Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет.


НазваниеКнига Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет.
страница1/8
Дата публикации14.05.2013
Размер1.45 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Информатика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8

Питер Янг

Метафоры и модели изменения



Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике НЛП. Его работа — это самый крупный вклад в развитие НЛП за последние несколько лет. Автор приглашает читателя к путешествию с целью исследования собственной жизни и снабжает необходимыми для этого инструментами. Здесь представлены основные, наиболее эффективные методики НЛП в сочетании с новыми открытиями и находками, что делает эту книгу интересной как для новичков, так и для людей, хорошо знакомых с этим направлением. Ознакомившись с несколькими основными методиками, вы сможете испытать их на себе, что позволит вам лучше понимать себя, других людей и общество в целом. Вы сможете пересмотреть свой жизненный опыт и взглянуть по-новому на себя, на свое прошлое, настоящее и будущее. Если вам что-то не понравится, вы сможете внести изменения. Вы освоите новые способы видения мира, общения, бытия и сделаете шаг к более счастливой жизни.
^ Изучение того, что скрыто от глаз

Вначале прошлого века австралиец Уильям Бернсайд, городской житель и большой любитель приключений, отправился на своей машине исследовать малонаселенные районы. Автомобили тогда только-только появились и не были предназначены для езды по жаркой и пыльной центральной Австралии. Когда машина все-таки сломалась где-то на краю света, Бернсайд, которого никто не учил выживать в экстремальных условиях, решил возвращаться по своим же следам к разбросанным по равнине домишкам, которые он проехал много часов назад. Сначала отпечатки шин были видны отчетливо, но наш путешественник совсем забыл про ветра, которые замели его ориентиры.

Он стоял и разглядывал горизонт, пытаясь найти выход из положения, и тут увидел, что к нему приближаются какие-то темные фигуры. Он не знал языка аборигенов, но они смогли понять, что ему нужно, и начали искать воду в этой на первый взгляд совершенно однообразной местности. Бернсайд даже представить себе не мог, как у них это получается. Обеспечив его всем необходимым, они повели его назад к миру, из которого он пришел. По дороге путешественник понял, что они видят то, чего не видит он. Они указывали на барханы, которые на его взгляд ничем не отличались от всех остальных барханов. Они даже могли разглядеть остатки следов его шин, которые сам Вильям не нашел бы ни за что. Эти аборигены могли ориентироваться на местности, совершенно для него нечитаемой. Все его навыки городской

8 ¦

жизни здесь не имели ни малейшего смысла. Чтобы научиться жить на этой чужой и незнакомой земле, ему пришлось бы научиться смотреть на мир другими глазами. Когда впереди показались дома фермеров, аборигены покинули Уильяма, предоставив ему проделать остаток пути в одиночестве.

Вернувшись к знакомой городской жизни, Уильям Берн-сайд решил узнать больше о том, как аборигены ухитряются выживать в негостеприимной иссохшей пустыне. Чем больше он узнавал об этом, тем лучше у него получалось смотреть на мир их глазами. Потом он еще не раз ездил в неосвоенные районы, иногда терялся, но теперь он сам мог найти дорогу обратно. За несколько лет он составил несколько карт своих путешествий, чтобы другие люди тоже могли найти дорогу в этом “неизведанном” безбрежном пространстве.

Путешествия дают нам возможность увидеть мир новыми глазами, с другой точки зрения, как видят ее те, чья жизнь не похожа на нашу, и тогда мы начинаем видеть то, что было здесь всегда, но оказывалось скрытым от нашего взора.

Мое первое знакомство с нейро-лингвистическим программированием (НЛП) произошло в 1984 году в Новой Зеландии, когда я прочитал книгу “Из лягушек в принцы” — фундаментальный труд Гриндера и Бендлера. НЛП — это такой способ мышления, восприятия человеческого опыта и переживаний, который позволяет нам понять, каким образом мы обрабатываем информацию, чтобы создать в сознании ощущение реальности. Зная, как мы представляем себе свои переживания, мы можем найти эффективные способы изменения значения и влияния этих представлений.

Я решил отправиться в путешествие для исследования НЛП. Эти оригинальные карты и инструменты для изменения выглядели крайне заманчиво — как и пустынные районы в описании Уильяма Бернсайда, но, как оказалось, они были недоработаны. Нужно было двигаться дальше, исследовать те области, которых нельзя было найти в книгах и тренингах по НЛП. Я изучал альтернативные видения реально-

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 9

сти и по мере своего продвижения разрабатывал новые карты. Территория мышления вызывает и восхищение, и разочарование; некоторые секреты мне удалось раскрыть только тогда, когда я научился расслабляться и разрешать своим новым глазам видеть то, что находится перед ними.

Как и в случае с Уильямом Бернсайдом, люди появились на горизонте именно тогда, когда мне это было необходимо. На мое путешествие оказало заметное влияние множество источников, и я искренне благодарен тем людям, которые встречались на моем пути и чей образ мышления заставил меня искать свою собственную дорогу. Чтобы пробраться в самые отдаленные районы неосвоенной территории и видеть то, “что не сразу замечаешь”, мне нужны были другие глаза. Я встретился не с аборигенами, а с книгой Уилла МакВинни “Пути изменения” (Will McWhinney. Paths of Change). С ней я научился понимать человеческие переживания в более широкой перспективе, смог полностью переделать карты своих путешествий и путевые заметки. Маршрут путешествия Уилла проходил в другой области знания, но его поддержка и содействие помогли мне в исследованиях и интерпретации того, что я обнаружил.

Первый формальный курс НЛП я прошел в Ассоциации Джона Сеймура. Потом работал на Международных учебных семинарах. Мне хотелось бы выразить особую благодарность Яну МакДермотту, который объяснил мне техники НЛП, в частности мета-зеркало. Не меньше мне дал Джон Хикс и его ясный и юмористический взгляд на природу человека. Мудрость восточной философии в соединении с традиционным западным образом мышления делает его позицию особенно интересной.

Хочу также поблагодарить моих родных и близких: брата Джона за перевод поэмы Мачадо с испанского, мою подругу и помощницу Элисон Лэнг за поддержку. Именно она в нужный момент всегда возвращает меня с небес на землю!

Также спасибо Элисон Лоуренс, которая вычитывала

10 ¦

черновики этой книги; Мартину Робертсу и Бриджит Шайн из “Crown House Publishing”, с чьей помощью мне удалось завершить этот этап путешествия.

^ Эксетер, декабрь 2000 года.

Краткое содержание

Эта книга представляет собой приблизительную карту моих путешествий. Разумеется, остается множество “белых пятен”, какие-то места написаны неразборчиво, так что желающие могут последовать моему примеру и отправиться по моим следам на поиски приключений в этой относительно “неизведанной земле”.

Эта книга складывается из множества слоев. Но, дочитав ее до конца, вы найдете объяснения всему. Чтобы вы представляли себе, что вас ждет, хочу предложить вашему вниманию краткое содержание книги:

^ Тысяча путешествий

Здесь мы начинаем наш поход и определяем направление: знакомимся с существующими концепциями, языком и понятиями, которые нам потребуются.

^ Приготовления к путешествию

Каждое изменение, сделанное нами, имеет свои последствия. Путешественникам необходим доступ к ресурсам1, а потому нам нужно определить, какими знаниями, умениями и навыками мы уже обладаем.

Раппорт

Раппорт — сердце эффективной коммуникации. Без него мы, наверное, не смогли бы общаться. Это умение заложено природой в каждого из нас, но, зная, на что следует обратить

1 Ресурсы — любые средства, которые могут быть использованы для достижения результата: состояния, мысли, стратегии, навыки. Все, что может помочь в получении искомого. — Прим. ред.

\

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 11

внимание, мы сможем усовершенствовать это умение. Самый легкий способ смоделировать успех — начать с подстройки на уровне физиологии: сделаться похожим на своего собеседника, имитируя его позы, жесты, движения и т.д.

^ Изучение мета-зеркала

НЛП — практическая дисциплина. Упражнение под названием “Мета-зеркало” — отличный способ работы с проблемными взаимоотношениями. Оно также является базовой моделью НЛП-практики. “Мета-зеркало” — это фундаментальная техника НЛП, и мы не раз встретимся с ней на страницах этой книги.

^ Что такое НЛП?

Нельзя забывать про определения. Мы объясняем новые понятия на основании имеющихся знаний, и описания эти представлены в виде метафор. Любая метафора ведет к ин-сайту, но при этом возникают и нежелательные ассоциации.

^ Четыре Реальности

Краткое изложение разработанной Уиллом МакВинни модели Четырех Реальностей применительно к НЛП-практике. Эта модель служит основой классификации человеческих переживаний.

^ Раппорт и Четыре Реальности

Поняв, на чем основано наше мышление и мышление других людей, мы можем либо подстроиться под них и войти в раппорт, либо не подстраиваться, делая возможным возникновение конфликта.

^ Три уровня

Техники НЛП часто используют пространственное деление в качестве физической метафоры для изменений. Мы можем действовать на одном уровне, можем подняться на уровень выше или спуститься на более низкий уровень к от-

12 ¦

личным видам восприятия. Этот принцип оформлен в виде двух частично пересекающихся метафорических моделей: три уровня понимания и пять перцептивных позиций.

^ Категории Сатир

Эти типы личности были предложены Вирджинией Сатир (выдающимся терапевтом, ставшей одним из эталонов для Бендлера и Гриндера). Они связаны с четырьмя реальностями и другими описательными типологиями личности. Мы узнаем, как можно их использовать и как каждый из этих типов взаимодействует с окружающими.

^ Результаты, пути и проблемы

Ключевой момент НЛП — принятие решения о направлении изменений. Если мы действительно хотим достичь желаемых результатов, подходить к этому следует со всей серьезностью. Этот образ мышления описывается в контексте известных нам моделей.

^ Кодирование речи

Первейшая задача коммуникации — облечь переживания в слова или символы, понятные другим людям. Я полагаю, что сюжет — это первый этап понимания и что при отсутствии конкретных доказательств мы придумываем истории для осмысления сообщений, получаемых от окружающих.

^ Декодирование речи

Вторая задача — интерпретация речи других людей. В НЛП огромное внимание уделяется речевым паттернам1 и тому, как делать понятными запутанные сообщения. В дополнение к “языковой модели” НЛП и ее нарушениям я выделяю некоторые дополнительные речевые паттерны, которые оказывают влияние на коммуникационный процесс.

1 Один из ключевых терминов в НЛП, обозначает повторяющуюся модель, схему, устойчивую последовательность действий.

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 13

Проблемы и решения

Часто можно обнаружить тесную связь проблемы со словами, используемыми для ее описания. Я рассматриваю здесь несколько распространенных метафор, используемых для описания проблем, и предлагаю способы борьбы с этими ограничениями. Я также полагаю, что некоторые проблемы не могут быть решены в принципе.

^ Модель моделей

Здесь вы найдете объяснение моделей, которые я использовал в этой книге. Я демонстрирую, как их можно использовать для понимания “вариаций на тему”, получения недостающей информации и разработки новых техник и процессов.

^ Остановка перед следующим путешествием

Наше путешествие подошло к концу. Пора остановиться и посмотреть, где мы оказались и куда отправимся дальше.

^ Приложение А: Контакты

Здесь вы узнаете, как можно связаться с автором и издателем для получения более подробной информации, а также найдете список ссылок на тематические Интернет-сайты.

^ Приложение Б: Как максимально эффективно использовать упражнения

Советы и подсказки: как наиболее эффективно проводить упражнения НЛП в группах из трех человек.

Глава 1 ^ ТЫСЯЧА ПУТЕШЕСТВИЙ

Почти все наши неудачи являются следствием наших ошибочных представлений о том, что с нами происходит. Соответственно, более глубокое понимание человека, разумная оценка событий являются огромным шагом к счастью.

^ Стендаль. Дневник (10 декабря 1801 года)

Глубокое понимание

Каким ОБРАЗОМ эта книга, состоящая из ста тысяч слов, может стать первым шагом к счастью?

Слова символизируют наши представления о событиях нашей жизни. Слова — это конструктор “Лего”, в который играет сознание, складывая уникальные и значимые истины. Но истина не в словах; чтобы понять их, с нами должно что-то случиться. Только тогда слова помогут нам постичь реальность, в которой мы живем. Ближе всего к постижению реальности нас подводят метафоры. Метафоры — это лингвистические средства для описания мира в знакомых нам терминах.

Мы используем речь для кодировки наших мыслей и оценок переживаний. Зная правила использования слов и паттернов, которые наделяют их смыслом, мы можем использовать эти символы для получения информации о нас самих и окружающих нас людях. Слова могут использоваться бесконечное количество раз, мы постоянно переделываем их для создания новых значений. Слова меняют нас: они способны заставить нас смеяться и плакать, открыть наш разум для восприятия иных реальностей, ответить на вопросы о смысле жизни — или, по крайней мере, заставить нас задуматься о подобных вещах.

Великий китаец сказал: “Путешествие на тысячу миль на-

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

15

чинается с одного шага”. В итоге моих размышлений фраза эта стала выглядеть несколько иначе: “Чтобы сделать единственный шаг, нужно совершить тысячу путешествий”. Ага! — подумал я. Вот это мне нравится. Мы снова и снова испытываем одни и те же эмоции, но они не сразу приносят нам истинное знание. Мы можем ждать этого годами. Мы можем никогда не узнать истину. Мы собираем данные гигабайтами, но продолжаем действовать по старым схемам.

Знание приходит с трансформацией информации в мудрость, и процесс этот остается для нас загадкой. Если мы заинтересованы в самом сборе данных или уделяем внимание лишь тем аспектам реальности, что лежат на поверхности, нам не удастся заметить глубинных паттернов, лежащих в их основе, — мы можем даже ни разу не задуматься о том, что “там, в глубине” что-то есть. Понимание приходит с сознательным обдумыванием увиденного и анализом самого процесса обработки полученной информации. Мы интерпретируем свою жизнь в соответствии с организацией восприятия. К счастью, если результат нам не по душе, мы можем изменить свои интерпретации и, следовательно, чувства по отношению к миру, в котором мы живем.

Эта книга о том, как мы можем это делать. Анализируя свои переживания и реорганизуя имеющуюся информацию, мы можем значительно улучшить свою жизнь и получать от нее гораздо больше удовольствия, более эффективно общаться с людьми и строить с ними хорошие отношения. Вопрос заключается в следующем: “Как я усваиваю информацию, присваиваю ее и накапливаю таким образом мудрость?” Основная идея нашего путешествия в поиске себя такова: “Что должно произойти, чтобы я сделал шаг, настоящий шаг к счастью”. В какой-то мере ответ на этот вопрос зависит от того, каким образом обеспечивается наша связь с большим универсумом.

Чтобы познать себя во всех отношениях, мы, чем бы ни были заняты, должны остановиться, взять тайм-аут и про-

16 ¦

чувствовать себя в это мгновение. Нужно дать волю любопытству, научиться смотреть на вещи с самых разных точек зрения, что само по себе приводит к новым инсайтам. Нам, наверное, захочется подумать, что бы нам хотелось изменить. И мы должны приложить все усилия, полностью посвятить себя этому. Даже в таком деле, как развитие личности, бесплатных завтраков не бывает!

Оглядываясь назад, вы можете увидеть свою жизнь как череду значимых событий. Возможно, вы читаете эту книгу потому, что пытаетесь понять, куда же вам двигаться дальше по дороге своей жизни. Пришла пора перемен? Вам нужна помощь или совет в том, как сделать свою жизнь легче и продуктивнее? Вы хотите, чтобы вам жилось веселее, хотите чувствовать течение жизни и постичь ее глубинный смысл?

^ Моя реальность

Уже более десяти лет я учусь НЛП, практикую НЛП и думаю об НЛП (нейро-лингвистическом программировании). Я совершил бессчетное количество путешествий по “территории”, пытаясь понять, как все это связано между собой, пытаясь найти закономерность, если, конечно, она существует. Я ходил на курсы, я читал книги по НЛП и начал отлично разбираться в основах. Я написал сотни тезисов учебных программ, множество статей, редактировал книги других авторов. И я постоянно проверял теорию НЛП на соответствие своему собственному опыту, потому что некоторые вещи казались мне совершенно бессмысленными. Ради собственного душевного спокойствия я должен был систематизировать информацию.

Я загорелся идеей создания единой унифицированной теории, которая объяснит, почему все происходит именно так, как происходит. Я знал, что я не первый предпринимаю подобную попытку, и знал, что никому еще не удалось реализовать эту идею. Меня успокаивала лишь мысль о том, что теорию, которая объясняла бы все, создать можно. НЛП

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 17

должно стать чем-то большим, чем калейдоскопом интересных идей, техник, процессов и моделей, собранных вместе только потому, что “они работают”. Как сказал У. Эдварде Деминг, “без теории опыт остается бесполезным. Без теории не появляются вопросы. Следовательно, без теории нет научения”. Это-то и был предмет моих поисков. Я хотел сделать следующий шаг.

Большинство моих идей выросло из семян, брошенных другими людьми, — их действий, слов, книг. Бывало, я приходил в восторг, испытывал воодушевление, даже благоговейный трепет. Иногда я сомневался, не соглашался, относился к идеям скептически. Все реакции важны. Иногда именно вопль “Что за чушь!” инициирует креативность. Если мне не нравится то, что я слышу от других, я начинаю думать: “А как же обстоят дела на самом деле?” Ненасытное любопытство, страстное желание узнать, как что действует, ведет меня к поиску сущности: я ищу глубинные уровни объяснений, “подтекст”. Необходимо уметь задавать правильные вопросы. Веруя в возможность создания общей теории или модели организации материала по НЛП, я везде и всюду искал разумные объяснения человеческого поведения.

Из университетского курса психологии я узнал, как научить крыс нажимать на рычаги и что, когда психологи не могут разобраться в том или ином явлении, они дают ему сложное название. Я же хотел узнать, как лучше понимать себя и других людей, но об этом нам ничего не говорили. Я бросил психологию и начал изучать кино и театр. Мой наставник, Джордж Г. Андерсон, заставил меня задуматься о многих вещах и по-новому увидеть роль актера, режиссера и происходящее в пьесе и кинофильме. Фильмы и мыльные оперы — это тысяча путешествий. На своем веку мы успеваем посмотреть сотни драматических лент, но все равно обращаем внимание лишь на сюжет: захватывающее действие, спецэффекты, эмоциональные отношения и т. д. и т. п.; но мы обычно не задумываемся над тем, как создать хороший сюжет, как

18 ¦

написать сценарий к фильму так, чтобы он “выстрелил”. Согласитесь, навряд ли кто-то из нас сможет снять мыльную оперу или поставить аншлаговый спектакль. Все мы читали увлекательные романы, но кому под силу написать собственный бестселлер? Вся информация здесь, перед нашими глазами, но мы не знаем, как описать или объяснить процесс, результатом которого она стала. Успех статьи во многом зависит от того, поймем ли мы, как она создавалась.

Только тогда, когда что-то не работает или работает не так, — если сюжет банален, шутки плоские, а характеры лубочные, — мы выключаем телевизор или уходим из кинотеатра. Но есть и альтернатива: мы можем обратить внимание на процесс, постараться понять, что именно не работает и как мы можем это исправить. Мы даже можем отыскивать удачные места и пытаться понять, как сделать это самому.

^ Моделирование успеха

Задача НЛП — открыть тайну жизненного успеха тех, кому удается его достичь. Нас окружают люди, которые достигают превосходных результатов, причем, как кажется, без особых усилий со своей стороны, но у нас есть средства (речь, модели или теория) для моделирования успеха. Но добиться желаемых изменений сложно потому, что мы не знаем, как это сделать. Мы даже можем не верить в то, что мы способны измениться.

Самый простой способ моделирования успеха — спросить у эксперта, как он это делает. Но он, скорее всего, не сможет ответить на этот вопрос. “Я просто делаю”, — скажет он. Или не сможет подобрать слов, чтобы объяснить: “Э-э-э... Не знаю”. Еще хуже, если он решит, что знает ответ на ваш вопрос, и обрушит на вас шквал информации, объясняя, как, по его мнению, у него это получается. Вам его рассказ покажется абсолютной бессмыслицей: либо потому, что вы не сможете соотнести описание его методики со своим собственным жизненным опытом, либо вся эта непонятная эзо-

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 19

терика покажется вам слишком сложной для реализации ее на практике: “Тебе надо быть в зоне”. Он может предложить вам пару удачных находок (практических методов), например: “Все время смотри на мяч” или “Все внимание на центр сцены”, но это не поможет нам понять, как все эти тонкости формируют мастерство.

Я интересовался драматургией, поэтому много читал об актерском искусстве. Когда ты играешь роль, самое главное, чтобы то, что ты делаешь, работало, иначе скоро ты останешься без работы. Но лишь немногие актеры способны объяснить, что же они делают или как они это делают. К тому же существует огромное количество суеверий, касающихся самого процесса объяснения, например: “Если ты объяснишь, как ты это делаешь, ты потеряешь это умение”. Кейт Джонстоун, создатель “Theatresports” — редкое исключение. Я с неизменным удовольствием снова и снова перечитываю его книги Impro(1979) и Impro for Storytellers(1999). Он рассказывает нам, что делают хорошие импровизаторы, причем так, чтобы мы тоже могли сделать это. Эти книги я рекомендую прочесть всем, кто хочет, чтобы жизнь стала светлее, веселее, а отношения с окружающими были безоблачными, то есть всем тем, кто хочет установить хороший раппорт с окружающими. Некоторые моменты из книг Джонстоуна пригодятся мне, чтобы заполнить определенные “пробелы” в традиционном НЛП.

^ Жизненные Паттерны

Занятия драмой научили меня искать подтекст, общие темы, глубинные паттерны во всех видах человеческой активности: не только в театре, кино и телепрограммах, но и в менеджменте, мифологии и терапии. В совершенно несопоставимых контекстах мы увидим одни и те же паттерны, если, конечно, будем знать, что искать. Исследуя эти паттерны, я вывел “единую” теорию изменений. То есть “модель” (а на самом деле, комбинация моделей), которую я предлагаю, во-

20 ¦ ПИТЕР ЯНГ

брала в себя большинство используемых в НЛП техник, направленных на изменение.

Таким образом, несколько десятков различных техник можно заменить одним базовым процессом с большим количеством опций и вариаций. Базовый паттерн может быть адаптирован к различным условиям. В результате из сборища разрозненных техник и процессов НЛП превратится в единое целое.

Чтобы добиться ясного понимания паттерна и объяснить, как он работает, мне потребовалось совершить немало мысленных путешествий. Насколько легче будет тебе, читатель! Многие вещи мне пришлось изобретать заново, так что об “абсолютной креативности” речи не идет. Я заново открыл и модернизировал некоторые базовые паттерны, просматривающиеся в истории нашей цивилизации, свел их воедино и вместе с уже имеющимися у меня познаниями применил к процессу изменения. Эти паттерны-“архетипы” существуют несколько тысяч лет, принимая самые разнообразные формы. Они лежат в основе многих методик изменения и терапевтических подходов.

Это изменило мое представление о том, как происходят изменения. Появление каждой новой идеи предполагало реструктуризацию и пересмотр всех ранее полученных результатов. Стоит сделать шаг, и вещи уже никогда не будут такими, как раньше. Хочу обратить ваше внимание на то, что любое описание реальности представляет собой метафору, которую можно сформулировать по-разному. Как сказал Зигмунд Фрейд, “куда бы я ни пошел, я вижу, что там уже побывал поэт”.

НЛП-практика

В главе 5 я расскажу, что такое НЛП и как оно стало тем, чем стало. Если вы уже имеете какое-то представление об НЛП, вы будете удивлены, увидев, как легко и просто его можно переработать и объяснить. Если же вы не знакомы с НЛП, вы найдете здесь основы, которые помогут вам изме-

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 21

нить способ общения и отношения с окружающими. Эти модели также помогут вам по-новому взглянуть на конфликты между людьми. Однако просто прочитать книгу без применения этих идей в повседневной жизни не достаточно. Чтобы понять, как предлагаемые мной модели работают на практике, нужно выполнить упражнения. В этой книге вы найдете множество упражнений. Некоторые вы сможете сделать самостоятельно, но большинство требуют участия одного-двух помощников. Вам понадобится кто-то, с кем вы будете работать. Также я рекомендовал бы попросить кого-то, кто не будет участвовать в процессе выполнения упражнений, зачитывать вам инструкции. Этот человек может выступить и в роли наблюдателя, который следит за происходящим, за тем, чтобы упражнения шли по заданным схемам, и обеспечивает обратную связь. (Практические советы по выполнению упражнений вы найдете в “Приложении Б”.) Основное умение, которое пригодится вам в работе с другими людьми, — это умение быть “в процессе”: замечать и наблюдать изменения в тот самый момент, когда они происходят. Человеческий мозг работает быстро. Если вы зачитаете инструкцию и только потом поднимете голову и посмотрите на своего клиента, вы, скорее всего, упустите нужный момент. Выполнив упражнение, стоит описать, как это происходило. Эти записи помогут вам впоследствии вспомнить свои ощущения и позволят проследить сам процесс вашего изменения.

Если вам захочется получить дополнительную информацию, в этой книге вы найдете рекомендации по ее поиску: не только об НЛП, но и о том, как переживали изменения самые разные люди. Когда вы наберете необходимый багаж базовых знаний, я бы посоветовал вам предпринять ряд собственных исследовательских экспедиций, так как тогда у вас будет незаменимый набор фильтров, сквозь которые вы сможете смотреть на мир, и, я надеюсь, возникнет множество вопросов, на которые вам бы хотелось получить ответы. Многие люди, прошедшие обучение НЛП, изменили свои жизни, сделали шаг — но не все. Некоторые просто получи-

22 ¦

ли дополнительную информацию, а жизнь их идет своим чередом. Делать или не делать этот шаг — решать вам. Мудрость не выдается по доверенности. Если вам нужна поддержка или вам нужно рассказать кому-то о том, что вы сделали, звоните мне (подробности в “Приложении А”).

^ С чего мы начинаем

Иногда мы замечаем, насколько все мы друг на друга похожи; иногда различия между людьми приводят нас в бешенство! Мы мечемся от “мы все одинаковые” до “люди такие странные, я вообще их не понимаю!”. Замешательство может возникать из-за игнорирования совершенно незнакомой реальности, в которой существует другой человек, или из-за большого количества деталей, тонкостей, которые ставят нас в тупик. Как бы то ни было, мы общаемся, мы оказываем на других заметное влияние, поэтому между людьми должно быть что-то общее. Поэтому мы должны обобщить накопленный нами опыт, чтобы создать правила или теории о том, как быть человеком. Нам необходима одинаковость и предсказуемость; чтобы правила работали, мы должны предположить, что некоторые аспекты мира, в котором мы живем, остаются неизменными. Мы постоянно придумываем сценарии, чтобы распланировать свою жизнь и истории, чтобы интерпретировать поведение других людей. Однако чем больше мы узнаем о жизни в общем, тем отчетливее понимаем, насколько все люди разные. Эта книга о том, как проникнуть в реальность другого человека и узнать, что она собой представляет, с тем, чтобы подстроить свое поведение под него и избежать разногласий.

^ Основные способности человека

Что в нас является “врожденным” и неизменным? Есть ли постоянные способности, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни? Постоянен ли набор наших

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

23

возможностей или этот запас можно пополнить? Что мы можем изменить и как мы можем это сделать? Есть вещи, которые удаются детям совершенно естественно: узнавать лица, учиться передвигаться — сначала ползком, потом на ногах. Никто нас этому не учит. Мы также испытываем ненасытное желание общаться с другими людьми и учимся говорить и строить свою речь в соответствии с грамматическими правилами (см. Pinker, 1994). Существует мнение, что мы узнаем речь матери еще в утробе. Вступая в контакт с другими людьми, мы совершенствуем нашу способность общаться как на вербальном, так и на невербальном уровне, приобретая навыки манипулирования и влияния на окружающих.

Мы придаем такое большое значение речи, что иногда забываем, что слова — не то же самое, что чувства и события, которые мы описываем с их помощью. Мы не видим разницу между словами и переживаниями, а потом обижаемся на резкие или даже оскорбительные слова и жаждем услышать успокаивающий голос любимого. У нас также появляется страсть к историям, рассказам, а потому изо всех сил стараемся пополнять свои запасы при помощи книг, газет, телевидения и кино.

Мы — люди

Каждый из нас сталкивается с необходимостью осмысле- • ния мощного и неиссякаемого потока информации. Хуже всего, что количество информации возрастает день ото дня. Но, что радует, у нас есть несколько десятилетий, чтобы попрактиковаться в вычленении важных сведений. Плохо, что никто нас этому не учит. К счастью, мы приходим в этот мир с заранее заложенной способностью обрабатывать огромное количество информации, дистиллировать, конденсировать ее и экстрагировать ее сущность. Это позволяет нам понимать мир, в которым мы живем, функционировать в нем и использовать языковые средства, чтобы сообщить другим людям о том, что с нами происходит. Обычно мы учимся го-

24 ¦ ПИТЕР ЯНГ

ворить друг с другом, просто следуя примеру тех, кто уже умеет это делать. Другим языковым умениям, например чтению и письму, приходится учиться. Ученые до сих пор не смогли прийти к единому мнению о том, являются наши языковые и грамматические способности врожденными или приобретаются в процессе обучения. Но нам предстоит понять, как мы используем язык и к чему приводит именно такое его использование.

Речь позволяет нам осмысливать переживания и события, что предполагает также понимание себя через рефлексивное сознание: мы способны думать о переживаниях. Начиная понимать себя лучше, мы продолжаем совершенствовать полезные умения; мы понимаем, что что-то не работает, и начинаем действовать иначе. Например, увидев, что наш стиль общения приводит к непониманию или утомляет собеседника или нас самих, мы делаем шаг назад — настоящий или метафорический — и пытаемся разобраться, что же такое мы делаем, что приводит к такому результату. Мы можем воспользоваться определенной методикой или просим помочь нам понять и разобраться в происходящем. В ходе практики мы приобретаем новые способы мышления и действия, которые со временем входят в привычку.

Обобщение

Одна из жизненно важных способностей, которая имеется у нас с рождения, — это способность к обобщению, к выявлению последовательностей, логики, паттернов и устойчивости значения в тех явлениях окружающего мира, которые важны нам. Этому нас, опять же, никто не учит. Мы начинаем обобщать с самых первых дней, исследуя мир вокруг нас, учась общаться, использовать речь и пытаясь прогнозировать события.

Наше восприятие часто оказывается ошибочным — особенно тогда, когда мы занимаемся самой человеческой из всех человеческих деятельностей, а именно, когда пытаемся

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

25

понять других людей, — а потому нам часто кажется, что мы не умеем обобщать, что нам не стоит этого делать. Поэтому обобщения лучше воспринимать как “гипотезы, нуждающиеся в проверке”, а не безапелляционное заявление типа “так оно и есть”. Далее мы увидим, как язык помогает нам обобщать сведения о реальности, а также какие препятствия он создает, когда мы забываем, что эти обобщения создаем мы сами.

^ Переход к “мета”

Чтобы понять, как работают обобщения, нам потребуются еще более абстрактные обобщения: гипотезы или теории. Когда мы делаем в уме “шаг назад”, чтобы посмотреть, что происходит, мы “переходим к “мета” или получаем “мета-сознавание”. Приставка “мета” (meta) пришла в наш язык из греческого и обозначает “через”, “с”, “около”, “за”, “позади”. Этот полезный термин служит для определения умственной активности — изменения угла зрения посредством перехода за существующие границы ситуации и превращения в нейтрального стороннего наблюдателя.

К сожалению, термин “мета” чересчур активно используется в НЛП, например “мета-модель”, “мета-программа”, “мета-состояние”. Для обозначения следующего шага назад приставка может удваиваться (мета-мета-) и даже утраиваться. В итоге все это сбивает людей с толку, мешает пониманию. Но такие термины существуют, так что стоит знать об этом и быть готовым. Но есть и альтернативные, более понятные способы использования языка. Я хочу, чтобы вы получили настоящее удовольствие от нашего путешествия, поэтому буду выражать свои мысли как можно проще.

Это книга об изменении из серии “сделай сам”. Ознакомившись с несколькими базовыми теориями, вы сможете испробовать их на себе и сможете лучше понимать себя, других людей и общество в целом. Вы сможете переоценить свой жизненный опыт и посмотреть на себя другими глазами. Ее-

26 ¦ ПИТЕРЯНГ

ли вам что-то не понравится, вы сможете внести изменения. Это не значит, что вам придется меняться. Название этой главы указывает на то, что для постижения мудрости нужно совершить немало путешествий, познать различные способы восприятия, оригинальные способы мышления, креативные идеи, испробовать новые виды деятельности. Постепенно вы будете замечать, как вселенная — ваше видение мира — претерпевает захватывающие изменения и принимает новые формы.

Даже если вы считаете, что вам стоило бы что-то изменить, это совершенно не значит, что вы сделаете это. Приведу простой пример: предположим, у вас есть привычка, от которой вам бы хотелось избавиться, скажем, вы курите, грызете ногти, переедаете или любите посплетничать. Если бы все было так просто, вам, терапевту или вашему приятелю достаточно было бы сказать: “Хватит. Не делай так больше!”, и вы бы перестали. Однако так бывает редко. Само по себе желание измениться не гарантирует изменений; необходимо принимать в расчет и другие составляющие системы.

Часто люди хотят измениться потому, что хотят решить ту или иную проблему, которую описывают словами. Теперь же можно взглянуть на это с другой стороны: то, как именно они используют слова для кодировки ситуации, и является частью проблемы. Это “лингвистический аспект” НЛП. Нам нужно знать, как люди используют слова и каким образом это влияет на их восприятие и оценку реальности. Основной способ интерпретации мира — использование метафор.

Метафоры

Слово “метафора” (англ. “metaphor”) — греческого происхождения: приставка “meta” означает “через”, глагол “pherein” — “нести”. Так что метафора — это “нести через”, “переносить”. Используя метафоры, мы “переносим” значение обычного распространенного события или переживания, чтобы объяснить что-то новое или абстрактное. Такой

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

27

перенос облегчает понимание. Мы постоянно используем метафоры. В этой главе появляется метафора “УЧЕНИЕ — ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ”. (В лингвистических книгах существует традиция печатать метафорические эквиваленты капителью.) Каждая метафора несет в себе огромный смысл; ассоциации, связанные с исходной областью (путешествием), могут перейти на целевую область (изучение). Мы прекрасно представляем себе, что такое путешествие в физическом смысле, и это знание помогает нам понять абстрактное понятие — в данном случае, учение. Некоторые значения подойдут для реализации нашей цели, остальные могут нам не подойти: скорее всего, окажется лишней информация о расходе топлива, форме обуви или развлечениях на борту.

С помощью метафоры УЧЕНИЕ - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ мы можем описывать проблемы как “пробки” или “препятствия на пути”. Мы строим мосты, чтобы соединить между собой острова знания, пересекаем границы, осваиваем новые территории. Если мы видим препятствие на своем пути, если понимаем, что можем зайти в тупик или сбиться с дороги, мы останавливаемся, определяем свое месторасположение, ищем указатели, смотрим по карте, куда можем двинуться дальше, и идем по дороге из желтого кирпича. Если мы, используя эту метафору, упираемся в тупик, мы понимаем, что при смене метафоры проблема решается или просто исчезает. Слова, которые мы используем для описания трудностей, имеют первостепенное значение. Именно поэтому, когда я буду вести вас по этой знакомой, но полной неожиданностей местности, я расставлю вдоль дороги указатели и время от времени буду предлагать вам другие экскурсии, которые могут вам понравиться.

Понимая, куда уходят корни того или иного человека, вы сможете увидеть, какие слова он использует для описания ситуации или обстоятельств, в которых он оказался, на что он обращает особое внимание. Слова и метафоры, которые мы используем для описания реальности, могут вызвать ра-

28 ¦ ПИТЕРЯНГ

дость и грусть, привести к проблемам или дать новые возможности. Термином “реальность” я обозначаю весь спектр ощущений, переживаний и опыта человека, связанный с бытием в этом мире. Я также использую слова “видение мира”, “модель реальности” и “модель мира” — все они взаимозаменяемы.

Каждая метафора имеет подтексты и последствия, подразумеваемые и не подразумеваемые. Например, метафора “модель” может предполагать восприятие людей как механизмов или технических устройств, которые могут ломаться, изнашиваться, выходить из строя или стачиваться до полной остановки. Они могут сгореть, разладиться, их могут сломать рабочие.

^ Итак, как же мы меняемся ?

На этот великий вопрос нет простого и окончательного ответа. Мы на самом деле постоянно меняемся и, скорее всего, сами не понимаем, как это делаем, — точно так же мы дышим, обеспечиваем оптимальный приток крови к мозгу. Мы полагаем, что хотели бы изменяться сознательно. Однако таким образом нельзя добиться действительных и устойчивых изменений. В НЛП существует рабочая пресуппозиция1: все изменения происходят на бессознательном уровне. То есть сначала нужно создать условия для изменения, а потом предоставить бессознательному с ними разбираться.

Когда кто-то говорит, что он застрял, потерялся, запутался, не может функционировать или двигаться в нужном ему направлении, обратите внимание на метафору, которую он использует. Слова, которые он употребляет, являются источником ценной информации о мировоззрении этого человека, поэтому вам стоит изучить выражения и метафоры и выяснить, что они для него значат. Это также поможет поддерживать с ним раппорт. Все, что люди говорят, имеет для них

Другими словами, предпосылка, предположение. — Прим. ред.

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

¦

29

смысл, так что с уважением относитесь к их высказываниям, признавайте истинность их образа реальности в каждый конкретный момент. Первым шагом всегда должен быть сбор информации. Но вам нужно выяснить значение слов. Изменения начинаются позже. Много позже.

В процессе выполнения упражнений ваше сознание и мышление будут действовать на более “универсальном” уровне. На этом уровне исчезают различия и значимым становится целостный опыт. Модель изменения, которую я предлагаю вашему вниманию, предполагает три фазы. Иногда бывает достаточно пройти только первую фазу — замечать, обращать внимание, собирать информацию. Тогда ваш рассудок, в свою очередь, будет интегрировать новую информацию привычным способом, и вы начнете вести себя иначе. Вторая фаза — изменение восприятия, перенос позиции, переход к активным действиям — предусматривает проверку и требует креативности и гибкости. На третьей фазе происходят принятие и интеграция. Обычно мы не делаем это сознательно, но если делаем, то это значительно “ускоряет процесс”.

^ Вы делаете это для себя или для кого-то еще?

Многие желают перемен, если изменяться придется кому-то другому! “Проблему” представляют именно другие люди — их репрессивное, подавляющее, ограничивающее или как-либо еще негативно влияющее поведение, которое должно измениться! Перекладывая вину на других, вы ограничиваете себя, свои возможности. Наоборот, вы должны быть готовы нести ответственность за себя и за свои поступки. Начинать легче всего с себя. Если вы хотите, чтобы изменились другие, может получиться так, что вам придется долго-долго ждать, и вы будете все сильнее расстраиваться. Избавьтесь от установки “Я просто хочу, чтобы X. стал другим, и тогда у меня все будет в порядке”, поверьте в себя, цените свои собственные силы.

30 ¦ ПИТЕРЯНГ

На стене святилища Дельфийского Оракула была надпись: “Познай себя”. Но “познание себя” есть процесс, а не проект типа “раз — и в дамки”. Принятие приходит с истинным знанием. В полной мере владея своими собственными возможностями, мы можем жить в согласии с миром, который создаем вокруг себя, жить более осознанно, с большим уважением к себе, к окружающим, к вселенной.

^ Общая информация

Учение не есть нечто привнесенное. Это реорганизация уже имеющегося.

Милтон Эриксон

Вы готовы реорганизовать свои убеждения и представления? Когда учение становится частью жизненного пути, это по сути дела означает поиск совершенства и путей его достижения. Для этого вам придется понять других людей, улавливать отблески их мира, их реальности, узнавать, что им не нравится, чтобы учиться на их жизненном опыте. Этой книгой я пытаюсь объяснить, как это удается НЛП. Однако это лишь “отчет о состоянии работ” на 2001 год.

С тех пор, как я начал изучать эти идеи, они кажутся мне все более значимыми и эффективными. Я уже не могу слушать полемику или дебаты в новостных программах, не раскладывая их на модели и паттерны. Это проливает свет на природу разногласий, но на данный момент не всегда позволяет найти решение. Наша история полна конфликтов, парадоксов и попыток объяснить природу реальности. По крайней мере, теперь мы видим, почему некоторые конфликты неразрешимы! Мы также находим подсказки, как научиться мыслить так, чтобы прийти к терпимости и пониманию.

Этот способ мышления систематичен — все взаимосвязано, а потому мы можем начать с чего угодно и где угодно. Постепенно распознанные нами элементы будут приобретать все большую осмысленность, складываться в гармоничное, логически согласованное единство — при условии, что у

^ МЕТАФОРЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ¦ 31

нас есть теория, на основании которой мы будем систематизировать полученную информацию. Каждый контакт — это возможность продвинуться еще на один шаг на этом пути.

В ходе этого путешествия мы с вами будем придумывать новые метафоры, чтобы лучше понимать происходящее. Мы увидим альтернативные взгляды на Жизнь, Вселенную, Человечество: разные аспекты других людей и нас самих. Возможно, нам также удастся заглянуть в незнакомые миры. В своем изложении НЛП я использую и интегрирую идеи и процессы из других систем изменений и терапевтических подходов, театрального искусства, рассказов и мифологии. Наша культура богата историями, рассказывающими о жизненном опыте людей. Поэтому неудивительно, что в книгах, фильмах, теле- и радиопрограммах мы найдем множество отличных советов. Это часть нашего коллективного опыта, отражение образа мышления нашего общества как единого организма. Порой встречаются удивительные примеры эффективного изменения — и миллионы упущенных возможностей. Дело в том, что если вы хотите усовершенствовать свои коммуникативные навыки, не стоит заглядывать слишком далеко. Мудрость и знание окружают нас. Я часто слышу: “НЛП не предлагает ничего нового”. Многим цитатам, которые вы найдете в этой книге, более тысячи лет. Новое лишь в том, что НЛП предлагает систематизированное изучение состояния человека. Так что, оглянитесь вокруг: интересно каждое человеческое существо. Все, что вам нужно, — лишь задаться любопытством и внимательно присмотреться.

^ В результате

• Вы сможете понимать НЛП как унифицированную дисциплину с теоретическим базисом.

• Вам будет легче справляться с новой информацией, вы сможете по-новому увидеть проблемы, которые раньше вам решить не удавалось, потому что в вашем распоряжении не было модели для их объяснения.

32 ¦ ПИТЕРЯНГ

• Вам будет легче вычленять паттерны, связи, аналогии, создавать новые метафоры, замечать “недостающие детали” и находить их.

• Что касается практических умений, вы научитесь разрабатывать собственные методики изменения, специальные упражнения и процессы, применять их по мере необходимости, основываясь на понимании общих принципов, а не просто следуя указке.

• Вы сможете генерировать новые идеи, разработки, внести свою лепту в эволюцию человеческой мудрости.

• Вы освоите новые способы общения, бытия, жизни. Поняв, как что работает, вы приблизитесь к мудрости; применяя мудрость на практике, вы сделаете шаг к более счастливой жизни.

Если путешествие начинается с вопроса, оно превращается в поиск. Если вы отправляетесь на поиски чего-то, это значит, что это что-то действительно важно для вас, что это вас мотивирует, призывает к действию. Для такого приключения нужны факты, план, ресурсы, идеи, воображение и активные действия — вы должны быть готовы пойти на все, лишь бы получить желаемое. Вы также должны понять, действительно ли вы получаете то, что хотели. В этом путешествии вы найдете ответы на некоторые свои вопросы — возможно, их подскажет не книга, но сама жизнь.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconКнига получилась в результате ведения автором элект­ронной рассылки «Блеск и нищета нлп»
М 80 Крах нлп в бизнесе. Серия «Психология бизнеса». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 224 с
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconДиана Балыко нлп для идеального секса. 15 техник нлп для обольстителей и обольстительниц
Диана Балыко – драматург, поэтесса, журналистка, практикующий психолог, тренер нлп, автор психологических тренингов и книг по психологии...
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconКнига Ритуал пантеизма. 11. Современное нлп введение нлп заманчиво...
Нлп заманчиво принять составляющей ритуала пантеизма не только из-за лингвистической составляющей, исключенной из «немого» дэира....
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconОбщий обзор нейро-лингвистического программирования
Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью нлп» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для...
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconNlp магия нейролингвистического программирования без тайн
Нлп. Она станет ув- лекательным путешествием в мир нлп для менеджеров, психологов, педаго
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconNlp магия нейролингвистического программирования без тайн
Нлп. Она станет ув- лекательным путешествием в мир нлп для менеджеров, психологов, педаго
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconNlp магия нейролингвистического программирования без тайн
Нлп. Она станет ув- лекательным путешествием в мир нлп для менеджеров, психологов, педаго
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconДенис Александрович Шевчук нлп. Психолингвистика. Техники убеждения
Новейшая психология личного мастерства, нлп (нейро-лингвистическое программирование), также представлено в этой книге
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconЛечение алкоголизма методом нейролингвистического программирования 
Возникшая на стыке двух наук направление,стало основой нейролингвистического программирования, сокращенно нлп в современном его виде....
Книга Питера Янга открывает огромную неизведанную территорию в практике нлп. Его работа это самый крупный вклад в развитие нлп за последние несколько лет. iconКоротко об нлп 6 Самомнение 7 Самое интересное 8 Что такое бессознательное...
В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением 26
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница