Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование


НазваниеУчебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование
страница1/37
Дата публикации20.05.2013
Размер4.58 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Е.А. СТЕПАНОВ, И.К. КОРНЕЕВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

серия основана в 1996 г.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

серия основана в 1996 г.
АННОТАЦИЯ

Е.А. СТЕПАНОВ, И.К. КОРНЕЕВ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Москва ИНФРА-М 2001

УДК 65.012.8(075.8)

ББК 73я73

С79

С79 Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 304 с. — (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-000491-2

В учебном пособии рассматриваются вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты информации в офисной деятельности и предпринимательских структурах различного типа, работы, с персоналом, обладающим сведениями ограниченного распространения, функционирования защищенного документооборота и специализированной технологической системы обработки и хранения конфиденциальных документов. Излагаются вопросы защиты информации при проведении переговоров и совещании, приеме посетителей, защиты персональных данных в кадровой службе, а также направления разработки нормативно-методической документации комплексной системы защиты информации фирмы. В приложении дается терминологический справочник основных понятий в изучаемой области и главные операционные технологические схемы обработки и хранения конфиденциальных документов.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», а также студентов других специальностей, изучающих офисные технологии и работу с документами, слушателей центров, институтов и факультетов повышения квалификации, руководящих работников и специалистов, практических работников.

ББК 73я73

ISBN 5-16-000491-2

 Степанов Е.А., Корнеев И.К., 2001
Степанов Евгений Анатольевич

Корнеев Игорь Константинович

^ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОФИСЕ

Редактор Л.В. Бобылева

Корректор М. В. Литвинова

Компьютерная верстка Т. В. Доронина

Оформление серии Е.А. Доний

ЛР № 070824 от 21.01.93

Подписано в печать 20.12.2000. Формат 60х88/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18,62. Тираж 6 000 экз. Заказ № 2911.

Издательский Дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107. Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77. Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44. E-mail: books@infra-m.ru http://www.infra-m.ru

Отпечатано с оригинал макета в Тульской типографии. 300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОФИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. ОФИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОФИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОФИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

2.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

2.2. УГРОЗЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

2.3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

3.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3.2. НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3.3. ЭТАПЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3.4. МЕТОДЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ, ВЛАДЕЮЩИМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

4.1. ПЕРСОНАЛ КАК ОСНОВНАЯ ОПАСНОСТЬ УТРАТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

4.2. МЕТОДЫ ДОБЫВАНИЯ ЦЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ У ПЕРСОНАЛА

4.3. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА И ПЕРЕВОДА СОТРУДНИКОВ НА РАБОТУ, СВЯЗАННУЮ С ВЛАДЕНИЕМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

4.4. ДОСТУП ПЕРСОНАЛА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ СВЕДЕНИЯМ, ДОКУМЕНТАМ И БАЗАМ ДАННЫХ

4.5. ТЕКУЩАЯ РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ, ВЛАДЕЮЩИМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

4.6. ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ, ВЛАДЕЮЩИХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАБОТКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

5.1. ЗАЩИЩЕННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

5.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

5.3. ПРИНЦИПЫ УЧЕТА КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОСТУПИВШИХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6.1. УЧЕТ ПОСТУПИВШИХ ПАКЕТОВ И ДОКУМЕНТОВ

6.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ИСПОЛНЕНИЕ

7. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОДГОТОВЛЕННЫХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

7.1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

7.2. УЧЕТ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ИЗДАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

7.3. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ПОРУЧЕНИЙ.

7.4. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА С КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ

7.5. ОБРАБОТКА ИЗДАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

8. ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ И УНИЧТОЖЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЛ И НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ

8.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ НАЛИЧИЯ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЛ И НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ

8.2. ПОРЯДОК УНИЧТОЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЛ И НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ

9. ФОРМИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДЕЛ

9.1. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ

9.2. ФОРМИРОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДЕЛ

10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ НА НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ УЧАСТКАХ ОФИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10.1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОВЕЩАНИЙ И ПЕРЕГОВОРОВ

10.2. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ

10.3. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В РАБОТЕ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

10.4. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

11. СТРУКТУРИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОФИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ТЕРМИНОВ

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ОБРАБОТКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для всех, интересующихся вопросами практического решения проблем информационной безопасности офисной и предпринимательской деятельности. В настоящее время, несмотря на актуальность и практическую значимость этих проблем, не существует достаточно полной и современной учебной литературы в указанной области.

Цель учебного пособия — помочь в овладении теоретическими и практическими вопросами обеспечения информационной безопасности офисной деятельности в предпринимательских структурах различных типов, в том числе в малом бизнесе, и освоении системных комплексных методов защиты ценных производственных и коммерческих информационных ресурсов от различных видов угроз в процессе формирования, обработки, использования и хранения информации. Вопросы защиты информации рассматриваются в широком диапазоне современных проблем и затрагивают организационные и технологические сферы защиты как документированной информации (на бумажных и технических носителях), циркулирующей в традиционном или электронном документообороте, так и недокументированной информации.

В современной российской рыночной экономике обязательным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения прибыли и сохранения в целостности созданной им организационной структуры является обеспечение экономической безопасности его деятельности. Одной из главных составных частей экономической безопасности является информационная безопасность. Проблемы информационной безопасности становятся все более сложными и практически значимыми в связи с массовым переходом информационных технологий в управлении на безбумажную автоматизированную основу. Информационная безопасность носит концептуальный характер и предполагает решение комплекса задач поддержания безопасности информационных ресурсов фирмы.

Под безопасностью информационных ресурсов (информации) понимается защищенность информации во времени и пространстве от любых объективных и субъективных угроз (опасностей), возникающих в обычных условиях функционирования фирмы и условиях экстремальных ситуаций: стихийных бедствий, других неуправляемых событий, пассивных и активных попыток злоумышленника создать потенциальную или реальную угрозу несанкционированного доступа к документам, делам, базам данных. Необходимый уровень безопасности информационных ресурсов определяется в процессе различных аналитических исследований, которые предопределяют структуру и требуемую эффективность системы защиты этих ресурсов с учетом финансовых возможностей фирмы.

В решении проблемы информационной безопасности значительное место занимает построение эффективной системы организации работы с персоналом, обладающим конфиденциальной информацией. В предпринимательских структурах персонал обычно включает в себя всех сотрудников данной фирмы, в том числе и руководителей.

Персонал генерирует новые идеи, новшества, открытия и изобретения, которые продвигают научно-технический прогресс, повышают благосостояние сотрудников фирмы и являются полезными не только для фирмы в целом, но и для каждого отдельного сотрудника. Каждый сотрудник объективно заинтересован в сохранении в тайне тех новшеств, которые повышают прибыли и престиж фирмы. Несмотря на это персонал, к сожалению, является в то же время основным источником утраты (разглашения, утечки) ценной и конфиденциальной информации.

Никакая, даже самая совершенная в организационном плане и великолепно оснащенная технически система защиты информации не может соперничать с изобретательностью и хитростью человека, задумавшего украсть или уничтожить ценную информацию. Обычный секретарь руководителя фирмы имеет возможность нанести фирме такой значительный ущерб, что окажется под вопросом само ее существование. Многие специалисты по защите информации считают, что при правильной организации работы с персоналом защита информации фирмы сразу обеспечивается не менее чем, на 80%, без применения каких-либо дополнительных методов и средств защиты.

Обеспечение безопасности информации в информационных системах от случайных или преднамеренных воздействий персонала, направленных на неправомерное использование, уничтожение, модификацию тех иди иных данных, изменение степени доступности ценных сведений в машинной и внемашинной сферах предполагает наличие надежной защиты ценных для предпринимателя документов, прежде всего конфиденциальных документов. Необходимый уровень защищенности документированной информации достигается в значительной степени за счет использования в обработке традиционных, машиночитаемых и электронных конфиденциальных документов эффективной для конкретной фирмы специализированной традиционной или автоматизированной технологической системы, позволяющей решать задачи не только документационного обеспечения управленческой и производственной деятельности, но и сохранности носителей и конфиденциальности информации.

В целях лучшего усвоения в учебное пособие включен раздел со структурированным материалом для углубленного самостоятельного изучения вопросов обеспечения информационной безопасности в офисной деятельности.

По полноте рассматриваемого материала и всестороннему освещению широкого комплекса вопросов информационной безопасности предпринимательской деятельности учебное пособие ориентировано на широкий круг читателей. Оно может быть использовано студентами вузов различного профиля, слушателями институтов и факультетов повышения квалификации, а также практическими работниками служб безопасности коммерческих структур.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОФИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Офисная деятельность как особый вид управленческой деятельности

Для определения содержания понятия «офисная деятельность» необходимо обратиться к рассмотрению категорий, так или иначе связанных с определяемым понятием. Исходным здесь является «система управления», основными образующими понятиями — «система» и «управление». При всей важности этих понятий до сих пор они не имеют общепринятых формальных определений.

Понятие «система» широко используется в научной литературе по различным отраслям знания. Каждый автор, определяя это понятие, подчеркивает ту сторону, те аспекты, которые его интересуют и которые он исследует. Тем не менее можно сформулировать ряд общих условий, которым должен удовлетворять объект, чтобы он рассматривался в качестве системы.

Прежде всего, это целостность объекта. Любое образование, любое множество объектов может быть названо системой, если его рассмотрение как целого оправдано с какой-либо точки зрения и может помочь исследователю ответить на поставленный вопрос, решить сформулированную задачу. Естественно, что временем существования такой системы является время, в течение которого ставится и решается задача. Объект, образующий систему, продолжает существовать и дальше, но в соответствии с новыми задачами изучения он будет образовывать уже другую систему. Таким образом, всегда необходимо определить цель изучения, критерий, обусловливающий существование данного объекта как целого. Наличие такого критерия является вторым необходимым условием рассмотрения объекта как системы.

Третье условие — рассматриваемый объект должен быть частью, подсистемой некоторой большей системы, что позволяет определить, с какими другими объектами и каким образом он взаимодействует. Последнее, четвертое, условие, необходимое для рассмотрения объекта как системы, — возможность разбиения его на части, на подсистемы. Это позволяет выяснить, какие связи и взаимодействия между составляющими объект элементами обеспечивают его единство, существование как целого.

Для иллюстрации рассмотренного подхода к определению сущности понятия «система» обратимся к объектам производственного и экономического характера.

Все известные нам производственные и экономические объекты в процессе своего функционирования выступают как целостные образования (международные и региональные экономические объединения, национальная экономика, отрасль промышленности, производственное объединение, торговая фирма, промышленное предприятие, цех, производственный участок и т.п.), с четко определенными границами (физическими, юридическими и др.).

Существование производственных и экономических объектов как целостных образований определяется прежде всего их назначением, которое заключается в конечном счете в удовлетворении материальных потребностей общества, причем для каждого конкретного объекта определены конкретные виды производимой продукции и оказываемых услуг.

Каждый производственный и экономический объект входит в качестве элемента в другую систему экономического и производственного характера, что определяет состав и виды его взаимодействий с окружающей средой, среди которых можно выделить материальные, энергетические, информационные и т.п.

В свою очередь, каждый производственный и экономический объект состоит из множества различных элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение им своего назначения в рамках общества.

Таким образом, выполняются все перечисленные условия рассмотрения объекта как системы. Следовательно, все производственные и экономические объекты являются системами.

Понятие «управление», так же как и понятие «система», до сих пор не имеет общепринятого определения, тем не менее, в большинстве случаев можно выделить процессы управления. Если проанализировать все случаи, выяснится, что процессы управления связаны с изменениями, происходящими в системе в результате ее взаимодействия с окружающей средой. Поскольку всякая реальная система является открытой, т.е. взаимодействует с внешней средой, в ней происходят изменения, которые могут иметь две крайние, противоположные друг другу формы — это деградация (разрушение системы) и развитие (усложнение системы, накопление ею информации). Вместе с тем возможно и временное равновесие между системой и средой, благодаря которому система в течение известного времени либо остается относительно неизменной, либо испытывает лишь обратимые изменения, не нарушающие ее целостности.

Количественной характеристикой организованности системы является энтропия, большее значение которой соответствует меньшему уровню сложности и организации системы. Для сохранения целостности системы необходимы процессы, препятствующие увеличению энтропии. Это и есть процессы управления, общим для которых является их антиэнтропийный характер. В этой связи процесс управления по своей сути является антиподом процессу дезорганизации. Он позволяет в зависимости от особенностей конкретных систем стабилизировать систему, сохранить ее качественную определенность, поддержать ее динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование системы и достижение того или иного полезного эффекта. Короче говоря, управление — это поддержание энтропии системы на неизменном уровне.

Как уже отмечалось, любая реальная система взаимодействует с внешней средой, в результате чего в ней происходят изменения различного рода, выражающиеся в протекании некоторого процесса. Этот процесс изменения системы и вызывает необходимость управления. Таким образом, в основе любой системы управления лежит процесс, требующий управления.

Однако не всякое протекание процесса требует управления, а лишь то, которое ведет к увеличению энтропии. Поэтому необходимо связать характер изменений, лежащих в основе процесса, с критерием качества системы, т.е. нужно определить цель управления. В этом смысле системы управления обладают целенаправленностью.

Далее, поскольку осуществление процессов управления выделяется в обособленную функцию, то на ее выполнении специализируются некоторые элементы системы. В этой связи системы управления обладают определенной структурой, а именно — состоят из управляемого процесса и управляющей части. Данное положение принципиально, поскольку существуют объекты, которые сохраняют свою качественную определенность и без явно выраженной управляющей компоненты. Как правило, это достаточно простые физические объекты (камень, стул и т.п.), которые в дальнейшем нами рассматриваться не будут.

Управляющая часть воздействует на управляемый процесс, чтобы в соответствии с целью управления обеспечить сохранение качественной определенности всей системы. Чтобы управляющая часть могла осуществлять управление, ей нужно сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с целью управления, таким образом и управляемый процесс воздействует на управляющую часть. Воздействие обеих частей структуры друг на друга осуществляется в виде передачи информации, поэтому в системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур (рис. 1).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconУчебное пособие
...
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconТ 46 Геополитика: Учебное пособие. М.: Инфра-м, 2000. 269 с. (Серия «Высшее образование»)
Т 46 Геополитика: Учебное пособие. — М.: Инфра-м, 2000. 269 с. — (Серия «Высшее образование»)
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconС реднее образование в Канаде Высшее образование в Канадe
Великолепие природы во многих частях страны не омрачено присутствием человека. Канада издавна принимает у себя иностранных студентов....
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconКирсанова М. В. Современное делопроизводство: Учебное пособие. 2-е изд
Современное делопроизводство: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М.: Инфра-м; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. 288 с. (Серия...
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconСтруктурное подразделение
Высшее/не оконченное высшее образование. Опыт работы на аналогичной должности не менее года
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconАнкета для проведения исследования
Образование: среднее, средне-специальное, незаконченное высшее, высшее, научная степень
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconВеликобритания я зыковые курсы в Великобритании Среднее образование...
Англии одно и то же. Мы недостаточно богаты, чтобы покупать плохое образование. Где бы Вы не учились, в Оксфорде, Лондоне, Эдинбурге...
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconПод системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных...
Е и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или...
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconМассовые коммуникации и медиапланирование Учебное пособие Ростов-на-Дону...
Г61 Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие / E. Л. Головлева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 250 с. — (Высшее...
Учебное пособие высшее образование серия основана в 1996 г. Высшее образование iconАвтор П. А. Цыганков, доктор философских наук, профессор. Цыганков...
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы готовится и издается при содействии Института «Открытое...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница