Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007


НазваниеКонспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007
страница1/9
Дата публикации13.03.2013
Размер1.19 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

Запорізький національний технічний університет




Інформаційні системи менеджменту



Конспект лекцій

для студентів спеціальності „Менеджмент організацій”

Запоріжжя 2007

Конспект лекцій з курсу “ Інформаційні системи менеджменту” для студентів денної та заочної форм навчання спеціальності „Менеджмент організацій”. / Укл.: Н.І. Біла – Запоріжжя, ЗНТУ, 2007. - 75 с.

Укладач: Біла Н.І. доцент
Рецензент: Вишневська В.Г. доцент
Відповідальний Корніч Г. В. проф..

за випуск:
Затверджено

на засіданні кафедри

обчислювальної математики

проток. № 9 від 21.06.2007р.
«Удачные фирмы имеют хорошие формальные и неформальные информационные системы, неуспешные компании тратят огромные суммы денег на компьютерные системы, но не знают, как правильно их использовать и выбирать информацию, которую эти системы должны содержать.»

^ R. Hanage.

Лекция 1. Определение и классификация информационных систем

Информационная система - это совокупность экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и решений, которые накапливают информацию о деятельности предприятия и обрабатывают её для менеджеров, принимающих решение.

Компоненты ИС:

  1. Структура системы – это множество элементов системы и связей между ними. Всегда отражает структуру предприятия, для которого она создана.

  2. Функции каждого элемента системы.

  3. Вход и выход каждого элемента системы и системы в целом.

  4. Цель и ограничения системы и её отдельных элементов.


Классификация ИС:

  1. По уровню управления:

Так как имеются различные интересы, особенности и уровни в организации, существуют различные виды информационных систем. Никакая единственная система не может обеспечивать потребности во всей информации организации. Рисунок 1.1 поясняет способ описания видов информационных систем, лежащих в основе организации. На этом рисунке организация разделена на уровни: стратегический, управленческий, знания, и эксплуатационный и затем далее разделена на функциональные области типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, и человеческих ресурсов. Системы создаются, чтобы обслужить эти различные организационные интересы.

Различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня знания, системы уровня управления, и системы со стратегическим уровнем.

Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации, типа продажи, платежей, обналичивают депозиты, платежную ведомость, кредитуют решения, и поток материалов на фабрике. Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация вообще должна быть легко доступна, оперативна и точна.

Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания состоит в том, чтобы помочь деловой фирме интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов. Системы уровня знания, особенно в форме рабочих станций и офисных систем, сегодня являются наиболее быстрорастущими приложениями в бизнесе.

Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений, и административные действия средних менеджеров. Основное вопросы, адресованные к ним: хорошо ли работают объекты? Системы уровня управления обычно обеспечивают периодические доклады очень быстро. Пример – система управления перемещениями, которая сообщает относительно перемещения общего количества, равномерности работы торгового отдела и отдела, финансирующего затраты для служащих во всех разделах компании, отмечая везде, где фактические издержки превышают бюджеты.

Р
ис. 1.1 - Типы информационных систем по уровням управления


Некоторые системы уровня управления поддерживают необычное принятие решений. Они имеют тенденцию, чтобы сосредоточиться на менее структурных решениях, для которых информационные требования не всегда ясны. Эти системы часто отвечают на вопросы "что, если?". Что произойдет с производственным календарным планом, если мы должны удвоить продажу в декабре? Что случилось бы с нашим дивидендом, если оплата будет отсрочена в течение шести месяцев? Ответы на эти вопросы часто требуют новых данных снаружи организация, также как данных изнутри, которые не могут быть получены от существующих систем с эксплуатационным уровнем.

Системы стратегического уровня есть инструмент помощи руководителям высшего уровня и подготавливают стратегические исследования и длительные тренды, и в фирме и в деловом окружении. Их основное назначение приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью. Каков будет уровень занятости через пять лет? Каковы длительные промышленные финансовые тренды, и где наши подъемы и спады? Какие изделия мы должны производить через пять лет?

Типичная организация имеет системы различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания, и стратегическую – для каждой функциональной области. Например, коммерческая функция вообще имеет коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Систем уровня знания создает содействующие дисплеи для демонстрации изделий фирмы. Системы уровня управления отслеживают ежемесячные коммерческие данные всех коммерческих территорий и докладывают относительно территорий, где продажа превышает или падает ниже ожидаемых уровней. Система прогноза предсказывает коммерческие тренды в течение пятилетнего периода – обслуживает стратегический уровень.

  1. По сфере деятельности:

    • государственные ИС (например, ИС налоговой службы);

    • территориальные ИС;

    • отраслевые ИС (например, ИС НБУ);

    • ИС предприятий (например, система 1С-Предприятие).

  2. По уровню автоматизации:

    • информационно-поисковые системы (например, библиотечные системы);

    • информационно-справочные системы (например, справочная 09);

    • информационно-управляющие (например, система 1С-Предприятие);

    • системы поддержки принятия решений;

    • интеллектуальные системы (экспертные системы, системы извлечения знаний).

Классификация ИС, принятая в развитых странах



^ Название и аббревиатура, принятая на Западе

Название, принятое в странах СНГ

Характеристика системы

1.

AIS-Accouting
Information
System

ИС бухгалтерского учета

Обеспечивает ввод хозяйственных операций в БД с последующим расчетом баланса и получением отчетности

2.

APS-Advansed Planning and Sheduling

Расширенное планирование и диспетчеризация

Поддерживает гибкое управление производственными заданиями и графиками. Задача формирования потребностей решается при условии ограниченных возможностей

3.

CRM-Customer Relationship Management

Системы взаимодействия с покупателями

Реализуют технологию управления связями и взаимодействием с клиентами предприятия. Обычно включают прогнозирование контрактов, их контроль, поддержку обслуживания клиентов, сопровождение процесса заказов и продаж.

4.

CSRP-Customer Synchronized Resource Planning

Планирование потребности в ресурсах, согласованное с покупателями

Допускает наличие в системе возможности управления внешними относительно предприятия элементами производственной цепи. Целью выхода за рамки предприятия являются управление полным циклом выпуска продукции от проектирования до гарантийного и сервисного послепродажного обслуживания.

5.

DSS-Decision Support System

Системы поддержки принятия решений

Системы, которые позволяют производить моделирование последствий управленческих решений.

6.

ERP-Enterprise Resource Planning

Планирование ресурсов предприятия

Обеспечивают функции учета и контроля. В основе ERP-систем лежит принцип единого хранилища данных, содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения бизнеса, включая финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, или любые другие сведения. Методология ERP позволила объединить информацию обо всех ресурсах предприятия добавляя, таким образом, к MRP II возможности управление заказами, поставками, финансами и т.д..

7.

MES-Manufacturing Execution System

Система управления производством (технологичес-кими
процессами)

Данные MES-систем содержат показатели движения деталей на конвейере в режиме реального времени, а также информацию о контроле качества и эксплуатации. Используются штрих - коды, автоматическая регистрация технологических операций.

8.

MIS- Management Information System


Управленческие ИС

Системы информирования руководителей для принятия ими решений

9.

MRP-Material Requirements Planning

Планирование потребностей в материальных ресурсах

Планирование приобретения или производства всех компонентов конечного продукта, проведения оценки материальных запасов с учетом незавершенного производства и прогнозов на реализацию.

10.

MRP-II- Manufacturing Resource Planning

Планирование потребностей в производствен-ных ресурсах

Наряду с планированием потребности в материальных ресурсах включают ряд других функций; автоматическое проектирование, управление технологическими процессами имитационное моделирование.

В рамках MRP II можно уже планировать все производственные ресурсы предприятия: сырье, материалы, оборудование, людские ресурсы, все виды потребляемой энергии и пр.

11.

SCM-Supply Chain Management

Управление каналами снабжения

Включает управление всей структурой бизнеса: системой дистрибьюторов дилеров, производителей и поставщиков. Т.е. при анализе финансово-хозяйственной деятельности учитывается весь путь, по которому товар из сырья преобразуется в готовый продукт и через сеть продаж попадает к потребителю.

12.

SEM-Strategic Enterprise Management

Стратегическое управление предприятием

Системы поддержки принятия решений высшим руководством
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКонспект лекцій з дисципліни «Управління біржовою діяльністю»
Управління біржовою діяльністю для студентів напряму – Менеджмент зовнішньоекономічної діяльності / Укл.: Котова Марина Володимирівна....
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconРеферативне дослідження
Бухгалтерський облік. Програма навчальної дисципліни для спеціальності «Менеджмент організацій». – Маріуполь: мду, 2011. – 24 с
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКурс лекцій для студентів денної І заочної форми навчання спеціальності...
Вступ
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКонспект лекцій з курсу «Основи охорони праці» для студентів усіх...
Конспект лекцій з курсу «Основи охорони праці» для студентів усіх професійних напрямів підготовки денної та заочної форм навчання...
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКурс лекцій для студентів спеціальності 010100 Професійне навчання....
Для студентів спеціальності 010100 Професійне навчання. Технологія текстильної І легкої промисловості
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКонспект лекцій. Частина перша для студентів напряму 050202 «Автоматизація...
Комп’ютерна техніка та организация обчислювальних робіт. Частина перша: Конспект лекцій для студ напряму 050202 «Автоматизація І...
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconМаркетинговий менеджмент
Маркетинговий менеджмент. Методичні вказівки для самостійної та індивідуальної роботи студентів окр «Магістр» спеціальності 050108...
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКонспект лекцій для студентів спеціальностей „Маркетинг”
Поняття про метод бухгал­терського обліку. Стисла хара­ктеристика його елементів
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКурс лекцій для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної...
Донецький національний університет економіки І торгівлі імені михайла туган-барановського
Конспект лекцій для студентів спеціальності „Менеджмент організацій” Запоріжжя 2007 iconКонспект лекцій з дисципліни «безпека життєдіяльності»
Безпека життєдіяльності. Конспект лекцій для внз І-ІІ рівнів акредитації усіх спеціальностей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница