Конструктивная безопасность автомобиля


Скачать 254.8 Kb.
НазваниеКонструктивная безопасность автомобиля
Дата публикации01.05.2013
Размер254.8 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Конструктивная безопасность автомобиля

Безопасность автомобиля – это совокупность его свойств и конструктивных особенностей, характеризующих приспособленность к движению с минимальной вероятностью дорожно-транспортных происшествий и сведение к минимуму их возможных последствий, а также безвредность его использования для людей и окружающей среды.

Конструктивная безопасность автомобиля разделяется на:

– активную;

– пассивную

– послеаварийную;

– экологическую.

активная безопасность автомобиля
^ Активная безопасность – это свойство автомобиля, обеспечивающее снижение вероятности дорожно-транспортных происшествий.

Активная безопасность автомобиля проявляется в нештатной ситуации, когда водитель в состоянии изменить характер движения автомобиля.
Активную безопасность автомобиля обеспечивают: тормозные свойства, управляемость, устойчивость, маневренность, информационная обеспеченность, эргономические показатели.

Активная безопасность зависит также от надежности автомобиля.

тормозные свойства
^ Тормозные свойства – определяют максимальное замедление автомобиля при его движении на дороге и возможность удержания его на месте на ровной площадке или на уклоне.
Экстренным называется режим торможения, при котором тормозные силы на колесах автомобиля достигают максимально возможного значения по сцеплению.

При этом колесо находится на грани юза, но еще катится с некоторым проскальзыванием. Максимальное значение тормозной силы на колесе достигается при его 15...30%-ном проскальзывании.

Экстренное торможение применяется сравнительно редко и обычно составляет 3...5% общего числа торможений. При экстренном торможении замедление достигает 7,5... 8,0 м/с2.
Служебным называется такое торможение, при котором тормозные силы на колесах автомобиля не достигают максимально возможного значения по сцеплению. Служебное торможение является наиболее распространенным режимом торможения. Замедление при нем составляет 1,5...2,5 м/с2.

При эксплуатации автомобилей применяются различные способы служебного торможения. Оно может осуществляться двигателем, с отсоединенным двигателем, с неотсоединенным двигателем (комбинированное торможение), тормозом-замедлителем (вспомогательным тормозом) и с периодическим прекращением действия тормозной системы.
При торможении двигателем не используются тормозные механизмы колес автомобиля. В этом случае тормозом служит двигатель, который не отсоединяется от трансмиссии, но работает на режиме холостого хода Ведущие колеса принудительно вращают коленчатый вал двигателя. В результате в двигателе за счет трения возникает сила сопротивления, которая замедляет движение автомобиля.

Торможение двигателем применяют в горных условиях, при движении на длинных затяжных спусках. Оно обеспечивает плавное торможение и устойчивость автомобиля против заноса (благодаря равномерному распределению тормозных сил по колесам).
^ Торможение с отсоединенным двигателем осуществляется только тормозными механизмами колес автомобиля. Двигатель отсоединяют от трансмиссии путем выключения сцепления или установкой нейтральной передачи в коробке передач. Торможение с отсоединенным двигателем – основной способ служебного торможения. Однако такое торможение уменьшает устойчивость автомобиля на дорогах с малым коэффициентом сцепления (скользких, обледенелых и др.).
^ Торможение с неотсоединенным двигателем – это комбинированный способ торможения, который осуществляется тормозными механизмами колес совместно с двигателем автомобиля.
^ Торможение с периодическим прекращением действия тормозной системы обеспечивает наибольший эффект. При таком способе торможения колеса автомобиля необходимо удерживать на грани юза, не допуская их скольжения. Колесо, катящееся и не скользящее, обеспечивает большую тормозную силу, а при движении колеса юзом его сцепление с дорогой резко уменьшается.

При скольжении колеса в месте контакта шины с дорогой резина протектора нагревается и размягчается. При многократном последовательном нажатии на тормозную педаль и затем частичном отпускании ее с дорогой соприкасаются новые (ненагретые) части протектора шины, вследствие чего сохраняется максимальное сцепление колеса с дорогой.
Т


1 – заслонка; 2 – ротор; 3 – электромагнит

Рисунок 1 – Схемы моторного (а) и электродинамического тормозов-замедлителей
орможение тормозом-замедлителем
осуществляют с помощью вспомогательного тормозного механизма, действующего на двигатель или на вал трансмиссии автомобиля (рисунок 1). Этот способ обеспечивает торможение в течение длительного времени.

Торможение тормозом-замедлителем целесообразно в горных условиях, где при частых торможениях колесные тормозные механизмы быстро нагреваются и выходят из строя (торможение в горных условиях производится в 8-10 раз чаще, чем в обычных условиях).

Тормозами-замедлителями обычно оборудуют грузовые автомобили и автобусы, предназначенные для особых условий эксплуатации (горных и т.п.).
Состояние дорожного покрытия и протекторов шин определяет возможность реализовать создаваемую тормозными механизмами тормозную силу автомобиля, значение которой зависит от силы сцепления колес с дорогой.

Предельная высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

– грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов) – 1,0 мм;

– для легковых автомобилей и прицепов к ним – 1,6 мм;

– автобусов – 2,0 мм.
Тормозное управление автомобилей включает четыре тормозные системы:

– рабочую;

– запасную;

– стояночную;

– вспомогательную.
^ Рабочая тормозная система является основной и предназначена для регулирования скорости автомобиля в любых условиях движения.

Запасная тормозная система используется при отказе рабочей системы.

^ Стояночная тормозная система удерживает неподвижный автомобиль на месте, в том числе на уклонах.

Стояночная тормозная система должна дополнительно выполнять функции запасной тормозной системы.

^ Вспомогательная тормозная система предназначена для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы.
На легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности в качестве запасной системы часто используют стояночную, а во вспомогательной системе – двигатель.

На грузовых автомобилях большой грузоподъемности и автобусах большой вместимости применяют четыре раздельные тормозные системы.
У автомобиля с одноконтурным тормозным приводом утечка рабочей жидкости вызовет отказ всех тормозных механизмов автомобиля.

Применение раздельного привода, когда один контур приводит в действие тормозные механизмы переднего моста, а другой – тормозные механизмы заднего моста значительно повышает надежность тормозного управления.

Автомобиль, у которого каждый контур связан со всеми четырьмя колесами, наиболее безопасный, но и самый дорогой.

В более простой схеме каждый контур обслуживает оба передних тормозных механизма и один задний. При этом обеспечивается хорошая эффективность каждого контура, но на скользкой дороге такая система может вызвать занос.

Еще дешевле, но и опаснее диагональная схема.

управляемость
Управляемость – это свойство автомобиля сохранять заданное направление движения и изменять его в соответствии с воздействием на рулевое управление.
При плохой управляемости автомобиля действительное направление движения не совпадает с выбранным, и необходимы дополнительные управляющие воздействия со стороны водителя. Это приводит к «рысканию» автомобиля по дороге, увеличению динамического коридора и утомлению водителя.
Комплексным параметром, характеризующим соответствие рулевого управления требованиям безопасности, является суммарный люфт рулевого управления (сумма углов поворота рулевого колеса от нейтрального до крайних правого и левого положений), который не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или, при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:

– легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы – 10°;

– автобусы – 20°;

– грузовые автомобили – 25°.

устойчивость
Устойчивость – это свойство, характеризующее способность автомобиля сохранять заданное направление движения при воздействии внешних сил, стремящихся отклонить его от этого направления.

Т.е. это свойство двигаться по дороге без бокового скольжения и опрокидывания.

Управляя неустойчивым автомобилем, водитель вынужден внимательно следить за дорожной обстановкой и постоянно корректировать движение автомобиля, чтобы он не выехал за пределы полосы движения. Длительное управление таким автомобилем приводит к нервному перенапряжению водителя и быстрому утомлению.

Для увеличения устойчивости автомобиля против опрокидывания устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости.

Повышение устойчивости от заноса автомобиля обеспечивается системами управления, частотой вращения по осям согласно нагрузке на колесах и применением активного рулевого управления.

маневренность
Маневренность – это способность автомобиля изменять свое положение на ограниченной площади и проездах заданной формы.
Основными показателями маневренности автомобиля являются минимальный радиус поворота, внутренний и наружный габаритные радиусы поворота, поворотная ширина автомобиля (коридора).
При движении автомобиль подвергается воздействию случайных возмущений, стремящихся изменить характер движения. К таким возмущениям относятся удары колес о неровности покрытия, изменение поперечного уклона дороги, боковой ветер, случайный поворот передних колес и т.п. Вследствие этого даже на прямолинейных участках дороги автомобиль находится под углом к оси дороги, и размер полосы, необходимой для его движения – динамический коридор – превышает его габаритную ширину.

Ширина динамического коридора (рисунок 2а) зависит от габаритных размеров автомобиля и его скорости.

Для автопоездов ширина динамического коридора больше, чем для одиночного автомобиля из-за «виляния» прицепов или полуприцепов.
^ Минимальный радиус поворота автомобиля Rmin (рисунок 2б) представляет собой расстояние от центра поворота до оси колеи переднего наружного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Внутренним RB и наружным RH габаритными радиусами поворота (рисунок 2б) называются расстояния от центра поворота до ближайшей и наиболее удаленной точек автомобиля при максимальном повороте управляемых колес.
^ Поворотной шириной bк коридора автомобиля (рисунок 2б) называется разность между наружным и внутренним габаритными радиусами поворота автомобиля.

Поворотная ширина коридора определяет минимальную ширину проезда или ширину полосы движения, необходимую при крутых поворотах, а также возможность движения в проездах заданных размеров и формы.

П


а б

Рисунок 2 – Динамический коридор автомобиля

ри движении автомобиля, когда его передние колеса повернуты на максимальный угол (рисунок 2б), ширина поворотного коридора примерно в 1,5 раза больше его габаритной ширины, а у городских автобусов и автопоездов – в 2 раза.
Для улучшения маневренности и уменьшения ширины динамического коридора в составе автопоездов применяют прицепы с управляемыми передними колесами, в ходовой части автобусов особо большой вместимости устанавливают заднюю подруливающую ось.
^ Габаритная высота имеет значение при проезде автомобилей под путепроводами и проводами контактной сети. ТС (например, двухэтажные троллейбусы или автобусы, полуприцепы-панелевозы или автомобили-фургоны) с высоко расположенным центром тяжести испытывают значительные угловые колебания в поперечной плоскости. При движении по неровной дороге они могут верхним углом задеть за столб или мачту. Максимально допустимая габаритная высота ТС составляет 3,8 м.
Большое влияние на возможность совершать различные маневры оказывает состояние колес и шин автомобилей.

Биение шин не должно превышать:

– для радиальных шин с посадочным диаметром 13 и 14 дюймов – радиальное 1,0 мм, торцевое 1,5 мм;

– радиальных шин с посадочным диаметром 15 дюймов – радиальное 1,5 мм, торцевое 2,0 мм;

– диагональных шин – радиальное 2,0 мм, торцевое 3,0 мм.

Недопустимым по требованиям безопасности является:

– отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления колес, а также ослабление их затяжки;

– наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

– видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.

информационное обеспечение
^ Информационное обеспечение является одним из эксплуатационных свойств автомобиля, определяющих его безопасность. Водитель принимает конкретные решения и управляет автомобилем на основе полученной и переработанной информации.
Информативность автомобиля может быть:

визуальной (форма и размеры автомобиля, цвет кузова, эффективность внешних световых приборов, совокупность указателей щитка приборов, обзорность);

звуковой (звуковые сигнализаторы, работа акустической системы, шум двигателя, трансмиссии и т. д.);

тактильной (усилия на органах управления, места их расположения, температура поверхностей отдельных деталей, температура воздуха в салоне).
В процессе дорожного движения водитель должен реагировать на визуальную информацию, как от управляемого им автомобиля – внутренняя визуальная информативность, так и от дороги, ее элементов, средств организации и регулирования дорожного движения, других транспортных средств – внешняя визуальная информативность.

Автомобили информируют других участников движения о своем месте нахождения и маневрах габаритами, формой, окраской кузова, светоотражающей маркировкой, специальными и опознавательными знаками, светоотражающими приспособлениями, световыми и звуковыми сигналами.

Эксплуатация автомобилей с выцветшей окраской и поврежденным кузовом, нарушающими очертания и узнаваемость модели ТС, не допускается по требованиям безопасности, т.к. велика вероятность столкновения с таким автомобилем в условиях ограниченной видимости.

В обязательный минимальный комплект световых приборов для всех механических средств входят: фары дальнего и ближнего света, габаритные огни, указатели поворота, сигналы торможения, световозвращатели, фонарь освещения регистрационного знака.

^ Дополнительные световые приборы устанавливают на некоторых автотранспортных средствах, отличающихся габаритными размерами и назначением от большинства автомобилей массового применения. К ним относят передние и задние контурные огни, боковые повторители указателей поворота, боковые световозвращатели, опознавательный знак автопоезда, световозвращатели на прицепе и полуприцепе, огонь преимущественного проезда.

^ Световыми приборами, установка которых на автотранспортном средстве необязательна, но допускается по желанию предприятия-изготовителя или владельца автомобиля, являются противотуманные фары, фонари заднего хода, дневные ходовые огни, задние противотуманные огни, передние, задние и боковые стояночные огни, габаритные боковые огни, дополнительные сигналы торможения.

Фары европейской и американской систем дальнего и ближнего света имеют принципиальные отличия.

В основе европейской оптической системы требование – не ослеплять водителя встречного автомобиля, в основе американской – хорошо освещать дорогу, требование не ослеплять встречного водителя выполняется по возможности.

^ Фара дальнего света имеет светооптическую систему, отражающую все лучи в направлении, параллельном оптической оси. Образующийся пучок света большой силы с незначительным углом рассеяния обеспечивает дальность видимости более 100 м.

^ Фары ближнего света выполняются с асимметричными оптическими системами. Они дают быстросходящийся световой луч, часть которого направлена вниз, другая – вверх. Световой пучок ближнего света такой фары имеет резкую светло-темную границу. Чтобы устранить лучи, направленные в сторону глаз водителя встречного автомобиля, нить ближнего света перекрывается снизу непрозрачным экраном.

^ Габаритные огни различают передние, задние и верхние. Сюда же относятся фонари увеличения габарита (фонарь, встроенный в дверь).

Кроме основной информации о размерах ТС при наблюдении габаритных огней можно получить дополнительную информацию. Так, количество габаритных огней, наблюдаемых на одном ТС, указывает на его тип: два огня – это автомобиль, четыре – автобус, один – мотоцикл. Уменьшение наблюдаемого расстояния между огнями при одновременном изменении яркости огней позволяет сделать вывод, что дорога имеет закругление.

^ Сигналы торможения информируют двигающихся сзади водителей об изменении скорости движения.

При включении лампа выходит на режим через 0,2 с (для скорости 60 км/ч это около 3 м). Эффективность этих сигналов имеет место в случае, когда расстояние между движущимися автомобилями больше безопасной дистанции.

Для повышения эффективности применяется дополнительный сигнал торможения, который допускается устанавливать в верхней части заднего стекла по середине между сигналами торможения.

^ Указатели поворота оповещают участников движения о смене направления движения автомобиля.

В силу повышенной опасности данного маневра для его обозначения используется проблесковый режим работы.

Световозвращатели дублируют габаритные огни в случаях отказа системы электропитания.

Красный световозвращатель устанавливается сзади автомобиля. Оранжевые световозвращатели устанавливаются на боковых сторонах автомобиля.

Световозвращатель треугольной формы красного цвета, располагается только на заднем торце прицепа автомобиля вершиной вверх. На каждом прицепе (полуприцепе, роспуске) должно быть не менее двух таких световозвращателей.

Световозвращателем является и знак аварийной остановки.

Информация о неисправностях автомобиля или о плохом самочувствии водителя передается аварийной сигнализацией. Такая сигнализация обеспечивается включением всех указателей поворота в проблесковом режиме.

По требованиям безопасности не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).

В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм.

Светопропускание стекол, в том числе покрытых прозрачными цветными пленками, должно соответствовать ГОСТу.

Если на задних стеклах легковых автомобилей применяются жалюзи или шторы, то необходимым условием является установка наружных зеркал заднего вида с обеих сторон.

^ Зеркала заднего вида обеспечивают возможность безопасного маневра, правильную ориентацию в окружающей обстановке, наблюдение за состоянием груза и автомобиля.

Автомобили оборудуются внутренним плоскими или сферическими зеркалами заднего вида и одним наружным с левой стороны кузова.

С правой стороны наружное зеркало устанавливается в обязательном порядке, когда автомобиль не оборудован внутренним зеркалом или оно не обеспечивает предписанную обзорность.

Для грузового автомобиля и автобуса обязательны наружные сферические зеркала заднего вида с обеих сторон.

Для грузовых ТС свыше 7,5 т чтобы уменьшить вероятность ДТП при правом повороте, обязательны справа наружные сферические зеркала: одно – широкоугольное, другое – бокового обзора.

пассивная безопасность автомобиля
^ Пассивная безопасность – это свойство автомобиля предотвращать и снижать тяжесть вреда здоровью, жизни и имуществу участников дорожно-транспортного происшествия.
Различают внутреннюю пассивную безопасность, снижающую травматизм пассажиров, водителя и обеспечивающую сохранность груза, и внешнюю пассивную безопасность, которая уменьшает вероятность нанесения вреда другим участникам движения.
К конструктивным мероприятиям, обеспечивающим внутреннюю пассивную безопасность, относят создание жизненного пространства, снижение инерционных нагрузок в процессе удара, ограничение перемещений людей внутри автомобиля, ограничение перемещения грузов и других предметов, находящихся в автомобиле.
^ Жизненным пространством называют защитную зону вокруг человека, сидящего в автомобиле, внутрь которого не должны проникать детали автомобиля при аварии.

Вокруг водителя и пассажиров создают защитную зону за счет жесткого каркаса, а переднюю и заднюю части кузова делают легко сминающимися при ударе. Для увеличения жесткости кузова в его силовую схему включают продольные и поперечные брусья. У автомобилей рамной конструкции ослабляют лонжероны и поперечины, уменьшая их сечение, предусматривая отверстия в слабонагруженных местах или применяя хрупкие материалы, например алюминиевые трубы и брусья, которые должны разрушаться при ударе.

При переднем расположении двигатель устанавливают на специальной рычажной подвеске, которая для исключения его перемещения в салон при ударе направляет двигатель под пол кузова.

Для улучшения безопасности при столкновениях используют энергопоглощающие передние бамперы, а также амортизирующие устройства, устанавливаемые между передним бортом грузовой платформы и грузом.
Чтобы уменьшить возможность проникновения рулевой колонки внутрь салона применяют травмобезопасные рулевые колонки (рисунок 3):

– с карданными шарнирами, отклоняющиеся при ударах вверх или в сторону (рисунок 3а);

– с деформируемым элементом в виде пластин, приваренных к внутренним концам частей рулевого вала (рисунок 3б);

– защитный элемент имеет форму перфорированной трубы с ромбовидными отверстиями, расположенную в средней части вала (рисунок 3в);

– рулевую колонку делают телескопической (рисунок 3г);

– между внутренней и наружной трубами располагают несколько кольцевых поясов с закаленными стальными шариками. При продольном перемещении труб шарики вдавливаются в их стенки.




а б в г

а – отклоняющаяся в сторону; б - с упругими пластинами; в – с перфорированным защитным элементом; г – со стальными шариками

Рисунок 3 – Травмобезопасные рулевые колонки



Наиболее простым и вместе с тем эффективным средством, ограничивающим перемещение людей внутри автомобиля при авариях, являются ремни безопасности.

Наибольшее распространение получили комбинированные диагонально-поясные ремни, крепящиеся к кузову автомобиля в трех точках.

На грузовых и задних сиденьях легковых автомобилях применяют ремни безопасности с двумя точками крепления.

Чтобы увеличить вероятность использования ремней безопасности при движении автомобиля, применяют системы, сигнализирующие и препятствующие пуску двигателя, если ремень не пристегнут.
В дополнении к ремням безопасности применяют устройства, ограничивающие перемещение людей только при аварии и не стесняющие их движения во время нормального движения. К ним относятся подушки безопасности.

После столкновения сигнал от датчика поступает в электронный блок управления, который воспламеняет детонатор генератора газа.

Генератором газа могут служить баллоны со сжатым азотом или аргоном, либо пиропатроны с запасом твердого топлива. Детонатор, взрываясь, разрушает металлическую перегородку в баллоне или поджигает пиропатрон, после чего газ с большой скоростью устремляется в надувные мешки. Надувные мешки изготовлены из тонкой резины или нейлона и в сложенном виде размещены в ступице рулевого колеса, крышке вещевого ящика пассажира и спинках передних сидений. Надуваясь, мешки заполняют пространство перед и сбоку от водителя и пассажира, предохраняя их от ударов. Чтобы избежать отбрасывания водителя (пассажира) назад и сохранить видимость дороги после контакта надувного мешка с человеком, газ из надувных мешков выходит через специальные отверстия в течение 0,4-0,5 с.

Подушки плохо защищают человека, оказавшегося в «нестандартном» положении перед ударом, не пристегнутого ремнями безопасности, и, как правило, не срабатывают при ударе снизу и опрокидывании автомобиля.
При попутных столкновениях часто страдают пассажиры переднего автомобиля. От резкого толчка голова под действием силы инерции откидывается назад и может произойти повреждение позвоночника. Для защиты пассажиров в этом случае на спинку сиденья устанавливают подголовники с мягкой обивкой.
Для обеспечения безопасной перевозки детей применяют специальное детское сиденье, устанавливаемое на заднее сиденье автомобиля. Детское сиденье должно соответствовать росту и весу ребенка.
У грузовых автомобилей и автопоездов с седельным тягачом большую опасность представляет груз, плохо закрепленный на платформе. При столкновениях автомобилей незакрепленный груз, перемещаясь вперед почти с той же скоростью, с какой двигался автомобиль, ударяется о передний борт платформы, деформирует его, а затем сминает заднюю стенку кабины.

Для повышения пассивной безопасности грузового автомобиля, увеличивают расстояние между кабиной и платформой, устанавливая энергопоглощающие передние бамперы, уменьшающие скорость автомобиля в начале удара, а также амортизирующие устройства, между передним бортом грузовой платформы и грузом. Для удержания груза в багажниках легковых автомобилей и в кузовах-фургонах применяют капроновые сетки.
Детали автомобиля, ограничивающие жизненное пространство, должны быть без острых граней и углов, выступающие части (кнопки, выключатели, ручки) должны быть утоплены и покрыты мягкой обивкой.
Ветровые стекла должны быть упругими и амортизировать при ударе, чтобы исключить повреждения костей черепа. При разбивании стекол они не должны образовывать осколков с острыми углами и гранями, которые могут причинить порезы.

В настоящее время применяют стекла двух видов: однослойные (закаленные) и трехслойные (триплекс).

Закаленное стекло, разрушаясь, распадается на мелкие кусочки с неострыми краями.

Трехслойные стекла состоят из двух слоев стекла, склеенных вместе прослойкой из прозрачного пластика. При ударах на этих стеклах распространяются трещины, и стекло не выпадает из стоек кузова, т.к. его удерживает упругая прослойка.

Вместе с тем трехслойные стекла тверже однослойных и меньше поглощают энергию удара. Поэтому удары головой о трехслойное стекло приводят к сотрясениям мозга и повреждениям костей черепа. Разбиваясь, трехслойные стекла образуют осколки с острыми режущими кромками, которые могут причинить глубокие порезы.

При очень сильных ударах пострадавший может пробить стекло головой насквозь. Упругий слой удерживает острые осколки внутреннего и наружного слоев триплекса около шеи, и при обратном движении человека осколки глубоко врезаются в нее. Вытащить голову назад невозможно.
Чтобы уменьшить травматизм при опрокидывании автомобиля, усиливают стойки кузова и крыши, вводят жесткие дуги над головами пассажиров.

Конструктивные мероприятия, обеспечивающие внешнюю пассивную безопасность, предназначены для уменьшения травмирования пешеходов, сохранения как самого автомобиля, так и окружающих его автомобилей и предметов.

Указанные функции элементов внешней пассивной безопасности обеспечивают соответствующим оформлением наружных выступов автомобилей; применением защитных устройств, предотвращающих попадание пешеходов под колеса автомобилей, а также попадание автомобилей малого размера под крупногабаритные транспортные средства; конструкцией и расположением бамперов автомобиля.

послеаварийная безопасность автомобиля
^ Послеаварийная безопасность автомобиля – свойство автомобиля снижать тяжесть последствий ДТП в конечной фазе и после ДТП.

К послеаварийной безопасности относятся:

– эвакоприспособленность;

– пожаробезопасность;

– герметичность.
Эвакоприспособленность – это возможность быстрой эвакуации пострадавших из поврежденного транспортного средства и оказания первичной медицинской помощи.

Эвакоприспособленность зависит от конструкции замков, дверей, наличия запасных выходов, аварийной сигнализации, медицинской аптечки.

После аварии изменяются внутренние размеры салона, уменьшаются проходы, блокируются двери.

Для обеспечения эвакуации пассажиров из автобусов в обязательном порядке предусматривают запасные выходы. В качестве запасных выходов в автобусе устраивают запасные двери, запасные окна и аварийные люки.

Требования к ним:

– запасные двери, окна и аварийные люки должны открываться изнутри и снаружи;

– запасные двери и окна должны открываться наружу;

– запасное окно должно иметь легко разбиваемое безопасное стекло;

– аварийный люк должен иметь возможность сниматься как изнутри, так и снаружи;

– каждый запасной выход должен обозначаться соответствующими надписями.

Аварийные люки обязательны на крыше междугородних и туристских автобусов. Ими могут оборудоваться и городские автобусы. Минимальное число люков в автобусе определяется числом пассажиров: 1 люк при пассажировместимости не более 50 и 2 люка при большем числе.

Обязательной является комплектация транспортных средств одной или несколькими аптечками первой медицинской помощи.

Пожаробезопасность – характеризует вероятность причинения вреда при возгорании автомобиля.

Пожаробезопасность зависит от конструкции автомобиля и наличия средств пожаротушения.

Элементы системы питания должны защищаться частями шасси или кузова. Система питания должна противостоять коррозии. В отделениях, предназначенных для пассажиров и водителя, не должно размещаться никаких приборов топливной системы.

Топливный бак нужно изготавливать из огнеупорных материалов. Он должен быть установлен так, чтобы обеспечивался вывод из транспортного средства на землю топлива, которое может вытечь из бака. Топливный бак и связанное с ним оборудование не должны накапливать статический заряд электричества.

Электрические системы должны иметь плавкий предохранитель и быть надежно изолированными.

В конструкции ТС необходимо предусматривать аварийный выключатель для снижения опасности возникновения пожара после остановки.

Обязательной является комплектация транспортных средств одним или несколькими огнетушителями.

Герметичность – характеризует вероятность проникновения воды в салон, кабину, фургон при погружении автомобиля в воду.

Возможность спасения людей из затопленного автомобиля зависит не столько от его герметичности, сколько от состояния окон автомобиля (открыты или закрыты), умения людей плавать, знания приемов эвакуации и психологической устойчивости водителя и пассажиров. При быстром погружении водитель и пассажиры теряют чувство самообладания, им необходимо время для осмысления возникшей ситуации и принятия мер для того, чтобы покинуть затонувший автомобиль.

экологическая безопасность автомобиля
^ Экологическая безопасность автомобиля – это свойство автомобиля, позволяющее уменьшить риск причинения вреда участникам движения и окружающей среде.

Под экологической безопасностью автомобиля понимается минимизация выбросов вредных веществ с отработавшими газами, уменьшение уровня шума и вибрации, снижение отходов при ТО и Р.

При движении автомобили потребляют большое количество кислорода для сжигания топлива. Например при движении со скоростью 40 км/ч автомобиль сжигает такое количество кислорода, которым могли бы дышать в течение этого времени более одной тысячи человек.

Автомобили сильно загрязняют воздух отработавшими газами. Из всех видов газов (промышленные, транспортные и др.), выбрасываемых в окружающую среду, 75% составляют отработавшие газы автомобилей.

При сгорании топлива образуются нетоксичные (азот, кислород, водяной пар, углекислый газ) и токсичные (оксиды углерода, азота, углеводороды) вещества, а также сажа и канцерогенные вещества (например – бенз(а)пирен). Всего отработавшие газы содержат до 280 различных веществ, находящихся в различных состояниях: газообразном, жидком или твердом.

В составе отработавших газов автомобилей наибольшая доля принадлежит оксиду углерода (0,5...10%), а также содержатся оксиды азота (до 0,8%), несгоревшие углеводороды (0,2...3%), альдегиды (до 0,2%), сажа, свинец, марганец и др.

Если вредность оксида углерода принять за единицу, то вредность оксидов азота равна 10, а углеводородов - 0,65.

Токсичность дизелей определяется главным образом наличием в отработавших газах оксидов азота, а у бензиновых двигателей зависит от концентрации оксидов углерода и азота.

Токсичность отработавших газов зависит от топлива, технического состояния двигателя, режима движения автомобиля. Больше всего ядовитых веществ автомобиль выбрасывает в окружающую среду при трогании с места и торможении.
Кроме отработавших газов в воздух попадают углеводороды вследствие испарения топлива из топливных баков, карбюраторов и топливопроводов.

Вторым по объемам выбросов вредным веществом, содержащим токсичные элементы, является пыль. Она состоит из частиц износившегося дорожного покрытия, резины и фрикционных накладок тормозных колодок .

Пыль оседает в легких и бронхах и приводит к возникновению профессиональных заболеваний.

Автомобили не также способствуют интенсивному шумовому загрязнению окружающей среды.

Шум, оказывая вредное влияние на человека, приводит не только к развитию различных заболеваний, но и сокращает его жизнь.

Шум характеризуется уровнем громкости, выраженной в логарифмических единицах децибелах (дБ).

При измерении шум подвергают частотной корректировке, в основе которой лежит условие эквивалентности уровней шума по энергии, выделяемой за один промежуток времени. Частотная корректировка «А» в наибольшей степени приближает измерение шума к восприятию звука человеком. Поэтому измеренные с учетом этой частотной коррекции уровни обозначаются дБА.

Шум считается вредным для человека, если этот уровень превышает 40 дБА. Уровень шума 85 дБА человек переносит мучительно, при 100 дБА и выше учащаются дыхание и биение сердца, повышается кровяное давление, изменяется состав крови и нарушается деятельность мозга, а уровень шума свыше 120 дБА травмирует мозг.

Уровни шума, дБА, создаваемые различными видами автомобилей:

– легковые автомобили 70...80;

– автобусы 80... 85;

– грузовые автомобили 80...90;

– автомобиль с турбонаддувом 135.

Основными источниками шума во время движения автомобиля являются двигатель, механизмы трансмиссии и шины.

Наиболее сильный шум возникает при интенсивном разгоне автомобиля на II и III передачах. При скорости 70...80 км/ч и полной нагрузке основным источником шума служит двигатель, а при большей скорости движения – шины.

Уровень шума автомобиля зависит от его категории, типа и мощности двигателя, технического состояния автомобиля, режима движения.

Один автомобиль за полный жизненный цикл образует вторичных ресурсов и отходов в 10 раз больше собственной массы. Если при этом учитывать и применяемую воду (один автомобиль за год при многократных прохождениях через моечную установку в среднем оставляет вредных веществ до 50 кг – легковой и до 250 кг – грузовой), то масса образующихся отходов превысит массу автомобиля в 100 раз.

Похожие:

Конструктивная безопасность автомобиля iconА. В. Федорова менеджер по продажам
Подвеска автомобиля предназначена для обеспечения упругой связи между колесами и кузовом автомобиля за счет восприятия действующих...
Конструктивная безопасность автомобиля iconКомпьютерная диагностика
Либо обнаружит соответствующую ошибку в системе активной безопасности автомобиля. Также весьма полезной представляется диагностика...
Конструктивная безопасность автомобиля icon1. Определение понятий: радиационная безопасность; радионуклиды,...
Радиационная безопасность это состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного воздействия ионизирующего...
Конструктивная безопасность автомобиля iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельность» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей...
Конструктивная безопасность автомобиля iconМетодические указания для практических работ и дипломного проектирования...
«Безопасность жизнедеятельности» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей...
Конструктивная безопасность автомобиля iconМатериалы для подготовки и покраски автомобиля
Для качественной покраски автомобиля следует применять качественные материалы это аксиома. Это касается не только самой краски, но...
Конструктивная безопасность автомобиля iconВ связи  с развитием направления,  компания "Автодель" официальный дилер по продаже автомобилей
Наличие водительских прав категорий В, практический опыт вождения автомобиля. Наличие личного автомобиля (приветствуется)
Конструктивная безопасность автомобиля iconПри проверке электрических цепей автомобиля, как правило, применяют...
Только в этом случае можно оценивать состояние всего электрооборудования автомобиля в полной мере
Конструктивная безопасность автомобиля iconМетеорологические условия производственной среды и безопасность
...
Конструктивная безопасность автомобиля iconБезопасность технологических процессов и производств
«Промышленная безопасность и охрана окружающей среды» Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина (зав...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница