3 Направления изучения образа руководителя


Скачать 239.34 Kb.
Название3 Направления изучения образа руководителя
Дата публикации08.07.2013
Размер239.34 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Личность и авторитет руководителя

3.7.1. Направления изучения образа руководителя

Изучение личностных качеств и деятельности руководителя является неотъемлемой частью

менеджмента. В этом изучении можно выделить 4 основные направления.

1. Ролевое направление, в рамках которого изучается сама деятельность руководителя, т.е. те

роли, которые он должен исполнять на своем рабочем месте. В этом направлении наиболее

значительным является исследование Г. Минцберга «Природа управленческого труда» (1973 г.).

2. Личностное направление, в рамках которого ученые пытаются установить личностные

характеристики, присущие наиболее деятельным руководителям. Пик своего расцвета данное

направление пережило в 30-50 годы ХХ века, когда разрабатывалась теория великих людей (лучшие

из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств, т.е. люди могли

бы научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями). Однако в этих и

последующих исследованиях не были определены характеристики личности, обеспечивающие

успешное руководство в любых ситуациях. Исследования такого характера продолжаются, о чем

свидетельствует работа М. Вудкока и Д. Фрэнсиса «Раскрепощенный менеджер».

3. Поведенческое направление, которое рассматривает манеру поведения руководителя в

отношении подчиненных, т.е. его стиль управления.

4. Ситуационное направление, в рамках которого делаются попытки, во-первых, установить

взаимозависимость эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля

управления и той ситуации, в которой он работает и принимает решения, а во-вторых, определить

степень адаптации разных руководителей к разным ситуациям.

^ Согласно ролевому направлению, в деятельности руководителя можно выделить два основных

аспекта – целесообразность и эффективность. Целесообразность – это умение выполнять

необходимую работу. Эффективность- это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы.

Целесообразность несравнимо важнее эффективности, поскольку человек должен выполнять нужную

работу, и только в этом случае имеет смысл говорить о ее эффективности.

Минцберг выделил 3 группы ролей, которые должен исполнять руководитель, желающий

эффективно работать: межличностные, информационные и управляющие.

Межличностные роли характеризуют отношения, существующие между руководителем и его

подчиненными, а также другими людьми внутри и за пределами организации. Он должен исполнять

роли главы, лидера и связующего звена.

Информационные роли связаны с тем, что руководитель является своеобразным

информационным центром, так как, во-первых, к нему поступает информация, которую необходимо

обработать и проанализировать; во-вторых, он должен передавать информацию своим подчиненным

и за пределы возглавляемого им коллектива. Таким образом, руководитель должен исполнять роли

95

получателя, распространителя информации и представителя своей организации в ее контактах с

внешним миром.

Управляющие роли руководителя связывают с необходимостью принимать решения,

проводить изменения в работе возглавляемого им подразделения и реагировать на изменения

внешней среды. Руководитель должен исполнять роли инициатора, устранять проблемы,

распределителя ресурсов и посредника.

К достоинствам ролевого подхода Минцберга можно отнести:

1. возможность выделить различные фрагменты деятельности руководителя и на основе этого

деления производить ее анализ;

2. возможность понять, что определенные виды деятельности являются не прерыванием

основной работы руководителя, а ее составной частью.

^ Личностное направление. В исследовании М. Вудкока и Д. Фрэнсиса «Раскрепощенный

менеджер» названо 11 качеств, которыми, по их мнению, должен обладать современный

руководитель.

1. ^ Способность управлять собой. Руководитель, желающий управлять другими, сначала

должен научиться управлять собой. Он не должен полностью посвятить себя только работе, отдать ей

всю свою творческую силу и лишиться многих радостей жизни. Он обязан поддерживать собственное

физическое здоровье (стабильный вес); психическое здоровье (выражать свои чувства, не подавляя

эмоций; корректные отношения с подчиненными; спокойно принимать неудачи); эффективно

планировать и использовать собственное время для труда и отдыха.

^ 2. Наличие разумных личностных ценностей. Важное влияние на формирование личных

ценностей оказывает жизненная позиция, которая также существенно влияет на поведение.

Жизненные ценности и позиция вырабатываются на этапе становления человека и в долгосрочной

перспективе могут оказаться непригодными и даже разрушительными. Поэтому необходимо время от

времени подвергать сомнению, анализировать и пересматривать свои ценности. Новый опыт и

самообразование влияют на людей, однако существенные изменения происходят лишь тогда, когда

прежние личные ценности становятся неадекватными ситуации либо приводят к нежелательным

результатам. Следовательно, руководитель должен серьезно подходить к вопросу о своих ценностях,

изменять их с учетом накопленных данных. К основным жизненным ценностям относятся

собственная жизнь и здоровье, жизнь и здоровье родных и близких, независимость, богатство,

возможность самосовершенствоваться и развиваться, свободное время, безопасность, достаточный

социальный статус.

3. ^ Четкие личные цели. Руководитель должен осознавать собственные долгосрочные и

краткосрочные цели, знать способы их достижения и стремиться к их достижению. При этом важно,

чтобы цели были реально достижимы. Руководитель, имеющий четкие личные цели, кроме всего

прочего, способен планировать развитие своей карьеры, изучать свои возможности продвижения по

службе, идти на рассчитанный риск, уметь эффективно использовать время и распределять свои

силы.

4. ^ Стремление к личному росту. Саморазвитие личности – скорее бесконечный непрерывный

процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Руководитель должен сам отвечать за свое

обучение, управлять своим профессиональным развитием, уметь оценивать свой опыт.

Сдерживающими факторами часто становятся: влияние семьи; собственная инерция; разочарования,

связанные с неудачами; недостаток поддержки и враждебность окружающих; недостаток ресурсов.

5. ^ Умение решать проблемы складывается из умения использовать информацию, эффективно

планировать собственную деятельность, устанавливать четкие критерии определения успеха и

неудачи, применять известные научные методики решения проблем.

6. ^ Изобретательность и способность к инновациям (нововведениям). Отдельная личность

может справиться с творческой работой над ограниченной задачей, но когда проблема становится

шире и сложнее, то возникает необходимость создания творческих коллективов. Поощряя творчество

своих сотрудников, руководитель должен стремиться создать группу, участники которой будут

обладать всевозможными способностями и склонностями к изобретательству. Это позволит добиться

выдающихся результатов.

7. ^ Способность влиять на окружающих. Успех руководителя во многом зависит от его

способности создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от умения

убеждать подчиненных в том, что их личный успех зависит от достигнутых целей, стоящих перед

организацией (четко формулировать задачу; быть доступным, решительным, ответственным;

96

относиться с уважением; проявлять интерес; не проявлять раздражительности; использовать систему

поощрений).

8. ^ Знание современных управленческих теорий. Каждая теория должна быть оценена

относительно ее соответствия конкретной организации и конкретному времени.

9. ^ Способность руководить. Прежде всего, руководитель должен уметь справляться с

множеством личных воздействий на него и подходить к этому творчески. Руководитель должен уметь

осуществлять выбор; привлекать и использовать необходимые ресурсы; планировать и инициировать

перемены; развивать способность эффективной работы в течение длительного времени.

10. ^ Умение обучать подчиненных. В обязанности руководителя входит создание

благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также определение возможностей каждого

отдельного работника, поиск приемлемых средств для их раскрытия и проведение постоянных

консультаций.

11. ^ Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Руководители,

создавая рабочие группы-команды, преследуют следующие цели: команда может добиться гораздо

больше; коллективное решение проблем уменьшает стрессовые ситуации.

3.7.2. Поведенческое направление

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей

управления.

Стиль управления – это совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных

для руководителя в его отношениях с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения

с ними.

На основании общих черт стилей разных руководителей проводят классификацию стилей. В

последнее время в теории стилей выделяют два сложившихся подхода:

1. традиционная классификация стилей, в которой выделяются авторитарный (или

автократический), демократический, либеральный и анархический стили управления;

2. классификация стилей по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и

персонале.

Традиционная классификация стилей.

Прежде необходимо определить параметры деятельности руководителя, отличие в

которых сказывается на его отношении к людям:

1. выработка управленческих решений (только непосредственная выработка и оценка

альтернатив);

2. непосредственное принятие решений;

3. ответственность за получаемый результат;

4. контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных.

1. Авторитарный стиль управления. Авторитарный руководитель обладает достаточной

властью, чтобы навязать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний

прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует (обращается) к потребностям более низкого

уровня своих подчиненных, исходя _______из предположения, что это тот самый уровень, на котором они

оперируют.

Тип отношений авторитарного руководителя к подчиненным называется «теорией Х». Эта

теория предложена Дуглас МакГрегором в 1957 году в работе «Человеческая сторона предприятия».

Сущность «теории Х» может быть выражена следующими положениями:

1. средним по способностям людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе и по

возможности они стараются от нее избавиться;

2. из-за нежелания людей работать их необходимо постоянно принуждать выполнять что-то,

осуществляя жесткий контроль и угрозу наказания, т.к. только так их можно заставить

выполнять какую-либо работу; индивид не способен внести позитивный вклад в успех

организации, если нет угрозы, что его лишат возможности удовлетворять важнейшие

материальные потребности;

3. люди со средними способностями предпочитают, чтобы ими руководили, стремятся избегать

ответственности, не имеют высоких амбиций и желают, прежде всего, безопасности.

Авторитарный стиль управления характеризуется:

1. большой концентрацией власти в руках руководителя;

97

2. присвоением себе права всеобщего контроля;

3. высокой степенью регламентации деятельности подчиненных;

4. отстранением подчиненных от процесса выработки решений;

5. моральным давлением на подчиненных методом прямых угроз;

6. требованием неукоснительного соблюдения либо собственных распоряжений (жесткий

авторитарный стиль), либо различных инструкций и правил (бюрократический стиль

управления).

Если автократ избегает прямых угроз и принуждений, допускает подчиненных к выработке

незначительных решений, использует в качестве стимула вознаграждения, то тогда говорят о

благосклонном авторитарном стиле управления.

2. Демократический стиль управления

Представления демократического руководителя о работниках (отличаются от

представлений авторитарного руководителя) МакГрегор назвал «теорией У»:

1. для человека расходовать умственные и физические усилия при выполнении какой-либо

работы так же естественно, как отдыхать;

2. контроль со стороны руководства и угроза наказания – не единственные средства,

позволяющие добиться от людей желаемых результатов; если люди осознают необходимость

достижения какой-либо цели, то они проявят и самоконтроль;

3. люди со средними способностями в соответствующих условиях привыкают не только брать

на себя ответственность, но и стремятся к этой ответственности;

4. способность к яркому воображению и творчеству в решении организационных проблем –

очень распространенная черта у людей;

5. в условиях НТР интеллектуальный потенциал человека со средними способностями

используется далеко не полностью.

Демократический стиль управления характеризуется:

1. влиянием руководителя на потребности высоких уровней подчиненных;

2. не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным;

3. предоставлением подчиненным возможности вырабатывать собственные решения;

4. наличием контроля деятельности руководителя со стороны подчиненных.

В организациях, где демократический стиль руководства, высокая степень децентрализации

полномочий.

3. Либеральный стиль управления характеризуется:

1. предоставлением подчиненным полной свободы в определении собственных целей

деятельности, в выборе средств достижения этих целей, в осуществлении самоконтроля;

2. минимальным участием руководителя в управлении коллективом;

3. ответственностью руководителя за деятельность подчиненных.

4. Анархический стиль управления отличается от либерального стиля тем, что руководитель

стремиться избегать ответственности за деятельность подчиненных и не позволяет подчиненным

контролировать собственную деятельность.

Теории «Х» и «У» были дополнены « теорией Z» У. Оучи (1981 г.), отражающей отношение к

персоналу японских руководителей.

Сущность этой теории выражается в следующих положениях:

1. руководитель должен заботиться о каждом сотруднике как о человеке в целом, т.е. он должен

не только обеспечивать сотрудникам необходимый уровень заработной платы, но и

заботиться о качестве их жизни;

2. работник заинтересован в будущем предприятии не меньше, чем руководитель, и поэтому

привлечение сотрудников к групповому процессу принятия решений является прямой

обязанностью руководителя;

3. свою заинтересованность в сотруднике предприятие должно демонстрировать путем

пожизненного найма и предоставления работнику возможности найти наиболее подходящий

ему вид деятельности за счет ротации кадров.

Классификация стилей по степени сосредоточения внимания на производстве и персонале

или руководство, сосредоточенное на работе и человеке.

Абсолютно «чистого» стиля руководства не существует. Для того, чтобы характеризовать то,

что есть на самом деле, приходится совмещать ориентиры на производство и на человека. Учитывая

98

это обстоятельство, американские ученые Блейк и Моутон сконструировали «управленческую

решетку», представляющую собой таблицу размером 9 на 9 позиций. По вертикали в ней

отражены 9 степеней «заботы о человеке», а по горизонтали – столько же степеней «заботы о

производстве».

1,9 9,9

5,5

1,1 9,1

Рисунок 13.

Управленческая решетка. По горизонтальной оси – забота о производстве, по вертикальной – забота

о персонале

В рамках этой классификации выделены следующие основные стили управления:

^ 1,1 – нищета управления – когда руководитель проявляет минимальный интерес к

производству и подчиненным; занимает позицию стороннего наблюдателя; начинает проявлять

активность только при возникновении угрозы собственному положению;

^ 9,1 – власть руководителя – высокие требования по достижению результатов сочетаются с

низким уровнем заботы о персонале; такой руководитель строг и требователен к подчиненным,

болезненно относится к критике с их стороны, принимает единоличные решения;

^ 1,9 – организация «как загородный клуб» - когда минимальный интерес к производственной

деятельности сочетается с максимально возможной заботой о подчиненных; такой руководитель

основное внимание уделяет поддержанию дружеских отношений между сотрудниками, пусть даже в

ущерб потребностям производства, он внимателен к людям, легко находит поддержку подчиненных,

но не всегда – понимание со стороны вышестоящего руководства;

^ 5,5 – «золотая середина» - когда сочетаются равномерная забота о производстве, и забота о

людях, причем и то, и другое делается с неполной отдачей;

9,9 – работа командой – когда сочетаются максимально возможная забота о производстве, и

забота о людях; такой руководитель стремится заинтересовать сотрудников в достижении целей

организации, поощряет их участие во всех делах, что обеспечивает благоприятный морально-

психологический климат и высокую эффективность работы; руководитель уверен в себе и всегда

стремится к нововведениям.

Если для руководителя главное – выполнить план любой ценой, то оценки его действий будут

приближаться к горизонтальной оси (оценка 9). И наоборот, ориентация на взаимоотношения с

людьми выражена вертикальной осью. На множестве объектов американские социологи и психологи

установили, что идеального стиля руководства нет, а есть так называемый адаптивный, т.е.

приспосабливающийся к конкретной обстановке. С точки зрения Блейка и Моутона, наилучший

стиль – работа командой (9,9).

^ Теорию стилей предложил Рэйнис Лайкерт из Мичиганского университета. Он считал, что

стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Нет ни одного

руководителя, кто бы проявлял оба этих качества в значительной степени и одновременно. Реальные

стили управления Лайкерт представил в виде 4 моделей:

1. в модели 1 руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию

решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул – страх и угроза

наказаний, вознаграждения здесь случайны, как и взаимодействие руководителя с

подчиненными, которое строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная

организации находятся в противоборстве;

99

2. модель 2 предполагает, что _______руководитель удостаивает подчиненных некоторым доверием, но

как хозяин слуг. Часть решений делегируется вниз. Вознаграждение здесь действительное, а

наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие

осуществляется в качестве снисходительности со стороны руководителя и осторожности со

стороны подчиненного. Неформальная организация существует, но только отчасти

противостоит формальной;

3. в модели 3 руководство проявляет большое, но не окончательное доверие к подчиненным.

Общие вопросы решаются наверху, частично делегируются вниз. Кроме систематического

вознаграждения и случайных наказаний для мотивации используется ограниченное

включение в принятие решений. Умеренное взаимодействие сопровождается доверием и

откровенностью с элементами страха. Неформальная организация может и не возникнуть, но

если она существует, то несовпадение с формальной частичное;

4. модель 4 характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем

уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и

горизонтально. Работники мотивируются к лучшему исполнению через участие в принятии

решений. Дружественное взаимодействие с высоким уровнем доверия. Формальная и

неформальная организации, как правило, совпадают.

Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жесткой сконструированной системой

управления, а модель 4 – ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная

организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль.

Модели 2 и 3 являются промежуточными.

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена

уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед подчиненными, и

создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на

производственные группы и ставили перед ними сложные задачи, а также использовали групповое

руководство вместо традиционных индивидуальных бесед. Необходимо отметить, что выводы

Лайкерта применимы не ко всем ситуациям. Лайкерт доказал, что самая эффективная организация

имеет руководителя, которого можно охарактеризовать моделью 4.

Выводы Лайкерта и работа МакГрегора дали толчок использованию руководства,

построенного на участии работников в принятии решений.

^ Группа ученых университета штата Огайо выявила серьезную ошибку в концепции

разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке, т.к.

люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека.

Ученые разработали систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось

по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Структура подразумевает такое

поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои

взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на

людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня.

Самое распространенное поведение руководителя,

классифицированное по структуре: распределяет производственные роли между

подчиненными; расписывает задания и объясняет требования к их выполнению; планирует и

составляет графики работ;

классифицированное по вниманию к подчиненным: участвуют в двустороннем общении;

допускает участие подчиненных в принятии решений; общается в одобрительной и не угрожающей

манере; дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой.

Эта классификация также применима не ко всем ситуациям.

Когда нашли различие между авторитарным и демократическим стилями управления,

стилями, ориентированными на производство и на персонал, начались дебаты: какой же стиль лучше.

Авторитарный руководитель считает, что при увеличении власти руководителя, на минимум

сводятся ошибки руководства, увеличивается эффективность и повышается качество работы

организации.

Демократический стиль, если его правильно применять, всегда повышает степень

удовлетворенности, а большая удовлетворенность всегда ведет к более высокой производительности

труда.

Но некоторые ученые считают, что к высокой производительности ведет не высокая степень

удовлетворенности, а высокий уровень индивидуальной выработки, особенно, если он

вознаграждается.

100

Стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных только при

соблюдении условий:

1. стиль поведения приводит к повышению производительности;

2. более высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности.

В исследованиях не была выявлена постоянная зависимость между стилем руководства и

эффективностью. Это означает, что ни один стиль руководства не может считаться лучше других во

всех случаях. В руководстве эффективный руководитель анализирует ситуацию, чтобы определить

соответствующий курс действий.

3.7.3. Ситуационное направление

Ситуационная модель Фреда Фидлера. Предложенная в 1967 г. ситуационная модель

поведения руководителя основана на том, что эффективность его деятельности определяется, прежде

всего, возникающей ситуацией. Основные характеристики ситуации:

1. сложившиеся отношения между руководителем и членами коллектива, при этом важными

характеристиками отношений являются лояльность и доверие подчиненных руководителю,

основанные на его положительных качествах;

2. стоящая перед коллективом задача, важнейшими чертами которой является

структурированность, новизна для коллектива и четкость постановки;

3. полномочия руководителя, определяемые объемом ресурсов, которые он может использовать

для поощрения подчиненных, и поддержкой, оказываемой ему со стороны формальной

организации.

Исходя из этих параметров, можно определить 8 возможных ситуаций, расположенных по

мере убывания их приемлемости для руководителя. Фидлер считал, что поскольку руководитель не

может постоянно менять свой стиль управления в зависимости от ситуации, то необходимо, с одной

стороны, ставить руководителя в ситуации, где его стиль будет максимально эффективным, а, с

другой, руководитель должен сам пытаться изменить ситуацию, сделав ее наиболее благоприятной

для себя, например:

1. формировать рабочие группы, наиболее подходящие по составу данному руководителю;

2. изменить стоящую перед коллективом задачу, делая ее более или менее структурированной;

3. модифицировать полномочия руководителя, предоставив ему больше возможностей для

материального поощрения персонала.

Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, которая

называется «Путь – цель», предложили Митчел и Хаус. Имеет много общего с теорией ожидания

Врума. Согласно подходу «путь-цель», подчиненные будут стремиться к достижению целей

организации, если получат от этого какую-то личную выгоду. Поэтому задача руководителя состоит в

том, чтобы сделать путь к ней более легким. Для этого подчиненным нужно объяснить, какие блага

ожидают его в случае хорошей работы, устранить помехи, оказать поддержку, дать необходимый

совет, направить их действия в нужную сторону.

В этой модели рассматриваются следующие стили руководства:

1. стиль поддержки (аналогичен стилю, ориентированному на человека);

2. инструментальный стиль (аналогичен стилю, ориентированному на работу);

3. стиль, поощряющий участие;

4. стиль, ориентированный на достижение (характеризуется постановкой цели, ожиданием).

Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном и стиле поддержки.

Стиль руководства, ориентированный на достижение, считается соответствующим таким

ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому уровню выработки и уверены в том, что

способны достичь такого уровня.

Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, соответствует

ситуации, когда подчиненные стремятся участвовать в процессе управления.

В ситуациях, где характер задачи не однозначен, предпочтительным в считается

инструментальный стиль, который обеспечивает руководству выполнение заданий и увеличивает

удовлетворенность и производительность.

Если задача с начала приносит удовлетворение подчиненным, стиль поддержки мало что

добавит, но в ином случае – стиль поддержки будет уместен.

Теорию жизненного цикла предложили П. Херси и К. Бланшар в 1982 году. Согласно теории,

важнейшим фактором ситуации, в которой оказывается руководитель, является уровень зрелости его

подчиненных, т.е. от способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения

101

конкретных задач, желания достичь поставленных целей. При этом зрелость оценивается

руководителем применительно к каждой конкретной задаче.

Всего в теории жизненного цикла выделены 4 уровня зрелости:

1. низкий, когда подчиненные не способны и не хотят отвечать за выполняемую задачу;

2. умеренно низкий, когда подчиненные хотят отвечать за получаемый результат, но не делают

этого из-за низкой квалификации или малого опыта;

3. умеренно высокий, когда подчиненные имеют достаточный опыт и квалификацию, но не

хотят брать ответственность на себя;

4. высокий уровень, когда подчиненные хотят и могут отвечать за выполняемую задачу.

В зависимости от зрелости управляемого коллектива руководитель должен применять разные

стили управления: указание, продажа, участие, делегирование.

Стиль «указание» соответствует низкой зрелости подчиненных, чью деятельность

необходимо направлять и контролировать. В этом случае руководителя, прежде всего, интересует

выполняемая работа, а не человеческие отношения.

Стиль «продажа» соответствует умеренно низкой зрелости. Руководитель дает подчиненным

инструкции в отношении того, что и как они должны делать, но в то же время он стремится

поддерживать и развивать желание подчиненных брать ответственность на себя.

Стиль «участие» соответствует умеренно высокой зрелости, когда основной целью

руководителя становится привлечение высококвалифицированных специалистов к групповому

процессу выработки и принятия решений.

Стиль «делегирование» соответствует высокой зрелости, когда основной задачей

руководителя становятся четкая формулировка стоящих перед подчиненными задач, наделение их

соответствующими полномочиями и невмешательство в деятельность.

Недостатки данной модели:

1. отсутствие метода измерения уровня зрелости;

2. нечеткая и упрощенная классификация стилей;

3. отсутствие практических подтверждений.

Модель принятия решений Врума – Йеттона была предложена в 1973 году.

В этой модели выделяются 5 стилей управления в зависимости от того, насколько

руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений.

1. руководитель сам принимает решение, используя имеющуюся у него в данный момент

информацию;

2. руководитель принимает решение на основе той информации, которую он позаимствовал у

подчиненных, сообщая им о сути проблемы;

3. руководитель излагает сущность проблемы некоторым подчиненным, не собирая их в группу,

выслушивает их предложения и затем принимает решение с учетом или без чета мнений

подчиненных;

4. руководитель излагает сущность проблемы коллективу, каждый вносит свои предложения,

затем руководитель единолично принимает решение с учетом или без чета мнений

подчиненных;

5. руководитель излагает сущность проблемы коллективу, вместе выдвигают и оценивают

альтернативы, принимают наиболее удачное решение, независимо от того, кто его автор.

При отборе решения необходимо оценить ситуацию на основе ряда критериев:

1. уровень требований, предъявляемых к его качеству;

2. наличие у руководителя достаточной информации и опыта;

3. четкость и структурированность проблемы;

4. необходимость согласования решения с подчиненными и степень их причастности к целям

организации;

5. вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку у сотрудников;

6. заинтересованность сотрудников в достижении цели;

7. степень вероятности конфликта между подчиненными в результате принятия решения.

В заключение необходимо заметить, что руководитель, который желает работать с

максимальной эффективностью, получить от подчиненных все, что можно, не должен позволить себе

применять какой-то один стиль управления на протяжении своей карьеры. Руководитель должен

научиться пользоваться всеми стилями, методами, формами влияния на подчиненных, наиболее

подходящими для конкретной ситуации. Поэтому можно сказать, что самый лучший стиль

управления – адаптивный, ориентированный на реальность.

102

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте три группы ролей руководителя по Минцбергу.

2. Раскройте качества, которыми, по мнению Вудкока и Френсиса, должны обладать

современные руководители.

3. Приведите понятие «стиль управления» и сущность поведенческого направления изучения

образа руководителя.

4. Опишите авторитарный стиль управления.

5. «Теория У» и демократичный руководитель.

6. В чем сущность «теории Z»?

7. Опишите управленческую решетку Блейка и Моутона.

8. Раскройте теорию стилей Лайкерта.

9. Классифицируйте поведение руководителя по структуре и вниманию к подчиненным.

10. Раскройте ситуационную модель Фидлера.

11. Осветите модель «путь-цель» Митчелла и Хауса.

12. В чем сущность теории жизненного цикла Херси и Бланшара?

13. Опишите модель принятия решений Врума-Йеттона.__

Похожие:

3 Направления изучения образа руководителя iconУтверждаю заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи
Основной целью проведения Всероссийского фестиваля здорового образа жизни (далее – Фестиваль) является популяризация здорового образа...
3 Направления изучения образа руководителя iconБазовые навыки руководителя ключевые управленческие технологии
Повысить эффективность управленческой деятельности (знания + умения) руководителя за счет
3 Направления изучения образа руководителя iconИсследование эффективности и популярности отдельных рек­ламных средств...
Характеризуя содержание маркетинговых исследований рекламной деятельности, можно выделить следующие направления изучения рекламы
3 Направления изучения образа руководителя iconЦели, задачи и основные направления деятельности организации. Основными...
Санкт-Петербургского региона на основе трезвого образа жизни, исторических и культурных традиций
3 Направления изучения образа руководителя iconЭкзаменационные вопросы по курсу «макроэкономика»
Предмет изучения макроэкономики. Конкурирующие школы и направления в макроэкономике
3 Направления изучения образа руководителя iconБорис Павлович: Дай почитать
Интерпретация образа человека: опыт лингвистического описания собирательного образа жителей города Кирова. Сб статей
3 Направления изучения образа руководителя iconДинамика требований к качествам руководителя в России. Сущность модели руководителя
Специфика и содержание труда руководителей в нашей стране менялись с течением времени. И. П. Марченко выделяет 4 поколения отечественных...
3 Направления изучения образа руководителя iconПреддипломная практика с 06 февраля по 01 апреля 2012 года
Отчёт защитить у научного руководителя по вкр, сдать методисту до 3 апреля с оценкой, рецензией и подписью науч руководителя
3 Направления изучения образа руководителя iconЮ. Д. Гавронова Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального...
Их взаимосвязь с эмоционально-оценочной и поведенческой составляющими профессионального образа Я. Установлена взаимосвязь ценностей...
3 Направления изучения образа руководителя iconО проведении конкурса социальных плакатов
Пропаганда здорового образа жизни, спорта, туризма, активного образа жизни, содержательного досуга молодежи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница