2. Менеджмент и менеджеры


Скачать 203.44 Kb.
Название2. Менеджмент и менеджеры
Дата публикации19.05.2013
Размер203.44 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Тема 2. Менеджмент и менеджеры

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»: два подхода

1) «управление» и «менеджмент» — тождественные понятия;

2) «управление» — более широкое понятие, которое включает в себя и управление техническими системами, и управление в неживой природе (control) и государственное (правительственное) управление (government administration), и общественное управление (public administration).

Менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в организации, действующей в рыночных условиях.



Рис. 2.1. Подходы к определению содержания понятия

«менеджмент»

Менеджмент — современный тип управления в условиях рынка, гибкий, адаптивный, в основе которого лежит современная управленческая философия. Она учит, что успех организации определяется не только и не столько внутренними факторами (рациональным разделением и кооперацией труда, использованием резервов роста производительности труда, снижением издержек производства), сколько умением своевременно реагировать на вызовы внешней среды, учитывать запросы потребителей, поведение конкурентов, находить надежных деловых партнеров.











Определение целей организации и

создание условий для их достижения,

координация совместной

деятельности работников организации






Цель УТ

































Работа с людьми в организации,

отношения людей в процессе

управления работой






Объект УТ



























Предмет УТ





Информация





















Средства УТ






Средства организационной и

вычислительной техники




































Умственный труд

Информационная природа

Многообразие решаемых задач

Косвеннопроизводительный

Творческий характер (большой

дельный вес творческих операций)






Характеристика УТ

































Продукт УТ






Управляющее воздействие
















Управленческое решение





Рис. 2.2. Особенности управленческого труда

^ Таблица 2.1
Управленческие роли менеджеров (по Г. Минцбергу)


Роль

Описание

Характер деятельности по материалам

обследования работы

руководителей

Межличностные роли

Главный

руководитель

Символический глава выполняет обычные обязанности правого или социального характера

Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности

Фактически все управленческие действия, связанные с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних и внутренних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Переписка, участие во внешних совещаниях, другая работа с внешними организациями и лицами

^ Информационные роли

Приемник

информации

Получает специализированную информацию ( в основном текущую) для использования в интересах дела; выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, поступающей в организацию

Обработка всей почты и контакты, связанные преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки, Интернет, беседы)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других людей, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая требует интерпретации

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

^ Продолжение таблицы 2.1

Представитель

Передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных

Роли, связанные с принятием решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты изменений, контролирует разработку проектов

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, анализ ситуации, включающий инициирование или разработку проектов усовершенствования

Устраняющий помехи

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и немедленных преобразований

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

Распределитель

ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений

Составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах

Ведение переговоров



Рис. 2.3. Управленческие роли менеджера



Рис. 2.4. Логика процесса управленческого труда в организации

^ Таблица 2.2
Основные виды разделения управленческого труда


Вид разделения труда

Сущность

Функциональное


Выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией

Специализация на выполнении работ, связанных с планированием, организовыванием, мотивированием, контролем, координацией

Структурное:

Вертикальное разделение труда




Распределение менеджеров по уровням управления (высший, средний, низовой (первый))

^ Горизонтальное разделение труда

Распределение менеджеров, находящихся на одном уровне, по функциональным подсистемам, функциям и подфункциям

По роли в процессе управления

Руководители, специалисты и служащие (технические исполнители)


Таблица 2.3



^ Структурное разделение труда менеджеров в организации


Вертикальное разделение труда

По уровням управления

Горизонтальное разделение труда по функциональным подсистемам

Марке-тинг

Произ-водство

Персонал

Иннова-ции

Финансы

1. Высший
















2. Средний
















3. Низовой (первый)




















Рис. 2.5. Разделение труда менеджеров по уровням и сферам деятельности



Рис. 2.6. Уровни руководства в организации


Таблица 2.4



^

Основные направления деятельности менеджеров


различных уровней управления



Топ-

менеджеры

Приоритетные направления деятельности:

  1. формулирование долгосрочных стратегий развития;

  2. управление человеческими ресурсами;

  3. маркетинг и продажи;

  4. переговоры и разрешение конфликтов;

  5. установление отношений с другими участниками рынка.

Менеджеры среднего звена

Являются проводниками политики организации и осуществляют:

  1. руководство и контроль за ходом работы;

  2. принятие оперативных решений;

  3. передачу информации сверху вниз и снизу вверх;

  4. планирование и организацию работ;

  5. мотивирование сотрудников;

  6. поддержание внутренних и внешних контактов;

  7. составление отчетов.



Менеджеры

низового уровня

  1. управляют непосредственными исполнителями, представляют их интересы;

  2. проводят в жизнь политику высшего руководства;

  3. взаимодействуют с руководителями средних и низовых звеньев.



Таблица 2.5
Структура затрат рабочего времени руководителей, специалистов и технических исполнителей


Виды операций,

процедур

Руководящие работники предприятий

Специалисты

Служащие (технические исполнители)

Информационные

30

60

80

Подготовка и принятие управленческих решений


30


25


20

Организаторская

работа

40

15









Время (в %)


40















36



27







Низовой уровень

Средний уровень

Высший уровень










Время (в %)




34










13



20










Низовой уровень

Средний уровень

Высший уровень





Рис. 2.7. Удельные затраты времени на инструктирование

подчиненных и изучение деловой окружающей среды

^ Таблица 2.6
Требования к профессиональным и личностным качествам менеджера

I. Социально-демографические характеристики

  • Возраст;


  • Образование;

  • Стаж работы;

  • Стаж работы по профилю деятельности;

  • Пол;

  • Состояние здоровья.
^

II. Требования к профессиональной компетенции менеджеров


1. Специальные знания

1.1. Понимание сущности, содержания управленческого труда и процессов управления.

1.2. Знание должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей и повышения эффективности работы.

1.3. Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений.

1.4. Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени.

Эти требования находят свою конкретизацию в следующем:

 наличие общей подготовки в области менеджмента, знания техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация, знание экономики и права, психологии и педагогики, владение навыками администрирования;

 аналитичность и вариабельность мышления, стратегичность, эрудиция, умение видеть перспективу;

 знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

 информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние техники, технологии, имеющиеся нововведения и исследования, уровень конкуренции, динамика спроса;

 способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия;

 умение обосновывать и принимать решения в условиях высокой динамичности и неопределенности, владение способами повышения эффективности управления.

2. Знания и умения в области управления человеческими ресурсами и взаимодействия с внешними контрагентами

2.1. Владение искусством управления человеческими ресурсами организации.

2.2. Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и пр.)

2.3. Владение искусством создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий.

Продолжение таблицы 2.6

Эти требования находят свое выражение в:

 коммуникационности (умении излагать свои мысли), коммуникабельности (умении строить отношения с людьми), умении понимать и убеждать людей;

 умении взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника, найти выход из конфликта;

 уважительном и заботливом отношении к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии.


3. Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий, умение делать правильные выводы из успехов и неудач, стремление к повышению квалификации.

4. Умение работать в команде.

5. Умение управлять собой.

^

III. Организаторские качества


 умение подбирать и эффективно использовать работников;

 распределять задачи и делегировать полномочия;

 находить баланс между интересами собственников и коллектива;

 объективно оценивать людей и вознаграждать их;

 требовательность к подчиненным;

 умение организовывать обучение и развитие подчиненных;

 стремление к лидерству;

 самостоятельность в принятии решений.
  1. ^

     Личностные качества


 широта кругозора и эрудиция;

 ответственность;

 честность;

 справедливость;

 упорство в достижении цели;

 высокая требовательность к себе;

 инициативность;

 стремление к риску;

 нетерпимость к косности и стремление к нововведениям;

 стрессоустойчивость

 высокое чувство долга и преданность делу;

 умение четко выражать мысли и убеждать;



^ Таблица 2.7
Сопоставление менеджеров с предпринимателями


Параметры сравнения

Менеджеры

Предприниматели

Статус на предприятии

Наемный работник

Собственник, партнер

Задачи и функции

Постановка целей, плани­рование, организовывание, мотивация, контроль, руко­водство, координирование

Поиск новых способов комбинации ресурсов, вы­движение новых идей по их использованию для удовле­творения платежеспособ­ного спроса общества

Ожидаемый результат работы

Сохранение, поддержание и развитие предприятия, мак­симизация его способности производить ценности

Освоение новых сфер биз­неса, продвижение идей и нового дела для выпуска продукции и получения при­были

Образование и черты личности

Профессиональные знания, необходимые для выполне­ния функций управления, умение организовать со­вместную работу, работа в команде

Интуиция как более важ­ный фактор по сравнению с образованием. Новатор­ство, самостоятельность, независимость, индиви­дуализм, смелость, ини­циативность, ориентация на успех



^ Таблица 2.8
Сравнение руководителей «вчерашнего дня» и современных руководителей


Руководитель «вчерашнего дня»

Современный руководитель

Исходит из интересов фирмы

Исходит из интересов дела

Ставит цель исходя из внутренних возможностей фирмы

Ставит цель исходя из возможностей, предоставляемых окружением, и ищет необходимые для ее достижения ресурсы внутри фирмы и за ее пределами

Принимает условия и нормы деятельности как неизменные, внешне заданные ограничения

Рассматривает условия и нормы деятельности как нечто, что можно при необходимости менять

Относится к людям как инструменту, с помощью которого он должен решать поставленные задачи

Относится к людям как к команде единомышленников, которая должна с его помощью решать поставленные задачи

Связан с окружением опосредованно, через организацию и должность

Связан с окружением непосредственно, через собственную активную деятельность

Рассматривает организацию как средство решения задач

Ощущает себя частью организации

Похожие:

2. Менеджмент и менеджеры iconОрганизации, менеджеры и успешный менеджмент
Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу
2. Менеджмент и менеджеры icon№ Организации, менеджеры и успешный менеджмент
Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, то есть будущее состояние, которого надо достичь
2. Менеджмент и менеджеры iconИз учебников мы знаем, что руководители планируют, принимают решения,...
Что же такое менеджмент? Что делают менеджеры? Может ли любая система обойтись без менеджмента? Без управления обойтись нельзя. Руково­дителям...
2. Менеджмент и менеджеры iconТ. А. Лелявина Инновационный менеджмент
Лелявина Т. А. Инновационный менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507....
2. Менеджмент и менеджеры iconРасписание занятий на факультете истории и менеджмента направление...
«менеджмент» профиль «Менеджмент организации» на II семестр 2012/2013 учебного года
2. Менеджмент и менеджеры iconКурсоваяработа по дисциплине: «Менеджмент» Тема : «Виды менеджмента»
Менеджмент – от английского слова «managa» – управлять. Следовательно, финансовый менеджмент – управление финансами, т е процесс...
2. Менеджмент и менеджеры iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Инновационный менеджмент» по направлению «Производственный менеджмент» «Инновационный менеджмент»,...
2. Менеджмент и менеджеры iconМенеджмент
Производственный менеджмент: Тексты лекций. – Мн.: Но ООО «бип-с», 2002. – 100 с
2. Менеджмент и менеджеры iconVI. Финансы и финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. С другой...
2. Менеджмент и менеджеры iconРабочая программа по дисциплине: Производственный менеджмент для...
Лист согласований рабочей программы по дисциплине «Производственный менеджмент» для специальности 061100 (080500. 65. 12) «Менеджмент...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница