Общество и общестенное развитие


Скачать 165.88 Kb.
НазваниеОбщество и общестенное развитие
Дата публикации20.04.2013
Размер165.88 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТЕННОЕ РАЗВИТИЕ

В данной теме, если мы посмотрим кодификаторы и спецификацию заданий ЕГЭ (темы, которые представлены в тесте на экзамене ) прошлых лет http://www.fipi.ru/binaries/899/ob.zip, то увидим, что в них представлены несколько тем связанных с теорией общества и общественного развития.

  1. Системное строение общества: элементы и подсистемы

  2. основные институты общества;

  3. понятие общественного прогресса;

  4. многовариантность общественного развития (типы обществ);

  5. угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Именно в логике освещения этих проблем и построена лекция. Дальше я также буду выстраивать наши занятия, лишь добавляя в лекции вопросы, на которые вы, уважаемые учащиеся, будете отвечать. Некоторые проблемы я осветил дополнительно, поскольку часто бывают вопросы близкие по смыслу и для поиска правильного решения теста эта информация бывает нужна. В общем вы читаете лекцию советую даже ее распечатать, выделяете в ней главные мысли. А затем отвечаете на вопросы теста. Тест пока достаточно простой. в нем нет заданий части С, их мы будем решать, когда обзорно познакомимся со всей информацией. Предложенный справочник а также таблицы и схемы можете приобрести. На мой взгляд они очень хорошо вам смогут помочь, к любой информации нужно относиться критично, так что думайте, насколько правы авторы пособия и я ваш тьютор-преподаватель.
^ ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА.

В лекции использованы схемы и таблицы из пособия: Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
Понятие «общество» очень обобщенно, многозначно и поэтому в начале изучения общества необходимо четко определить, а что собственно нам предстоит изучать. Для того чтобы разобраться с понятием «общество» постараемся определить его этимологию. Ответьте на вопрос какое слово, выпадает из общего ряда, так как оно не характеризует сущность понятия «общество»: человечество

Действительно именно человек, как единица не может характеризовать общество, потому что общество это сложная система.

Давайте на этом этапе разберемся в том, а что такое система. Это понятие потом будет встречаться у нас на протяжении всего курса. Более того оно встречается в других предметных областях (математика, физика, филология, химия и т.д.). Затем постараемся доказать, что общество это система.

Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью

  1. Целостность и делимость означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы свои функции проявляют лишь в системе. (Общество легко можно разделить на различные группы: богатые-бедные, русские – немцы. Каждый человек является элементом общества, однако все вместе мы составляем целостную сущность.)

  2. Наличие существенных устойчивых связей между элементами и их свойствами, является следующим атрибутом системы. Существенность связей означает, что сила свойств взаимосвязей элементов превосходит силу этих элементов с другими элементами, не входящими в данную систему. (Человек связан с животным растительным, неживым миром, однако ему необходимо именно человеческое общение. Вспомните Робинзона на необитаемом острове).

  3. Организация означает, что элементы выстраиваются в определенном порядке, имеется своя структура взаимодействия. (В обществе все взаимоотношения между людьми и группами выстраиваются в структуре, где каждый элемент выполняет определенную функцию)

  4. Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. (Человек вне общества может потерять ориентиры, реализовать себя как человек он может только в обществе)


Делая вывод можно сказать, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью.
Таким образом, мы определили признаки системы и увидели эти признаки в обществе, значит, мы можем мы можем утверждать, что общество это система.
В мире существует множество разных систем, рассмотрим особенности общества как системы.

  1. общество – динамическая система, т.е. оно постоянно находится в изменении и развитии, что не мешает сохранять ей свои системные качества

  2. общество – крайне сложная система. Все элементы общества сами представляют собой систему. Каждый человек – обладает волей и может влиять на общество

  3. саморазвивающаяся система. Те сложные взаимодействия, которые происходят в обществе, способствуют тому, что оно находит дальнейшие пути своего развития.

Общество – это сложная саморазвивающаяся динамическая система, которая состоит из отдельных людей, социальных групп, социальных институтов
После того как определены особенности общества как системы необходимо дать определение понятия общества. Для этого мы должны

  1. определить существенные признаки общества

  2. рассмотреть использование этого понятия в системе терминов.


Общество принято рассматривать в нескольких смыслах см. схему 1
схема №1



Общество, как и любая система, должно иметь свою структуру, т.е. строение. Структуру общества можно рассматривать также с разных сторон. Во-первых, общество рассматривают как структуру социальных групп и социальных институтов:

схема №2


Во-вторых структуру общества можно рассматривать исходя из различных подсистем общественных отношений, в таком случае выделят различные сферы общественной жизни:
табл №1


Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Экономическая

Отношения связанные с хозяйственной деятельностью людей. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения

Социальная

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Политическая

Отношения, связанные с организацией власти в обществе. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Духовная

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Общество создается людьми для самих себя. Общество должно быть основой для реализации человека. Мы отчетливо видим, что в основе общественных отношений лежит удовлетворение людьми своих потребностей. См. схему

схема №3



Все сферы общественной жизни тесно взаимодействуют друг с другом. Так например введение налога на богатство связано с отношениями и социальной и политической и экономической сфер.
^ Общественные науки

Разные сферы жизни общества изучаются многочисленными общественными науками. Некоторые из них точнее назвать научными предметами (например экономика, история, политология). Эти большие предметные научные области имеют свою структуру, в них выделяются разделы, научные дисциплины, более детально рассматривающие те или иные стороны общественной жизни. (см. таблицу №2).

табл. №2


^ Сферы общественной жизни

Науки и научные дисциплины

Экономическая сфера

Экономика

Анализ, выбор рынка

Маркетинг

Социальная сфера

Социология

Воспроизводство общества

Демография

Политическая сфера

Политология

Правовые отношения

Юриспруденция

Духовная сфера

Культурология

Понятие добра и зла

Этика

Прошлое человечества, причинно-следственные связи

История

материальные артефакты прошлого

Археология



^ Взаимосвязь общества и природы

Как уже было сказано общество - часть природы, обособившаяся от нее, но тесно с ней связанная, поэтому важно понять, как взаимодействуют природа и общество. Прежде всего, необходимо понять, в чем ключевая черта, отличающая общество от природы. Отличие в том, что общество состоит из сознательных субъектов, природой же двигают слепые объективные силы. Общество и природа могут по-разному взаимодействовать друг с другом. Античный мир рассматривал общество как космос и стремился к гармонии микрокосмоса человека с космосом общества и природой. Средние века рассматривали природу как творение Бога, возвышали человеческую сущность над природой. Эпоха возрождения рассматривала природу как источник естественной радости и силы. Новое время создало идею господства разума. Человек – царь природы, природа всего лишь мастерская для человека-индивидуалиста. Однако к началу XXI века природа заставила человечество по-другому выстраивать с собой отношения. Идея господства человечества над природой сегодня не актуальна, как и идея подчинения силам природы, современные исследователи указывают на необходимость партнерства, открытого диалога природы и человека. (см. схему №4) :

схема №4


^ ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА.

Уже выше мы указывали, что общество можно рассматривать как взаимодействие различных социальных институтов. Определений что такое социальный институт можно найти достаточно много. Все они раскрывают те или иные аспекты этого явления.

Во-первых, можно рассмотреть социальный институт - как систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и удовлетворяет основным потребностям общества. Институт семьи, например, включает в себя: 1) систему связей: переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь; 2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства) в итоге удовлетворяет потребности общества.

Во-вторых, социальный институт рассматривают как систему учреждений, в которых определенные люди, получают возможность выполнять определенные общественные функции

В-третьих, указывается на то, что социальный институт — это исторически сложив­шаяся, устойчивая форма организации совместной деятель­ности людей, реализующих определенные функции в обще­стве, главная из которых — удовлетворение социальных по­требностей.

Все эти определения правильны, они раскрывают различные стороны такого явления как социальный институт. Рассмотрим элементы этого понятия в схеме. Мы видим, что главное для социального института – удовлетворение потребностей, это его цель. В социальном институте всегда определены права, обязанности его членов. Каждый знает чего ожидать от других участников совместной деятельности. Социальный институт имеет материальное отражение в общественной реальности (здание, символы), что позволяет ему оставаться устойчивым существовать относительно независимо от воли отдельных личностей, являясь своеобразной «суммой воли» всех членов общества.
схема №5


Основные комплексы социальных институтов отражают те сферы деятельности общества, которые реализуют базовые потребности:
Схема №6



Значение социальных институтов очень велико: они позволяют человеку ориентироваться в социуме, понимать как общество может помочь в решении конкретных личных задач.

Необходимо понимать, что все институты находятся в строгой системе, чем эта система прозрачней. понятней для общества, тем лучше она способствует реализации потребностей людей.

НО необходимо понимать, что функции социальных институтов очень многозначны. Условно можно все функции социальных институтов разделить на явные и скрытые см. схему№7 .

схема №7



Например, рассмотрим реалии современной России есть институт высшей школы, его явная функция предоставлять высшее образование, однако очень многие молодые люди идут в вуз не для того чтобы учиться, а для того, чтобы … избежать службы в армии (это уже скрытые функции социального института). Причины этого часто не в низком уровне их сознательности, а в том, что армия как социальный институт также не до конца выполняет свои явные официально предписанные ей функции. В итоге необходимо менять структуру институтов, и/или принципы взаимодействия между институтами.

Если расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя моменты регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
^ Многообразие путей и форм общественного развития

По какому пути идет человечество? Можно ли изменить этот путь? Все ли общества идут по одному пути развития? – вот вопросы которые ставили мыслители начиная с давних времен.

Постараемся ответить на вопрос: «можно ли говорить о том, что существует единое направление развития общества». Ответ на этот вопрос приводит нас к следующим понятиям: прогресс, регресс, стагнация.

Прогресс –(от лат. progressus — движение вперёд, успех), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. прогресс противоположен понятию регресса.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций.

Как же развивается история: идет вверх по пути прогресса или деградирует по пути регресса? В разные эпохи по-разному отвечали на эти вопросы (см. схему №8)


Итак, мы видим, что прогресс и регресс это два процесса, которые обратимы друг для друга. Как две стороны одной медали. Система всегда с одной стороны стремится упростить себя, сохранить себя в незыблемом состоянии, с другой стремится усложнить себя получить новые функции, решать новые задачи. Две силы прогрессивные и регрессивные сталкиваются между собой. Современные исследователи считают, что человечество в долговременном периоде никогда не регрессировало, но его движение могло иногда на время задерживаться, делать шаги назад, останавливаться в своем развитии. Такие «остановки» называются стагнацией ( от лат. stagatio неподвижность от stagum стоячая вода) застой, отсутствие развития системы. Борьба между развитием и сохранением традиции. ведет к нескольким особенностям прогресса:

  1. прогресс всегда относителен: можно ли говорить например о прогрессе в отношениях между мужчинами и женщинами, в любви. Т.е существуют некоторые вечные ценности, к которым сложно относиться с точки зрения измерения прогресса

  2. прогресс бывает противоречивым. Более того, он, как правило, противоречив. Прогресс в одной отрасли оборачивается потерями и упадком в других.

Прогресс это всегда результат взаимодействия различных сил общества. Поэтому интересна мысль известного социолога ХХ века К. Поппера: «Пророки, объявляющие, что скоро произойдут определенные события…, независимо от их желания могут стать инструментом в руках тех, кто эти события готовит. Мы сможем стать хозяевами своей судьбы только когда перестанем считать себя ее пророками» Поппер отрицает предопределенное направление развитие истории. Альтернативы изменений зависят только от людей, случая, развития социальных институтов и других общественных условий, в которых протекают социальные процессы.

Важно понять – все, отстаивая свою позицию, считают, что именно они несут пользу для общества. Почему так происходит, во-первых, разные общественные силы имеют интересы в разных областях и всем важно развивать именно свою сферу отношений, что будет приводить к упадку других отраслей. Также часто проблема заключается в том, что мы по-разному понимаем критерии прогресса (см. схему №9)
схема №9


табл. 3

Критерии прогресса в истории философии


Философ-мыслитель

Страна даты жизни

^ Критерий прогресса, которые предлагали в своей философии

А. Кондорсе

Франция (1743 —1794)

развитие разума.

Ж.Ж. Руссо

Франция (1712 - 1778)

Нравственность человека

И.Кант

Германия (1724-1804)

Ф. Шеллинг

Германия (1775 – 1854)

Правовое устройство общества

Г. Гегель

Германия (1770 - 1831)

Осознание свободы человеком и обществом

К. Маркс

Германия (1818 - 1883)

Развитие производительных сил

А. Сен-Симон

Франция (1760-1825)

состояние общественной нравственности


Сегодня понятие прогресса все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека - в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
Идти по пути прогресса можно разными методами. Вариантов общественного развития существует множество, но в целом их можно свести к двум основным реформа и революция.



Необходимо понимать, что реформы и революции влияют на развитие, но это методы, а не направление развитие. Часто считают, что реформы и революции всегда прогрессивные, однако это не так бывают контрреформы и контрреволюции, которые во многих сферах жизни отбрасывают общество назад.
^ Формационный и цивилизационный подход к анализу общественного развития

Если мы признаем, что существуют прогресс и регресс, определим их критерии, то для нас актуальным станет проанализировать развитие общества, в нашей общественной мысли утвердились два взгляда на исторический процесс (формационный и цивилизационный)

Сравним два этих подхода.

Формационный подход






Основоположниками этого подхода выступают К. Маркс и Ф. Энгельс Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем (базисом) и возвышающейся над ним надстройкой. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-исторических формаций. Маркс их определил три: Первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную. В советской общественной науке и в современном понимании многих обществоведов выделяют пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Все эти формации имеют внутри себя этап развития расцвета и упадка, но меняются исключительно в результате революций. Цель развития общества построение общества в котором будет исчезать конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Цивилизационный подход



В современной теории цивилизации выделяются два подхода: стадиальный (Л. Морган, О. Тоффлер, Ростоу) и локальный (А. Тойнби, Н. Данилевский, Л. Гумилев).

Сторонники стадиального подхода рассматривают закономерности развития обществ всего мира, однако выходят за рамки материальных отношений базиса, производительных сил и надстройки. выделяют различные стадии цивилизации, которые как правило сводятся к трем основным (аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная цивилизация) Сторонники локального цивилизационного подхода рассматривают цивилизации относительно замкнутыми обществами, которые хоть и развиваются по каким-то общим закономерностям, но имеют свои уникальные черты, Привычным стало деление цивилизаций на западные и восточные. однако сегодня все чаще говорят о делении мира на Юг и Север. Тойнби в начале ХХ века определял 21 локальную цивилизацию, Данилевский находил 10 культурно-исторических типов и 2 несостоявшихся уничтоженных (мексиканский, перуанский) Главный недостаток этого подхода что если доходить до конца, то станет невозможно увидеть всемирную историю как единый процесс.
Типология обществ

Важнейшим вопросом социальной философии является вопрос о том, как классифицировать разные общества. Если ученому удается составить такую классификацию, к которой можно отнести любое общество, в основе которой выделены существенные признаки, то мы можем сказать, что ему удалось понять определенную общественную закономерность.

можно выделить несколько типологии (классификаций) общества

  1. дописьменные и письменные;

  2. простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов)

  3. на основании формационного признака выделяют первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество

  4. аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Критерием такого деления является уровень развития общественных отношений в разных сферах (см. табл. №4)


табл. №4






^ Угрозы ХХI века

Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек - природа - общество». однако изменившиеся условия привели к тому, что старые проблемы решать локальные сообщества не способны. Зависимость мира от всех сообществ стала крайне актуальной. Средства массовой информации ведут к тому, что даже один человек может серьезно изменять информационную реальность, а значит если он вдруг окажется тем элементом, который хочет разрушить общество, он может принести непоправимый вред.


Как человеку не потеряться среди моря глобальной информации, остаться самим собой? Как системе сохранить свои свойства делимость, уникальность элементов? – это только некоторые ключевые вопросы, которые порождаются глобальными проблемами.



Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете. ОТ человечества зависит сегодня жизнь конкретных общностей, отдельного человека и всей природы на земле

Похожие:

Общество и общестенное развитие iconОбщество и общестенное развитие
Уже выше мы указывали, что общество можно рассматривать как взаимодействие различных социальных институтов. Определений что такое...
Общество и общестенное развитие iconАнп «Общество-77»
Анп «Общество-77» движение основными направлениями деятельности которого являются сохранение, укрепление и развитие общечеловеческих...
Общество и общестенное развитие iconОбщество как динамическая система
В более узком смысле — это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество...
Общество и общестенное развитие iconТеория и история социальной работы, подготовка специалистов
Данный сборник научных трудов "Социальная работа в Сибири" подготовлен в рамках проекта "Развитие регионального ресурсного центра...
Общество и общестенное развитие iconПрограмма учебного курса для студентов политологических отделений и факультетов
Открытое общество'' (Фонд Сороса) в рамках мегапроекта ''Развитие образования в России'' (Поддержка и развитие кафедры политологии...
Общество и общестенное развитие iconТрадиционное общество — общество, которое регулируется традицией
Востока, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить...
Общество и общестенное развитие iconГражданское общество
Дж. Локк, английский философ: гражданское общество — это общество политическое, т е общественная сфера, в которой государство имеет...
Общество и общестенное развитие iconСовременное общество и человеческое развитие
Академия наук республики башкортостан институт социально-политических и правовых исследований центр изучения человеческого потенциала...
Общество и общестенное развитие iconУчебное пособие выпущено при поддержке Института "Открытое Общество"...
Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. Томск, цпкжк, 2002. 112 с
Общество и общестенное развитие iconТемы планов по разделу «Общество» Общество как система
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница