2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность


Название2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность
страница1/5
Дата публикации29.06.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Понятия менеджмента, управления, орг-го поведения

Менеджмент – вид человеческой деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.

Управление – руководство различными сферами и видами деятельности, объектами и субъектами.

Объект управления – экономич. самостоятельная организация.

Субъекты управления - руководители, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности.

Менеджер – управляющий, профессионал в сфере управления, наделенный властью.

Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Менеджмент включает три уровня управления:

1. Высший - президенты, генеральные директора, управляющие.

2. Средний - директора филиалов, начальники цехов, отделов.

3. Низовой - начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера.

Организационное поведение рассматривается на трех уровнях:


индивида

группы

организации в целом


^ 2.Личность работника как субъект и объект управления.

Личность – совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека, позволяющее ему активно и сознательно действовать.

^ Объект управления – то чем управляют.

Субъект управления – тот, кто управляет.

Основные принципы работы менеджера :

- ценность для коллектива,

- организация,

- конкурентное преимущество,

- контроль,

- прибыльность.

Роль – ожидаемый набор действий или поведения определяемых работой.

^ Роли менеджера:

- межличностные: символическая фигура, лидер, роль связующего звена;

- информационные: роль приемника информации, роль распространителя информации, роль представителя;

- роли связанные с принятием решений: роль предпринимателя, роль устранителя помех, роль распределителя ресурсов, роль ведущего переговоры.

^ 3 Основные этапы развития менеджмента

В своем развитии менеджмент прошел несколько этапов:

  • Древний (зарождения первых групп - XVIIIв.);

  • Индустриальный (1776-1890 гг.). А.Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностям государя и государства. Ч.Бебиш развил идею о том, что эффективность производства возрастает если каждого рабочего специализировать в узкой области.

  • Систематизации (1856-1960 гг.). возникают первые огромные фабрики и появляется необходимость обеспечения работой больших групп людей. Для этих целей обучали лучших работников для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах.

^ 4. Школа научного управления (1885-1920 гг.)

Школа научного управления получила развитие в США в начале 20-го века. Сущность достижений школы научного управления заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.

Представители школы научного управления и результаты их деятельности:

Фредерик У. Тейлор

  • разработал методологические основы нормирования труда;

  • стандартизировал рабочие операции

Франк и Лилия Гилберт:

  • изучали рабочие операции и вопросы рационализации труда

  • подбор, расстановка и подготовка кадров

  • разработка методов и приборов.

Генри Гантт:

  • разработка в области премиальной оплаты

  • ленточные графики Гантта.

^ 5. Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)

Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Она фактически положила начало развитию общих принципов управления организацией.

Представители административной школы и результаты их деятельности:

Анри Файоль:

  • организовал французский центр административных исследований

  • изучил и описал особый вид деятельности управления

  • сформулировал принципы управления.

Макс Вебер:

  • сформулировал принципы рациональной бюрократии

  • развил управленческую мысль.

Урвик Линдел:

  • разработал принципы управления передачи команд и распоряжений.

  • основал одну из крупнейших консультационных фирм в Англии.

Предложенные этой школой основные принципы и описание универсальных функций управлении и видов управленческой деятельности в своей основе остаются справедливыми и сегодня. В силу этого школу административного управления называют также классической школой.
^ 6. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Основатель - Элтон Мэйо.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера.

Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столетия. Исходная предпосылка заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул.

Суть этих отношений основана на том, что работающий, получая хорошее вознаграждение (материальное и моральное) от менеджера, отвечает на него положительной реакцией - хорошей работой.

Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений.

Начало новой концепции в науке управления положил У. Барнард, опубликовавший в 1938 году работу «Функции администратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре.

Заслугой школы является изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного использования в менеджменте. Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения. Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека.

^ 7. Школа научного управления или количественный подход

Развитие математики, кибернетики, статистики, инженерных наук, количественный анализ (исследование операций), оценка военных и логических проблем (точность бомбометания во время второй мировой войны) – все это дало толчок к развитию школы науки управления.

Основателем школы был Фредерик Тейлор – применял методы научного исследования к операционным проблемам. После постановки проблемы разрабатывалась модель ситуации. После создания модели, переменным задавались количественные значения, что давало возможность объективно сравнивать и описывать каждую переменную и отношения между ними. Модель упрощает реальность, представляя ее абстрактно. Это дает возможность облегчить понимание реальных сложностей.

До 60-х годов мало кто из исследователей имел соответствующее образование для использования сложных количественных методов. Развитие компьютеров дало возможность конструировать математические модели большой сложности и наиболее приближенные к реальности.

В рамках данной школы появились и развивались ситуационный и системный подходы к менеджменту, составившие совместно с процессным подходом (впервые разработан Файолем) основу представления о функциях менеджмента. Системный подход впервые был предложен Питером Друкером. 

Важным вкладом в менеджмент является применение моделирования к пониманию и разрешению сложных управленчесих проблем. Автоматизация производственных процессов и компьютеризация стали значительным толчком в управлении количественных методов.
^ 8. Принципы управления

Принципы управления отражают объективную реальность, существую-щую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены: 

1) научность - требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики; 

2) системность и комплексность - требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств.; 

3) единоначалие и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам; 

4) демократический централизм - является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководи-телем и коллективом; 

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы.
^ 9. Системный подход

Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению, помогающий руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь ее целей.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации явл-ся системами.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Модель организации как открытой системы: Входы: организация получает из окр. среды инфу, капитал, чел. ресурсы и материалы. Выходы: преобразованная продукция или услуги. Алгоритм системного подхода.

1.Постановка проблемы:

- Постановка задачи;

- Определение объекта исследования;

- Формирование целей;

- Задание критериев и ограничений

2.Разделение системы и внешней среды:

-Определение границ исследования системы;

-Первичная структуризация системы;

- Подразделение общей системы на систему и внешнюю среду;

-Выделение составных частей среды.
^ 10. Процессный подход

Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями имиссией этой компании.

^ Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:

Восприятие бизнеса как системы - Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем

Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать

Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом

^ Восприятие деятельности как процесса - Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить

Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны

В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу

Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную

Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги

^ Стандартизация и прозрачность ответственности - Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством

Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности

Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными

Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов.h

11. Ситуационный подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Существует множество факторов, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и в окружающей среде, в связи с чем не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данный момент времени.

Ситуац. подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуац. подход состоит из 4х этапов:

1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений).

2.Каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны, при использовании их в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. Напр.: Предложение удвоить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.

3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.Руководитель должен уметь сочетать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
  1   2   3   4   5

Похожие:

2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность icon8 личность в системе социальных связей
Комарова Э. И. Личность как субъект и объект социального развития //спн. 1992 — №4 — 5
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность iconЛичность как субъект и объект политических отношений
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием...
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность iconЗадания
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность iconЛекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления»
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: филосо­фии, социологии, психологии, этики, эстетики,...
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность iconТема: Личность как деятельный субъект

2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность icon30. Проблемы бытия в истории философии
Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность,...
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность iconТема: Личность как деятельный субъект
Поведение регулируется путем согласования не  только с ролевыми требованиями, но и с особенностями непосредственного социального...
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность iconВопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления»
Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница