2. Место языков программирования в предметной области «Информатика»


Название2. Место языков программирования в предметной области «Информатика»
страница1/8
Дата публикации06.05.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

1. История и эволюция языков программирования. Краткий обзор.

Язык программирования (алгоритмический язык) – набор правил, определяющих, какие последовательности символов составляют программу (синтаксические правила) и какие вычисления описывает программа. Здесь под программой понимается текст, задающий множество процессов вычислений, в соответствии с которым, исполнитель, понимающий программу, выполняет их.

На сегодня существуют сотни языков программирования, но все их можно разделить на три основных типа:

-машинные языки;

-языки ассемблера;

-языки высокого уровня;

-системы программирования.

^ Машинные языки Процессор компьютера, как мы знаем, понимает только двоичные коды – в самом "низу" компьютер оперирует довольно простыми понятиями – нулями и единицами. И вначале программисты работали с ограниченным набором примитивных команд, представлявшим собой машинный язык. каждый машинный язык может быть использован только на компьютере определенного типа. Определение. Машинный язык – язык программирования, предназначенный для представления программы в форме, позволяющей выполнять ее непосредственно техническими средствами обработки информации.Кодирование занимало очень много времени, а выигрыш достигался только за счет того, что компьютер умел выполнять все эти простые действия очень быстро, поскольку команды без посредника «работали с железом». Но таким способом можно было решать только относительно простые вычислительные задачи.


2.Место языков программирования в предметной области «Информатика»

Программирование – раздел информатики, изучающий описание процессов обработки данных.

^ Технология программирования изучает технологические процессы и порядок их использования.

Характеристики языков программирования.

Классификация. Выделяются три характеристики языков программирования:

Уровень языка – характеризуется сложностью задач, решаемых с помощью этого языка.

Все языки программирования можно разделить на три основных типа:

  1. Машинные языки

  2. Языки ассемблера

  3. Языки высокого уровня

Мощность языка. Мощность языка – характеризуется количеством и многообразием задач, алгоритмы решения которых можно записать, используя этот язык.

Взаимосвязь уровня языка и мощности выражается следующим: чем выше уровень языка, тем ниже его мощность и наоборот.

^ Концептуальная целостность – характеризуется свойствами совокупности понятий, служащих для описания этого языка и включает три взаимосвязанных аспекта:

-Экономия понятий – язык должен достигать своей максимальной мощности минимальным количеством понятий.

^ Ортогональность понятий – между понятиями не должно быть взаимного влияния.

-Единообразие понятий – требование согласованного единого подхода к описанию и использованию всех понятий.


3.Концепции и принципы технологии ООП.Объекты и классы.

Характеристики программного продукта, созданного с использованием средств ООП

-Программный продукт, созданный с помощью инструментальных средств ООП, содержит объекты с их характерными свойствами, для которых разработан графический интерфйес пользователя.

-Как правило, работа с программным продуктом осуществляется с помощью экранной формы, с объектами управления, которые содержат методы обработки, вызываемые при наступлении определенных событий.

-Каждый объект управления обладает определенными свойствами, значения которых могут изменяться.

-Для объекта управления уточняется перечень событий, и создаются пользовательские метода обработки – программный код на языке программирования в виде событийных процедур.

Особенности программного продукта, созданного

с использованием технологии ООП

1. Использование классов. Класс – это тип, определяемый программистом, в котором

объединены данные и функции (методы) для их обработки.

2. Конкретные переменные типа данных «класс» называются

экземплярами класса, или объектами.

3. Программы, разрабатываемые на основе концепций ООП, реализуют алгоритмы,

описывающие взаимодействие между объектами.

Концепции ООП

1. Все, с чем имеет дело пользователь или разработчик, является объектом, у объектов есть

свойства.


4.Системы программирования VB 6.0

Краткая история Visual BASIC.

Как язык программирования Basic был создан в начале 60-х годов XX века. Полное его название звучит так: Begginer`s All-purpose Symbolic Instruction Code. А точный смысловой перевод: универсальный символьный программный код для начинающих.

Важнейшие качества BASIC – простота и компактность – оказались решающими в период начала перехода на микрокомпьютеры. В 1975 г. создается новая версия языка для «Альтаира», способная работать в 4Кб оперативной памяти этого компьютера

С годами язык программирования BASIC совершенствовался и развивался. Когда микрокомпьютеры уступили свое место персональным IBM PC, пришло время Microsoft Quick BASIC. в компьютерном мире– был принят стандарт на графический интерфейс пользователя. Для реализации его уже необходима новая программная разработка. Ей стала ОС Windows – удобная интуитивно понятная среда.

Жизнь программистов превратилась в сущий ад, считалось, что с появлением ОС Windows любительскому программированию пришел конец. Выход был найден в 1991 г., когда корпорация Microsoft представила новую версию системы программирования Visual Basic. В ней нашли свое сочетание расширенные возможности Basic`а и средства визуального проектирования. Это позволило существенно упростить процесс программирования, не понижая производительности создания программ, не отказываясь от использования графического интерфейса Windows. . Кроме того, Visual Basic позволяет освоить программирование не просто на бумаге, а так, чтобы любая, даже самая простая программа, имела законченный вид и соблюдала все требования ОС Windows.

Система программирования, основанная на Visual BASIC, как и сам язык, постоянно развиваются.


5.Этапы программирования с использованием системы программирования Visual Basic

 С помощью систем программирования можно не просто писать программы, а собирать их из готовых компонентов: используется как можно больше процедур и функций заранее заготовленных и давно проверенных. Такие «заготовки» находятся в специальных хранилищах – библиотеках. Их надо только взять (вызвать в свою программу), настроить и они будут работать.

Естественно, что программист не обязан пользоваться только стандартными библиотеками - всегда можно написать свои собственные процедуры и функции, собрав их в дальнейшем в свою библиотеку.

Таким образом, программа, написанная на языке программирования с использованием системы программирования (в основном состоит из многочисленных вызовов стандартных библиотечных подпрограмм) и подающаяся на вход транслятора, называется исходным текстом (исходным кодом).

Такой текст можно читать, править, но работать он пока не будет.

 На втором этапе исходный текст обрабатывается компилятором того языка программирования, на котором он написан. После такой обработки исходный код превращается в объектный (объектная программа) и читать его бесполезно – это набор цифр, понятных только процессору. Но опять таки – это еще не программа. Для ее выполнения процессору не хватает кода, который содержится в библиотеках стандартных функций и процедур.

 На третьем этапе начинает работу программа, которая называется редактором связей. Она проверяет, какие стандартные подпрограммы были использованы в программе, извлекает их код их библиотек и вставляет в объектный код. Только тогда программа становится настоящей рабочей и называется уже исполнимым кодом (в среде Visual Basic он называется программным кодом).


6.Переменные VB 6.0,явное/неявное объявление переменной.

Переменная – это поименованная область памяти, предназначенная для хранения данных.Переменная имеет имя и значение: имя переменной уникально и неизменно, а значение может меняться в процессе выполнения алгоритма программы. Имя переменной – это символ (строка символов), которая идентифицирует переменную в программе. Значение переменной – это данные,которые хранятся в этой переменной.

Тип переменной определяет:

 ее размер в памяти;

 тип информации, которую она может хранить;

 операции, которые могут быть выполнены с ее участием.

^ Объявление переменных

Под объявлением переменных понимается резервирование памяти для хранения их значения, не обязательно с указанием типа данных. Visual Basic 6.0 не требует предварительного объявления переменных, как это принято в С++ или Pascal. В этом случае первое использование любой переменной в программе считается ее неявным объявлением. Такая переменная создается в тот самый момент, когда используется программой.

Например, a% = 7 ' неявное объявление переменной типа Integer

b = 21 ' неявное объявление переменной типа Variant

^ Явное объявление переменных требует их предварительного определения – инструкции, содержащей переменную, должна предшествовать строка, ее объявляющая. В этом случае необходимо использование ключевых слов Dim, ReDim (для массивов),


7.Модульный принцип построения проекта VB 6.0,область видимости переменных.

Работа в среде Visual Basic 6.0 позволяет реализовать концепцию модульного программирования – способа разработки приложений, при котором вся программа разбивается на группу компонентов,называемых модулями, причем каждый из них имеет свое четкое назначение, детально проработанный интерфейс с внешней средой и оформляется в виде отдельного файла.

Модуль – независимая программная единица, служащая для выполнения некоторой определенной функции программы и связи с остальной частью программы. Реализация модульного принципа построения проекта возможна благодаря тому, что отдельные модули сохраняются в отдельных файлах. В документации Visual Basic 6.0 упоминается три основных типа программных модулей: модуль

формы (*.frm), стандартный модуль (*.bas), модуль класса (*.cls). ^ Модуль формы содержит код, обрабатывающий различные события (оформляется в виде процедур-обработки событий), а также обычные процедуры и функции, не связанные с каким-либо

объектом.^ В стандартном или универсальном модуле содержатся программные коды, которые могут использоваться не в одной, а в нескольких формах. Стандартный модуль представляет собой набор процедур Visual Basic, объявлений, констант, переменных и т.п. В него могут входить подпрограммы и функции, однако, в отличие от модуля формы, область видимости данных стандартного модуля по

умолчанию распространяется на всю программу. Рекомендуется, если процедура относиться не только к конкретной форме, т.е. может быть использована в других местах проекта, ее следует поместить именно в стандартный модуль. Модуль классов используется как шаблон для создания собственных классов.



^ 8.Типы данных, определяемые пользователем VB 6.0

Типов данных языка VB обычно хватает, чтобы разделить всю информацию на текстовые и числовые компоненты. Но этих типов не достаточно при работе с данными, которые требуется сгруппировать по какому-либо признаку. Определяемый пользователем тип данных VB (user-defined type, UDT) – это механизм, позволяющий программисту при помощи ключевых слов Type…End Type создавать собственные типы данных.

Для определения пользовательского типа данных используется следующий формат записи:

[ ^ Private | Public] Type Имя Типа

Элемент1 As Тип

[Элемент2 As Тип]

End Type

Отдельные части структуры Type могут быть любого типа, в том числе и массивами.

Такие типы данных объявляются в разделе объявления модуля (формы, стандартного, класса) в секции (General) (Declaration).

Пример.

‘ (General) (Declaration) (Module)

‘Описание нового типа данных

Type Men

Name As String

Growth As Single

Old As Integer

End Type

Type Women

Name As String

ColorEyes As String

Growth As Single

End Type

9.Форма как объект Visual Basic.Компоненты Common Dialog.

Форма – это объект Visual Basic, аналогичный объекту окна в других средствах разработки Windows-приложений, его графическое представление. Форма вообще как элемент разрабатываемого проекта является контейнером, который может содержать различные объекты, а также предоставляет в распоряжение программы различные методы, свойства и события. Это основа любого приложения, в котором предполагается общение с пользователем.В среде Visual Basic 6.0 каждая форма представлена в двух видах: в виде объектной формы, т.е.так как она будет выглядеть в приложении (метод Show), и в виде программного кода,представляющего собой набор контейнерных процедур и переменных, связанных определеннымидействиями над объектами формы (событие Load).Load – наиболее часто используемое событие формы, оно выполняется в момент вызова формы(запуск приложения на выполнение), т.е. происходит при загрузке экземпляра формы в память до ее визуального отображения на экране. Поэтому указанное событие лучше всего подходит для

инициализации объектов,их свойств и переменных, принадлежащих форме.Событие Unload возникает при завершении работы с формой (выгрузки из памяти). Это событие возникает при закрытии окна формы, например, когда пользователь щелкает по кнопке

Close (Закрыть).

^ Компонент Common Dialog

Назначение и вызов:Диалоговые окна сохранения и открытия файлов Windows-приложений почти идентичны, даже если программы разработаны различными компаниями.

10. МАССИВЫ VISUAL BASIC 6.0Способы заполнения массивов.

Массив можно определить как набор переменных одного типа либо как множество логически связанных между собой данных (например, численные данные о среднесуточной температуре за месяц, оценки студента за сессию). Такой набор имеет одно имя, а переменные в массиве отличаются своим порядковым номером, называемым индексом. Количество индексов массива

определяет его размерность (двумерный, трехмерный).Наибольший номер (максимальное значение индекса) элемента массива называется его верхним пределом, а наименьший (минимальное значение индекса) – нижним пределом. Максимальное и

минимальное значения индекса определяют размер массива.В Visual Basic есть функции, возвращающие значения нижней и верхней границ массива – это функции LBound(Имя_Массива) и UBound(Имя_Массива) соответственно.Нумерация массива всегда начинается с нулевого элемента, если только явно не указано иное.Чтобы начальный номер элемента массива был равен 1, можно применить директиву Option Base 1,указав ее в начале программы.

Объявление одномерного массива

Массив, требующий для объявления значений одного индекса, называется одномерным (линейным).

Формат объявления линейного массива:

^ Dim ИмяМассива ( [ НижнийПредел To ] ВерхнийПредел ) _

[As ТипЭлементовМассива ]

Пример.

Dim Оценка (6 To 8) As Byte 'объявлен массив из трех'элементов

Dim L (1 To 5) 'объявлен массив из пяти элементов

Dim A (9) As Byte 'объявлен массив из десяти'элементов


^ 11.Статические и динамические массивы. Особенности работы с динамическими массивами, примеры.

Описанные выше массивы (их размеры известны и объявлены при определении) называютсястатическими. Иногда при объявлении массива его размер не известен, тогда массив объявляетсятак, что его размеры можно определять и менять по мере необходимости во время выполненияпрограммы. Такой массив называется динамическим.

В отличие от статического массива, когда к его элементам можнообращаться сразу же после егообъявления, с элементами динамического массива сразу работать нельзя, т.к. они еще неинициализированы. Динамический массив создается в два этапа:

1. ^ Объявление массива. В секции (General) (Declaration) без указания размера, опустив числоэлементов, объявляется массив:

DimИмяМассива( ) [AsТипЭлементовМассива]

2. Определение фактического размера массива. С помощью ключевого слова ReDim ужевнутри программы устанавливается размер массива:

^ ReDimИмяМассива( Границы) [AsТипЭлементовМассива]

Например:

' General) (Declaration)

Dim myArray( ) As Integer

'********************************************

Private Sub Command1_Click ( )

ReDimmyArray( 9, 9) 'двумерная матрица 10х10

EndSub


^ 12.Массивы элементов управления VisualBasic 6.0. Динамическое добавление элементов управления. Метод Add, примеры.

Синтаксисметода Add:

Object.Add (“ProgId”,“ Name“, Container)

где:

object – обязательный параметр, представляющий собой объект (семейство Control), для

которого добавляется элемент управления;

ProgId – обязательный параметр, строка-идентификатор элемента управления. Его значениедля большинства элементов управления можно определить с помощью утилиты ObjectBrowser. Это

значение обычно составляется из имени библиотеки и имени класса конкретного элементауправления. Например, значение ProgID для объекта класса Label – VB.Label, для объекта класса

PictureBox – VB. PictureBox;

Name – обязательный параметр, имя динамически добавляемого объекта (значение егосвойства Name).

Container – необязательный аргумент, ссылка на объект- контейнер для элемента управления.

Если этот аргумент не определен, то принимается по умолчанию контейнер – object.


^ 13.Массивы элементов управления VisualBasic 6.0. Динамическое добавление элементов управления. Оператор Load, примеры.

Свойство Index элементов массива объектов может быть использовано для создания новогоэкземпляра элемента управления. В этом случае речь идет об использовании массива с заранее неизвестным количеством его элементов. Для этого используется оператор Load, который позволяетзагрузить элемент управления во время работы приложения, т.е. динамически.

При разработке интерфейса приложения в этом случае нужен один объект, определенный какэлемент массива, т.е. его свойство Index должно иметь определенное значение. Это можно сделать,

установив в окне свойств значение этого свойства равным нулю.

Формат использования оператора Load:

LoadИмяМассиваЭУ(newIndex)

где newIndex – не использовавшийся ранее индекс.

Пример 1. На форме задан объект класса CommandButton. В ходе работы приложения каждый«клик» по любой (в том числе и динамически добавленной) кнопке добавляет новую.

Private Sub Cmd1_Click(Index As Integer)

StaticCountAsInteger

Count = Count + 1' переменная для определения 'индекса динамическизагружаемого элемента

Load Cmd1(Count) 'добавляем элемент управления

'с индексом на единицу большим, чем 'последний в массиве; кнопки пока не видно

Cmd1(Count).Visible = True 'делаемкнопкувидимой

'поскольку все свойства добавляемых элементов 'управления совпадают, то кнопки перекрывают 'друг друга;


^ 14. Редактор меню. Технология создания меню и контекстного меню.

Меню представляет собой набор пунктов, отображаемых в окне Windows-приложения ипредназначенных для управления его работой, решения определенных задач, к которым

пользователю приходится обращаться наиболее часто.

Меню чаще всего состоит из нескольких уровней. Верхний уровень – это строка, в которойнаходятся элементы (команды) главного меню (например, Fileили Edit). Если меню являетсямногоуровневым, то при выборе элемента меню первого уровня автоматически открывается менювторого уровня – подменю (элементы этого уровня «выпадают» в виде списка). Максимальное число

уровней меню – шесть. Иерархическая структура меню выглядит следующим образом:

Элемент1 (Уровень_1)

--------Уровень_2

-------------Уровень_3

------------------Уровень_4

Элемент2 (Уровень_1)

--------Уровень_2

-------------Уровень_3

Меню в среде VB создается и редактируется с помощью редактора меню (Menu Editor). Окно редактора меню открывается одним из трех способов: 1) с использованием пункта Tools Главного меню среды VB, команда Menu Editor; 2) с использованием комбинации клавиш [Ctrl + E]; 3) пиктограммы на панели инструментов среды.

Поле Caption окна редактора меню должно содержать название пункта меню (то, что будет отображаться на форме во время работы приложения).

Поле Name содержит имя объекта - пункт_меню используя его, можно ссылаться на данный пункт меню при написании

^ 15.Графические методы VisualBasic.

Графические методы – это методы, которые позволяют изображать на объекте (плоскости изображения) какой-нибудь геометрический элемент, например, точку, отрезок, прямоугольник, окружность или их совокупность.

К объектам, на которых можно выводить графическое изображения относятся экранная форма ( Form) и графическое окно (PictureBox), они имеют графические методы.

Назначение метода ^ Scale – задание объекту новой системы координат. Синтаксис: [ ИмяОбъекта. ] Scale (X1,Y1) – (X2,Y2)

X1, Y1 – координаты левого верхнего угла плоскости изображения; X2, Y2 – координаты правого нижнего угла.

С помощью метода PSet на объекте можно изобразить точку в заданной с использованием метода Scale или по умолчанию системе координат. Синтаксис метода:

[ ИмяОбъекта. ]PSet (X,Y) [ ,Цвет ]

X,Y – координаты точки; параметр Цвет в формате метода – это выражение, значением которого является число типа Long.

Назначение метода Line – вычерчивание отрезков прямых линий, изображение закрашенных или не закрашенных прямоугольников. Синтаксис:

[ИмяОбъекта.] Line (X1,Y1) – (X2,Y2) [ ,Цвет [ ,Флаг] ]

X1, Y1 и X2,Y2 – координаты границ отрезка или координаты двух углов прямоугольника. Добавление в запись метода значения параметра Цвет (например, зеленого цвета Line (1, 1) - (9, 9), vbGreen) даст изображение зеленой линии.

Параметр метода Флаг – это либо символ В (при этом рисуется контур прямоугольника), либо BF (при этом рисуется закрашенный прямоугольник). В случае, когда параметр Флаг есть, а параметр Цвет отсутствует, «лишнюю» запятую отбрасывать нельзя, иначе Флаг будет восприниматься системой как Цвет.

16. ввод исходных данных может быть реализован при помощи функции inputBox, а вывод результата— при помощи MsgBox.
InputBox InputBox(Prompt[,Title][,Default][,X][,Y][,HlpFile,C
nt]) Функция inputBox выводит на экран диалоговое окно, в поле редактирования которого пользователь может ввести исходные данные — строку символов. Значением функции является введенная строка. Параметр Prompt задает строку-подсказку — сообщение, которое отображается в диалоговом окне. Параметр Title задает текст заголовка окна. Если этот параметр не указан, то в заголовке будет имя приложения — программы, которая запрашивает данные. Параметр Default (выражение строкового типа) задает текст, отображаемый в поле ввода (пользователь может ввести исходные данные путем редактирования этого текста). Если параметр не
указан, то, при появлении окна на экране, поле ввода будет
пустым. Параметры х и Y задают положение окна ввода. Параметры задаются в тейпах. Если параметры не указаны, окно будет выведено в центр экрана. MsgBox
MsgBox(Prompt[,MsgType [,Title][,HFile,Cnt])
Функция MsgBox выводит на экран окно с сообщением. Значение функции — код кнопки, щелчком на которой пользователь закрыл окно. Параметр Prompt (выражение строкового типа) задает текст сообщения. Параметр MsgType (целого типа) задает тип сообщения и командные кнопки, которые отображаются в окне сообщения. Необходимое значение параметра MsgType можно вычислить по формуле:
Msg + Btn где: Msg — тип сообщения, Btn — код кнопки (кнопок), которую надо отобразить в окне сообщения. Тип сообщения: vblnformation — информационное, vbCritical —
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconПонятие программы и программирования. Свойства программ. Назначение...
Системы счисления. Сущность перевода чисел из одной системы счисления в другую: примеры
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconТема 1: Эволюция языков программирования
Процедурное программирование, Объектно-ориентированное программирование (ооп), Декларативные языки программирования
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» icon2. Место проведения производственной практики
«Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в менеджменте», «Автоматизированные системы обработки информации и...
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconСписок вопросов по дисциплине информатика
Место информатики в современном научном знании. Предмет и структура информатики. Цели и задачи курса "Информатика"
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconПринципы объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция,...
Принципы объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм реализованные в языках C++ и С#
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconWeb-программист Вам предстоит
Разработка программных продуктов с использованием языков программирования: php, JavaScript
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» icon«6 этап кубка Федерации Триатлона Ленинградской области». Место проведения
Место проведения: п. Крестцы, Новгородской области, лыжная трасса «Козлово болото»
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconУчебно-методическое пособие
При изучении дисциплины Информатика студенты-заочники выполняют контрольную работу, целью которой является приобретение навыков алгоритмизации...
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconКонтрольная работа по курсу “Методы программирования и информатика”...
Дана вещественная матрица а размерности (). Составить программу, реализующую указанные действия. Формат вывода
2. Место языков программирования в предметной области «Информатика» iconВопросы по дисциплине: " Разработка и эксплуатация информационных систем "
Описание предметной области. Назначение и область применения. Технические характеристики. Постановка задачи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница