Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии


НазваниеОсновы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии
страница1/21
Дата публикации20.04.2013
Размер2.9 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Информатика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


И. Д. Булюбаш

ОСНОВЫ СУПЕРВИЗИИ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ



Издательство Института Психотерапии

Москва

2003

Булюбаш И. Д.

Основы супервизии в гештальт-терапии. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 223 с.

Интерес ктеме супервизии и появление этой книги свидетельствуют о развитии и определенной зрелости российского психотерапевтического сообщества. А также о том, что время «дикой» психотерапии осталось позади и среди ценностей представителей этой сферы на первое место выходят профессионализм и соответствие мировым стандартам.

Книга посвящена особенностям супервизии в гештальт-терапии, однако представляет интерес и для сторонников других подходов, поскольку описывает и основные принципы супервизии, и ее модели, и супервизорские роли и отношения, и фокусы, и стили супервизии, и вопросы сертификации. И прежде всего — авторский алгоритм очной супервизии, процесса, помогающего терапевту осознать свои сильные стороны и ограничения, определить зоны роста и вообще интересно и продуктивно жить в своей профессии.

ISBN 5-89939-096-4

© И. Д. Булюбаш, 2003

© Изд-во Института Психотерапии, 2003

Содержание

Предисловие................................................................................... 7

Глава 1. Современные представления о клинической

супервизии...................................................................................... 9

1.1. Рабочее определение супервизии...................›..................9

1.2. Этические и юридические принципы супервизии............ 10

1.3. Супервизорские роли...................................................... 12

1.4. Модели супервизии ......................................................... 15

1.5. Супервизорские отношения............................................ 23

Факторы, влияющие на супервизорские отношения.......25

Сопротивление (тревога) супервизируемого....................29

Параллельные процессы в супервизии............................33

Потребности супервизируемых терапевтов......................35

1.6. Супервизорские стили..................................................... 35

1.7. Фокусы супервизии......................................................... 37

1.8. Форматы супервизии....................................................... 39

Индивидуальная супервизия...........................................40

Групповая супервизия.....................................................43

Коллегиальная супервизия .............................................45

1.9. Рекомендации для работы супервизора........................... 46

1.10. Самооценка терапевта. Возможности портфолио...........48

1.11. Влияние супервизора на исход терапии..........................50

Глава 2. Профессиональное развитие супервизора.

Некоторые вопросы оценки и сертификации.....................................52

2.1. Что такое хороший супервизор?......................................51

2.2. Уровни профессионального развития супервизора. Вопросы самооценки............................................................. 53

2.3. Оценка профессиональной компетенции клинического супервизора. Вопросы сертификации..................................... 56

2.4. Сертификационные курсы и требования

к супервизору. Стандарты супервизии .................................... 60

3

Глава 3. Теоретические основы супервизии

в гештальт-терапии..........................................................................70

3.1. Гештальт-подход и супервидение..................................... 70

3.2. Диалогическая основа супервизии в гештальт-терапии.....72

3.3. Феноменологический подход и теория поля.

Фигура и фон в супервидении ............................................... 74

3.4. Функции self и модель «Цикл контакта» в супервидении... 77

3.5. Клиент, терапевт и терапевтические отношения

в супервизии гештальт-терапевтов..........................................79

3.6. Терапевт, супервизор и супервизорские отношения.........80

3.7. Административные отношения в супервизии гештальт-терапевтов...............................................................81

3.8. Этические аспекты отношений терапевта и супервизора... 81

Глава 4. Алгоритм очной супервизии. Опорные точки

супервизорского процесса.................................................................86

4.1. Сбор материала...............................................................88

Оценка предварительных данных....................................88

Наблюдение за поведением терапевта............................89

Заметки супервизора о терапевтической сессии..............91

Внутренняя реальность супервизора...............................93

4.2. Фокусирование................................................................95

Наиболее важные моменты фокусирования....................97

Некоторые особенности фокусирования.........................98

Четыре основные стадии фокусирования........................103

4.3. Непосредственно супервизия, или рабочая стадия..........105

Начальный фокус на клиенте................,........................106

Начальный фокус на терапевте.......................................108

Начальный фокус на терапевтических

отношениях.................................................................. 112

Особенности стратегии и позиции супервизора

при работе с механизмами прерывания контакта...........116

4.4. Дидактические аспекты супервизии................................121

Приложение к главе 4.................................................... 122

Глава 5. Основы супервизии групповой терапии

с точки зрения гештальт-подхода...................................................... 128

5.1. Гештальт-подход в работе с групповым процессом

как основа фокусирования в супервизоре кой практике..........128

Феноменологический подход в групповой гештальт-терапии.......................................................... 129

4

Наблюдение и эксперимент........................................... 130

Теория поля в групповой гештальт-терапии

и супервизорской практике............................................131

Теории группового развития и гештальт-терапия............135

5.2. Сбор материала и области наблюдения супервизора.......137

Сведения о группе и групповых терапевтах.................... 137

Общегрупповые феномены............................................ 138

Выбор участника для индивидуальной работы

в групповом контексте................................................... 139

Выбор технического приема или группового

упражнения...................................................3............... 141

Личность и стиль терапевта............................................142

Наличие у терапевта необходимых терапевтических

навыков........................................................................ 143

Проблемы ко-терапевтического взаимодействия............144

5.3. Особенности динамической супервизии..........................145

5.4. Фокусирование............................................................... 148

5.5. Рабочая стадия супервизии ............................................. 151

5.6. Дидактические аспекты групповой супервизии................154

Глава 6. Педагогические и супервизорские аспекты обучения гештальт-терапевтов........................................................................ 156

6.1. Основные характеристики образовательных программ

по гештальт-терапии в российском гештальт-сообществе........156

Требования к кандидатам на участие в программах

по гештальт-терапии...................................................... 157

Содержание и продолжительность обучающих

программ по гештальт-терапии...................................... 158

Условия сертификации.................................................. 158

6.2. Супервизия внутри обучающих программ

по гештальт-терапии............................................................. 160

6.3. Методология работы супервизора в супервизорской группе обучающей программы по гештальт-терапии...............163

6.4. Процедура работы супервизорской группы......................165

6.5. Основные педагогические и супервизорские

проблемы обучения гештальт-терапевтов................................167

6.6. Экспертная оценка основных навыков и способностей гештальт-терапевта............................................................... 173

Послесловие.................................................................................. 175

5

Приложение 1. Некоторые аспекты оценки профессиональной

деятельности супервизоров и супервизируемых (опросники)..........179

Опросник супервизорских стилей.......................................... 179

Оценка супервизора консультантом.......................................180

Опросник для супервизируемого........................................... 183

Supervisor Emphasis Rating Form............................................. 185

Регистрационный лист тревоги консультанта.........................189

Приложение 2................................................................................. 192

Таблица 1. Основные характеристики базовых образовательных программ по гештальт-терапии европейских, американских и австралийских гештальт-институтов и центров

(поданным Internet).............................................................. 192

Таблица 2. Основные характеристики российских базовых

образовательных программ по гештальт-терапии

(по данным Internet)..............................................................208

Литература

214

Предисловие

Как рождается книга? Наверное, по-разному... Мое стремление написать ее возникло от сильного желания создать для себя и других объемную картину того, чем является супервизия в гештальт-терапии. А также от удивления и любопытства в связи с тем, что моделей супер-визии в гештальт-терапии не так уж и много — по крайней мере, четко описанных в иноязычных статьях и монографиях (или работах, «лежащих» в интернет-библиотеках).

Все это — и удивление, и любопытство, и желание создать собственную модель супервизии в гештальт-терапии — в значительной степени зависело от участия в моей профессиональной жизни моего учителя и коллеги Олега Владимировича Немиринского. За это щедрое участие, побудившее меня активно исследовать проблему супервизии, я очень ему благодарна. Ну и совсем несправедливо было бы забыть о теплой и ободряющей позиции любимого мужа, который на мои восклицания о том, как мало информации, регулярно повторял: «Вот ты и напиши!»

Мой собственный опыт супервизии не столь продолжителен (впрочем, достаточно интенсивен). Это и неудивительно: до последнего времени института супервизоров в России просто не существовало. Потребность в подобной литературе появилась только сейчас, когда подросло первое поколение гештальт-практиков, понимающих, что супервизор — это не страшный монстр-экзаменатор гештальт-терапевта, а коллега, помогающий терапевту счастливо, интересно и эффективно жить в своей профессии.

И вот я в раздумьях... Какой бы могла быть идеальная книга по клинической супервизии? Том страниц 800 со скрупулезным разбором всех концепций и всех моделей... Описание моделей супервизии в разных подходах и их сравнительная характеристика... Изложение опыта работы в одной модели... Что это даст терапевту и супервизору?

Поразмыслив, я поняла, что хочу написать совсем не идеальную, а просто полезную для гештальт-терапевтов книгу. Книгу, которая дает представления о том, что такое клиническая супервизия, каковы ее составляющие и в чем особенность супервизии в гештальт-терапии. Такую книгу, чтобы, читая ее, и супервизор и терапевт внутренне радовались своим находкам: «Ага, и у меня так было... Вот оно что!..»

7

И чтобы эта книга рождала не страх перед теорией и новой информацией, а интерес и предвкушение новых профессиональных возможностей. Во многом же эти возможности определяются желанием и умением гештальт-терапевта и гештальт-супервизора постоянно задавать вопросы себе, а не только «старшим и опытным» коллегам.

Еще мне бы очень хотелось, чтобы гештальт-терапевты, обучающиеся супервизии, ощутили тонкий вкус этой необычной работы, гармонично сочетающей в себе такие разные роли терапевта, коллеги и учителя.

Ну, а что из этого вышло, оцените вы, дорогие коллеги...

Глава 1

^ СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КЛИНИЧЕСКОЙ СУПЕРВИЗИИ

1.1. Рабочее определение супервизии

Супервизия — это интервенции, осуществляемые более опытными профессионалами по отношению к менее опытным. Такие отношения имеют определенную временную протяженность, предполагают оценку и ставят своей целью улучшение профессионального функционирования, а кроме того, подразумевают мониторинг качества профессионального обслуживания клиента. При этом супервизор играет роль «привратника на входе в особенную профессию» (Bernard & Goodyear, 1998).

Бернард и Гудеар (Bernard & Goodyear, 1998) описали три основных отличия отношений в клинической супервизии от других видов отношений в психотерапии и консультировании:

1. Эти отношения являются оценивающими — в отличие от консультирования.

2. Они долговременные —в отличие от тренинга.

3. Они одновременно способствуют и улучшению профессионального функционирования супервизируемого, и отслеживанию качества профессионального обслуживания, которое получает клиент.

Еще одно классическое определение супервизии принадлежит Па-уэллу (Powell, 1993): «Клиническая супервизия — это упорядоченный процесс наставничества, в котором принципы трансформируются в практические навыки с четырьмя частично совпадающими фокусами: административным, оценочным, клиническим и поддерживающим». На этом определении базируются три основные задачи супервизора:

9

• обеспечение профессионального (и личностного) развития терапевта (психолога-консультанта)*;

• стимуляция развития специальных навыков и компетенции для получения измеряемого исхода терапии;

• увеличение ответственности терапевта по отношению к сервису и программам учреждения.

Клиническая супервизия имеет некоторое сходство с терапией, но различий между ними гораздо больше, чем сходства. Процесс суперви-зии является избирательным и подчинен «чему-то из терапии». Он требует специальной подготовки, так как «хороший терапевт — это не то же самое, что хороший супервизор» (Hill et al., 1981). Главная цель супервизии состоит в том, чтобы сделать начи нающих терапевтов опытными терапевтами, а не опытными клиентами. Прохождение же индивидуальной терапии не является способом научиться проводить ее (Mead, 1990).

Клиническая супервизия — важный элемент качественной терапевтической практики. Она связана с совершенствованием терапевтических навыков после окончания тренинговых программ (Spooner & Stone, 1977) и осознаванием уровня своего клинического развития терапевтами, завершившими обучение в рамках тренинговых программ (Reising & Danials, 1983, Wiley & Ray, 1986).

Когда клиническая супервизия осуществляется как целостный процесс, она способствует развитию и терапевта, и супервизора.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconСправочник практического психолога «И. Г. Малкина -пых Техники гештальта и когнитивной терапии»
Книга является справочным пособием по методам и техникам гештальт-терапии и когнитивной терапии, используемым в индивидуальном психологическом...
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconМетодические материалы к учебному курсу теория и практика гештальт-терапии выпуск первый
«Кризисы и травмы». Методические материалы Московского Гештальт Института. Выпуск первый А. Н. Моховиков, Е. А. Дыхне
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconИя супружеских пар linda Berg-Cross couples therapy the Havorth Clinical...
Б 48 Терапия супружеских пар / Перев с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянце-вой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconПервая ступень – 1,5 года
Первая ступень – 1,5 года «Основы гештальт-терапии» знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода,...
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconА. Н. Моховиков Представляем Вашему вниманию статью Александра Моховикова -...
Психическая боль: природа, диагностика и принципы гештальт-терапии, А. Н. Моховиков
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconГештальт-Подход и Свидетель Терапии
Две книги "Гештальт-подход" и "Свидетель терапии" можно рассматривать как одну. Фриц Перлз держал их план в голове и работал над...
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconФриц Перлз гештальт подход и свидетель терапии
Две книги – «Гештальт подход» и «Свидетель терапии» – можно рассматривать как одну. Фриц Перлз держал их план в голове и работал...
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconНазвание мероприятия
Карты Таро в работе психолога. (Возможности использования карт в процессуально-ориентированной терапии, символдраме, гештальт-терапии,...
Основы супервизии в гештальт-терапии издательство Института Психотерапии iconУровне он является практикующим терапевтом в области как индивидуальной,...
Роберт В. Резник, доктор философии, ведущий тренер-терапевт Института Гештальттерапии в Лос-Анжелесе и помощником редактора Гештальт...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница