Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г


Скачать 43.53 Kb.
НазваниеСергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г
Дата публикации01.05.2013
Размер43.53 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы

Виды и техника слушания


Автор: Сергей Владимирович Дохолян
Источник: Elitarium.ru
Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более более 10% людей умеют выслушать собеседника. Узнайте наиболее важные приемы эмпатического слушания и такта.

Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существуют по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этом случае обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

Можно выделить следующие приемы слушания.

  1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

  2. Поддакивание.

  3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

  4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

  5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

  6. Побуждение.

  7. Уточняющие вопросы.

  8. Наводящие вопросы.

  9. Оценки, советы.

  10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

  11. Эмоции.

  12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально).

  13. Логические следствия из высказываний партнера, например предположения о причине события.

  14. «Хамовитые реакции».

  15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).

  16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляются 3 такта:

  • поддержка;

  • уяснение;

  • комментирование.

Во время поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение».

В процессе уяснения цели: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз.

При комментировании слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

В этом случае важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции».

Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы можете уже общаться с ним нормально.

Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

Таким образом, эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. Правила эмпатического слушания:

  1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

  2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

  3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

  4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.

  5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами, кивать головой или же повторять его последние слова.

  6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.

Похожие:

Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconЗакон от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях"
Дата первой официальной публикации: 11 июля 2001 г. Опубликовано: на сайте "Российской Газеты"
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconСергей Владимирович, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли...
О методах и инструментах достижения этих целей, экологичном строительстве больниц и инновационном подходе к проектированию, рассказывает...
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconOverview 23 июля 24 июля 25 июля 26 июля 27 июля 28 июля Sheet 1: 23 июля
Ткачество П. Цицура; Лепка из глины Е. Зулькарнаева; Лоскутное шитье М. Цой
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconЛитература   Дата публикации: 14 июля 1999 года Текст издания: Луи...
Автор в очень доступной форме показывает, какой переворот произвела квантовая теория в развитии физики наших дней. Вся книга написана...
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconСергей Наговицын родился 22 июля 1968 года в Перми в Кировском районе...
Сергей поступил в Пермский Медицинский институт, но его забрали в армию. Демобилизовавшись, Сергей устроился на работу в пермский...
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г icon«Философия»
Типовой учебной программы утвержденной и введенной в действие приказом Министерство образования и науки Республики Казахстана от...
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconПроект Федерального закона "О культуре в Российской Федерации"
Дата первой официальной публикации: 26 октября 2011 г. Опубликовано: на сайте "Российской Газеты"
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconС изменениями от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря...
Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области...
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconСавицкий Роман Владимирович Дата рожд e ния
Образованиe: Мирнинский Региональный Технический Колледж, cпeциальность «Техническое обслуживание вычислительной техники и компьютерных...
Сергей Владимирович Дохолян Источник: Elitarium ru Дата публикации в источнике: 22 июля 2005г iconПроизведения
Гражданин рф, Конев Сергей Владимирович, в дальнейшем именуемый Лицензиат, совместно именуемые Стороны, подписали настоящий Лицензионный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница