Ф кгму 4/3-06/02


Скачать 62.71 Kb.
НазваниеФ кгму 4/3-06/02
Дата публикации10.07.2013
Размер62.71 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Информатика > Методические рекомендации
Ф КГМУ 4/3-06/02

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра физиологии



Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий


Тема: «Механизм мышечных сокращений. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия»

Специальность: 5В130200 «Стоматология»

Дисциплина: «Нормальная физиология»

Курс: 2

Составитель: доцент, к.б.н. Евневич А.М.


Караганда
2013



Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры
^

Протокол № 9 от 24.01.2013 г .



Зав. кафедрой,

профессор Ф.А.Миндубаева




  • Тема: «Механизм мышечных сокращений. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия»

  • Цель: по окончании занятия студенты будут иметь представление о механизмах, видах и режимах мышечных сокращений, о биоэлектрических, химических, тепловых процессах в мышцах, явлении утомления мышц; познакомятся с методами оценки силы и работы жевательной мускулатуры.

  • ^ Задачи обучения:

- изучить теории механизма мышечного сокращения и расслабления;

- составить представление о видах и режимах мышечных сокращений;

- проанализировать кривую одиночного сокращения мышцы;

- записать зубчатый и гладкий тетанус;

- получить в опыте реакцию скелетной мышцы на раздражители нарастающей силы – оптимум и пессимум Введенского;

- ознакомиться с физическими особенностями жевательных мышц;

- разобрать методы оценки силы и работы жевательной мускулатуры.

  • Основные вопросы темы

1. Современная теория механизма мышечного сокращения и расслабления.

2. Биоэлектрические, химические, тепловые процессы в мышцах.

3. Виды и режимы мышечных сокращений.

4. Тетанус. Виды тетануса.

5. Тонус мышц.

6. Понятие оптимума и пессимума силы и частоты раздражения.

7. Теории утомления изолированной мышцы и целого организма.

8. Физические свойства жевательных мышц.

  1. Сила и работа жевательных мышц. Гнатодинамометрия.

  • Методы обучения и преподавания: устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, работа в малых группах, обсуждение практических работ, оформление протоколов практических работ.


Перечень выполняемых работ:

^ Работа 1. Запись и анализ одиночного мышечного сокращения
Цель работы: научиться проводить запись одиночных сокращений мышцы нервно-мышечного препарата, провести анализ.

Для работы необходимы: лягушка, инструменты для препарования, салфетки, препаровальный столик, 0,65 % раствор NaCl, вертикальный миограф, электростимулятор, кимограф, чернила, секундомер, пипетка.

Ход работы. Препарат икроножной мышцы лягушки укрепляют в вертикальном миографе. Рычажок миографа в горизонтальном положении. С помощью потенциометра подбирают такую силу раздражения, на которую мышца развивает достаточно сильное сокращение. Под кривой одиночного мышечного сокращения записывается отметка времени. Для вычисления продолжительности фаз одиночного мышечного сокращения с определенных точек кривой мышечного сокращения опускают перпендикулярно на отметку времени.

Результаты работы и её оформление: кривую одиночного мышечного сокращения зарисуйте в тетрадь, обозначив фазы сокращения и расслабления, и их длительность.

Выводы: сделайте вывод о длительности одиночного сокращения икроножной мышцы лягушки.

Работа 2. Запись зубчатого и гладкого тетануса
Цель работы: научиться проводить запись зубчатого и гладкого тетануса.

Для работы необходимы: лягушка, инструменты для препарования, салфетки, препаровальный столик, 0,65 % раствор NaCl, вертикальный миограф, электростимулятор, кимограф, чернила, секундомер, пипетка.

Ход работы. Препарат икроножной мышцы лягушки укрепляют в миографе, который соединен с электростимулятором. Увеличивают частоту раздражения от 1-5 до 10, затем до 20 Гц и записывают зубчатый тетанус. Затем увеличивают частоту от 20 до 40 Гц и записывают гладкий тетанус.

Результаты работы и ее оформление: зарисуйте зубчатый и гладкий тетанус при различной частоте раздражения. Отметьте против каждой записи частоту раздражения, амплитуду и длительность отдельных стимулов.

Выводы: проанализируйте результаты, обратив внимание на критические изменения частоты раздражения, когда одиночные сокращения переходят в зубчатый и гладкий тетанус.
^ Работа 3 .Запись оптимума и пессимума частоты раздражений

Цель работы: научиться проводить запись оптимума и пессимума частоты раздражений.

Для работы необходимы: лягушка, инструменты для препарования, салфетки, препаровальный столик, 0,65 % раствор NaCl, вертикальный миограф, электростимулятор, кимограф, чернила, секундомер, пипетка.

Ход работы. Препарат икроножной мышцы лягушки укрепляют в миографе, который соединен со стимулятором, приближают писчик миографа к кимографу. Находят величину стимула, вызывающего максимальное одиночное сокращение мышцы. Затем находят оптимальную частоту, которая вызывает возникновение гладкого тетануса максимальной амплитуды. Затем резко увеличивают частоту и силу раздражения, не прекращая запись миограммы. Амплитуда сокращения резко снижается. Это будет пессимум частоты и силы раздражения.

Результаты работы и ее оформление: кимограммы зарисуйте в тетради, объясните механизм оптимума и пессимума.

Выводы: проанализируйте результаты, обратив внимание на критические изменения частоты раздражения, когда кривые переходят из оптимума в пессимум.
^ Обсуждение результатов выполненных работ.

Подписание протоколов.


  • Литература

Основная:

  1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - С.85-94.

  2. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.35-36 .

  3. Дегтярев В.П., Будылина С.М. Нормальная физиология: учебник. – М.: Медицина, 2006. – С.65-68, 69-77 .

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология : учебник для студентов мед. вузов / К. В. Судаков. - М.: Мир книги, 2006. - С.46-55.

  5. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А.Чеснокова,С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. – С. 242-248.

  6. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. – С. 74-77, 88-93.


Дополнительная:

  1. Камкин А.Г., Каменский А.А. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для медвузов / ред.Камкин А.Г. ; ред. Каменский А.А. - М. : Академия, 2004. - 1072 с.

  2. Орлов Р.С. Нормальная физиология: Учебник / Орлов, Ратмир Сергеевич, Ноздрачев А.Д.; ред. Улумбеков Э.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 688 с.

  3. Современный курс классической физиологии: избранные лекции / под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология: ситуационные задачи и тесты: учеб. пособие. – М.: Мед. Информ. агенство, 2006. – 248 с.

  5. Ткаченко Б.И.. Физиология человека: Соmpendium / ред. Б. И. Ткаченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с

  6. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т. : пер.с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М. : Мир. – 2005.



  • Контроль




  1. Оптимум частоты раздражений для икроножной мышцы лягушки.

  2. Пессимум частоты раздражений для икроножной мышцы лягушки.

  3. Роль ионов кальция в механизме мышечных сокращений.

  4. Методы регистрации работы мышц человека.

  5. Контрактура жевательной мускулатуры и ее последствия.

  6. Какой режим сокращения мышц челюстно-лицевой области наблюдается в целом организме?



Приложение 1.

Ситуационные задачи:

1. Длительность рефрактерности мышцы 10 мсек. Длительность одиночного сокращения 200 мс. Назовите интервал частот раздражения, при которых данная мышца будет сокращаться в режиме гладкого тетануса.


Приложение 2.

1. Какие белки препятствуют соединению сократительных белков в период расслабления мышцы?

а) тропомиозин и тропонин

б) актин и фибриноген

в) миозин и альбумины

г) миозин и глобулины

д) фибриноген и альбумины
2. Каким прибором изучают утомление мышц?

а) эргографом

б) осциллографом

в) расходометром

г) пневмографом

д) импульсатором

Похожие:

Ф кгму 4/3-06/02 icon#Author=Кафедра пропедевтики внутренней медицины кгму

Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconМедицинская микробиология (Сборник тестовых заданий для самостоятельной...
Медицинская микробиология (Сборник тестовых заданий для самостоятельной работы студентов), Выпуск пятый / Кафедра микробиологии,...
Ф кгму 4/3-06/02 iconМинистерства здравоохранения и социального развития
Г. А. Голубцова, доцент кафедры поликлинической терапии с курсом овп фпк и ппс кгму
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға анатомиялық терминдерді қолдану қабілетін және дайындығын арттыру, тірек–қимыл жүйесінің адам ағзасындағы...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға қажетті терминдердің негізін қалыптастырып, анатомиялық терминдерді қолдану қабілетін дамыту, адам ағзасының...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға «Денсаулық мәселесі.—Елбасы жолдауында» тақырыбын таныстыру, қажетті терминдердің негізін қалыптастыру,...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға тұрғын халықты иммундау жөнінде ақпарат беру, қажетті терминдердің негізін қалыптастыру, анатомиялық...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница