-Викинг» (1985-1995 гг.) по древнему Пути из Варяг в Греки. В популярной форме авторы излагают историю формирования цивилизации на одной важнейших водных магистралей Восточной Европы.
Для всех, интересующихся отечественной историей и культурой.
^ Генеральные спонсоры экспедиции: АО «Великий город», Балтийский банк, Шведское государственное телевидение (SVT, Стокгольм).
Спонсоры экспедиции: «Союзконтракт», Инкомбанк, фирма «Селдом», АО страховые компании «Боско» и «Стек», российско-финское СП «Трансэлектро—СПб.», Греческий институт сохранения морских традиций (Афины), ряд информационных телерадиокомпаний России, Скандинавии, Англии. Греции, яхтклубы Санкт-Петербурга.
1-е издание книги осуществлено при поддержке Информационного бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге.
В оформлении обложки использована линогравюра художника Рудольфа Яхнина «Ладья "Нево" в плавании» (1991 г.).
ISBN 5-93114-016-6 ББК 26.89
© Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б., 2000
© Петров Н.И., дизайн, оригинал-макет, 2000

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Драконами — drakkar, называли викинги свои боевые корабли. Нево — древнее имя Ладожского озера, крупнейшего пресноводного водоема Европы, рекою Невой связанного с Балтикой и открывающего водный путь из Балтийского в Черное море по рекам и озерам России, Белоруссии и Украины.

Древний Путь из Варяг в Греки, из Скандинавии в Византию по рекам Восточной Европы тысячу лет тому назад стал одной из важнейших транспортных коммуникаций Европы. Эпоха викингов, военных походов и далеких экспедиций была временем великих географических открытий норманнов. Скандинавские мореходы освоили пути вокруг Европы в Средиземное море, проникли на Ближний и Средний Восток, обогнули Нордкап и проникли в полярные воды Баренцева и Белого морей, а в Северной Атлантике достигли Исландии, Гренландии и Америки.

Это было время развития международных контактов — не только войн и набегов, но и торговых связей, политических союзов, династических и смешанных браков. Языческие племена Северной, Средней и Восточной Европы создавали племенные союзы и «варварские государства», а мощное культурное воздействие христианской цивилизации, Каролингской империи франков — на Западе — и Византийской империи греков — на Востоке Европы вовлекало эти народы в семью средневековых христианских государств Европейского континента.

Крещение Руси в 988 г., а Скандинавских стран — Дании, Швеции и Норвегии — с 960-х по 1030-е гг., впервые в истории превращало Европу в единое культурно-историческое целое, мир сред-

 

невековых христианско-феодальных государств. Тысячу лет назад начиналась история этих государств, так же, как и Польши, Германии, Чехии, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии. Скандинавы и славяне, финны и балты, предки современных народов Балтийского региона Северной Европы впервые вышли на историческую арену и заявили о себе окружающему миру.

Интерес к этой эпохе особенно естественен и понятен сейчас, когда Человечество вступает в Третий Миллениум Христианства. Опыт истории познавателен и полезен для будущего. В странах Северной Европы, как и в России, этот интерес в последние десятилетия XX в. вышел за пределы научных исследований историков, археологов и других профессионалов.

Многочисленные общества знатоков и любителей прошлого, энтузиастов исторического знания, волонтеров научных экспедиций стремятся не только приобщиться к научным исследованиям, но и как можно полнее восстановить и представить далекое прошлое своих народов и стран. Опыт древних технологий, образа жизни, коммуникаций привлекает любителей всех возрастов, от увлеченных пенсионеров до школьной молодежи. Древнее оружие и орудия труда, постройки и корабли восстанавливаются в точных подробностях, а современные горожане в Англии или Норвегии, Польше или России, облачаются в рыцарские доспехи и садятся на коней или берутся за весло на корабле викингов, чтобы собственным человеческим, личным опытом пережить и понять жизненный опыт своих далеких предков. Человечество XX века, создавшее сеть глобальных коммуникаций, мгновенных трансконтинентальных контактов в реальном времени, создало средствами современной цивилизации планетарное единство глобального пространства. Освоение, наряду с реактивным лайнером, компьютером и e-mail, технических средств и материальной культуры далекого прошлого, позволяет дополнить осознание этого единого глобального пространства современного мира — осознанием единства планетарного времени, истории Человечества на Планете, от начала времен до наших дней.

 

В этом поиске углубляется наше конкретное знание о древнем прошлом. Как и в каких условиях жили люди тысячу лет тому назад, как они общались между собою и осваивали этот мир, как формировался исторический облик и культурное наследие наших современных стран? Ответ на эти вопросы становится все более значимым для общественного самосознания, национальной и индивидуальной идентификации. «Кто мы, откуда, куда идем?» -этот вопрос, в начале XX века волновавший, может быть, лишь таитян Поля Гогена, в конце столетия стал вопросом, исключительно важным для выживания Человечества. Познавая прошлое,

<>10

 

мы лучше познаем самих себя. Точность исторического знания, полученная таким культурным экспериментом, когда современный человек непосредственно погружает себя в условия и реалии далекой ушедшей эпохи, представляет собою новую культурную и научную ценность. Сколько дней, недель и месяцев требовалось, чтобы от скальных фьордов Трондхейма добраться до Святой Земли, с кем повстречаются и как поймут друг друга люди на этом долгом пути, что определит мирный или враждебный характер их отношений, каковы будут плоды такого взаимодействия — эти впечатления становятся новыми историческими данными. Располагая такими данными, мы может лучше представить себе, как происходили повседневные и великие события прошлого, как совершался, например, переход от языческого варварства европейского Севера к христианскому Средневековью, как древняя Русь становилась христианской Россией, а вместе с нею — Европа стала Европой.

Историки и археологи, этнографы и антропологи на своих конгрессах и симпозиумах обсуждают эти данные, но получить их можно только в экспедициях, открывающих в современном пространстве пласты исчезнувшего времени.

 




^ Глава I ЭКСПЕДИЦИЯ «НЕВО»

В 1985 г. российские историки в условиях начинавшейся «перестройки» реализовали появившуюся возможность без давления идеологических догм вернуться к самому острому и давнему вопросу начальной русской истории — так называемому «варяжскому вопросу». Летописное предание о варягах, сказание «Повести временных лет» XII в. о том, «откуду пошла Русская земля», рассказ о призвании в середине IX в. славянами и другими племенами Восточной Европы князей для правления «из-за моря», из Скандинавии, было предметом острых дискуссий со времен первых русских историков В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова. Летописная формула «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите и правьте нами» в советскую эпоху встречала категорические неприятие со стороны властей: порядок тоталитарного строя мыслился как изначальный и вечный, а правящая партия — как венец отечественной и мировой истории. «Варяг», скандинав-иноземец во главе Древнерусского государства — сама мысль о таком прочтении подлинного летописного текста, рассматривалась как идеологическая диверсия.

Между тем, дореволюционная российская наука спокойно принимала летописный рассказ о «призвании» в 862 г. варяжского князя Рюрика, основателя «династии Рюриковичей», начиная с этой даты тысячелетнюю историю России и Российской Империи. Свидетельства летописи о скандинавах-варягах, о «Пути из Варяг в Греки» по Неве, Волхову, Ловати, Днепру; из Балтики — «Моря

<>12

Варяжского» — в Черное море; из Скандинавии — в Византию подтверждали тексты скандинавских саг, византийских и арабских письменных источников, лингвистические и археологические данные.

В профессиональном слое советских историков-специалистов объективное изучение,«варяжской проблемы» началось еще с середины 1960-х гг., на всесоюзных конференциях по изучению скандинавских стран, в публикациях «Скандинавского сборника» (с 1956 г. вышло в свет более 30 выпусков) и других изданиях. Преодолевая идеологический диктат, объективное исследование «варяжского вопроса» постепенно становилось общественно значимым делом.

В 1985 г. академики В.Л.Янин и В.Т.Пашуто издали в Москве русский перевод фундаментальной работы польского историка Хенрика Ловмяньского «Русь и норманны» (М., 1985), в Ленинграде издательство Университета выпустило монографию Г.С.Лебедева «Эпоха викингов в Северной Европе» (Л., 1985), которая затем была защищена как докторская диссертация, а в 1986 г. издательство «Прогресс» в Москве опубликовало коллективную международную монографию «Славяне и скандинавы» (М., 1986), где дюжина ученых из Германии (ГДР), Польши, Финляндии, Дании, Швеции и России всесторонне и объективно исследовали славяно-скандинавские отношения в эпоху викингов (VIII-XI вв.).

Поэтому Географическое общество Академии наук СССР (так в те годы именовалось Русское Географическое общество, старейшее из научных обществ России, основанное в Санкт-Петербурге в 1846 г.) поддержало предложение действительного члена Общества, мастера спорта с опытом полярных шлюпочных экспедиций Юрия Жвиташвили и университетского доцента кафедры археологии Глеба Лебедева, для которого практические исследования Пути из Варяг в Греки начались с разведочного обследования археологических памятников и древних волоков между Ловатью, Западной Двиной и Днепром в 1966 г., о создании комплексной научно-исследовательской экспедиции «Нево» с целью всестороннего изучения летописного Пути из Варяг в Греки.

<>13

 

С 1967-1968 гг. археологи планомерно исследовали важнейшие древнерусские памятники на Пути из Варяг в Греки: обширное торгово-ремесленное поселение в Гнездове под Смоленском на Днепре, возле крупнейшего в Европе Гнездовского курганного могильника (где в начале XX в. были раскопаны монументальные курганы с варяжскими «сожжениями в ладье»); варяжские курганы, а затем — культурный слой Земляного городища и других поселений Старой Ладоги на Волхове; курганные погребения Южного Приладожья с многочисленными находками скандинавского оружия и украшений; Рюриково городище под Новгородом на Ильмене. К 1980 г. систематизация известных археологических материалов, монетных находок и кладов на Пути из Варяг в Греки позволяла сделать вывод: водная трасса из Балтики в Черное море была освоена и использовалась со времени, не позднее 825-830 гг. Этот вывод теперь следовало проверить и подтвердить экспериментально.

В какой мере и в какие навигационные сроки проходим речной путь по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ильменю, Ловати, Усвяче, Двине, Каспле и Днепру от Финского залива Балтийского моря до Днепро-Бугского лимана Черного моря? На какие отрезки, различные по условиям и темпам плавания он делится? Связаны ли с ними известные археологические памятники и находки и если связаны, то как выявляется такая связь? Какие археологические культуры и древние племена участвовали в навигационной, торговой, политической деятельности на пути из варяг в греки?

Мы хотели понять и осмыслить как функционировал легендарный путь, как и на чем передвигались наши предки. И, конечно, какую роль Путь из Варяг в Греки сыграл в судьбе славянских народов. В те времена, когда не существовало накатанных дорог, современных транспортных средств, водные пути — моря, озера и особенно реки — были важнейшими артериями жизни. Водные пути соединяли народы, способствовали интенсивному развитию торговли, культуры, религии. Именно Путь из Варяг в Греки объединил разрозненные славянские племена и княжества в единое

<>14

 

государство, по нему пришли к нам византийская и скандинавская культуры и, наконец, христианство.

Эти и подобные им проблемы средствами «традиционной археологии» (разведочные обследования, раскопки курганов и поселений) решить было нельзя. Натурное обследование памятников требовалось дополнить данными о рельефе и гидрографии окружающего ландшафта; расстояния между памятниками — оценить с точки зрения проходимости древних судов; обследования «с воды» с оценкою качеств речной или озерной акватории (глубины, подходы, скорость течения) — сопоставить с техническими условиями и возможностями судостроения и мореплавания Древней Руси и эпохи викингов.

Так определился особый экспериментальный профиль «археолого-навигационных исследований». Прежде чем выйти «на трассу», а тем более — воспроизвести средства древней навигации, следовало провести специализированное археологическое обследование, а затем провести плавания на судах, по своим характеристикам максимально приближенным к судам древности. Для этих целей командором экспедиции была разработана долгосрочная исследовательская программа «Викинг».

У истоков экспедиции стояли и помогали в ее организации адмирал Ю.Пантелеев, академики Б.Пиотровский, и Д.Лихачев, писатель В.Каверин, доктор исторических наук А.Микляев. Все годы капитаном-наставником экспедиции был известный капитан барка «Крузенштерн» И.Шнейдер. Благословил экспедицию и дал рекомендации в октябре 1984 г. Тур Хейердал. Экспедиция «Нево» проходила с 7 июня 1985 г. по 24 августа 1995 г. За эти годы в ней приняли участие 457 ученых и путешественников из 10 городов страны (Ленинграда - Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, Пскова, Киева, Харькова, Сыктывкара, Вильнюса, Орши, Смоленска) — представители нескольких ведущих университетов, институтов, музеев и морских клубов. Всего в экспедиции было задействовано 31 плавсредство: 1 ладья, 9 ялов, 2 катера, 2 шлюпки, 14 байдарок, 3 судна сопровождения, 2 средства малой авиации (вертолет и самолет). Участники экспедиции исследовали водные пути

<>15

(фото)

«Нево-86»: находка кости мамонта у д. Подмогилье. «Nevo-86»: the found of mammoth bone near the village Podmogil'e.

и волоки от Балтики до Эгейского моря, пройдя в общей сложности более 20 000 км по территории 12 стран Европы: Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, России, Белоруссии, Украины, Польши, Болгарии, Турции и Греции, составили уникальную археолого-навигационную карту Пути из Варяг в Греки. В ходе работ было обследовано 323 памятника раннего средневековья (городищ, селищ, древних стоянок, могильников, сопок). В ходе экспедиции впервые было осуществлено несколько экспериментальных дальних плаваний, преодолены четыре моря — Балтийское, Черное, Мраморное и Эгейское, двенадцать рек, одиннадцать крупных озер и водохранилищ. Практически впервые применили в практике подобных экспедиций малую авиацию. Благодаря уси-

 

(фото)

«Нево-86»: низовья р. Березяна, проводка байдарок.

«Nevo-86»: the lower reaches of the river Berezyana, dragging of the kayaks.

лиям многих специалистов (историков, яхтенных конструкторов, кораблестроителей, лодочных мастеров, художников) в 1991 г. было создано уникальное судно «Нево» — реконструкция древнерусской ладьи X в. Сотрудники экспедиции отсняли сотни слайдов и фотоматериалов, четыре кино- и видеофильма. Первый этап изучения трассы был начат в 1985 г. с воздушной разведки наиболее проблематичного отрезка водного пути. От Невы и Ладожского озера, вдоль Волхова и Ильменя, над Ловатью была проведена аэроразведка на вертолете. Юрий Жвиташвили осуществил ее вместе с археологами Глебом Лебедевым и Александром Микляевым. Были определены зоны, где необходимо особо детальное архео-

<>17

 

логическое обследование и моделирование условий плавания на различных типах гребных или парусно-гребных судов, шлюпках и байдарках.

Археологическое обследование памятников водной трассы началось весной 1986 г. Гидрографическое судно ленинградской базы Военно-морского флота доставило «десант» археологов во главе с Глебом Лебедевым и Вячеславом Тюленевым (исследователем шведской средневековой крепости Выборга) на остров Большой Тютерс. Здесь, в центральной части акватории Финского залива было обследовано первое и древнейшее поселение мореплавателей эпохи викингов и более раннего времени (наиболее ранняя скандинавская находка на Тютерсе датируется VI в.).

В мае 1986 г. археологи Глеб Лебедев, Витаутас Ушинскас (вильнюсский аспирант Ленинградского университета) и Владимир Конецкий с Михаилом Шориным (Новгородский исторический музей) на морском спасательном надувном плоту ПСН провели обстоятельное обследование примерно сотни курганных групп (монументальных насыпей — «сопок») и поселений по берегам Ловати, над многочисленными перекатами речных «лук» — наиболее проблематичной и наименее изученной к тому времени части водной трассы. Обследование проходило в дни чернобыльской катастрофы. Радиоактивное облако прошло точно над реками пути из варяг в греки.

Намеченный на лето поход двух шлюпок с экипажами, укомплектованными курсантами одного из ленинградских мореходных училищ, был отменен. Тем не менее, летом 1986 г. несколько групп археологов и спортсменов-байдарочников, сменяя друг друга, обследовали всю трассу речного пути от Старой Ладоги до Днепра. Глеб Лебедев, Владимир Конецкий, Анатолий Александров (Псковский музей-заповедник) составили сверенную с натурными ландшафтно-гидрографическими условиями подробную археологическую карту этой части Пути из Варяг в Греки, при этом было выявлено около 50 неизвестных ранее археологических памятников.

 

7 июня 1987 г.: Выборг, старт экспедиции «Нево-87». June 7, 1987: Vyborg, start of the expedition «Nevo-87».

Археологическую карту Днепра с необходимыми данными предоставили археологи Белоруссии и Украины. Координатором этой работы был доцент Киевского университета Юрий Малеев.

Летом 1987 г. из Выборга стартовала экспедиция «Нево-87». Командор Юрий Жвиташвили и научный руководитель Глеб Лебедев располагали экипажами двух шестивесельных ялов «Варяг» и «Русь», укомплектованных морскими офицерами и курсантами Макаровского мореходного училища. Со сменявшими друг друга судами сопровождения, вспомогательными байдарочными группами, «Варяг» и «Русь» за два месяца летней навигации прошли

<>19

 

всю трассу и завершили ее в Одессе, где в Археологическом музее хранится, найденный в кургане на острове Березань, рунический камень со шведской надписью XI в.

От Тютерса до Березани, от Балтики до Черного моря водный путь протяженностью более 2 700 км впервые был обследован как целостный археолого-навигационный объект. На очередь встала задача «исторического моделирования».

Международный опыт такого рода экспериментов основывался на воспроизводстве (реконструкции, реплике) известных по археологическим данным различных типов скандинавских судов викингов: боевых кораблей — драккаров, грузовых кнорров, речных судов древней Скандинавии и Финляндии. Именно на таких судах в те же годы шведский археолог Эрик Нюлен прошел из Балтики в Черное море по Висле и притокам Дуная («иностранную» экспедицию не пустили на территорию Советского Союза).

Экспедиция «Нево» создала прецедент для начала международного сотрудничества. Однако, следовало создать и собственный, «древнерусский» вариант реконструкции судна для плавания по Пути из Варяг в Греки.

В 1990-1991 гг. творческая бригада экспедиции (яхтенный конструктор В.Чайкин, специалисты Ленинградского кораблестроительного института (Морского университета) В.Андреев, Б.Мордовский и М.Берштейн, художник-скульптор Б.Сергеев и Ю.Жвиташвили), опираясь на разработки историка-археолога П.Сорокина — первого специалиста по древнерусскому судостроению -разработали рабочие чертежи древнерусского гребного судна X в. Были изучены не только все находки древнеславянских судов, известные ко времени публикации «Славян и скандинавов», но и многочисленные находки отдельных судовых деталей в Ладоге, Новгороде, других древнерусских памятниках, описания и изображения летописей и икон, этнографические материалы. В 1991 г. в лодочной мастерской Морского университета во главе с лодочным мастером В.Андреевым была осуществлена постройка первой реконструкции древнерусского судна X в. — «Нево».

<>20

 

Международный проект «Трансевропа — Нево — Викинг» осуществлялся с 1991 г. совместно со скандинавскими специалистами. Августовский «путч» в Москве, практически сорвал планы совместного плавания «Нево» и норвежского корабля «Хаворн» Тура Энгойя. «Хаворн» прибыл в Петербург 19 августа 1991 г. и через два дня ушел в Хельсинки под наблюдением советских боевых вертолетов и сторожевых кораблей, а «Нево» не разрешили войти в воды озера Мелар таможенные власти Стокгольма. Тем не менее, на следующий 1992 г. «Нево» продолжила плавания в Финском заливе. «Хаворн» вышел на Днепр по Западной Двине через территорию Латвии и Белоруссии, а в Ладоге, на Волхове норвежцы Туре Ольсен и Свейн Эрик Ойя построили речное судно «Эрнинге» (Хаворн — Морской Орел, Эрнинге — Орленок). Вместе с экипажем смоленского яла «Дир» (по имени легендарного варяжского князя) под командой С.Сухорученкова они прошли до Днепра, где соединились с «Хаворном» для плавания в Черное море.

В 1993 г. группы проекта «Нево — Викинг» продолжали обследования отрезков трассы от Котки в Финляндии до Смоленска в России. Детализировались условия и задачи для конкретных участков на различных отрезках будущих плаваний «реплик» древнерусских и скандинавских судов «современных викингов».

В 1994 г. Сорокин стал консультантом и участником шведского проекта «Айфур»: так, по скандинавскому имени самого грозного из днепровских порогов, был назван морской корабль викингов, который построили археологи Сигтуны, древней столицы Швеции. «Айфур» под командою Юхана Юхансена с археологом Матсом Ларсеном и шведским экипажем прошел 1 200 км от Сигтуны до Новгорода.

1995 г. стал главным и завершающим в эпопее экспедиции «Нево»: телевидение Швеции (Стокгольм) начало работу над фильмом о викингах на «Восточном Пути». Томас Юхансон, руководитель Шведского института древних технологий (осуществивший в 1980 г. постройку первой шведской «реплики» ладьи эпохи викингов) предложил опорные съемки для фильма провести, сопровождая в плавании ладью «Нево».

<>21

 

Рабочие чертежи ладьи «Нево». The working drawings of the shallop «Nevo».

 



Корабль «Хаворн». The ship «Havorn».

Глеб Лебедев, телеоператоры Микаель Агатон и Микаель Розенгрен сопровождали ладью, снимая ее продвижение по Днепру от Орши до Киева. В Одессе командование экспедицией принял Юрий Жвиташвили и экипаж ладьи «Нево» в составе яхтсменов, юных морских курсантов под руководством преподавателя Г.Леонтьева и опытного яхтенного капитана Г.Когана в августе 1995 г. успешно завершил плавание ладьи «Нево» от Санкт-Петербурга до Константинополя и Пирея, гавани Афин.

Экспериментальные плавания на этом, однако, не заканчиваются. В 1996 г. по плану, разработанному совместно с руководителями «Нево — Викинг», шведские археологи Рут Энгберг, Мате Ларсен и Юхан Юхансен провели «Айфур» по Двинско-Днепровскому междуречью, специально моделируя подлинные способы передвижения по волокам. Российскую сторону в этом экспери-

<>23

 

Экспедиция «Нево» на Западной Двине. The expedition «Nevo» on the river Zapadnaya (Western) Dvina.

менте представляли участники смоленского клуба «Викинг — Нево» (С.Сухорученков). Как и в 1995 г., работы экспедиции снимало телевидение Швеции.

Телефильм «Сага о викингах. Поход на Восток» вышел в эфир Скандинавии в декабре 1998 г. Летописный Путь из Варяг в Греки, объединивший русских и шведов, норвежцев и украинцев, белорусов и финнов, специалистов и энтузиастов балтийских стран, снова, как тысячу лет назад, становится культурно-исторической реальностью современной Европы. Публикуя материалы экспедиции «Нево» 1985-1995 гг., мы стремимся не только глубже проникнуть в далекое прошлое, но и связать его с наступающим будущим XXI в., продлить извечную трассу «от северного языческого варварства к эллинистически-христианской духовности» для России, Скандинавии и всей Европы в III тысячелетии от Рождества Христова.

Что же показали экспериментальные исследования? Для ученых-историков были важны не только пределы дальности плавания, но и время, затраченное на переход «из Варяг в Греки». В 1987 г. экспедиция «Нево» в составе ялов «Варяг» и «Русь» впервые доказала, что путь от Балтики до Черного моря, включая

<>24

 

волоки, можно пройти за одну навигацию. На это, по нашим данным, требовалось 110-120 дней, т. е. летописный путь мог интенсивно работать в обоих направлениях в течение одного лета.

Многочисленные плавания экипажей «Нево» (всего — 24) на различных судах, схожих с торговыми ладьями русов и дракарами викингов, показали, что древние мореплаватели за световой день могли проходить, в зависимости от погодных условий, по морю и озерам в среднем 50-70 миль, по рекам — около 60 км. Они передвигались довольно быстро, в небольшом отдалении от берега, пользуясь береговыми навигационными знаками и ориентирами. Хронометраж переходов, экспериментальная их проверка, «привязка» маршрутов к древней гидрографии — все это позволило в деталях выяснить, каким был Путь из Варяг в Греки.

Бесспорно то, что мир обязан парусу гораздо больше, чем колесу. Парус помог людям открыть новые земли, соединил народы, дал возможность распространения культуры, религии, цивилизации. Верно говорили древние: «Все мы в одной лодке».

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Университет Центр «Петроскандика» iconПрограмма: 15. 11. Четверг Философский факультет спбГУ, Менделеевская линия 5
Санкт-петербургский государственный университет, философский факультет, исследовательский центр медиафилософии, информационный и...
Университет Центр «Петроскандика» iconПетербургский Государственный Университет Центр лингводидактического тестирования

Университет Центр «Петроскандика» iconОмский государственный педагогический университет
«Сударушка» г. Омска, му «Центр по работе с детьми и молодежью ОАО г. Омска», гу омской области «Социально-реабилитационный центр...
Университет Центр «Петроскандика» iconРимское право
Московский государственный университет имени М. В ломоносова Центр общественных наук
Университет Центр «Петроскандика» icon23 октября 2011 года
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко Центр инновационных технологий
Университет Центр «Петроскандика» iconТ. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный...
Медицинская психология. – (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии...
Университет Центр «Петроскандика» iconIx-й международный молодежный научный экологический форум стран балтийского...
Кий фонд фундаментальных исследований, Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии Наук, Правительство Санкт-Петербурга,...
Университет Центр «Петроскандика» iconТеатральный центр стд РФ «На Страстном» театральный сезон
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (вгик)
Университет Центр «Петроскандика» iconЛитературно-мемориальный музей ф. М. Достоевского центр исследований...
Вячеслава Иванова. Участвуют: Анджей Дудек (Ягеллонский университет, Краков), Стефано Каприо (Папский Восточный институт, Рим) о....
Университет Центр «Петроскандика» iconКоммуникационный центр Bosch расширяет филиальную сеть: центр в Казани — первый в России
И этой осенью откроет новый центр в России, в столице Республики Татарстан городе Казани
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница