Инструментальные средства разработки информационных систем


Скачать 372.19 Kb.
НазваниеИнструментальные средства разработки информационных систем
страница1/3
Дата публикации09.03.2013
Размер372.19 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики информация выступает как один из основных товаров. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, информатизации об оптовой и розничной торговли, торговых домов, служб управления проектами, трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др. Без информации практически не возможно принять объективного управленческого решения, которое выступает в современных условиях как одним из важнейших факторов функционирования и развития, как промышленных учреждений, так и различных государственных учреждений, в том числе и образовательных. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, потребностях в определенных услугах. Большую роль играют также, изменения в организационных формах и характере деятельности организаций и фирм, а также заметно повышение значения транснациональных корпораций в международных хозяйственных связях. Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д.. Все это требует от учреждения адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах. Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к новым концепциям в организации информационных служб. Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников. Совершенствуются персональные системы обработки данных, упрощается документооборот, внедряются автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров. На этой основе в 80-х годах наметилась тенденция развития информационно-вычислительной техники. Подходя к современным требованиям, предъявляемых к качеству работы управленческого звена предприятия, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения организации электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства, а также соответствующего программного обеспечения. В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин, что, хотя и не соответствует их названию, но в последнее время становится основным видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов. Данная дисциплина предоставляет широкие возможности выбора места работы. Это могут быть банки и другие кредитно-финансовые учреждения, финансовые компании, различные предприятия и фирмы, где хозяйственный учет, управление и анализ ведутся и могут вестись при помощи компьютерной техники. Высшее учебное заведение в современных условиях стало более самостоятельным хозяйствующим субъектом. Это вызвано тем, что отсутствуют централизованные системы распределения специалистов, возросла сложность его внешних связей c другими организациями. В связи с этим актуальными являются вопросы совершенствования информационной системы вуза, включения в ее состав новых задач, автоматизирующих процессы принятия решений управленческим персоналом. В то же время, созрели предпосылки для развития информационных систем, так как уровень современного состояния информационных технологий, математических методов, технических и программных средств довольно высокий.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией. Информационные системы могут быть классифицированы по ряду признаков:

• по степени автоматизации (автоматизированные и неавтоматизированные (традиционные);

• по сфере функционирования объекта управления (транспорт, промышленность, обучающие информационные системы и т.п.);

• по уровню в системе управления (отраслевые информационные системы, территориальные информационные системы, информационные системы организации и т.п.);

• по виду процессов управления (информационные системы управления технологическими процессами, информационные системы организационного управления).

Информационные системы можно разделить на две группы:

а) информационные системы в малом и среднем бизнесе. Эти системы предназначены для автоматизации отдельных систем – это задачи бухгалтерского учета, складского учета для предприятий с относительно небольшой структурой

б) системы комплексной автоматизации управления крупным предприятием Решаются задачи автоматизации, планирования, оперативного управления, бухгалтерского учета, контроля и анализа деятельности предприятия в едином информационном пространстве.Роль информационной системы в управлении целесообразно оценивать по тому, насколько оперативно и четко позволяет она собирать, обрабатывать и хранить достоверную оперативную информацию. Информационная система должна обеспечивать статистическую обработку данных и подготовку отчетов на разных уровнях управления. Информационная система должна состоять из трех уровней: финансовый менеджмент, оперативный учет, административно-бухгалтерский учет. Главным критерием в оценке ИС является возможность принятия специалистами разного уровня обоснованных и своевременных решений, а также устойчивость информационной системы, которая выражена в следующем:

а) система должна работать длительное время;

б) накапливать большое количество информации;

в) позволяет работать большому количеству пользователей;

г) отсутствие сложных систем администрирования.

^ 1.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Имеется четыре этапа создания информационной системы:

Эскиз проекта.

Подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д.

Оценка проекта.

Это самая главная часть проекта. В ней принимаются все важные решения – что будут делать системы, как они будут работать, какая аппаратура и прикладные программы будут использоваться, и как они будут обслуживаться. Важнее всего, что здесь анализируются возможные затраты и прибыль от различных действий и производится конечный выбор. В качестве основного правила следует использовать принцип, согласно которому система должна быть настолько простой, насколько возможно. Грандиозные проекты системы могут вылиться в невероятные затраты. Изменения, которые вносятся позже, являются более дорогими. Сначала готовят список требований к системе – детальный перечень того, что система будет делать для бизнеса и как ею управлять. Изучаются потребности постоянных пользователей, так как только они действительно знают, что им нужно и как это вписать в существующую деятельность. Список включает в себя данные, которые предназначены для ввода, основные результаты и отчеты, количество пользователей, размеры информации, связи с другими существующими системами и т.д. и должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было послать запрос поставщикам аппаратуры и программного обеспечения. Следующая стадия состоит в том, чтобы посмотреть на требования к аппаратуре и программному обеспечению. Проконсультироваться с потенциальными поставщиками, просмотреть другие деловые решения и посоветоваться со знающими консультантами. Некоторые трудные решения должны подвергнуться тщательной оценке. Анализ затрат и прибыли – это финальный шаг перед окончательным решением. Затраты на прикладные программы и аппаратуру относительно невелики, если используется стандартный пакет. Большими затратами являются время на установку системы и время на поддержку ее работы. Построение и тестирование. Одним из самых недооцененных шагов в установке любой системы является ввод всех данных в систему до ее запуска. Персонал должен убедиться, что с системой легко работать. Ничто не убивает энтузиазм по отношению к новой системе быстрее, чем серия технических проблем. Управление проектом и оценка риска. Если только проект не совсем тривиален, то необходимо существование менеджера проекта, у которого есть достаточно времени, чтобы работать с проектом и иметь дело с массой проблем, которые могут возникнуть. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно и приносит прибыль. Жизненный цикл – период создания и использования информационных систем, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из эксплуатации. В жизненном цикле выделяются следующие стадии:

1. Предпроектное обследование.

  • Сбор материалов для проектирования:

  • формирование требований;

  • изучение объекта автоматизации;

  • выбор и разработка варианта концепции системы.

2. Анализ материалов и разработка документации:

• создание и утверждение технико-экономического обоснования;

• разработка и утверждение технического задания на проектирование информационной системы.

Проектирование

1.Предварительное проектирование:

• выбор проектных решений по всем аспектам разработки информационной системы;

• описание всех компонентов информационной системы;

• оформление и утверждение технического проекта.

2. Детальное проектирование:

• выбор и разработка математических методов и алгоритмов программ;

• корректировка структур баз данных;

• создание документации на поставку и установку программных продуктов;

• выбор комплекса технических средств информационной системы;

• создание документации на поставку и установку технических средств;

• разработка технорабочего проекта информационной системы.

Разработка информационной системы.

• получение и установка технических средств;

• разработка, тестирование и доводка программ;

• получение и установка программных средств;

• разработка инструкций по эксплуатации программного обеспечения, технических средств, должностных инструкций для персонала.

Ввод информационной системы в эксплуатацию.

• ввод в опытную эксплуатацию технических средств;

• ввод в опытную эксплуатацию программных средств;

• обучение и сертифицирование персонала;

• проведение опытной эксплуатации всех компонентов и системы в целом;

• сдача в эксплуатацию и подписание актов приемки-передачи работ.

Эксплуатация информационной системы.

• повседневная эксплуатация;

• сопровождение программных, технических средств и всего проекта.

^ 1.3. РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Информационная система имеет обеспечивающую часть. Обеспечивающая часть состоит из информационных, технических, математических, программных, организационных и правовых ресурсов.

^ 1.3.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Технические ресурсы – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Технические возможности ИС определяются рядом обеспечивающих подсистем, к которым относятся подсистемы технического обеспечения, организационного обеспечения и др. Технические ресурсы служат основой построения экономической информационной системы. Мощность этих ресурсов в значительной мере определяет состав решаемых задач управления. Технические ресурсы включают: • технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, передачи, отображения, вывода и размножения информации; • компьютеры любых моделей (персональные компьютеры и высокопроизводительные компьютеры); компьютеры могут объединяться в вычислительные сети;

• оргтехнику и т.д.;

• устройства автоматического съема информации;

• эксплуатационные материалы и др.

Предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных и технологическое оснащение оформляются документацией. Документацию можно условно разделить на три группы:

• общесистемная документация - включает государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

• специализированная документация - содержит комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

• нормативно-справочная документация - используется при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

^ 1.3.2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Математические ресурсы – совокупность математических методов, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).

К средствам математического обеспечения относятся:

• средства моделирования процессов управления;

• типовые задачи управления;

• методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

^ 1.3.3. ПРОГРАММНЫЕ РЕСУРСЫ

Программные ресурсы – совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. В состав программных ресурсов входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных). К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта. Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

^ 1.3.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информационные ресурсы – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных. Включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы информации, унифицированные системы документации, информацию на носителях и т.д. В рамках информационных ресурсов существуют вне-машинные и внутри-машинные данные. Вне-машинная информационная база воспринимается человеком без технических средств – наряды, акты, накладные и т.п. Внутри-машинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (нарядов, накладных и т.п.), или как база данных. В последнем случае, файлы будут зависимыми, и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, а структуры файлов базы данных не будут соответствовать управленческих документов. В информационных ресурсах различают входные и выходные документы.

Определим основные типы и группы информационных ресурсов, прикладных информационных систем, различающихся по требованиям к организации данных, степени их доступности и защищенности, надежности хранения, оперативности доступа:

1) фактографические структурированные данные по различным аспектам деятельности вуза;

2) полнотекстовые и факсимильные базы данных;

3) библиографические базы данных;

4) архивы программ и программных комплексов;

5) мультимедиа-ресурсы;

6) система поддержки документооборота, в том числе электронных документов;

7) система распространения новостей и информационного обмена, включая телеконференции, списки рассылок, доски объявлений.

История и опыт создания информационных ресурсов в вузах связаны с несколькими этапами автоматизации и компьютеризации в нашей стране:

• централизованная обработка на main-frame'ах с пакетным счетом и получением результатов в виде распечаток;

• терминальная работа;

• массовый перенос систем на персональные компьютеры с практически полной децентрализацией ресурсов;

• использование файловых серверов и систем на их основе в локальных сетях.

Каждый из этапов имел как свои положительные особенности, так и существенные недостатки:

• крайне низкая оперативность обработки и недоступность широкому кругу пользователей информации при централизованном способе хранения;

• ощущение комфорта и полного распоряжения информацией и, в то же время, невозможность получить сводную картину при работе с ней на персоналках в разрозненных локальных подсистемах;

• огромная нагрузка и высокие требования к производительности персональных рабочих мест и локальной сети при обработке таких информационных массивов как финансовые, кадровые, потоки документов;

• разнородность среды при создании различных информационных систем и трудности с организацией предоставления и обмена информации, практически полное отсутствие возможности доступа к информации извне.

В то же время, в мире складывается совокупность технологий, обеспечивающих построение единой распределенной информационной среды и механизма предоставления информационных услуг на их основе, гибкость и развиваемость систем, возможность использовать удаленные ресурсы и предоставлять собственные. Данный процесс не завершен, но основная канва и базовые решения достаточно четко определены (они зафиксированы в международных стандартах, создаваемых в рамках ISO, МККТТ, в ряде национальных стандартов, в сложившихся промышленных стандартах де-факто).

Данные технологии опираются на следующие основания:

• идеологию построения и взаимодействия открытых систем;

• идеологию организации обслуживания в режиме 'клиент-сервер';

• архитектуру Internet для организации объединения разнородных сетей и предоставления на этой основе разнообразного сетевого сервиса;

• стандарты на язык SQL, определяющие единый интерфейс взаимодействия с распределенными структурированными базами данных.

К этому необходимо добавить, что сложившиеся промышленные стандарты, типовые решения и продукты ведущих производителей hardware и software, ввиду их технологичности, комплексности предлагаемых решений и ориентации на поддержку стандартов, а также позиций и влияния на рынке, практически не имеют альтернативы при создании информационных систем в России, где проектировщик зачастую не связан своим предыдущим выбором, а лишь может комплектовать набор технических и программных средств из победивших в конкурентной борьбе на Западе. К таким продуктам, технологическим решениям и фирмам можно отнести стандарт Ethernet (802.3 ISO) при организации локальных сетей со скоростями до 10 Мбит/c; продукцию фирмы Novell для организации файловых серверов в локальных сетях; операционную среду фирмы Microsoft при организации рабочих мест на ПК с процессором Intel.

Наметим в свете вышесказанного вариант общей схемы организации информационных ресурсов вуза, ориентируясь при этом на следующие критерии:

• необходимость увязать и максимально полно использовать имеющиеся в вузе разнородные информационные системы и компьютерные ресурсы; предоставление информационных ресурсов вуза с максимальной полнотой как для внутренних пользователей так и для внешних, полноценное сочетание сетевого off-line и on-line доступа;

• долговременность любой разработки информационной системы и быстрые темпы роста мощностей вычислительной техники определяют требование к переносимости разрабатываемых информационных систем;

• использование унифицированных, дружественных графических интерфейсов.

^ 1.3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Организационные ресурсы – совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектное обследование технического задания, технико-экономического обоснования, разработка проектных решений, выбор автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).

Организационные ресурсы реализуют следующие функции:

• анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

• подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование её эффективности;

• разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

^ 1.3.6. ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правовых ресурсов входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

В правовых ресурсах можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовые ресурсы на этапе функционирования информационной системы определяют:

• статус информационной системы;

• права, обязанности и ответственность персонала;

• правовые положения отдельных видов процесса управления;

• порядок создания и использования информации и др.
  1   2   3

Похожие:

Инструментальные средства разработки информационных систем iconКлассификации технологий разработки информационных систем.
Классификация технологий разработки информационных систем в соответствии с научно-техническими направлениями их создания. 6
Инструментальные средства разработки информационных систем iconДля определения значений показателей качества могут быть использованы...
Затели качества представляют собой физические величины и существуют измерительные инструменты (средства измерения), обладающие нормированными...
Инструментальные средства разработки информационных систем iconПричины проведения автоматизации документооборота
Роль и место информационных систем в бизнесе. Назначение, основные задачи информационных систем в бизнесе
Инструментальные средства разработки информационных систем iconРеферат на тему: «История развития информационных систем. Информационные...
Информационные технологии (ИТ) – наиболее важная на сегодняшний день составляющая процесса использования информационных ресурсов...
Инструментальные средства разработки информационных систем iconВарианты задания для контрольной работы по дисциплине «Проектирование...
В каждом из предложенных вариантов требуется при помощи case-средства Rational Rose построить модель программного обеспечения. Процесс...
Инструментальные средства разработки информационных систем icon«Системный анализ. Оценка качества и управление проектами информационных систем»
Роль и место информационных технологий в совершенствовании строительного комплекса. Основные задачи системного анализа продукции...
Инструментальные средства разработки информационных систем icon1. Основные понятия информатики и информационных систем. 2 часа
История информационных революций. Кодирование информации, аналоговая и цифровая обработка, компьютерная обработка. Единицы измерения...
Инструментальные средства разработки информационных систем iconМишеннн А. И. М71 Теория экономических информационных систем: Учебник. 4-е изд., доп и перераб
М71 Теория экономических информационных систем: Учебник. 4-е изд., доп и перераб. М.: Финансы и статистика, 1999. 240 с.: ил
Инструментальные средства разработки информационных систем iconПрограмма всероссийской научно-технической конференции студентов,...
Инструментальные средства поддержки автоматизированного проектирования и управления
Инструментальные средства разработки информационных систем icon3 Приемы и средства автоматизации разработки документов с рядом приемов...
С рядом приемов автоматизации ввода и редактирования текста мы познакомились выше. К ним относятся средства Автотекст, Автозамена,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница