Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика»


НазваниеУчебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика»
страница1/19
Дата публикации05.05.2013
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Информатика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

681. 3×5(07) № 4254

Р – 134 МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»


Рабочая программа, методические указания, учебный

практикум и варианты заданий к контрольной

работе по курсу

ИНФОРМАТИКА


Часть 1

Для студентов специальностей: 16.09.01 Техническая эксплуатация

летательных аппаратов и двигателей, 21.01.05

Электронные приборы и устройства

факультета безотрывных форм обучения







Таганрог 2008



УДК 681.3×5(075.5)

Глушань В.М. Рабочая программа, методические указания, учебный практикум и варианты заданий к контрольной работе по курсу «Информатика». Ч.1. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 75 с.


Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика», некоторые из которых являются оригинальными. Поэтому, несмотря на то, что оно адресовано студентам заочной формы обучения специальностей 21.01.05 и 16.09.01, оно будет полезно студентам всех форм обучения других специальностей и преподавателям, ведущим практические занятия по информатике.


Печатается в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006 – 2008 гг.), гранты РНП.2.1.2.3193 и РНП.2.1.2.2238.

Рецензент В. П. Карелин, д-р техн. наук, зав. каф. математики и информатики ТИУи Э.

© В.М. Глушань, 2008


© ТТИ ЮФУ, 2008

Введение



Информатика, как наука появилась около 20 лет назад. Она стала неотъемлемой частью учебных планов образовательных учреждений всех уровней, начиная от средней школы и заканчивая высшими учебными заведениями. Такая ширина охвата всех уровней образования делает эту науку уникальной.

В связи с этим появляется масса учебников, учебных пособий и различных методических указаний по тем или иным разделам информатики. Их пишут люди самых различных специальностей и уровней профессионализма – от журналистов до кибернетиков. Почему это стало возможным, почему так велик диапазон специалистов, принимающих участие в становлении и формировании этой, молодой еще, науки?

Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. Но, безусловно, правильным, но не единственным, будет ответ, состоящий в том, что информатика проникла во все сферы человеческой деятельности. А ее бурное и повсеместное проникновение связано со ставшими доступными рядовому пользователю персональными компьютерами.

Именно благодаря компьютерам стало возможным оперативно собирать, перерабатывать, хранить и передавать большие объемы информации и, как следствие, управлять процессами совершенно различной природы. В то же время наука, связанная с информационными преобразованиями с целью управления в живой и неживой природе, получила, после опубликования в 1947 году известной книги Норберта Винера «Кибернетика или управление и связь в живом и машине», название кибернетика (кибернетос в переводе с греческого «кормчий, рулевой»).

Новая наука в 50−70-х годах ХХ-го века оказала ошеломляющее влияние на умы многих людей. “Создание ЭВМ – в принципе универсальных преобразователей информации – привлекло к кибернетике множество любителей “легкой наживы”. Почему бы не завоевать себе репутацию ученого на безответственных спекуляциях о том, что такое кибернетика и что она сотворит с человеческим обществом” – говорил академик А.А. Дородницын, директор Вычислительного центра АН СССР.

Для того чтобы отмежеваться от кибернетических ученых-шарлатанов, настоящие американские и английские ученые предпочли термину “кибернетика” термин «компьютерные науки», а французские – «информатика». К последним присоединились и многие советские ученые. Так произошло вытеснение несколько скомпрометировавшего себя термина «кибернетика» термином «информатика». Сегодня оба эти термина довольно мирно сосуществуют. Причем, когда речь идет о будущем, о прогрессе компьютеризации, чаще употребляется термин «информатика». Когда же речь идет о прошлом, о зарождении и развитии ЭВМ, о методологии этого направления в науке, пользуются термином «кибернетика».

Существует и другое объяснение термина “информатика”. Некоторые специалисты предпочитают считать этот термин своеобразным гибридом двух слов: “информация” и “автоматика”. В результате объединения подчеркнутых частей этих двух слов и получается “информатика”.

Как бы там ни было, главный смысл и содержание науки “информатика” остается в неразрывной связи с электронно-вычислительной техникой (ЭВТ) и ее возможностями. Таким образом, можно считать, что “информатикаэто наука обо всей сфере автоматизированного сбора, переработки, хранения и использования информации с помощью ЭВТ.

Исходя из приведенной трактовки информатики как науки, происходит и ее содержательное наполнение. Однако, несмотря на существование государственных стандартов, разные авторские коллективы и отдельные авторы свои учебники и учебные пособия наполняют различным содержанием, часто отличающимся довольно существенно.

В связи с тем, что информатика выросла из кибернетики, и является прямой ее наследницей, то она и должна заимствовать из кибернетики ее основополагающие принципы, подходы и теоретический аппарат. Во многих же учебниках, и даже общепризнанных, все это только декларируется. На самом деле в них с той или иной степенью подробности рассматриваются прикладные вопросы информатики, т.е. как устроены и функционируют системное и прикладное программное обеспечение, различные приложения (текстовые и графические редакторы), компьютерные сети и т.п.

Теоретическим же вопросам информатики места либо вообще не уделяется, либо уделяется, но очень мало. В то же время в учебных планах, особенно для студентов, обучающихся по заочной форме, планируются практические занятия, лабораторные и контрольные работы, а сам курс информатики делится на две части. Ясно, что практические занятия и особенно контрольные работы, должны носить расчетно-аналитический характер.

В связи с этим курс информатики нужно делить на две части: теоретическую и прикладную информатику. Именно так построено учебное пособие [1]. А в учебном пособии [2] предлагается делить курс информатики даже на 3 составные части. Но в [1] дальше рассмотрения систем счисления и перехода от одной системы счисления к другой речь не идет. В [2] уже рассматриваются вопросы выполнения арифметических операций над двоичными числами, но с недостаточной степенью полноты и подробности. Особенно это касается операций умножения и деления. Более глубокое продвижение в этом направлении дано в [3], где приведены правила, приемы и алгоритмы выполнения основных арифметических операций над двоичными числами, с использованием которых и строится вся ЭВТ.

Как показывает опыт проведения занятий со студентами-заочниками, да и дневниками, решение указанных задач вызывает у студентов определенные затруднения. Поэтому в данном учебно-методическом пособии особое внимание уделяется наиболее сложным вопросам выполнения основных арифметических операций над двоичными числами: сложению, вычитанию, умножению и делению.

Из вышеизложенного вытекают следующая цель и задачи дисциплины:

  • цель – помочь студентам в получении знаний при самостоятельном изучении наиболее сложных разделов курса информатики;

  • задачи

  • ознакомить студентов с рабочей программой первой части курса;

  • дать теоретические сведения по выполнению основных арифметических операций в ЭВМ;

  • на конкретных примерах показать и дать методические рекомендации по выполнению арифметических операций;

  • сформулировать задания к самостоятельному выполнению контрольной работы;

  • привести пример выполнения и оформления контрольной работы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconУчебно-методическое пособие по изучению курса «Уголовно-процессуальное право рф: Общая часть»
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по изучению Общей части уголовного процесса. В него...
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconОтечественная история учебно-методическое пособие
«Отечественная история» по дисциплине гсэ. Ф. 03 Отечественная история. Пособие содержит материалы по отечественной истории, методические...
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconУчебно-методическое пособие Юристъ Москва 1996 ббк 67 о-75
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей курса «Основы права» в средних учебных заведениях. Оно подготовлено...
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы в соответствии...
Линейная алгебра. Учебно-методическое пособие для студентов первого курса бакалавриата, обучающихся по направлениям 080100. 62 «Экономика»...
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Санкт-Петербург
Учебно-методический комплекс содержит материалы, определяющие содержание и порядок изучения дисциплин «Информатика», «Прикладная...
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconУчебно-методическое пособие
Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с....
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconМетодическое пособие и задание к практическим занятиям по дисциплине «экономическая статистика»
Составлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Экономическая статистика». Содержит: методические указания по решению...
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconУчебно-методическое пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я. В. Погребная. – Ставрополь:...
Учебно-методическое пособие наряду с рабочей программой и вариантами заданий к контрольной работе содержит теоретические сведения из первой части курса «Информатика» iconМетодическое пособие по выполнению студенческих научных работ, подготовке...
Методическое пособие предназначено для студентов Кубанского государственного аграрного университета, обучающихся по специальностям:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница