Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010


НазваниеКонспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010
страница1/16
Дата публикации13.03.2013
Размер1.45 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



ФГОУ ВПО ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

Зонова Н.С.

Информационные системы в экономике
Конспекты лекций

для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит»

КИРОВ 2010

Содержание


1. Введение. Современное состояние информационных ресурсов и информатизации общества
1.1. Понятие информатизации общества, информационного ресурса.

1.2. Правовое регулирование информационных процессов.

1.3.Состояние рынка информационных услуг.

1.4.Предмет, задачи, содержание курса.
^

2. Автоматизированные экономические информационные системы и их элементы



2.1.Понятие экономической информационной системы (ЭИС), место и роль в экономике.

2.2.Состав и структура информационной системы. Характеристика организационной, функциональной и обеспечивающей подсистем.

2.3.Стандарты управления в ЭИС.

2.4.Классификация информационных систем.
^

3. Информационное обеспечение ЭИС


3.1.Понятие и свойства экономической информации.

3.2.Характеристика внемашинного информационного обеспечения экономической информационной системы.

3.3Характеристика внутримашинного информационного обеспечения экономической информационной системы.
^

4. Базы данных и системы управления базами данных


4.1. Понятие, структурные элементы баз данных (БД).

4.2.Логическая организация БД.

4.3.Проектирование БД.

4.4.Характеристика современных СУБД, технология работы в СУБД.
^

5. Проектирование ЭИС


5.1.Этапы жизненного цикла ЭИС.

5.2.Цели и методы проектирования ЭИС.

5.3.Роль пользователя в создании и функционировании ЭИС.

5.4.Экономическая эффективность ЭИС.
^

6. Технологии распределенной обработки данных


6.1.Понятие, классификация и тенденции развития информационных технологий.

6.2.Технология обработки информации в локальных сетях.

6.3.Технология обработки информации в глобальных сетях.
^

7. Основы построения бухгалтерских информационных систем


7.1.Понятие бухгалтерской информационной системы (БУИС), ее роль и место в системе управления предприятием. Структура БУИС.

7.2.Классификация БУИС. Современные требования к построению БУИС и тенденции их развития.

^

8. Технология обработки бухгалтерской информации в компьютерной системе 1С:Бухгалтерия 8


8.1.Возможности и общие принципы построения бухгалтерской программы 1С:Бухгалтерия 8.

82.Подготовка бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия к эксплуатации.

8.3.Работа со справочниками условно-постоянной информации в программе 1С: Бухгалтерия 8.

8.4.Документирование хозяйственных операций в программе 1С: Бухгалтерия 8.

8.5.Формирование результатной информации и завершение отчетного периода в программе 1С: Бухгалтерия 8.

^

9. Информационные системы экономического анализа и аудит в компьютерной среде


9.1.Характеристика систем автоматизации финансового анализа.

9.2.Особенности проведения аудита в компьютерной среде.
^

10. Банковские информационные системы


10.1.Характеристика банковской информационной системы (БИС) и банковских технологий.

10.2.Интегрированные банковские информационные системы.

10.3.Электронное денежное обращение вБИС.

^

11. Интеллектуальные технологии в экономике


11.1.Понятие интеллектуальной системы.

11.2.Базы знаний, модели знаний.

11.3.Экспертные системы: структура и классификация.

^

12. Информационная безопасность в ЭИС.


12.1. Угрозы информационной безопасности.

12.2. Методы и средства защиты информации в ЭИС.

Лекция 1.Введение. Современное состояние информационных ресурсов и информатизации общества


Вопросы:

  1. Понятие информатизации общества, информационного ресурса

  2. Правовое регулирование информационных процессов

  3. Состояние рынка информационных услуг

  4. Предмет, задачи, содержание курса.


1. Понятие информатизации общества, информационного ресурса
Роль информации в современных условиях существенно меняется. Она приобретает определяющий характер и превращается в информационный продукт. Это создает объективные условия для трансформации индустриального общества в информационное. Информационное общество- общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы- знаний.

Объективные предпосылки информатизации общества:

  1. Развитый, насыщенный и доступный для потребителей рынок персональных компьютеров, телекоммуникационных средств, средств оргтехники.

  2. Наличие современных информационных систем и сетей.

  3. Активное формирование рынка информационных продуктов и услуг.

Так, например, в себестоимости совре­менного автомобиля около 70% составляет стоимость информации. Но более убедительным примером является включение в состав 30 акций, на основании которых рас­считывается биржевой индекс Доу Джонса, компаний Microsoft, Intel, ATT и SBC Communications вместо акций известных химических компаний.

Во многих странах проводится активная и целенаправленная техническая политика развития ключевых технологий информационного общества, создание на их основе широкого спектра программных продуктов, систем, услуг в различных сферах жизни человека, промышленности и общества. Эта по­литика, определяющая экономическое и социальное положение, перспективы страны или региона, их позиции в мировой и национальной экономике получила название — информатизация.

Информатизация- это научно-технический и социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей путем формирования и использования информационных ресурсов на основе современных информационных технологий.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», определяет национальные информационные ресурсы как совокупность всех информационных продуктов, произведенных обществом. К ним относятся отдельны документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В этих документах и массивах информации представлены знания которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это весь объем знаний, отчужденных от их создателей отраженный на материальных носителях и предназначенный для коллективного использования.

Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания.

В настоящее время существует такой тезис: «Информация - это единственный неубывающий ресурс общества».

Как всякие ресурсы, информационные ресурсы необходимо планировать, организовывать, координировать, мотивировать их использование, учитывать, контролировать, анализировать, регулировать ход информационного процесса на всех уровнях управления (страны, отрасли, организации, подразделения организации).
3. Правовое регулирование информационных процессов

Вопросы правового регулирования в сфере информационных тех­нологий (в т. ч. электронного документооборота) отражены в следу­ющих основных нормативно-правовых актах действующего россий­ского законодательства федерального уровня:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об ин­формации, информатизации и защите информации»;

  • Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;

  • Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;

  • Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;

  • Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О пра­вовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

  • Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;

  • Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О сред­ствах массовой информации»;

  • Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государ­ственной тайне»;

  • Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обяза­тельном экземпляре документов».

Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:

  • систематизация и кодификация действующей нормативной базы;

  • создание единой терминологической базы нормативных доку­ментов, регулирующих отношения в области информатизации;

  • устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;

  • разработка нормативной базы для работы с персональными дан­ными;

  • разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;

  • разработка регламентов взаимодействия различных информа­ционных систем.

Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения ин­формационных технологий государственного и муниципального управ­ления.

Эффективность функционирования системы государственного регулирования может быть определена по следующим направлениям:

  • взаимодействие с гражданами и предприятиями;

  • внутренняя работа учреждения;

  • взаимодействия органов власти между собой.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия"

Проект ФЦП " Электронная Россия" был одобрен на заседании Правительства РФ 5 июля 2001.

Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Негативными факторами, сдерживающими этот процесс являются:

  • несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;

  • недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления;

  • отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;

  • недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;

  • барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;

  • высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Также она должна сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.

Направления реализации программы:

  • сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ), регулирующую, в том числе, вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

  • повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;

  • обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;

  • повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;

  • содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;

  • содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;

  • сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;

  • сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

Таким образом, в результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики России.
4. Состояние рынка информационных услуг

Следует выделить 5 наиболее важных секторов рынка информационных услуг:

  1. Деловая информация

  • Статистическая (прогнозные модели и оценки в экономических, демографических и социальных областях);

  • Коммерческая (о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях компаний, фирм, корпораций и т.п.);

  • Биржевая (котировки ЦБ, валютные курсы, учетные ставки и т.п.).

  1. Информация для специалистов

  • Профессиональная (информация для юристов, врачей, экономистов и.т.д.);

  • Научно-техническая (документальная, библиографическая, справочная в области естественных, технических и др, наук);

3. Потребительская информация

  • Новости и литература (информационные службы новостей , прессы, электронные журналы, справочные энциклопедии);

  • Потребительская (расписание, резервирование билетов, заказы товаров и услуг);

  • Развлекательная (игры, телетекст, видеотекст).

4. Услуги образования

  • Все уровни образования (от дошкольного до ФПК;

  • Обучающие компьютерные системы, книги, журналы, методические разработки и т.п.

5. Обеспечивающие информационные системы и средства

  • Разработка и сопровождение ИС и ИТ

  • Консультирование по выбору техники программного обеспечения

  • Программные продукты (ППП) разной ориентации

  • Технические средства (ПК, оргтехника и т.п.)

  • Подготовка источников информации

Результатом информатизации общества является создание ИТ.

ИТ- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Процесс информатизации общества требует от специалистов определенного уровня информационной культуры, которая может проявляться в следующих аспектах:

  1. В конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до ПК и компьютерных сетей).

  2. В способности использовать компьютерную ИТ и многочисленные программные продукты.

  3. В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в удобном и понятном виде. Уметь эффективно ее использовать в профессиональной деятельности.

  4. Во владении методиками аналитической переработки информации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconПрограмма дисциплины учебно-методические рекомендации Для специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по дисциплине гсэ. Ф. 11 «Экономическая теория»
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconКонспект лекций Для специальностей: 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconРефератов по дисциплине «Бухгалтерский учет»
...
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconУчебной дисциплины «математика» Для специальностей 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»
«Финансы и кредит» 061100 «Менеджмент» 061000 «Государственное и муниципальное управление
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconФинансовый факультет Специальности 080105. 65 Финансы и кредит; 080107....
Специальности 080105. 65 Финансы и кредит; 080107. 65 Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент; 080107. 65 Бухгалтерский учет,...
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconВопросы для подготовки к зачету (3 семестр) по дисциплине «Бухгалтерский...
Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации, специфика их потребностей в бухгалтерской информации
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconРоссийской Федерации Курганский государственный университет Кафедра...
Курсовой проект по «Бухгалтерскому управленческому учету» выполняется студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»....
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconГосударственное образовательное учереждение высшего профессионального...
Практикум по специальности 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080102 «Мировая экономика», 010101...
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconРас юргуэс кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методическая разработка предназначена для студентов заочной формы обучения по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ...
Конспекты лекций для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Финансы и кредит» киров 2010 iconМатериалы для подготовки к экзамену Москва 2009
«Финансы и кредит», «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница