Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10


НазваниеКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10
страница1/5
Дата публикации04.06.2013
Размер0.58 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5



Власов М. П.

конспект лекций по дисциплине
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ


ТЕМА 10. Исследование параметров организации
управления


Содержание

стр.

1. Оценка уровня знания и умения …………………….………..……………... 2

2. Рациональность структуры системы управления ………………………… 12

3. Исследование параметров процессов управления ………………….…….. 22

Контрольные вопросы и задания ………………………………………...…… 47

Литература ……………………………………………………………………... 48


Санкт-Петербург 2010

1. Оценка уровня знания и умения

1.1. Основные понятия и параметры

Континуум «знания — умение» — это единство теории и практики, подобно единству теоретического и эмпирического знаний. Актуаль­ность определения уровня знаний и умения, заложенных в систему уп­равления, вытекает из определения, сформулированного П. Друкером: «Знание — это специфический ресурс человека, его преобразующей деятельности. Знание — это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности» [23].

В рамках управления организацией делают акцент на создании осо­бого, или специфического, знания, позволяющего компании достичь делового успеха, и уникального знания, обеспечивающего лидерство компании. Как специфическое, так и уникальное знание состоит из классических форм знаний: законов, закономерностей, принципов, ак­сиом, методов и моделей. Примером генераторов и пользо­вателей уникальных знаний выступают такие крупные компании, как General Motors, IBM, Philips. Рассмотрим кратко некоторые их дости­жения.

Компания General Motors отличается своими знаниями в сфере массового производства и распространения товаров, изготовленных на основе высококачественных инженерных разработок, таких как теп­ловозы, большегрузные машины, автомобили, авиационные моторы.

Компания IBM является лидером в производстве средств управле­ния данными и переработки информации для нужд бизнеса. Она об­ладает уникальными знаниями в сфере процессов, происходящих в бизнесе.

Компетентность голландской компании Philips в области техники неоспорима. Но такой же уровень компетентности имеют, по меньшей мере, еще две дюжины компаний, выпускающих электрооборудование. Что выделяет компанию Philips из ряда других — это ее уникальная спо­собность создавать свои международные филиалы и управлять ими, мас­терство в производстве товаров и их качество. Все филиалы являются ча­стью экономики и рынка той страны, в которой они работают.

Владение знаниями не означает для компании спокойного пребыва­ния на олимпе бизнеса, так как, по утверждению П. Друкера, «знания — это скоропортящийся товар. Их приходится постоянно обновлять, ус­ваивать заново. Приходится постоянно вновь завоевывать превосход­ство в своей специфической сфере знаний» [23].

Умение — это успешное осуществление определенного вида деятельности. Каждое умение строится на убеждении, знании, отношении и поведении. Убеждение — это мысленный ПАТТЕРН. Уровень знаний и определенное собрание взаимосвязанных убеждений менеджера фор­мируют парадигму или систему моделей его деятельности. Умение об­наруживается в быстроте, ясности и глубине понимания личностью проблемы. Оно проявляется в выборе из множества существующих решений наиболее эффективного, а также в способности личности к овладению рациональными способами и приемами управленческой деятельности.

Логическая связь знаний и умения хорошо прослеживается на при­мере матрицы, построенной в координатах «открытость ума — гори­зонт видения» (рис. 1.1.1). «Открытость ума» — способность к более ши­рокому взгляду на процессы в окружающем мире и в знаниях, как изменить привычную парадигму управления.



Рис. 1.1.1. От деловой хватки к деловому успеху [36]

В матрице на рис. 1.1.1 концепт «деловая хватка» есть умение быст­ро трансформировать проблему в ясно понимаемую цель и немедлен­но делать шаги в направлении решения этой проблемы. Здесь привыч­ны ориентация на слишком короткий горизонт планирования и достаточно узкий специализированный подход к принятию решений. Оба фактора со временем превращаются в барьеры развития, что приво­дит к увязанию в текущих проблемах, к поведению по образцу «белки в колесе».

Диалектический характер умения обусловлен накоплением информации, ее осмыслением на основе системы знаний и редукцией в спе­циальные, прикладные знания. Синтез умения и знаний приводит к деловому успеху, который достигается при творческом подходе и глу­боком горизонте видения будущего. Творческий подход к управлению — это умение отказаться от устаревших уроков прошлого, признав при этом, что видение будущего — не вольная фантазия ума, а сложная интеллектуальная работа, направленная на то, чтобы понять, как со­относится современная практика ведения бизнеса с будущим. Праг­матическая сторона этого процесса — умение соизмерить уровень не­определенности с имеющимися ресурсами для ее преодоления.

Исходя из общих положений определения знаний и умения в области управления, их уровень предлагается оценивать по трем параметрам:

1) применяемому архетипу системы управления;

2) интенсивности восхождения организации по стадиям ее жизнен­ного цикла;

3) потенциалу персонала системы управления.

^ 1.2. Архетипы системы управления как фактор оценки потенциала знаний и умения

Идеальный образ системы или ее элемента — это достижение независимости функционирования от внешних возмущающих воздействий, т.е. способность поддерживать свой гомеостаз. В этом случае говорят, что система, или элемент, обладает свойством инвариантности. В клас­сическом понимании инвариантность системы управления — это ноль ошибки в реакции системы на внешние возмущения.

Принимая во внимание тот факт, что управляемый объект представ­ляет собой сложную диффузную систему, условие инвариантности, практически не достигаемое, заменяется необходимыми и, можно счи­тать, достаточными свойствами функционирования системы, такими, как гомеостатическое равновесие, или устойчивость, адаптация, эф­фективность, надежность. Развитие названных свойств системы полностью зависит от знаний и умения персонала системы уп­равления.

В первую очередь уровень знаний и умения будем характеризовать развитостью механизма управления, который наглядно отображается через архетипы системы управления (рис. 1.1.2).



Рис. 1.1.2. Архетипы системы управления с различным уровнем знаний и умения

Архетип «жесткого» управления отличается высокой формализацией управления, основанной на построении нормативных моделей в виде аналитических зависимостей, и реализует управление строго по установленному алгоритму. Будем считать, что система уп­равления, представленная таким архетипом, обладает необходимым уровнем знаний и умения для выполнения определенных функций.

Архетип системы управления с обратной связью включает весь механизм управления архетипа «жесткого» управления с развитием метода управления по отклонениям. Такое управление осуществляется в рамках действующих структуры, правил, технологий и отличается ограниченным разнообразием принимаемых решений. Цель оптимизации в управлении с обратной связью сводится к умень­шению отклонений текущего состояния системы, описываемого на­бором параметров, от планируемой траектории стационарного состо­яния.

В архетипе адаптивного управления расширены рамки принятия решений за счет создания, прежде всего, в объекте управления, элементов, способных погасить возмущающие воздействия, поступающие дискретно со стороны внешней и внутренней среды. Элементы адапта­ции в объект и систему управления встраиваются таким образом, чтобы обеспечить целевую, функциональную, структурную, объектную и пара­метрическую адаптацию системы в целом. Развитие свойств адаптации си­стемы связано с дополнительными затратами для организации, которые должны быть компенсированы эффектом, получаемым в связи с прида­нием ей устойчивости и надежности при функционировании. Определению вида и параметров адаптивных элементов предшествуют тестирование и ди­агностика действующей системы и вычислительные эксперименты с мо­делями ее будущего состояния.

В архетипе оптимального управления система знаний интегрирует модели некоторой области прикладных, формализованных и неформализованных знаний. Знания в ней структурированы и управление ими организовано определенным образом. Первым уровнем систем знаний могут служить экспертные системы, которые способны высту­пать в качестве советчиков и консультантов управляющему персоналу в самых разных ситуациях и сферах его деятельности. Второй уровень - это переход к системе знаний. Здесь первый шаг — создание системы тотального учета и анализа, второй — подключение автоматизирован­ных рабочих мест специалистов (или локальных экспертных систем), на основе которых создаются системы сетевого управления, третий шаг — создание системы знаний, а также технологии использования и про­граммной поддержки моделей базы знаний.

К высшей форме концентрации знаний и умения относится архе­тип системы управления, реализующий алгоритм рефлексивного уп­равления. Пример интеграции знаний в таких системах дается в рабо­те [70] и с дополнением отображен на рис. 1.1.3.



Рис. 1.1.3. Пример интеграции знаний в системах
с рефлексивным управлением

Для осуществления рефлексивного управления, следуя схеме на рис. 1.1.3, необходимо создать:

а) экспертную систему для познания ситуации и решения сложных те­кущих задач, а также для выполнения функций советчика и консультанта;

б) систему формализованных знаний предметной области, которая подключается для решения задач планирования, развития и реорганизации системы;

в) систему искусственного интеллекта, определяющую, как наилуч­шим образом использовать знания, и конструирующую новые модели для управления в условиях непрерывной флуктуации элементов внеш­ней и внутренней среды.

^ 1.3. Интеграция знаний и умения по стадиям жизненного цикла организации

Формальный образ жизненного цикла организации (ЖЦО) представляется в виде логистической кривой. Жизненный цикл включает периоды восходящих стадий - эксплерентной, патиентной, виолентной и нисходящих - коммутантной и леталентной. Для восходящих стадий функция руководства состоит в управлении организаци­ей таким образом, чтобы сделать ее способной перейти к следующей ста­дии жизненного цикла, раскрывающей перед ней новые возможности и горизонты и предъявляющей новые требования к системе управле­ния Очевидно, что для нисходящих стадий функция руководства бу­дет состоять в рациональном продлении срока жизни каждой стадии, так как любая последующая стадия - это шаг к затуханию ее деятельности.

Судя по теории организации управле­ния создана концептуальная модель развития организации. Опубликованные научные результаты формирования ста­дий развития организации, например [9; 87], представляют на данном уровне познания этого вопроса значительный интерес, особенно с позиции развития системного мышления менеджера.

Установленные характеристики управления на восходящих стади­ях ЖЦО обобщены в табл. 1.3.1, материалы которой отображают эво­люционный путь интеграции знаний и умения в системе управления и представляют на качественно новом уровне ступени ее построения.

Дадим краткое пояснение таким понятиям, как фирма-эксплерент, фирма-патиент и фирма-виолент. Фирма-эксплерент - зарождающая­ся фирма способная поставлять на рынок первые экспериментальные образцы и зондирующая рынок на предмет спроса на новый товар. Фирма-патиент - развивающаяся фирма, работающая в узком сегменте рынка и удовлетворяющая существующие на нем специфические потребности. Фирма-виолент — это фирма с «силовой» стратегией, действующая в сфере крупного стандартного бизнеса и отличающая­ся высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском про­дукции.

Таблица 1.3.1 Формирование знаний и умения по восходящим стадиям ЖЦО

Восходящая стадия и ступень ЖЦО

Особенности управления

Характеристика системы управления (СУ)

Эксплерентная (стадия детства)

Зарождение

Фирма-эксплерент.

Основатель организации ориентирован на продукцию, получение прибыли; слабо развит механизм «сверки» с реальностью

СУ не существует. Во главе фирмы стоит лидер — «фанат своего дела», «шоу одного человека»

Выживание

Руководство ориентировано на результат, не имеет достаточного знания и опыта управления, реагирует на множество неотложных дел и проектов

СУ зарождается, иерархия отсутствует, управление определено личными отношениями; приоритет - «шоу одного человека»

Патиентная

(стадия роста)

Накопление

Фирма-патиент.

Реактивная ориентация руководства на максимизацию продажи; развитие методом проб и ошибок, подталкиваемое возможностями; переход, от «работы не покладая рук» к бесконечным возможностям

Построение СУ: частичное делегирование полномочий и разделение сферы ответственности

Структурирование

(второе рождение)

Изменен стиль руководства и культуры организации в целом; создана организация, формирующая возможности; получает развитие профессиональный менеджмент

Создана СУ, усилена специализация труда и происходит дальнейшее делегирование полномочий

Становление

Изменен статус фирмы; она ориентирована на расширение рынка и стабильное положение на нем, смещены акценты в сторону маркетинга

Развитие СУ проявляется в повышении производительности труда и росте численности персонала, и, как следствие, возникает господство структуры над функциями

Виолентная

(стадия зрелости)

Трансформация

Фирма-виолент. Новый статус и требования, переход на новые стандарты управления (высокое качество товара и обслуживания);

монополия на рынке; развитие внутреннего и внешнего маркетинга

СУ отличается высоким профессиональным уровнем и высокой мерой ответственности; персональный подход к мотивации и контролю; развитие синдрома «штампованного профессионализма»

Организационный синтез

Высокий ресурсный потенциал фирмы; создание операционной системы с синергетическим эффектом; тормоз для естественного синтеза — это подмена идеи управления целостной системой ее структурной перестройкой

Персонал СУ обладает огромными возможностями; приведены в соответствие культура и структура, стратегия и структура организации, найдено равновесие между категориями организации

Обретение миссии

Положительный имидж и лидерство фирмы на рынке; фирма формирует систему ценностных ориентиров для будущего развития

и обладает силой для конструирования внешней среды

СУ отличается высокой компетенцией высшего эшелона власти и готовностью руководства к новым реалиям; рефлексивный подход к управлению; выстраивается новая модель воззрения на управление компанией

  1   2   3   4   5

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 9
В этом контексте пара­метр выступает как идентификатор, имеющий определенные характе­ристики и используемый для количественной оценки...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 6
Развитие геометрического подхода в теории управления организациями определено влиянием об­щей теории систем, создание которой вызвано...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 8
По определению академика Н. Моисеева, системный анализ — это обширная синте­тическая дисциплина, занимающаяся проблемами принятия...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 7
Цели управления, начиная с миссии, как правило, выражены на смысловом уровне. Будем считать, что множество целей организации и связей...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Информационные технологии на транспорте”....
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКонспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности”
Конспект лекций по дисциплине “Бизнес-планирование внешнеэкономической деятельности” для студентов специальности 7050206 – менеджмент...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconКомпьютерная графика и web дизайн Конспект лекций Днепропетровск
Конспект лекций по дисциплине “Компьютерная графика и web дизайн” содержит теоретические сведения для подготовки к зачету. В конспекте...
Конспект лекций по дисциплине методы исследования в менеджменте тема 10 iconСодержание курса лекций «Теоретические и экспериментальные методы...
Содержание курса лекций Теоретические и экспериментальные методы исследования в химии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница