Психология управленческого воздействия


Скачать 255.66 Kb.
НазваниеПсихология управленческого воздействия
Дата публикации08.07.2013
Размер255.66 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Психология управленческого воздействия.


  1. Неимперативные прямые формы внешней организации поведения сотрудников.

  2. Внушение как средство психологического воздействия.

  3. Императивные формы организации производственного взаимодействия.

  4. Индивидуальные особенности мотивации.


Внешнеорганизованное управленческое воздей­ствие (на производстве в основном оперативное) на процесс мотивации и поведения подчиненного со сто­роны руководителя (или группы других лиц, или средств массовой информации) происходит с це­лью либо инициации мотивационного процесса, либо вмешательства в уже начатый процесс деятельности, либо дополнительной стимуляции. Речь, таким образом, идет о психологическом влиянии извне на мотивационный процесс сотрудника, а не о действительном формировании мотива управленцем. Извне формируются не мотивы, а мотиваторы (и вместе с ними — мотивационная сфера личности).

Эти воздействия могут иметь вид просьбы, требования, совета, внуше­ния, намека и т. д., и принимать характер информирования, инструктирования, сти­мулирования и запрета (интердикции). Информирование влияет главным образом на представления индивида о том, каково наиболее вероятное направление разви­тия событий и каковы последствия избранной им альтернативы поведения. Инструктирование предписывает наиболее эффективные способы достижения поставленных перед ним целей. Стимулирование направлено на уси­ление мотивации. Интердикция, связана с препятствием осуществле­нию субъектом его намерений путем запрета, ограничений правилами.
^ 1. НЕИМПЕРАТИВНЫЕ ПРЯМЫЕ ФОРМЫ ВНЕШНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта отно­сятся просьба, предложение (совет) и убеждение.

Просьба. Для людей с флегматическим темпераментом просьба является мощ­ным стимулятором их активности, выводящим их из “состояния анабиоза”. Если же говорить серьезно, то эта форма внешней инициации деятельности субъекта используется в том случае, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях людям (особенно подчиненным) льстит, что вместо приказа, требования стар­ший по возрасту или должности использует форму обращения к ним, в которой про­является некоторый элемент зависимости просящего от того, к кому он обращается. Это сразу меняет отношение человека к такому воздействию: в его сознании возникает понимание своей значимости в возникшей ситуации.

Просьба оказывает большее влияние, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к праву сотрудника отка­зать, если выполнение просьбы создает ему какие-то неудобства.

^ Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то — значит представить это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие человеком предлагаемого зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится; от авторитетности руководителя, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого сотрудника. Например, применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик скорее всего ответит сопротивлением, сангвиник проявит любопытство, флегматик отказом или попытается просто потянуть время.

Убеждение как форма воздействия на поведение человека. Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к её критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, выделение социальной и личностной значимости этого вопроса. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения.

Убеждение может осуществляться дидактическим и сократическим методами. Сократический или диалектический метод предполагает вовлечение в дискуссию убеждаемого. Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны. Формирование убежденности человека может происходить прямо или косвенно за счет уменьшения тревожности, неуверенности, сомнений, опасений, неведения. Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером.

Кроме, упомянутых, выделяют также следующие методы убеждения:

фундаментальный — представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого сразу и открыто знакомят со всей информацией, составляющей основу доказательства правильности предлагаемого;

метод противоречия — основан на выявлении противоречий в доводах убежда­емого и на тщательной проверке собственных аргументов;

  1. метод “извлечения выводов” — аргументы излагают не все сразу, а постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом этапе;

  2. метод “кусков” — аргументы убеждаемого делят на сильные (точные), средние (спорные) и слабые (ошибочные); первых стараются не касаться, а основной удар наносят по последним;

  3. метод игнорирования — если изложенный собеседником факт не может быть опровергнут;

  4. метод акцентирования — расставляются акценты на приводимых собеседни­ком и соответствующих общим интересам доводах (“ты же сам говоришь...”);

  5. метод двусторонней аргументации — для большей убедительности излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа решения вопроса; лучше, если собеседник узнает о недостатках от убеждающего, чем от других, что создаст у него впечатление о непредвзятости убеждающего. Особен­но эффективен этот метод при убеждении образованного человека, малообразо­ванный же лучше поддается односторонней аргументации;

метод “да, но...” — используется в тех случаях, когда собеседник приводит убе­дительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сна­чала соглашаются с собеседником, потом после некоторой паузы приводят дока­зательства недостатков его подхода;

  1. метод кажущейся поддержки — это развитие предыдущего метода: доводы со­беседника не опровергаются, а, напротив, приводятся новые аргументы в их под­держку. Затем, когда у него сложится впечатление о хорошей осведомленности убеждающего, приводятся контраргументы;

  2. метод бумеранга — собеседнику возвращают его же аргументы, но направлен­ные в противоположную сторону; аргументы “за” превращаются в аргументы “против”.

Убеждение эффективно в следующих случаях:

  1. когда касается одной потребности субъекта или нескольких, но одинаковой силы;

  2. когда осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; воз­бужденность и взволнованность интерпретируются как неуверенность и снижа­ют эффективность его аргументации. Вспышки гнева, брань вызывают негатив­ную реакцию собеседника;

  3. когда речь идет о второстепенных вопросах, не требующих переориентации по­требностей;

  4. когда убеждающий сам уверен в правильности предлагаемого решения; в этом случае определенная доза вдохновения, апелляция не только к уму, но и к эмоци­ям собеседника (путем “заражения”) будут способствовать усилению эффекта убеждения;

  5. когда предлагается не только своя, но рассматривается аргументация и убеждае­мого; это дает лучший эффект, чем многократные повторы собственных аргумен­тов;

  6. когда аргументация начинается с обсуждения тех доводов, по которым легче дос­тичь согласия; нужно добиться, чтобы убеждаемый чаще соглашался с доводами: чем больше поддакиваний удастся получить, тем больше шансов добиться успеха;

  7. когда разработан план аргументации, принимающий в расчет возможные контр­аргументы оппонента; это поможет выстроить логику разговора, облегчит пони­мание оппонентом позиции убеждающего.

^ При убеждении целесообразно:

— показать важность предложения, возможность и простоту его осуществления;
— представить различные точки зрения и сделать разбор прогнозов (при переубеж­дении — включая и отрицательные);

  1. увеличить значимость достоинств предложения и уменьшить величину его недо­статков;

  2. учитывать индивидуальные особенности субъекта, его образовательный и куль­турный уровень и подбирать наиболее близкие и понятные ему аргументы;

  3. никогда прямо не говорить человеку, что он неправ, таким образом, можно лишь задеть его самолюбие, и он сделает все, чтобы защитить себя, свою позицию (луч­ше сказать: “Быть может, я неправ, но давайте посмотрим...”);

  4. для преодоления негативизма собеседника создать иллюзию, что предлагаемая идея принадлежит ему самому (для этого достаточно лишь навести его на соот­ветствующую мысль и предоставить возможность сделать вывод);

  5. не парировать довод собеседника тотчас же и с видимой легкостью, он воспри­мет это как неуважение к себе или как недооценку его проблем (то, что его муча­ет долгое время, другим разрешено в считанные секунды);

  6. признанием правоты убеждаемого в чем-либо поможет избежать
    его обиды;

  7. аргументировать максимально ясно, периодически проверяя, правильно ли вас понимает субъект; аргументы не растягивать, так как это обычно ассоциируется
    с наличием у говорящего сомнений; короткие и простые по конструкции фразы
    строить не по нормам литературного языка, а по законам устной речи; использовать между аргументами паузы, так как поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание и интерес собеседника;

  8. включить субъекта в обсуждение и принятие решения, так как люди лучше пере­нимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие.

Используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной. Это бывает в тех случаях, когда она направлена:

  1. к авторитету — ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь
    одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющего­ся человека;

  2. к верности — вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его при­нятию в силу привязанности, дружбы;

  3. к выгоде — агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;

  4. к жалости — взывание к человеколюбию и состраданию; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, обязанностей;

  5. к здравому смыслу — вместо реального обоснования — апелляция к обыденно­му сознанию, которое нередко обманчиво;

  6. к личности — ссылка на личные особенности субъекта и их обсуждение вместо
    обоснования предложения;

- к невежеству — использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);

  1. к силе — угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;

— к тщеславию — расточение неумеренных похвал в надежде, что тронутый ком­плиментами субъект станет мягче и покладистей. Сюда же, при использовании метода, который называется “задеть самолюбие”, можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта со­вершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, срав­нить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотива­цию);

— к фикции — к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отно­шения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число лю­дей (мнения — стереотипы, приметы);

Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его морального состояния. При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.
^ 2. ВНУШЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Существуют три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально - волевое воздействие. По критерию наличия цели внушение бывает преднамеренное и непреднамеренное. По способу воздействия – прямое и косвенное. Прямое вну­шение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характеризуется опосредованным воздействи­ем на суггерента. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде. Используются более мягкие формулировки, меньшие категоричность и давление, чем при прямом внушении. Этому виду внушения со­противляющийся, самоуверенный, эгоцентричный суггерент поддастся быстрее, чем прямому внушению. Таким образом, косвенное внушение, как отмечает А. Г. Ковалев, является внушением “окольным путем”, например в форме намека, когда мысль подбрасывается мимоходом, но достаточно определенно. Намек может осуществляться поведением суггестора, его вопросом или утверждением о чем-то, связанном с элементами побуждения, просьбой о совете и т. д. Однако при косвен­ном внушении суггерент приходит к решению сам.

^ Приемы косвенного внушения:

  1. суггеренту рассказывают о других лицах или событиях, при этом ключевая фра­за или повороты сюжета акцентируются с различной интенсивностью и “про­зрачностью”;

  2. в присутствии суггерента обращаются к другим лицам, а текст содержит фразу или сюжет, намекающий на определенные выводы или действия, которые он дол­жен сделать;

  3. высказывание в условной форме. Такая форма может быть воспринята двояко: так, как сказано, и инверсивно, т. е. если действие не совершить, то результат будет противоположным;

  4. использование неоконченных фраз, силлогизмов; окончание додумывает сугге­рент либо по аналогии, либо, при интонационной остановке, исходя только из мелодики фразы;

  5. произнесение ключевой фразы и сразу за ней отвлекающего текста, не дающего возможности осмыслить первую фразу и сделать вывод, а загоняющего его в под­сознание.

^ Условия успешности прямого внушения. Поскольку при внушении общение происходит между внушающим (внушающими) и внушаемым, успех этого процесса зависит от особенностей того и другого.

^ Отношения между суггестором и суггерентом: доверие — скепсис, зависи­
мость — независимость, доброжелательность — враждебность — существенно вли­яют на успешность внушения. Способствуют успешному внушению установление эмпатического сопереживания, душевного резонанса, близкие межличностные отноше­ния, доброжелательная, дружественная атмосфера.
^ Содержание внушения, способ его конструирования. Внушение недейственно, если его содержание противоречит морали и мировоззрению суггерента. Усиливают эффект внушения сочетание логических и эмоциональных компонентов, использование информации, подтверждающей взгляды, к которым склонен суггерент.

Обстоятельства, при которых происходит внушение, существенно влияют на эффективность. Повышают эффект внушения (внушаемость) низкий уровень осведомленности суггерента в обсуждаемом вопросе, малая степень значимости для него этого вопроса, отсутствие опыта поведения в данной обстановке, дефицит времени для принятия решения, неожиданность сообщения. Кроме того, имеет значение состояние суггерента.

^ Особенности личности суггестора, внушающее воздействие которого может быть в данной ситуации наибольшим, следует учитывать при его выборе. При этом целесообразно обращать внимание на его обаяние, склонность к доминированию, что в быту обозначают как “сильный характер”, к демонстрации своего интеллектуального превосходства. Но главной характеристикой является авторитетность суггестора, которая складывается из следующих моментов:

- его социальный статус;

- принадлежность его к референтной для суггерента группе;

- наличие прежних заслуг, опыта; ореол известности;

- мнение окружающих о нем как о высоконравственной личности;

- обладание тем или иным видом власти (власти вознаграждения, принуждения, знатока и т. д.);

- престиж используемых им источников информации;

Для хорошего суггестора характерны такие особенности, как желание много говорить, непосредственность, уверенность, свобода поведения, внешнее и внутреннее спокойствие, актерство, игра роли в процессе внушения.

В зависимости от ситуации и своих особенностей управленец может использовать четыре варианта поведения: “неоспоримый авторитет”, интеллектуальный, эмоциональный и пассивный. При первом варианте поведения он должен показать, что он нисколько не сомневается в своей правоте, при втором —должен подробно аргументировать свою позицию, при третьем — использовать потребность сослуживца в симпатии, безопасности и хорошем самочувствии, при четвер­том — заверять, что без его помощи ничего не сможет сделать, создавая иллюзию, что тот все делает сам.

^ Особенности личности суггерента также существенно влияют на эффект вну­шения ему той или иной точки зрения, на учет при этом того или иного обстоятель­ства. К таким особенностям прежде всего относятся внушаемость, конформность, негативизм.

Внушаемость — это склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам. Это безотчетное измене­ние своего поведения под влиянием внушения. Внушаемые субъекты легко заража­ются настроениями, взглядами и привычками других людей. Они часто склонны к подражанию. Внушаемость зависит как от устойчивых свойств человека — высоко­го нейротизма, слабости нервной системы, так и от ситуативных его состояний — тревоги, неуверенности в себе или же эмоционального воз­буждения.

На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низкая самооцен­ка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразви­тое чувство ответственности, робость и стеснительность, доверчивость, повышен­ная эмоциональность и впечатлительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мыш­ления.Внушаемость женщин выше, чем внушаемость мужчин.

Конформность — это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. В то же время если наме­рение или социальные установки, имевшиеся у человека, совпадают с таковыми у окружающих, то речь о конформности уже не идет.

Если человек склонен постоянно соглашаться с мнением группы, он относится к конформистам; если же имеет тенденцию не соглашаться с навязываемым ему мне­нием, то — к нонконформистам (к последним, по данным зарубежных психологов, относятся около трети людей).

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней конформности человек возвращается к своему прежнему мнению, как только групповое давление на него снимается. При внутренней конформности он сохраняет принятое групповое мнение и тогда, когда давление прекратилось. Конформность называют также внутригрупповой суггестией. Эффект внушения, направлен­ного на члена группы, намного превосходит воздействие на относительно изо­лированную личность. Объясняется это тем, что при внушении в группе на личность действует каждый член группы, т. е. имеет место множественное вза­имовнушение. При этом большое значение имеет численный состав группы. Если на субъекта воздействуют два-три человека, эффект группового давления почти не проявляется; если три-четыре человека — эффект проявляется. Дальней­шее увеличение численности группы не приводит к увеличению конформности. Кроме того, имеет значение единодушие группы. Поддержка субъекта даже одним членом группы резко повышает сопротивляемость групповому давлению, а иногда и сводит его на нет.

Степень подчинения человека группе зависит и от ряда других факторов, кото­рые были систематизированы А. П. Сопиковым (1969). К ним относятся:

  1. возрастно-половые различия: женщины более податливы групповому давлению, чем мужчины;

  2. трудность решаемой проблемы: чем она труднее, тем в большей мере личность подчиняется группе; чем сложнее задача и неоднозначнее принимаемые реше­ния, тем конформность выше;

  3. статус человека в группе: чем он выше, тем в меньшей степени он проявляет кон­формность;

  4. характер групповой принадлежности: по своей воле или по принуждению вошел субъект в группу; в последнем случае его психологическое подчинение часто бывает только поверхностным;

  5. привлекательность группы для индивида;

  6. цели, стоящие перед человеком: если соревнуются группы конформность субъекта увеличивается; если соревнуются между собой члены группы, конформность уменьшается (то же наблюдается при отстаивании груп­пового или личного мнения);

  7. наличие и эффективность связи, подтверждающей верность или неверность конформированных поступков человека: при неправильности поступка человек мо­жет вернуться к своей точке зрения.

При выраженном конформизме увеличивается решительность человека при принятии решения и формировании намерений, но при этом уменьшается чувство его индивидуальной ответственности за поступок, совершенный вместе с други­ми. Особенно это проявляется в недостаточно зрелых в социальном плане груп­пах.

Негативизм - так называемое “немотивированное” сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям, которое снижает внушаемость субъекта. Негати­визм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат по­требностям субъекта. Поэтому отказ от выполнения требования или принятия сове­та является способом выхода из внутреннего конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Негативизм усиливается в состоянии перевозбуждения нервной системы и при утомлении.

Слабой формой негативизма является упрямство, имеющее тот же механизм и выполняющее ту же защитную функцию. Однако, в отличие от негативизма как чер­ты личности, упрямство возникает ситуативно и часто по поводу самоутверждения. Негативизм тоже может быть ситуативным, когда в силу каких-то причин внушае­мый в принципе человек упорно и предубежденно не приемлет какую-то точку зре­ния и вследствие этого не формирует адекватное ситуации решение.
^ 3. ИМПЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

К ним относятся приказы, требования, принуждения.

Приказ, требование. В этом случае особенностью формирования действия является то, что человек принимает их как цель. Это происходит в том случае, когда у человека сформирована внутренняя позиция (социальная установка) долженствования в отношении выполнения им определенной социальной роли.

Деятельность начинается с восприятия внешнего стимула (приказа) и с возникновения установки выполнить его. Это значит, что стимул принят как личностно значимый, и у сотрудника возникло чувство долга, обязанности. Как писал С. Л. Рубинштейн, для совершения действия недостаточно того, чтобы задача была субъектом понята, она должна быть субъектом принята.

Когда общественно значимая цель не становится личностно значимой, не акту­ализирует какую-либо потребность человека, она выступает в роли нежелаемой необходимости, а деятельность осуществляется благодаря принуждению извне и самопринуждению. Однако это не означает, что действия человека при этом немотивированы, не связаны с потребностями, рабочие полняют неприятную для них работу ради удовлетворения материальных и духовных потребностей с помощью зарабатываемых денег.

Приказ или требование как формы воздействия могут использоваться в случаях, когда один человек имеет право распоряжаться поведением другого (других). При этом надо учитывать, что требование психологически воспринимается субъектом как проявление другим своей власти, как принуждение и даже в ряде случаев как насилие над своей личностью. Естественно, это приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям. Каждый человек хочет, чтобы требования имели для него определенную зна­чимость, отвечали бы имеющимся у него потребностям, установкам, моральным принципам.

Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому выполнению требования, особенно когда удается придать ему смысл общественной и личной ценности. Тогда требование из внешнего побудителя становится внутренним.

Аргументация поможет снять с требования окраску волевого воздействия старшего по должности или положению и придать ему характер общественных норм, принятых всеми членами общества. Чем основательнее аргументация, чем большее значение она имеет, тем сильнее доверие субъектов к требованию и тем большее желание возникает его выполнить. Такая аргументация как: “ Вы должны меня слушаться, потому что я руководитель”, как правило, не принимается.

Аргументации можно придать любой характер: гражданский, нравственный, эс­тетический, даже эгоистический. Каждое требование может быть аргументировано по-разному, в зависимости от обстоятельств. Однако при выдвижении аргументации следует учитывать ряд общих правил:

— аргументация не должна превращаться в постоянное назидание, наставление; превращенная лишь в прямое разъяснение, она изживает себя, при этом профанируется ее смысл;

  • аргумент, хотя и может быть заготовлен, должен выглядеть экспромтом; в связи с этим нельзя повторять уже высказанную раз аргументацию в прежнем виде, надо для нее найти новую форму;

строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные, половые и личностные особенности сотрудника;

— нельзя использовать аргументацию-угрозу. Она не дает возможности увидеть в требовании социальный смысл. Больше того, субъект начинает расценивать это как вседозволенность людей, занимающих более высокое административную позицию, как проявление сущности общественной жизни.

Принуждение. Эта форма воздействия используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия на мотивацию и поведение сотрудника оказываются недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается в прямом требовании “согласиться с предлагаемым мнением или решением, принять готовый эталон поведения.

Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет первого облегчает вы­полнение распоряжения. Как постоянная форма воздействия на субъекта принуж­дение малопригодно, но и полностью от него отказываться, нецелесообразно.

Положительной стороной принуждения является то, что оно может способ­ствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполне­нию субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспита­ния чувства долга.

Несмотря на то, что при всех формах внешнеорганизованного воздействия, в том числе и при использовании императивных форм воздействия, последнее слово в при­нятии решения и формирования намерения остается за самим субъектом, основа­ние его действий и поступков приобретает другое содержание. Сотрудник переносит ответственность на воздействовавших на него людей, которые как бы заменяют со­бой его совесть и санкционируют действия.
^ 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ

На стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут ока­зывать такие волевые качества, как решительность и смелость. Нерешительность может затягивать принятие решения, а боязливость может привести к отказу совер­шить то или иное действие. Поданным М. Л. Кубышкиной (1997), высокая мотива­ция на социальный успех (стремление к признанию, достижениям в значимой дея­тельности, соперничеству) связана с уверенностью человека в собственном обая­нии, в привлекательности своей личности. При этом женщины высоко оценивают свои деловые качества (практичность, организованность, предприимчивость, пре­дусмотрительность), а мужчины — качества, необходимые общественному деяте­лю (интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние).

Стремящиеся к признанию наиболее высоко оценивают свои коммуникативные качества (общительность, воспитанность, обаяние, умение ладить с людьми) и ча­стично — свойства социального интеллекта (юмор, проницательность). Эта само­оценка подкрепляется действительной выраженностью у этих субъектов экстравер­сии, манипулятивности и авантюристичности.

Субъекты с преобладанием мотива соперничества высоко оценивают свою пред­приимчивость, волю. Они рассчитывают на свою энергию, напор, доказательством чему является жесткость их поведения — доминантность и агрессивность.

На стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут ока­зывать такие волевые качества, как решительность и смелость. Нерешительность может затягивать принятие решения, а боязливость может привести к отказу совер­шить то или иное действие. Поданным М. Л. Кубышкиной (1997), высокая мотива­ция на социальный успех (стремление к признанию, достижениям в значимой дея­тельности, соперничеству) связана с уверенностью человека в собственном обая­нии, в привлекательности своей личности. При этом женщины высоко оценивают свои деловые качества (практичность, организованность, предприимчивость, пре­дусмотрительность), а мужчины — качества, необходимые общественному деяте­лю (интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние).

Стремящиеся к признанию наиболее высоко оценивают свои коммуникативные качества (общительность, воспитанность, обаяние, умение ладить с людьми) и ча­стично — свойства социального интеллекта (юмор, проницательность). Эта само­оценка подкрепляется действительной выраженностью у этих субъектов экстравер­сии, манипулятивности и авантюристичности.

Субъекты с преобладанием мотива соперничества высоко оценивают свою пред­приимчивость, волю. Они рассчитывают на свою энергию, напор, доказательством чему является жесткость их поведения — доминантность и агрессивность.

Те же, кто более всего стремится к достижениям в значимой деятельности, склонны выделять свои деловые качества, такие, например, как практичность, орга­низованность, предприимчивость, воля, предусмотрительность. Реально эти само­оценки подкрепляются ответственностью и деловой направленностью этих субъек­тов.
^ Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. В чем специфика внешнеорганизованного управленческого воздей­ствия?

  2. Назовите неимперативные прямые формы воздействия на мотивацию личности и охарактеризуйте их.

  3. Выделите наиболее эффективные методы и приёмы убеждения. Каким бытовым требованиям они должны соответствовать?

  4. Расскажите о внешнем внушении и его потенциальных возможностях. Охарактеризуйте личностные особенности суггестора и суггерента.

  5. Перечислите приемы косвенного внушения. Как их можно применить в реальной производственной ситуации?

  6. Расскажите об императивных формах организации производственного взаимодействия. В чем их преимущества и недостатки?

  7. Понаблюдайте за индивидуальными особенностями актуализации мотивационных процессов у ваши коллег.



Похожие:

Психология управленческого воздействия iconРеферат по дисциплине «управленческая психология» На тему: «Психология...
Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность
Психология управленческого воздействия icon7. 1 Сравнительная характеристика бухгалтерского, налогового и управленческого учета
Разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения управленческого учета в практику российских...
Психология управленческого воздействия icon«управление» понятие более широкое «управление» понятие более узкое
...
Психология управленческого воздействия iconТеория управления
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». Посвящено...
Психология управленческого воздействия iconВопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления»
Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе...
Психология управленческого воздействия iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Психология управленческого воздействия iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Психология управленческого воздействия icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Психология управленческого воздействия icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
Психология управленческого воздействия iconОщущение
Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на цнс
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница