А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012


НазваниеА. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012
страница1/26
Дата публикации05.03.2013
Размер1.52 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
userdocs.ru > Информатика > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Академия управления при Президенте Республики Беларусь

А.И.Войтович
Электронная торговля
Курс лекций


Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННУЮ ТОРГОВЛЮ 3

Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция» 3

Стадии внедрения систем (моделей) электронной торговли 7

Составляющие электронной торговли (участники, процессы, сети) и их краткая характеристика 11

Системы цикла электронной торговли по Д. Козье 14

Контрольные вопросы к теме №1 15

^ ТЕМА 2. ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННОЙ 16

Особенности подготовительного этапа электронной сделки 16

Преимущества электронной торговли на этапах заключения и исполнения договора 23

Правовые аспекты электронной торговли 26

Контрольные вопросы к теме №2 29

^ ТЕМА 3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ 31

Поисковые системы как средство эффективного поиска информации в Сети 31

Особенности поиска информации по каталогам 37

Современные поисковые системы, каталоги и их характеристики 41

^ ТЕМА 4. САЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 47

Веб-сайт как основа системы коммуникаций в Интернете. 47

Блок-схема построения веб-сайта 48

Функции и задачи веб-сайта 49

Технические аспекты создания веб-сайта 53

Информационное наполнение сайта 61

^ ТЕМА 5. СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 67

Классификация систем электронной торговли 67

Принципы построения систем электронной торговли 71

Модели и организационные формы бизнес-процессов 73

Электронные торговые площадки и их виды 75

Интернет-магазины 82

Интернет-банкинг 84

Контрольные вопросы к теме №3 85

^ ТЕМА 6. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ 87

Технологии электронных платежей 87

Требования к электронным платежным системам и их виды 91

Характеристика платежных систем, основанных на пластиковых карточках 94

Электронные платежные системы, основанные на электронных деньгах, их достоинства и недостатки 99

Основы кодирования информации в сети Интернет. Технологии, обеспечивающие безопасность электронной торговли (криптография) 105

Понятие электронной цифровой подписи 109

Контрольные вопросы к теме №4 111

^ ТЕМА 8. ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 113

Состояние и развитие сети by-нет 113

Нормативно-законодательная база электронных технологий 114

Основные проекты сети by-нет 118

Развитие систем электронной торговли 126

Контрольные вопросы к теме №5 134

ЛИТЕРАТУРА 136



^

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННУЮ ТОРГОВЛЮ



Основные понятия:

Электронный бизнес, электронная торговля; электронная коммерция; системы электронной торговли; составляющие электронной торговли; цикл электронной торговли.

^

Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция»



Многие крупные компании уже давно прибегают к электронному бизнесу, электронной коммерции при проведении деловых операций. Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) по частным компьютерным сетям начался в 60-годы XX века. Он представлял собой обмен документами в стандартном виде. Системы, обеспечивающие такой обмен, имели целый ряд отрицательных характеристик. Во-первых, это сложность; во-вторых – дороговизна.

Почти с того же времени банки успешно стали использовать выделенные сети для электронного перевода денежных средств (Electronic Funds Transfer, EFT), который был разработан для оптимизации механизма электронных платежей. Но лишь в последние годы с ростом популярности сети Интернет, появлением новых технологий электронный бизнес и электронная коммерция вошли в жизнь больших и малых фирм, а также частных лиц.

На практике часто происходит отождествление этих двух базовых понятий: электронной коммерции и электронного бизнеса. Нормативно-правовое закрепление вышеназванных понятий как во многих национальных правовых системах, так и в источниках международного частного права пока отсутствует.

Однако, исходя из сложившейся практики и специфики осуществляемых операций, электронный бизнес можно определить как любую деловую активность, использующую возможности информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании с целью получения прибыли.

В качестве основных составляющих электронного бизнеса принято выделять внутреннюю организацию компании на базе единой информационной сети (интранет) и внешнее взаимодействие с партнерами, поставщиками и клиентами посредством сетей экстранет и Интернет. Основная цель создания сети интранет - повышение эффективности взаимодействия сотрудников и оптимизации процессов планирования и управления компанией.

Таким образом, электронный бизнес представляет собой все формы электронной бизнес–деятельности производственных и организационных отношений между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, государственными органами, учреждениями науки, культуры, образования, некоммерческими и общественными организациями.

Что же такое электронная коммерция или электронная торговля? Представляется разумным обратиться к этимологии этого слова, которое происходит от латинского «commercium» и переводится на русский язык как «коммерция» или «торговля». В американской традиции чаще используется термин «электронная торговля», в европейской – «электронная коммерция». В общем оба понятия можно считать идентичными. В Республике Беларусь чаще используется термин «электронная торговля».

Термин «электронная торговля» возник в середине 90-х годов XX века в связи с открывшейся возможностью осуществления сделок купли-продажи товаров/услуг через сеть Интернет.

Существует широкая и узкая трактовка понятия «электронная торговля». В узком смысле под электронной торговлей понимается реклама и продажа товаров с помощью телекоммуникационных сетей. В широком смысле электронная торговля подразумевает более обширный спектр функций, не ограниченных сделками купли-продажи. Так, в соответствии с определением Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) посредством электронной торговли могут выполняться сделки купли-продажи, поставки, а также факторинг, лизинг, консалтинг, инжиниринг, другие сделки в сфере промышленного и делового сотрудничества.

Последние уточнения термина «электронная торговля» были сделаны группой экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в феврале 2004 года. По их определению электронная торговля – совокупность любых коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники.

Таким образом, в широком смысле под термином «электронная торговля» понимается не только продажа товаров, нематериальных активов и услуг электронным способом, в основном через сеть Интернет с электронным обменом данными, но и возможность информационного сопровождения процессов инициации спроса на продукцию и услуги, полной предконтрактной проработки сделки, автоматизации административных функций, связанных с продажами и обработкой заказов, а также электронного информационно-правового сопровождения всего многообразия форм хозяйственно-экономического и финансового взаимодействия сторон сделки, включая доставку товаров.

Широкая трактовка понятия «электронная торговля» характерна для стран, в которых развиты интернет-технологии (США, Западная Европа, Япония и др.). С учетом тенденций их развития в Беларуси целесообразно использовать широкую трактовку этого термина, что и соответствует действующей законодательной базе Республики Беларусь. Так, в Законе «О торговле» электронная торговля определяется как оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.[34]

Таким образом, электронная торговля – это новый способ организации, управления, и осуществления бизнес-сделок с использованием компьютеров и коммуникационных сетей [55], любая форма бизнес-сделки, в которой стороны взаимодействуют электронным способом, а не посредством физических операций обмена или прямого физического контакта, важнейшая составная часть электронного бизнеса.

Системы электронного бизнеса в отличие от систем электронной коммерции могут иметь или не иметь коммерческой составляющей, например, электронные государственные системы электронного правительства и т.д.

Современный бизнес характеризуется постоянно увеличивающимися возможностями предложения, всевозрастающей глобальной конкуренцией и ожиданиями клиентов (покупателей, заказчиков). В ответ на это бизнес во всем мире меняется как в организационном плане, так и в плане проведения операций. Бизнес-схемы с появлением различного рода телекоммуникационных сетей перестраиваются таким образом, что выравнивают старые иерархические структуры и ликвидируют барьеры между подразделениями компаний, а также уменьшают их количество между компанией и ее покупателями (клиентами) и поставщиками (рис.1). В настоящее время существует много примеров таких схем-процессов, которые соединяют всю компанию и даже таких схем-процессов, которыми совместно владеют и управляют компания и ее покупатели и поставщики.

Электронная торговля или электронная коммерция это как раз такой способ или средство, которое дает возможность и поддержку для таких изменений в глобальном масштабе. Электронная торговля дает возможность компаниям быть более эффективными и гибкими в их внутренней деятельности, работать более тесно с их поставщиками и оперативно реагировать на нужды и ожидания клиентов. Причем, она позволяет компаниям выбрать самых лучших поставщиков независимо от их географического расположения и продавать на глобальном рынке.


Рисунок 1 - Изменение бизнес-схем

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconКурс лекций Минск бгу 2005 О. В. Блажевич культивирование клеток...
К 90 Культивирование клеток: Курс лекций / О. В. Блажевич. – Мн.: Бгу, 2005. – 80 с
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconУчебно-методические материалы по дисциплине Основная литература Ачаповская...
Ачаповская М. З. Экономическая теория. Курс лекций для неэкономических специальностей высших учебных заведений/ М. З. Ачаповская....
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconКурс лекций Часть II 2-е издание, стереотипное Минск 2005 удк 321 (476) б бк 66
Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р. В. Гребенников
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 icon1. Понятия «электронный бизнес», «электронная торговля», «электронная коммерция»
На практике часто происходит отождествление двух понятий: электронной коммерции и электронного бизнеса, однако нормативно-правовового...
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconКурс лекций для иностранных студентов харьков
К 78 Политология: курс лекций для иностранных студентов. Учебное пособие. – Харьков: хнму, 2012. – 154 с
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 icon4 и 5 апреля 2012 года
Реализовал более 55 консалтинговых проектов в различных компаниях в России и странах снг: производство, оптовая торговля, розничная...
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconВопросы к зачету по дисциплине «электронная торговля»
Подготовительный этап (исследование рынка, поиск партнера) в электронной торговле
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconКурс лекций 3-е издание, стереотипное Минск 2005 удк 316. 334. 2(075. 8) Б бк 56я73
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления...
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconКурс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв
Глебова Л. И. История украинской культуры. Курс лекций для иностранных студентов / Л. И. Глебова. – Харьков: хнму, 2012. – 95 с
А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 iconКурс лекций по социологии
Курс лекций по социологии / Р. А. Лаптев; Курский институт социального образования (филиал) ргсу. – Курск, 2011. – с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница