Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет»


Скачать 282.82 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет»
страница1/3
Дата публикации01.05.2013
Размер282.82 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3


Приложение 1

к приказу от 25.10.2012 № 628
Методические рекомендации для преподавателей

по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения

в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в вузе является необходимость использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (п. 7.3 ФГОС ВПО) для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  1. Пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  2. Активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  3. Интерактивная – субъект-субъетное взаимодействие.

С последнее десятилетие предпочтение отдается интерактивной модели обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («Inter» - это взаимный, «act» - действовать). Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знаний, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Цели интерактивного обучения:

  • повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

  • усиление мотивации к изучению дисциплины;

  • формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

  • формирование коммуникативных навыков;

  • развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

  • формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

  • сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.


Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр), а также при повышении квалификации. Удельный вес занятий, проводимый в активных и интерактивных формах, определяется каждой ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных. Объем часов, отводимых на интерактивные формы обучения, должен быть предусмотрен учебным планом и отражен в тематическом плане Учебно-методического комплекса дисциплины.

При интерактивной модели обучения исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия обучающихся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Ядром интерактивных методов обучения являются активные методы – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – развитие мышление обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний, и одновременное развитие практических навыков и умений размышлять, осмысливать свои действия.


  1. Особенности интерактивного обучения:

Образовательный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания и освоения учебного образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

  1. Основные методические принципы интерактивного обучения:

  • тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;

  • всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;

  • поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

  • выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции модератора (руководителя), который инициирует обсуждение учебной проблемы;

  • активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

  • постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности;

  • оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;

  • интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и способностей в групповых занятиях;

  • осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты;

  • обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации.

  1. Интерактивное обучение предполагает:

  • Регулярное обновление и использование электронных учебно-методических изданий;

  • Использование для проведения учебных занятий современные мультимедийные средства обучения;

  • Формирование видеотеки с курсами лекций и бизнес-кейсами;

  • Проведение аудиторных занятий в режиме реального времени с использованием Интернет-ресурсов.


В ФГОС ВПО приводятся некоторые виды интерактивных форм обучения:

  • Деловые и ролевые игры;

  • Психологические и иные тренинги;

  • Групповая, научная дискуссия, диспут;

  • Дебаты;

  • Кейс-метод;

  • Метод проектов;

  • Мозговой штурм;

  • Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);

  • Разбор конкретных ситуаций;

  • Метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп);

  • Круглые столы;

  • Вузовские, межвузовские видео – телеконференции;

  • Проведение форумов;

  • Компьютерные симуляции;

  • Компьютерное моделирование и практический анализ результатов;

  • Презентации на основе современных мультимедийных средств;

  • Интерактивные лекции;

  • Лекция пресс-конференция;

  • Бинарная лекция (лекция вдвоем);

  • Лекция с заранее запланированными ошибками;

  • Проблемная лекция.


Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

С помощью деловой игры можно определить: наличие тактического и (или) стратегического мышления; способность анализировать собственные возможности и выстаивать соответствующую линию поведения; способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.

Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей:

  • инструктаж преподавателя о проведении игры (тема, цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

  • изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы;

- собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);

- публичная защита предлагаемых решений;

  • определение победителей игры;

  • подведение итогов и анализ игры преподавателем.

Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникации, решения проблем, обработки различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.

В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность люден (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Исполнение ролей (ролевые игры). В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между обучающимися распределяются роли с «обязательным их содержанием», характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение проблемы. В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация. Обучающие, не получившие роли, наблюдают за ходом игры, выступают арбитрами и участвуют в ее заключительном анализе.

«Деловой театр» (метод инсценировки). В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке, Студент должен вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, их задачи.

Игровое проектирование является практическим занятием или циклом занятий, суть которых состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степень сочетания индивидуальной и совместной работы студентов. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знание каждым технологии процесса проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия.

Познавательно-дидактические игры не относятся к деловым играм. Они предполагают лишь включение изучаемого материала в необычный игровой контекст и иногда содержат лишь элементы ролевых игр. Такие игры могут проводиться в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, «Поле чудес», КВН и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей, (например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами).
Нооген – это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно-деятельностных играх, а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: построить занятие, где учитель молчит, построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий и т.п.).

Исходный элемент этой образовательной технологии – коллективное построение возможных миров и возможных научных теорий.

Предметом ноогеновских задач могут быть пространство, время, природа, история, язык, отношения между людьми (детьми и взрослыми).
Анализ конкретных ситуаций. Конкретная ситуация – это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные
Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация)усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования)

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике.

При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике экономического, правового, медицинскоо образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

Метод case-study был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

В настоящее время активные методы обучения, в том числе метод case-study, достаточно широко применяются при подготовке экономических кадров в ряде ведущих экономических вузов России. Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод case-study развивает следующий навыки:

  1. Аналитические – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.

  2. Практические – пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования различных методов и принципов.

  3. Творческие.

  4. Коммуникативные – умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, но убедительный отчет.

  5. Социальные – оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.п.

  6. Самоанализ – несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;

  • иметь соответствующий уровень трудности;

  • иллюстрировать несколько аспектов;

  • быть актуальным на сегодняшний день;

  • иллюстрировать типичные ситуации;

  • развивать аналитическое мышление;

  • провоцировать дискуссию;

  • иметь несколько решений.


Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении. Она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности.

^ В рамках учебной деятельности приемы формирования группы рекомендуется использовать в следующих учебных ситуациях:

  • при запуске новой учебной программы (проекта);

  • в начале работы малых групп сотрудничества;

  • когда нужно сделать паузу и переключить внимание учащихся с одного вопроса на другой;

  • в конце занятия, когда учащиеся устали;

  • перед началом проведения тренингов, семинаров и других учебных мероприятий, предусматривающих групповые формы деятельности.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconКонтрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для...
Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению рекомендованы к изданию методической комиссией факультета гуманитарной...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconНа доску объявлений вниманию учащихся гимназии, студентов и аспирантов тюмГУ!
Фгбоу впо «Тюменский государственный университет» предоставляет иногородним гимназистам, студентам и аспирантам на время обучения...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconМетодические указания для студентов очной и заочной форм обучения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconМетодические рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников
Фгоу впо красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconОб утверждении Порядка перехода лиц, обучающихся по образовательным...
Ация «Союз студентов Тюменского государственного университета, представляя студенческое сообщество фгбоу впо «Тюменский государственный...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconТ. П. Дубровская методические рекомендации для преподавателей по...
«методических указаний по проведению практических занятий для студентов колледжа»
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» состоится Форум студенческих общественных объединений
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconПоложение об Открытом конкурсе на лучший дизайн эмблемы (символа)...
Конкурс на лучший дизайн эмблемы Студенческого совета фгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» проводится...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в фгбоу впо «Тюменский государственный университет» iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Приглашаем вас принять участие во II международной студенческой научно-практической конференции «Молодежь в науке и образовании:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница