Учебно-методическое пособие


Скачать 205.93 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие
страница1/4
Дата публикации05.05.2013
Размер205.93 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Информатика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4


УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра вычислительной техники и инженерной кибернетики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
к выполнению контрольной работы по информатике

для студентов заочной формы обучения

УФА 2004

Учебно-методическое пособие содержит требования к выполнению контрольной работы по информатике для студентов-заочников и примеры решения задач по каждому из предложенных заданий.


Составитель Хоробров В.Р., доцент, к.т.н.
Рецензент Давыдов А.Ф., доцент


© Уфимский государственный нефтяной технический университет,2004


ВВЕДЕНИЕ



При изучении дисциплины Информатика студенты-заочники выполняют контрольную работу, целью которой является приобретение навыков алгоритмизации и программирования на алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ.

^ СОСТАВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В состав контрольной работы входят задания по следующим разделам

  • программирование линейного вычислительного процесса;

  • программирование арифметического цикла;

  • программирование разветвляющегося вычислительного процесса;

  • программирование итерационного цикла (вычисление рядов);

  • программирование матричных операций.


Студент выполняет один и тот же вариант для всех заданий. Номер варианта определяется числом, образованным двумя правыми цифрами шифра студента. Так для шифра 120036 номер варианта равен 36, а для шифра 125500 - номер варианта равен 100.

Варианты заданий выбираются из методической разработки [1], в которой приведены по 100 вариантов для каждого задания.

В помощь студенту приведены примеры решения задач по каждому из пяти заданий. Рассмотрены различные варианты выполнения задания 2 (арифметический цикл), задания 3 (разветвляющийся алгоритм) и задания 4

(вычисление рядов).



^ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет должен иметь следующую структуру:

Титульный лист

Содержание(оглавление)

  1. Наименование задания 1

    1. Постановка задачи

    2. Блок-схема алгоритма

    3. Программа на языке Паскаль

    4. Результаты решения

  1. Наименование задания 2

    1. Постановка задачи

--------------------------------------------

--------------------------------------------

    1. Результаты решения

Список использованной литературы
Отчет выполняется на листах формата А4 (210×297). Допускается использование листов в клетку. Листы отчета должны быть пронумерованы, начиная со следующего после титульного листа. Номер листа проставляется в середине верхней его части. Желательно (но не обязательно) оформлять отчет в печатном виде с использованием редактора WORD.

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.

Содержание (оглавление) отчета включает все выделенные в тексте заголовки частей и разделов с указанием начальных страниц, включая список литературы.

Блок-схемы алгоритмов выполняются в соответствии с ГОСТ 19.001-80 и 19.003-80. В приложении 2 приведены требования к оформлению блок-схем алгоритмов.

Программа на Паскале составляется в соответствии с блок-схемой алгоритма и представляется в распечатанном на принтере виде.

Результаты расчета представляются на той же распечатке, что и программа (не на отдельных листах). Если распечатка программы и результатов имеет длину, превышающую размер листа (297 мм), то ее следует аккуратно сложить по формату листа, не разрезая на отдельные листы.

Примеры алгоритмов и программ
1. Программирование алгоритмов линейной структуры




Пример. Вычислить значение функции y=sin x+ex+2, где x=ln a+,

b=cos 3a, a=7,25.

Блок-схема алгоритма

Расчет контрольного примера (к.п.)

;







Паскаль-программа




Program prim1;

var a,b,x,y:real;


y=sinx+ex+2


begin

write (‘Введите а=’); readln (a);

b:=cos(a)*cos(a)*cos(a);

x:=ln(a)+sqrt(abs(b));

y:=sin(x)+exp(x+2);

writeln (‘b=’,b:1:3, ‘ x=’,x:1:3,’ y=’,y:1:3);

end.


Контрольный пример:

Введите а=1

b=0.158 x=0.397 y=11.379
Вывод: программа работоспособна, т. к. значения результатов контрольного примера ручного и машинного счета приблизи-тельно совпадают.

Результат:

Введите а=7.25

b=0.183 x=2.409 y=82.855


2. Программирование алгоритмов циклической структуры
Пример. Вычислить значение функции

, где

при а, изменяющемся от ан до ак,

с шагом Δа

aн=2, ак=3, Δа=0,2
а) с использованием оператора цикла с предусловием while

Блок-схема алгоритма

Паскаль-программа




Program prim31;

var an,ak,da,a,x,y:real;

begin

write(‘Введите an,ak,da=’);

a=aн
readln(an,ak,da);

a:=an;

while a<=ak+0.0001 do

begin

нет x:=ln(a);

y:=exp(1/3*ln(abs(sin(x))));

да writeln(‘a=’,a:3:1,’ x=’,

x=lna
x:5:3,’ y=’,y:5:3);

a:=a+da;

end;

end.
















Результаты

a=a+Δa
Введите an,ak,da=2 3 0.2

a=2.0 x=0.693 y=0.861

a=2.2 x=0.788 y=0.892

a=2.4 x=0.875 y=0.916

a=2.6 x=0.956 y=0.935

a=2.8 x=1.030 y=0.950

a=3.0 x=1.099 y=0.962




б) с использованием оператора цикла с постусловием repeat-until
Блок-схема алгоритма Паскаль-программа




Program prim32;

var an,ak,da,a,x,y:real;

begin

write(‘Введите an,ak,da=’);

readln(an,ak,da);

a:=an;

repeat

x:=ln(a);

y:=exp(1/3*ln(abs(sin(x))));

writeln(‘a=’,a:3:1,’ x=’,x:5:3,

‘ y=’,y:5:3);

a:=a+da;

until a>ak;

end.









Результаты

Введите an,ak,da=2 3 0.2

a=2.0 x=0.693 y=0.861

a=2.2 x=0.788 y=0.892

нет a=2.4 x=0.875 y=0.916

a=2.6 x=0.956 y=0.935

да a=2.8 x=1.030 y=0.950

a=3.0 x=1.099 y=0.962




в) с использованием оператора цикла с параметром for
Блок-схема алгоритма








Паскаль-программа

Program prim33;


n=[(aкн)/ Δa]+1
var an,ak,da,a,x,y:real;

i,n:integer;

begin

write(‘Введите an,ak,da=’);

a= aн
redln(an,ak,da);

n:=trunc((ak-an)/da)+1;

a:=an;

for i:=1 to n do

begin

x:=ln(a);

y:=exp(1/3*ln(abs(sin(x))));

x=lna
writeln(‘a=’,a:3:1,

‘ x=’,x:5:3,’ y=’,y:5:3);

a:=a+da;

end;



end.








Результаты

Введите an,ak,da=2 3 0.2

a=2.0 x=0.693 y=0.861

a=a+Δa
a=2.2 x=0.788 y=0.892

a=2.4 x=0.875 y=0.916

a=2.6 x=0.956 y=0.935

a=2.8 x=1.030 y=0.950

a=3.0 x=1.099 y=0.962








^ 3. Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры

Пример. Вычислить значение функции.

если




а) с использованием условного оператора if-then-else

Паскаль-программа
Program prim21;

var a,b,c,x,y:real;

n:integer;

begin

write(‘Введите а=’); readln(a);

x:=ln(abs(a-cos(a)));

c:=x*a; b:=x+a;

if c<=0 then

begin y:=-10.5; n:=1; end

else

if c=>3.5 then

да begin y:=c+ln(b); n:=3; end

else

нет begin y:=exp(c)+2*b; n:=2; end;

writeln(‘x=’,x:1:3,’ c=’,c:1:3,’ y=’,

да y:1:3,’ n=’,n);

end.

нет


y=eс+2b, n=2

y=c+lnb, n=3
Результат


y=-10.5, n=1
Введите а=7.35




x=1.927 c=14.162 y=16.389 n=3














б) c использованием оператора выбора case
Паскаль-программа




Program prim22;

var a,b,c,x,y:real;

k:integer;

begin

write(‘Введите а=’); readln(a);

x:=ln(abs(a-cos(a)));

c:=x*a; b:=x+a;

if c<=0 then k:=1 else

if c<=3.5 then k:=2 else k:=3;

case k of

1: y:=-10.5;

да 2: y:=exp(c)+2*b;

3: y:=c+ln(b);

нет end;

да writeln(‘x=’,x:1:3,’ c=’,c:1:3,’

=’,y:1:3,’ k=’,k);

нет end.

Результат

Введите а=7.35

x=1.927 c=14.162

y=16.389 k=3



нет






да k=1






y=ec+2b



k=2






k=3











^ 4. Суммирование рядов
Задача. Разработать программу вычисления точного Y и прибли-женного S значений функции при изменении её аргумента от xн до xк

с шагом Δx.

Приближенное значение функции, представленной бесконечным рядом , вычислять путем суммирования членов ряда до достижения требуемой точности = . То есть прибавлять очередной член ряда до тех пор, пока его значение по абсолютной величине не станет меньше . Для предотвращения зацикливания предусмотреть завершение процесса суммирования членов ряда по заданному максимальному номеру члена ряда =1000.

Ниже рассмотрены примеры суммирования бесконечных рядов трех типов:

а) текущий член ряда ai вычисляется непосредственно;

б) текущий член ряда ai вычисляется по рекуррентной формуле

,

где ;

в) текущий член ряда ai является произведением двух сомножителей , где вычисляется непосредственно, а -по рекуррентной формуле. Формула итерации для текущего члена находится в виде: ,

где .

Примеры
а) рассматривается вариант вычисления суммы бесконечного ряда, текущий член ai которого вычисляется непосредственно и имеет вид, например,

и т.д.
Пример 1.

; ;

;

- вычисляется непосредственно;


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с....
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я. В. Погребная. – Ставрополь:...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие iconОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие очерчивает основной круг вопросов, исследуемых...
Волкова В. В. Имиджелогия. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавгту, 2005. – 168 с
Учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие iconКафедра государственного, муниципального управления и социологии...
Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница