Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения»


Скачать 150.72 Kb.
НазваниеМетодические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения»
Дата публикации13.07.2013
Размер150.72 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Информатика > Закон
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики»
Проективная методика – «незаконченные предложения»

  1. Думаю, что мой отец редко

  2. Если все против меня, то

  3. Я всегда хотел (хотела)

  4. Если бы я занимал (занимала) руководящий пост

  5. Будущее кажется мне

  6. Мое начальство (руководители)

  7. Знаю, что глупо но, боюсь

  8. Думаю, что настоящий друг

  9. Когда я был (была) ребенком

  10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

  11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной

  12. По сравнению с большинством других семей, моя семья

  13. Лучше всего мне работается (учится) с

  14. Моя мать

  15. Сделал (сделала) бы все, чтобы забыть

  16. Если бы мой отец только захотел

  17. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы

  18. Я мог бы (могла бы) быть очень счастливым (счастливой), если бы

  19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

  20. Надеюсь на

  21. В школе мои учителя

  22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь

  23. Не люблю людей, которые

  24. Когда-то я

  25. Считаю, большинство девушек (юношей)

  26. Супружеская жизнь кажется мне

  27. Моя семья обращается со мной, как

  28. Люди, с которыми я работаю (учусь)

  29. Моя мать и я

  30. Моей самой большой ошибкой было

  31. Я хотел (хотела) бы, чтобы мой отец

  32. Моя наибольшая слабость заключается в том

  33. Моим скрытым стремлением жизни

  34. Мои подчиненные

  35. Наступит тот день, когда

  36. Когда ко мне приближается мой начальник (руководитель)

  37. Хотелось бы мне перестать бояться

  38. Больше всего люблю людей, которые

  39. Если бы я снова стал (а) молодым (молодой)

  40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

  41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

  42. Большинство известных мне семей

  43. Люблю работать (учится) с людьми, которые

  44. Считаю, что большинство матерей

  45. Когда я был (была) моложе, то чувствовал (чувствовала) себя виноватым (виноватой), если

  46. Думаю, что мой отец

  47. Когда мне начинает не везти, я

  48. Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни

  49. Когда я даю другим поручение

  50. Когда я буду старым (старой)

  51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

  52. Мои опасения не раз заставляли меня

  53. Когда меня, нет мои друзья

  54. Мне очень не нравится, когда мужчины (женщины)

  55. Моим самым живым воспоминанием детства является

  56. Моя половая жизнь

  57. Когда я был (была) ребенком, моя семья

  58. Люди, которые работают (учатся) со мной

  59. Я люблю свою мать, но

  60. Самое худшее, что мне случалось совершить


Ключ к методике

  1. Сфера отношения с отцом – 1; 16; 31; 46

  2. Сфера отношение к себе – 2; 17; 32; 47

  3. Сфера жизненные цели (нереализованные возможности) – 3; 18; 33;48

  4. Сфера отношения с подчиненными – 4; 19; 34; 49

  5. Сфера отношение к будущему – 5; 20; 35; 50

  6. Сфера отношения с вышестоящими лицами – 6; 21; 36; 51

  7. Сфера страхи и опасения – 7; 22; 37; 52

  8. Сфера отношения с друзьями и знакомыми – 8; 23; 38; 53

  9. Сфера отношение к прошлому – 9; 24; 39; 55

  10. Сфера отношение с лицами противоположного пола – 10; 25; 40;54

  11. Сфера отношение к половой жизни или отношение к сексу – 11; 26; 41; 56

  12. Сфера отношения с семьей – 12; 27; 42; 57

  13. Сфера отношения с сотрудниками – 13; 28; 43; 58

  14. Сфера отношения с матерью – 14; 29; 44; 59

  15. Сфера чувство вины – 15; 30; 45; 60


Сфера отношения с отцом

Сфера отношения к себе

Сфера жизненные цели

Сфера отношения с подчиненными


Сфера отношение к будущему


Сфера отношения с вышестоящими лицами


Сфера страхи и опасения


Сфера отношения с друзьями и знакомыми


Сфера отношение к прошлому


Сфера отношение с лицами противоположного пола

Сфера отношение к половой жизни или отношение к сексу

^ Сфера отношения с семьей


Сфера отношения с сотрудниками

Сфера отношения с матерью

Сфера чувство вины


Графическая психодиагностическая методика
"Человек под дождем"

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
^

Общие положения


Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
^

Интерпретация

Изменение экспозиции


В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия.

Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
^

Трансформация фигуры


Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.

Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).

Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды – «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
^

Атрибуты дождя


Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
^

Дополнительные детали


Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.

Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

^

Искажение и пропуск деталей


Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
^

Цвет в рисунках


Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.
^

Заключительный этап


Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.

^ ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ “СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА”

Этот проективный тест относится к рисуночным проектным тестам. Семейная социограмма позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных семейных отношений, а также характер коммуникаций в семье — прямых или опосредованных.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Дается инструкция: “Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами”. Выполнять это задание следует членам семьи, не советуясь друг с другом.

Критерии для оценки результатов обследования:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

По первому критерию сопоставляется реальное число членов семьи с изображаемым на рисунке. Здесь возможны разные варианты: исчезновение в рисунке одного из членов семьи (конфликтные отношения — он “забыт”), попадание в круг животных, любимых предметов, которые изображаются в качестве членов семьи.

Величина кружков. Большой кружок “Я” говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков, обозначающих других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Расположение кружков по отношению друг к другу на площади поля тестового круга. Расположение испытуемого в центре круга может служить показателем эгоцентрической направленности личности. Помещение себя на периферию поля (внизу или в стороне от кружков) может говорить о переживаниях, связанных с эмоциональной отверженностью. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружков, в центре или в верхней части тестового поля.

Большую информацию дает анализ расстояний между кружками. Удаленность может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении. “Слипание” кружков предполагает тесные симбиотические связи тех или иных членов семьи, наслаивание кружка “Я” на другой — недифференцированность системы “Я” тестируемого члена семьи.



Проективная методика выявления типа поведения в конфликте

Инструкция: Сейчас вам будет дано необычное задание. Оно заключается в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. В ходе работы следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте один из трех ответов: «да» или «+»; «нет» или «-»; «трудно сказать» или «±». К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.

Текст методики

1.Худой мир лучше доброй ссоры.

2.Если вы не можете заставить другого сделать так, как вы хотите, заставьте его

делать так, как вы думаете,

3.Мягко стелет, да жестко спать.

4.Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).

5.Ум хорошо, а два лучше.

6.Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7.Кто сильнее, тот и правее.

8.Не подмажешь - не поедешь.

9.С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10.Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11.Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12.Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13.Убивай врагов своей добротой.

14.Честная сделка не вызывает ссоры.

15.Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16.Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17.Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18.Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19.Ты - мне, я - тебе.

20.Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь

пользу из истин, которыми обладают другие.

21.Кто спорит - ни гроша не стоит.

22.Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23.Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.

24.Кто дарит, друзей наживает.

25.Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.

27.Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28.Кротость торжествует над гневом.

29.Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30.Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31.На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32.В этом мире есть только две породы людей - победители и побежденные.

33.Если в тебя швырнули камень, брось в ответ кусок ваты.

34.Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35.Копай и копай без устали и докопаешься до истины.
Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов:

Подсчитывается количество баллов (положительных ответов) в каждой из пяти колонок. Наибольшее количество баллов в той или иной колонке свидетельствует о приверженности исследуемого той или иной стратегии в конфликтных ситуациях. Если в каких-то колонках наблюдается одинаковое количество баллов, то это свидетельствует о равнозначности использования двух стратегий.

Интерпретация результатов. По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и взаимодействие с другими людьми», выделены следующие метафорические стратегии конфликтного поведения:

Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.

Тип II. «Акула» - силовая стратегия (соперничество). Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип III. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов (приспособление). Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.

Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип V. «Сова» - стратегия сотрудничества. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.





Похожие:

Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconМетодические материалы по курсу по выбору«Методика кдд в детском объеденении» Содержание
Материалы для контрольной работы. Задачи педагогического программирования летнего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря....
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconМетодика «Завершение предложения»
Инструкция: «Перед вами первая часть предложения. Закончите предложения так, как считаете нужным»
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconМетодика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко Эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций...
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconЭта одна из самых известных проективная методика исследования личности...
Эта одна из самых известных проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как...
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconКафедра лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом ипо вопросы...
Медицинская радиология: понятие, составляющие дисциплины, методы лучевой диагностики
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconМетодика
Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: "Российское педа­гогическое агентство",...
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconМетоды традиционной функциональной диагностики
С72 Спиридонов И. Н. Методы традиционной функциональной диагностики: Учеб пособие, -и.; Изд-во мгту, 1993. 46 с, ил
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconИнструкция Материал
Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и...
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...
Методические материалы по дисциплине «Методы психологической диагностики» Проективная методика «незаконченные предложения» iconМетодические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине...
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница