Материал для подготовки


НазваниеМатериал для подготовки
страница1/20
Дата публикации17.03.2013
Размер1.87 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
стр. 1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

(ответы на примерные билеты)

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В УСТНОЙ ФОРМЕ

ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

Составил: Башлаков А.С.

Размещено на портале:

Информатика и ИКТ в современной школе

http://www.klyaksa.net/

Информатика и ИКТ

Билет No 1

1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные

информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Билет No 2

1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения

информации.

Билет No 3

1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти

компьютера. Информационный объем текста.

Билет No 4

1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере

(растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.

Билет No 5

1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации.

Скорость передачи информации.

Билет No 6

1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного

исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Билет No 7

1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-

схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.

Билет No 8

1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин.

Линейные алгоритмы работы с величинами.

Билет No 9

1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в

ветвящихся и циклических алгоритмах.

Билет No 10

стр. 2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков

высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.

Билет No 11

1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы.

Программный принцип работы компьютера.

Билет No 12

1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.

Билет No 13

1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя

файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые

пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

Билет No 14

1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.

Билет No 15

1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение

и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы.

Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.

Билет No 16

1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные

средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой.

Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.

Билет No 17

1. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы

данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и

сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.

Билет No 18

1. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной

таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные

функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.

Билет No 19

1. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,

интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в

Интернете.

Билет No 20

1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах).

Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в

качестве инструмента математического моделирования.

Источник вопросов: Вестник образования No3-4 (Февраль 2007) Выпуск 2609-2610

Самая свежая версия ответов, все исправления и дополнения смотрите на http://www.klyaksa.net/

стр. 3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Билет No 1

1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как

способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы:

хранение, передача и обработка информации.

Общепринятого определения информации не существует.

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает

сведение, разъяснение, ознакомление.

В наиболее общем случае под «информацией» понимаются сведения (данные), которые

воспринимаются живым существом или устройством и сообщаются (получаются,

передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся,

регистрируются) с помощью знаков.

Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его

определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно

выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые

понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на

примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.

В случае с понятием «информация» проблема его определения еще более сложная, так как

оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках

(информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие

«информация» связано с различными системами понятий.

Информация по-разному трактуется и изучается в различных областях знания.

Информация в физике. В физике мерой беспорядка, хаоса для термодинамической системы

является энтропия системы, тогда как информация (антиэнтропия) является мерой

упорядоченности и сложности системы. По мере увеличения сложности системы величина

энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается. Процесс увеличения

информации характерен для открытых, обменивающихся веществом и энергией с

окружающей средой, саморазвивающихся систем живой природы (белковых молекул,

организмов, популяций животных и так далее).

Таким образом, в физике информация рассматривается как антиэнтропия или энтропия с

обратным знаком.

Информация в биологии. В биологии, которая изучает живую природу, понятие

«информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое

поведение строится на основе получения и использования организмом информации об

окружающей среде.

Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями

механизмов наследственности. Генетическая информация передается по наследству и

хранится во всех клетках живых организмов. Гены представляют собой сложные

молекулярные структуры, содержащие информацию о строении живых организмов.

Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, то

есть созданию точных копий организмов из одной клетки.

Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация»

связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических

устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование

технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым

поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления

включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

Социально значимые свойства информации. Человек - существо социальное, для общения

стр. 4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией, причем обмен

информацией всегда производится на определенном языке — русском, английском и так

далее. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда

информация будет понятной всем участникам обмена информацией.

Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность.

Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие

полезной информации. Примерами передачи и получения бесполезной информации могут

служить некоторые конференции и чаты в Интернете.

Широко известен термин «средства массовой информации» (газеты, радио, телевидение),

которые доводят информацию до каждого члена общества. Такая информация должна быть

достоверной и актуальной. Недостоверная информация вводит членов общества в

заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная

информация бесполезна и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет.

Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация

должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации стоит перед

наукой. Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить

полную и точную информацию о природе, обществе и технике.

Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы:

понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения.

Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы

постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В

повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей,

экономическое развитие общества.

В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что

общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас

объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную

библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и

обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего

мира.

Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию

доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С

стр. 5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом

существе, произведении искусства, явлении и пр.

Глазами люди воспринимают зрительную информацию;



Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;



Органы обоняния позволяют ощущать запахи;



Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;



Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.



Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют

органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при

помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при

помощи остальных органов чувств.

Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать

ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот.

Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения,

хореограф выразить танцем, а художник — в картине.

Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою

очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации.

Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от

цели, которую вы перед собой поставили.

Язык как знаковая система

Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки

(русский, английский, китайский и др.), то есть информация представляется с помощью

естественных языков. В основе языка лежит алфавит, то есть набор символов (знаков),

которые человек различает по их начертанию. В основе русского языка лежит кириллица,

содержащая 33 знака, английский язык использует латиницу (26 знаков), китайский язык

использует алфавит из десятков тысяч знаков (иероглифов).

Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики образуют

основные объекты языка — слова. Правила, согласно которым образуются предложения из

слов данного языка, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных

языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества

правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались

исторически.

Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (системы

счисления, язык алгебры, языки программирования и др.). Основное отличие формальных
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Материал для подготовки iconМатериалы для подготовки к экзамену по дисциплине современные проблемы...
Это не учебное пособие, не лекции и не ответы на вопросы. Это материал, над которым надо работать
Материал для подготовки iconВопросы для подготовки к коллоквиуму №1 по разделам «Методы изучения...
«Методы изучения живого. Организация живого» и «Генетический материал. Структура и функции»
Материал для подготовки iconУчебное пособие для студентов всех форм подготовки, обучающихся по...
Учебное пособие содержит теоретический и практический материал курса, задания для контрольных работ, методические рекомендации по...
Материал для подготовки iconПсихология. 100 экзаменационных ответов
Справочник предназначен для студентов Института физической культуры и дзюдо отделений «Безопасность жизнедеятельности» и«Физическая...
Материал для подготовки iconУчебно справочных материалов для подготовки к егэ по русскому языку в 11 классе
Сборник содержит обширный справочный материал, знакомит с алгоритмом выполнения задания С, рядом орфоэпических, лексических, синтаксических,...
Материал для подготовки iconУспешной подготовки! Вопросы для подготовки к зачету по социологии: Социология как наука
Для подготовки: в интернете посмотрите любой учебник по социологии или учебное пособие. Они отличаются только структурой и степенью...
Материал для подготовки icon«Основы бизнеса. Шпаргалка»: Окей-книга; Москва; 2008; isbn 978-5-9745-0348-1
Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Основы бизнеса». Материал книги...
Материал для подготовки iconИлья Михайлович Франк Немецкая грамматика с человеческим лицом
Книга предназначена как для начинающих (поскольку не предполагает у читателя никаких предварительных познаний в немецком языке и...
Материал для подготовки iconРуководство предназначено для подготовки и проведения первых четырех...
Лабораторные работы по теории электрических цепей выполняются после того, как необходимый материал рассмотрен на лекциях и практических...
Материал для подготовки iconАминокислоты строительный материал жизни
Разрабатывая этот материал для пользователей этим классом пищевых добавок, мы ставили перед собой цель как опровергнуть слухи о вредности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница