Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г


НазваниеМетодические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г
страница1/6
Дата публикации20.05.2013
Размер0.63 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний



Проведение телефонных

социологических опросов

в ходе избирательных

кампаний КПРФ

Методические рекомендации Выпуск 6

Москва 2003 г.

Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний Составители-разработчики:

С.И.Васильцов, доктор исторических наук — руководитель аналитического проекта;

Составители:

Б.О.Комоцкий, кандидат философских наук,

С.П.Обухов, кандидат экономических наук,

В.В.Чупахин.

Проведение телефонных социологических опросов в ходе избирательных кампаний КПРФ. Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний. Выпуск 6. Авторский коллектив: С.И.Васильцов, Б.О.Комоцкий, С.П.Обухов, В.В.Чупахин. М: Издательство ФГУП "Щербинская типография", 2003. - 36 с.

ISBN 5-9243-053-6

В методическом пособии представлены рекомендации по организации проведе­ния телефонных социологических опросов в ходе избирательных кампаний КПРФ. Для организаторов и активистов избирательных штабов КПРФ.

© Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний © Васильцов СИ., Комоцкий Б.О., Обухов СП., Чупахин В.В.

При перепечатке и использовании публикуемых методик ссылка на данную пуб­ликацию и авторство обязательны.

ISBN 5-9243-0053-6

Содержание

Введение 5

Что такое телефонный опрос, и почему используется именно он? 5

Проведение телефонного опроса 7

Техническая сторона телефонного опроса 7

Цели и задачи исследования 11

Формирование выборки 12

Составление анкеты 14

Процесс опроса 22

Компьютерная обработка данных 25

Анализ результатов опроса 28

Заключение 29

Список специальных терминов 30

Приложение 31

Введение

В ходе избирательных кампаний КПРФ партийные работ­ники и активисты, ответственные за выборы, всё активнее осваивают и шире используют различные приёмы электораль­ной борьбы. В том числе — социологические методы диагнос­тики ситуации в избирательном округе, субъекте федерации, всероссийском масштабе.

Существует значительный арсенал социологических про­цедур (наблюдение, эксперимент, анализ документов, опро­сы), используя которые, избирательный штаб вполне может ответить на многие вопросы, возникающие по ходу выборов.

Данное методическое пособие посвящено телефонным оп­росам. Его цель — сделать телефонные опросы доступными для социологического сопровождения выборных кампаний КПРФ любого уровня, позволить людям, не имеющим специ­альной подготовки, проводить телефонные опросы. И при чётком следовании инструкции, ответственном и честном подходе к делу получать надёжные, объективные данные.

^ Что такое телефонный опрос, и почему используется именно он?

Существует несколько способов сбора первичной социологической информации, в том числе — и по ходу изби­рательных кампаний: прямое наблюдение, качественно-коли­чественный анализ документов, опросы, тестовые процедуры. Особое место опросов объясняется рядом причин:

  • суждения, оценки, мнения людей никакими иными ме­
    тодами выяснить невозможно;

  • словесная информация, регистрируемая в процессе оп­
    роса, гораздо многообразнее и богаче невербальной;

  • опрос можно многократно повторять и тиражировать на
    различные группы людей, различные территории и раз­
    личное время;

  • и, наконец, он относительно дёшев.

Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний

Что же такое опрос? Опрос — это метод сбора первичной социологической информации посредством устного или пись­менного обращения исследователя к определённой совокуп­ности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему, путем сбора эмпи­рических показателей, последующей регистрации и статис­тической обработки полученных ответов, а также их аналитической интерпретации.

Выделяют два типа опросов: анкетирование и интервью, которые, в свою очередь, делятся на подвиды. Анкетирование предполагает, что респондент самостоятельно заполняет оп­росный лист. В ходе интервью, которое обычно проводится при непосредственном контакте, опрашивающий самостоя­тельно фиксирует полученные ответы.

Телефонный опрос, по сути, является формализованным интервью и находится на стыке анкетирования и интервью. Интервьюер по телефону опрашивает респондента по зара­нее подготовленному блоку вопросов с вариантами ответов и фиксирует закодированные результаты в специальной табли­це — матрице.

Почему телефонный опрос?

Именно телефонный опрос обладает рядом качеств, необ­ходимых в условиях выборной кампании:

  • Оперативность. Можно быстро замерить интересую­
    щие показатели, в том числе в условиях резкого изме­
    нения политической ситуации.

  • Доступность. Относительная дешевизна, отсутствие
    необходимости привлекать специальные технические
    средства.

  • Надёжность. Точность и объективность полученных
    данных достигается при условии чёткого соблюдения
    технологии, честного и добросовестного подхода к делу.

Имеется и ряд недостатков. Во-первых, это невозможность использования данной технологии в местностях с низкой те­лефонизацией. Во-вторых, среди отвечающих (особенно, если

Методика проведения телефоных социологических опросов 7

опрос проводится днем в будни) может оказаться слишком большая доля женщин и людей преклонного возраста. В-тре­тьих, ограничены количество вопросов и их объем, т. к. опрос ведется на слух.

Существует ряд других предвыборных «телефонных» тех­нологий: телефонная агитация, телефонное внедрение, похо­жее по форме на социологический опрос, приглашения на встречу с кандидатами и пр. Ни в коем случае нельзя путать и смешивать социологическую процедуру, призванную выявить реальное положение дел, с каким-либо из видов такой теле­фонной агитации.

^ Проведение телефонного опроса

Любое социологическое исследования подчиняется опре­делённой логике действий, имеет свой алгоритм проведения. Так и при проведении телефонного опроса существует пос­ледовательность процедур, совершаемых от начала подготов­ки исследования до принятия политических решений на основе его результатов.

Ниже рассмотрим процесс проведения телефонного опро­са, последовательность основных составляющих процесса. Для большей наглядности условно разделим все мероприятия на содержательные и технические и перечислим их в поряд­ке проведения опроса.

^ Техническая сторона телефонного опроса

Телефонный опрос не требует каких-либо специальных средств и технического обеспечения. Тем не менее, стоит от­метить перечень условий, необходимых для его обеспечения.

Техника: телефонные аппараты, компьютер, принтер, ко­пировальная техника (ксерокс).

Программное обеспечение (компьютерные программы об­работки данных): наиболее доступная программа — «Excel»,

Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний

которая входит в стандартный пакет программ Microsoft Office. Данная программа позволяет проводить обработку дан­ных, подсчитывать линейное распределение ответов, произ­водить простейшие корреляции — выявлять взаимосвязи переменных. Как это делается, будет показано позже.

Существуют и специальные программы для обработки со­циологических и статистических данных, такие как «SPSS» и «Statistica». Их использование предполагает наличие специ­ально обученных кадров.

Люди, задействованные в опросе: интервьюеры; люди (че­ловек), работающие на компьютере по набору текста, состав­лению таблиц, обработке и подсчёту данных; аналитик на котором лежит составление анкет, анализ полученных дан­ных, формулировка выводов и предложений на их основе, и координатор.

Интервьюер человек, который непосредственно ведёт опрос по телефону. Специальных навыков, как правило, не требуется. Интервьюер должен быть честен, исполнителен, обладать устойчивой психикой и выдержкой, хорошей дикцией, определённым кругозором и знанием текущей по­литической ситуации. Задействовать, в принципе, можно практически любого человека, обладающего нужными каче­ствами. Но, по опыту, с подобными обязанностями лучше справляются студенты и пожилые люди, имеющие достаточ­но свободного времени. Интервьюеру нужно чётко следовать инструкциям, тексту анкеты, ни в коем случае не вступать в спор с опрашиваемым, не пытаться его в чем-либо убедить, не рассказывать о своей точке зрения. Его дело — фиксиро­вать ответы респондента, доброжелательно и нейтрально ре­агировать на любые реплики и умозаключения.

Учет труда интервьюера ведется только по целиком запол­ненным анкетам. Незаконченные, неполные интервью не учи­тываются и не включаются в массив обрабатываемых данных.

Необходимое для интервьюера — помещение с телефон­ным аппаратом, опросный лист, таблица для занесения дан-
Методика проведения телефоных социологических опросов

^ Проведение телефонного опроса




^ Содержательная сторона

Техническая сторона

1.

Принятие решения о проведении опроса.




2.

Определение целей и задач, проблем, объёма, сроков исследования.

Решить, зачем нужен опрос, какие общие задачи кампании он призван решить, на какие возникшие вопросы ответить, кто и за какой участок работы отвечает, проверка наличия и исправности технических средств и расходных материалов для опроса.

3.

Составление анкеты — опросного листа, - отвечающей целям и задачам исследования.

Составление выборки, её разбивка и подготовка для раздачи интервьюерам.

4.

Техническая стадия.

Определение необходимого количества ответов и сроков исполнения работы. Оформление анкеты, изготовление таблицы фиксации данных - матрицы. Копирование анкеты, матрицы и раздача их, вместе со списками телефонов для обзвона, интервьюерам.

5.

Подготовка и обработка данных.

Начало собственно опроса -интервьюеры за работой. В это время идёт подготовка к получению собранных данных. Изготовление электронной матрицы, таблицы линейного распределения ответов.

6.

Обсчет результатов.

Сбор и обработка полученных эмпирических данных, подсчет линейного распределения ответов.

7.

Начальный анализ полученных результатов.

Проведение необходимых корреляций.

8.

Окончательный анализ результатов исследования, формулировка выводов. На их основе - подготовка рекомендаций по корректировке выборной кампании.

Оформление результатов опроса: набор текстов, составление графиков, обработка выводов, составление рекомендаций и пр.



9.

Принятие решения об обнародовании итогов опроса. В зависимости от результатов: оставить закрытым - для служебного пользования, - или опубликовать его целиком либо частично.

Написание текста статьи, выбор периодического издания, привязка момента выхода публикации к той или иной акции выборной кампании. Соблюдение юридических требований к социологическим публикациям.

^ 10

Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний

Методика проведения телефоных социологических опросов

11


ных, список телефонов, ручка. Удобно проводить опросы с домашнего телефона. Условия оплаты за пользование телефо­ном, если предполагаются междугородние звонки, оговари­ваются отдельно.

Количество интервьюеров, которых необходимо задействовать, определяется объемом и степенью опера­тивности опроса. Приводимые ниже цифры являются при­близительными и усреднёнными, они призваны показать сам принцип расчетов. В среднем один работник способен опросить за 1 час 6 человек. Однако проведение интервью — вещь довольно утомительная, и за день можно опросить, опять же в среднем, не больше 25 человек. Соответствен­но, для опроса 300 человек в течение дня нужно задейство­вать 12 интервьюеров. Оптимально иметь группу из 15-20 человек.

Компьютерная группа. Текст анкеты и таблицу для запол­нения данных необходимо набрать на компьютере, вывести на печать, размножить материалы, перевести в электронный вариант. Заполненные по ходу опроса от руки матрицы идут на обсчёт. Затем итоги обсчета сводятся воедино в линейное распределение ответов. Всё это ложится на плечи данной группы. По определению она не должна быть большой. В за­висимости от способностей и навыков работников это может быть и один человек, а может оказаться и до трех-пяти со­трудников.

Аналитик. Очень ответственно следует подойти к состав­лению самой анкеты, анализу полученных данных, формули­ровке выводов и предложению по дальнейшим действиям на их основе. Условно мы приписали эти важные функции Ана­литику. Наделе эти функции могут выполняться, в зависимо­сти от структуры избирательного штаба, и одним человеком или целой группой людей, которые могут выступать отдель­ной аналитической структурой, входить в группу социологической поддержки, информационно-аналитическо­го обеспечения.

Координатор. Этот человек отвечает за техническое обес­печение опроса. Получить вовремя размноженные материалы, раздать их интервьюерам, разъяснить им сложные вопросы, собрать заполненные матрицы, обеспечить своевре­менное выполнение прочих работ — всё это его обязанности.

^ Цели и задачи исследования

Целью исследования является оперативное выяснение уровня влияния партии, структуры её образа в каждый конк­ретный момент и направление эволюции массовых взглядов в связи с последними политическими событиями; определе­ние сильных и слабых сторон — собственных и оппонентов.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconСычёва Г. Е. С 95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск Методические рекомендации
...
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconТиповая инструкция по организации работы с активистами и сторонниками...
Типовая инструкция по организации работы с активистами и сторонниками кпрф. Комиссия ЦК кпрф по проведению выборных кампаний. Выпуск...
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета...
Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /нф мгэи. – Нижний Новгород, 2003
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconМетодические рекомендации по написанию эссе
Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию...
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconРекомендации избирательным штабам кпрф по составлению предвыборных программ
Рекомендации избирательным штабам кпрф по составлению предвыборных программ. Комиссия ЦК кпрф пр проведению выборных кампаний. Выпуск...
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconМетодические материалы к учебному курсу теория и практика гештальт-терапии выпуск первый
«Кризисы и травмы». Методические материалы Московского Гештальт Института. Выпуск первый А. Н. Моховиков, Е. А. Дыхне
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconЧастичное обновление книги от 30 августа 2003 года
Предлагаемая книга – сокращённая интернет-версия, обновлённый выпуск. Прошу прощения за ошибки и недоделки, следующий выпуск будет...
Методические рекомендации Выпуск 6 Москва 2003 г iconЧастичное обновление книги от 30 августа 2003 года
Предлагаемая книга – сокращённая интернет-версия, обновлённый выпуск. Прошу прощения за ошибки и недоделки, следующий выпуск будет...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница