IV. Общее управление организацией


НазваниеIV. Общее управление организацией
страница1/6
Дата публикации12.03.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6
IV. Общее управление организацией.


    1. Понятие менеджмента. Менеджмент как наука, искусство, функция, вид профессиональной деятельности.

Термин «менеджмент» происходит от лат. слова «manus», что в переводе означает «рука», и первоначально термин относится к сфере управления животными, а именно, управление лошадьми. Но только к началу 20 в. Этот термин стал относиться к управлению людьми и организациями.

Оксфорд. словарь англ. языка дает след. определение понятия менеджмент:

1это способ обращения с людьми;

2искусство управления;

3спец. способы и навыки администрирования;

4организация управления и администрирования.

Менеджмент – вид профессиональной деятельности, связанный с управлением людьми.

- достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в ней людей.

- процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации.

- совокупность управленческого персонала фирмы.

^ Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

^ Как проф деятельность Менеджмент – управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, кот. принято называть менеджерами.

Менеджер – это специалист. профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации.

Задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, кот. принято называть менеджерами.

Менеджер – это специалист. профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации.

Цель менеджмента – обеспечение эффективного функционирования предприятия путем рациональной организации производственного процесса. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных, финансовых и людских ресурсов. Выполнение задач менеджмента по регулирогванию, организации, координации и контролю за производственными процессами оценивается на рынке через прибыль или убытки. Функции управленческой деятельности: 1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения: целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности. 2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п. 3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач. 4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха. 5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации.

.

4.2Формы и модели менеджмента.

Различают общий и функциональный менеджмент.

I^ . Общий менеджмент содержит в себе общие подходы и методы управления, приемлемых для любой сферы деятельности в социально-экономических системах, для всех уровней управления: государственного, регионального, управления предприятием и его подразделениями. Сюда входят: функции управления (планирования, организация, регулирование, учет, контроль и анализ); методы управления (экономические, административные, морального воздействия); механизм разработки и принятия решений; стиль управления; групповая динамика.

По уровням общий менеджмент разделяется на нормативный, стратегический и оперативный.

- Нормативный менеджмент - включает в себя разработку принципов, норм и правил игры, направленных на обеспечение выживаемости и развития фирмы; устранение конфликтов между группами интересов. Направлен на поток согласия с внешней и внутренней средой фирмы.

- Стратегический менеджмент - решает вопросы: какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие в будущем, учитывается возможные ограничения со стороны внешней среды (рынок, конкуренция и т.п.); посредством какого стиля управления, в рамках каких организационных структур и с какими сотрудниками нужно активизировать потенциал предприятия и потенциал рынка; с помощью какого инструментария обеспечить регулирование и контроль стратегического процесса.

- Оперативный менеджмент - осуществляет функцию непосредственного регулирования процессов создания продукта на предприятии в условиях дефицита производственных ресурсов (финансы, машины, сырье, трудовые ресурсы). Обеспечивает комбинирование затрат и результатов.

II. ^ Функциональный менеджмент охватывает отдельные функциональные области производства, предпринимательства и социальную среду на предприятии. Включает: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент по персоналу, информационный менеджмент.

Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма.

  2. Гласность и ценности корпорации. Японская система управления старается создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов.

  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных придается особое значение. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

  4. Управление, ориентированное на качество. главная забота - получение точных данных о качестве.

  5. Постоянное присутствие руководства на производстве.

  6. Поддержание чистоты и порядка.

Зарубежные модели менеджмента:

Японская модель

Американская модель

1. Ставка на технологические нововведения.

1. Заимствование нововведений.

2. Основана на учёте социальных, культурных, исторических и национальных особенностях (теория управления).

2. Ориентируется только на технический результат (практика управления).

3. Японский руководитель принимает решение коллективно.

Американский руководитель решения принимает единолично.

4. У менеджера ценится опыт.

4. У менеджера ценится результат.

5. Пожизненный найм руководителей.

5. Кратковременный найм руководителей (по результатам).

Российский менеджмент базируется на современном международном опыте и национальных особенностях (духовность, склонность к ценностям, экстровертность (открытость), склонность впитывать или отвергать инородные образования, сохранять при этом свою самобытность).

4.3Субъект и объект управления.

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.

Данное взаимодействие хар-ся след. моментами:

- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;

- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Субъектом управления явл-ся управленческий персонал, в котором можно выделить 3 уровня:

  1. top – генеральный директор и первые заместители;

  2. middle (60%) – начальники функциональных служб и подразделений;

  3. lower – начальники лабораторий, творческих групп.

Объектом управления выступают сферы управления производством, маркетингом, качеством, персоналом, сбытом и т.д.
4.4 Эволюция менеджмента. Зарождение научного подхода к управлению. Вклад Фредерика Тейлора.

Необходимость управления возникла в тот период, когда люди стали жить группами, а именно, в оборонител., эконом. и политич. сферах деят-ти.

Предпосылками и источниками формирования менеджмента как науки явл. индустриальный способ производства и развитие рыночных отношений, осн. элементами которых явл-ся спрос, предложение и цена. Менеджмент стал развиваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпорации и фирм как особого рода искусства и рода занятий.

Возникновение соврем. науки менеджмент относ-ся к концу 19в.- нач. 20в. Важн. заслугой науч. менеджмента явилось положение о том, что управлять можно научно. ОсновоположникФ. Тейлор (1856-1915) применил методы организации труда на фабрике. «Принципы научного управления»(1911г.). В то время, когда Тейлор начал заниматься вопросами управления, им по существу не уделялось должного значения, и зачастую под управлением понимался сам производственный процесс.

Цель Тейлора – создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе организации и процессов физического труда.

Главное внимание Тейлор уделял вопросам повышения производительности труда. Он внедрил стимулирующую систему оплаты труда (повышенные расценки для выполнения и перевыполнения норм, пониженные – при невыполнении плана).

Осн. положения научной школы:

1. замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы

2. разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движения

3. специализация функций как в производстве, так и в управлении

4. разработка точных инструкций каждому работнику, в которых дается описание оптимальных методов выполнения работы

5. оплата труда по результату.

Среди последователей Тейлора можно выделить: Генри Гант (предложил график, который явился предшественником сетевого графика) и Френк и Лилиан Гилбрет (изучение физических движений в процессе производства).
4.5Развитие школ классического научного менеджмента.

Идеологом классического менеджмента является Макс Вебер. В «Теории социально-экономической организации» он выделил 3 типа организаций: харизматический, традиционный и идеальный (бюрократический).

В отличие от Тейлора, который стремился к тому, чтобы рабочий работал как машина, Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как машина. По мнению Вебера организация представляет собой жесткую открытую систему. Он раскрыл природу организации. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели; это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность эффективно достигать конечную цель.

Родоначальником классич. (административной) школы менеджмента (1920-1950гг.) явл. франц. горный инженер ^ Анри Файоль. Он рассматривает управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из 5 функций управления:

1. предвидение (планирование) выражается в разработке программы действий предприятия по различным операциям на перспективу и на текущий период. Оно составляет наиболее существенную часть управления.

2. организация – обеспечение предприятий всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная – обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием, а социальная – обеспечение предприятия людьми.

3. распорядительство – целью явл. извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю в интересах предприятия в целом.

4. координирование – достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей.

5. контроль – проверка исполнения в соответствии с принятой программой.

Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие (единство распорядительства); единство направления (единство дирекции); подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала (цена оказываемых услуг); централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; справедливость; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух.

Он считал, что предложенная система принципов не может быть окончательно сформулирована, она должна оставаться открытой для изменений и дополнений.
4.6Неоклассический гуманитарный менеджмент как предпосылка нового управленческого мышления.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

IV. Общее управление организацией iconМетодические рекомендации по написанию творческой работы по предмету...
Творческая работа студента специальности «Менеджмент» по предмету «Управление организацией» должна свидетельствовать о его умении...
IV. Общее управление организацией iconЛекция 2
Главное, что осуществляет менеджмент это не управление предметами, а управление организацией и техникой работы людей согласно принципам...
IV. Общее управление организацией icon  Управление финансами можно также классифицировать по характеру...
РФ.  Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно...
IV. Общее управление организацией iconПеречень вопросов для подготовки
Общее понятие о бухгалтерском учете. Его роль в системе управления организацией. Цели и задачи бухгалтерского учета и требования...
IV. Общее управление организацией icon|Законы и | | |структуры |документооборота |
Управление организацией – это сложная система, сочетающая в себе элементы научности и искусства
IV. Общее управление организацией iconI. основы управления организацией
Управление – это функция организованных систем различной природы. Оно обеспечивает сохранение их структуры, поддержание режима их...
IV. Общее управление организацией icon2. Менеджмент и менеджеры
«управление» — более широкое понятие, которое включает в себя и управление техническими системами, и управление в неживой природе...
IV. Общее управление организацией iconМенеджмент (от англ управление) это система экономического управления...
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией
IV. Общее управление организацией iconРуководство проведением соревнования: Общее руководство организацией...
Соревнования проводятся 23-25 декабря 2011 года в Дворце Культуры п. Варламово Чебаркульского района Челябинской области
IV. Общее управление организацией iconРуководство Общее руководство подготовкой и проведением соревнований...
Гомельское городское молодежное общественное объединение традиционного и спортивного каратэ
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница