Моя Педагогическая вера


НазваниеМоя Педагогическая вера
Дата публикации02.04.2013
Размер55.6 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Моя Педагогическая вера.
Начиная свою деятельность, как педагога я искал те принципы работы, которые дают наиболее действенный результат. Разумеется, они не новы. Все это знают те, кто работают с детьми. Но далеко не каждый педагог следует этим простым истинам. Слишком абстрактными они кажутся. Тем не менее, они работают. Спешу ими поделиться.


  1. Педагогика примера. Наиболее значимым утверждением считаю нераздельность педагогики и повседневной жизни. Учитель, ни сколько человек дающий знания, сколько человек, дающий духовно-нравственный стержень. В классе он – Учитель, за порогом класса он тоже - Учитель. Поведение учителя в школе и дома – едино, без оттенка лицемерия. Хочешь вдохновить ученика на поступок – поступай так же всегда. Выведем отсюда следующую Аксиому: воспитание ребенка, это воспитание себя. Вспомнить хотя бы Макаренковское : Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?




  1. ^ Гуманно-личностный подход. Любой преподаватель, желающий достичь сколько-нибудь значимого результата должен думать о потребностях человека внимающего ему. А насколько информация слушателю необходима? Существует ли мотивация? Как эту мотивацию подкрепить? Весь смысл подхода могу выразить одним словом - ВНИМАНИЕ. Внимание к ученику его мыслям, потребностям, желаниям. Поражает парадокс: современный учитель должен учиться быть … внимательным. А когда возникает внимание к человеку? Когда человек тебе не равнодушен. Входя в отношения с учеником нельзя быть равнодушным. Идеальный вариант -достижение настоящих дружеских отношений. Образ мудрого учителя-друга наиболее ярко изображен в книге «Как живете дети?» современного педагога-новатора Ш.А. Амонашвили. Отметим, что на долю Амонашвили выпала честь стать очередным «первооткрывателем» гуманной педагогики.


Один из основных постулатов гуманной педагогики, как часть уважения к любой личности - отсутствие насилия над ребенком. Вспомним слова Зеньковского: «уважение к детской индивидуальности, признание права ребенка идти «своим» путем – иметь свои вкусы и интересы, сознание того, что душа противится всякому принуждению – все это настолько укрепляет идею свободы в современной педагогике, что вне ее нельзя и мыслить воспитания.»



  1. ^ Воспитание коллектива. Если взаимодействие происходит в группе – коллектив – одно из самых действенных средств воспитания. Это возможность создания самообучаемости, самовоспитания и самоуправления в группе. К взаимодействию с коллективом и очень внимательному отношению к ценностям коллектива призывали ведущие отечественные педагоги. А. С. Макаренко считал коллектив величайшей человеческой ценностью (и дело здесь не в советской идеологии, у него благодаря нормам принятым в коллективе бывшие уголовники строили корпуса своей школы, создавали прибыльные производства и формировали учебный процесс). В.А.Сухомлинский написал книгу «Мудрая власть коллектива», где писал о коллективе, как о самом действенном средстве воспитания. Воспитывал он не личность, а коллектив. Современный педагог-новатор М.П.Щетинин уделил немало лестных слов жизни коллективов в книге «Объять необъятное» и в построении своей школы - интерната.




  1. ^ Непрерывность обучения и развития. Известный психолог Л. Выготский в одной из своих работ писал: «Процесс развития есть первое, что необходимо понять, когда начинаешь изучать ребенка». Ребенок необыкновенно широк, он всегда стремится охватить собой все новый и новый рубеж. Казалось бы, он еще едва освоил одно, как он стремится осваивать другое. Желание учиться естественно для детской личности. Многие педагоги и родители обеспокоены тем, что физические и умственные способности детей угасают к средней школе. Отсюда – столь значимый поиск условий для развития. Вероятнее всего наше образование должны ждать реформы не внешней оболочки, а сути. Оно должно соответствовать идеалу, согласно которому человек должен развиваться многосторонне и непрерывно. «Век живи – век учись» - гласит народная мудрость, и это не пустые слова. В процессе своего становления учитель, проходит ряд этапов: я учусь - я учусь учить - я учу - я учу учить. Все эти этапы цикличны, все они многократно проявляются в жизни подлинного Учителя. Ему бы не застрять ни на каком из них и развиваться дальше. На мой взгляд, педагогика совсем не наука (в некоторых случаях этот термин к ней не применим), а вид искусства. А ведь это самое значимое из искусств – рождение нового человека. Естественно, раз задача так глобальна, то педагогика «это поиск рыцарей духа в самих себе» – (см.Амонашвили «Школа Жизни») . Здесь нет места однообразному преподаванию одного и того же в течении 50 лет подряд. Ведь учитель никак не может быть скучен, если он наскучил, это - приговор. Качества педагога проверить просто. Уберите директоров, завучей и родителей из школы и оставьте учителя и ученика наедине. Если ученик остался и с открытым ртом внимает наставнику – это подлинный мастер, если ушел на второй минуте – перед вами ремесленник, которому следует работать в другой сфере.




  1. ^ Создание образовательной среды. Идеальная образовательная среда – тема многих книг. Ее разработкой занимались выдающиеся педагоги-практики. Состоит она , прежде всего из здорового социума вокруг ребенка (мы уже говорили о роли примера при обосновании первого нашего принципа). Какие бы речи мы не говорили, дитя не проведешь – он творит то, что видит вокруг себя. Кстати крайне удачный пример хорошего малого социума – сильный коллектив, который сам по себе является замечательной образовательной средой, стимулом для роста и развития. Второй составной частью среды является информационное поле его окружающее: книги, игры, специализированные материалы для развития, животные, музыкальные инструменты. Все это должно появляться по мере назревания возрастных потребностей ребенка. Вопросы личностно-ориентированной образовательной среды наиболее полно были освещены в работах итальянского педагога-гуманиста Марии Монтессори. Типичная картина этой среды для современных Монтессори-школ: разновозростной сильный коллектив, методически обоснованные материалы для свободного развития учеников (соответствующие их возрастным запросам), индивидуальная скорость в освоении каждого материала и программы ( в нашей школе это кажется немыслимым).




  1. ^ Эстетическое развитие. «Красота спасет мир» - так звучали слова классика. Отметим, что в становлении личности, красота - мощный инструмент воспитателя. Красивый рассказ, мелодия, отношения, жизнь – вот что должно производить впечатление на ребенка. Надо создавать условия для восприятия им красоты. Огромная и простая мудрость заключена в этом. Эстетическое воспитание – это не дополнительная надстройка к образованию, а ваяние центрального духовного стержня. Если не раскроем красивого человека – не раскроем человека вообще. К чему тогда вся наша работа? Зачем нам давать знания некрасивому человеку, где он будет их применять? («знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего»Д.Менделеев) Опыт по эстетическому развитию детей до 12 лет представлен современным Вальдорфским педагогическим движением (основатель – немецкий педагог Р.Штайнер). Именно в его недрах следует искать наиболее действенные методики «воспитания красотой».




  1. ^ Позитивное ожидание. «Никогда не говорите о ребенке плохо ни при нем, не без него» - так говорила М. Монтессори. А ведь дети всегда стремятся за нашими мыслями и ожиданиями. Именно уважительного отношения, доверия, а порой и серьезной требовательности просят они. Ждите от ребенка лучшего, не смотря ни на что, и он обязательно оправдает эту надежду. Именно здесь кроется секрет , почему Макаренко показательно не интересовался прошлым своих воспитанников(а они имели уголовные дела), незнание, давало ему самому относиться и воспринимать человека «с чистого листа», а воспитанникам чувствовать себя не падшими , а нормальными людьми.



В работе употребляю имена Щетинина, Амонашвили, Монтессори, Зеньковского, Выготского, Штайнера, Макаренко, Сухомлинского. Почитай о них хотя бы биографические справки, что бы знать, о чем речь. Особенно Макаренко. Твой клиент – работал с детьми уголовниками (убийцы, воришки, проститутки), сумел вырастить из них настоящих людей, никто из них потом не сорвался. Ребята сами строили корпуса, вели производство, образовательный процесс, собирали самую сложную в СССР фотоаппаратуру! Аналогов в зарубежной педагогике ему нет. Его книги «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

Похожие:

Моя Педагогическая вера iconВсе знают, что я безупречна. Моя жизнь безупречна. Моя одежда безупречна....
Рвирующим, но сегодняшнее утро началось катастрофически. Сначала моя плойка задымилась и умерла, затем отвалилась пуговица на моей...
Моя Педагогическая вера iconВопросы к экзамену по дисциплине «Технологии коррекционно-педагогической деятельности»
Основные понятия «психолого-педагогическая коррекция», «коррекционно-педагогическая деятельность» и др
Моя Педагогическая вера iconВопросы к экзамену по курсу: «Теория и история педагогики»
Понятие педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики. Педагогическая наука и педагогическая практика: объект, предмет,...
Моя Педагогическая вера iconТ ы моя любовь… очень яркого цвета Ты моя любовь… прямо с самого...
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове
Моя Педагогическая вера iconТ ы моя любовь… очень яркого цвета Ты моя любовь… прямо с самого...
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове
Моя Педагогическая вера iconЛ. Н. Толстой в чем моя вера?
Я прожил на свете 55 лет и, за исключением 14 или 15 детских, 35 лет я прожил нигилистом в настоящем значении этого слова, то есть...
Моя Педагогическая вера iconЗамысел, внутренний порядок и план этого сочинения
Вера достохвальна, потому что познала природу че­ловека; вера достойна любви, потому что открывает путь к истинному благу
Моя Педагогическая вера iconЛекция 04. 02. 2013
Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Его телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности...
Моя Педагогическая вера iconГоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика
Психолого-педагогическая практика : рабочая тетрадь / под ред к. пед. н., доцента Опарина Р. В. — Горно-Алтайск : рио гагу, 2008....
Моя Педагогическая вера iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология
Курс «Психолого-педагогическая антропология» разработан для студентов очного отделения Куйбышевского филиала нгпу, обучающихся по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница