Контроль и регулирование


Скачать 335.44 Kb.
НазваниеКонтроль и регулирование
страница1/5
Дата публикации01.07.2013
Размер335.44 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5


Тема 10. Контроль и регулирование
Рис 10.1. Виды контроля



1 этап


Установите стандарты






Выработайте показатели

результативности


2 этап


Сравните достигнутые результаты

со стандартами






^ Установите масштаб отклонений

Используйте принцип исключения

Измерьте результаты

Эффективно информируйте о стандартах и результатах


3 этап


^ Принятие решения по устранению

отклонений






Ничего не предпринимать

Устранить отклонение

Пересмотреть стандарт



Рис. 10.2. Этапы процесса контроля


^

Таблица 10.1




Объекты контроля по функциональным подсистемам организации





Функциональная подсистема

Примерный перечень объектов контроля

Производство

Качество

Затраты времени на единицу продукции

Удельные издержки

Мощность оборудования и уровень ее использования

Финансы и учет

Прибыль и ее распределение

Расходы на покупку оборудования

Капитальные вложения по источникам поступления Ликвидность

Запасы

Издержки

Денежная наличность

Персонал

Потери времени из-за трудовых споров

Прогулы

Потери времени из-за болезней

Заработная плата

Безопасность

Социальные выплаты

Маркетинг

Объем продаж

Торговые издержки

Продажи в кредит

Затраты на рекламу

Удовлетворенность потребителей

И т. д.





^ Таблица 10.2
Условия применения внутреннего и внешнего контроля


Факторы, определяющие выбор вида контроля


Внешний

Внутренний

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Формы организации труда

Индивидуальные

Групповые

Надежность оценки

Надежная, количественно измеряемая

Неизмеримая количественно

Морально-психологический климат

Неблагоприятный

Благоприятный


Условия эффективного контроля:

  1. стратегическая направленность;

  2. объективность и доброжелательность;

  3. своевременность;

  4. гибкость;

  5. простота;

  6. экономичность;

  7. контроль является обязанностью руководителя.


Тема 11. Мотивация деятельности в менеджменте
Основные понятия теории мотивации:

Мотивация человека к деятельности – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, направленных на достижение личных целей или целей организации.
Потребности – это то, что необходимо человеку для обеспечения его нормального функционирования и развития

  • Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными (потребность в пище, воде, сне, воздухе и т.д.).

  • Вторичные потребности - психологические, они приобретаются в процессе общественного развития (потребности в успехе, уважении, власти, принадлежности кому или чему-либо).


Мотив – это то, что побуждает человека к действию, и что определяет, что и каким образом надо сделать. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер. Мотивы поддаются осознанию.
Мотивационная структура – это совокупность мотивов, в которой мотивы находятся в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.


Рис. 11.1. Упрощенная модель мотивации через потребности

^ Таблица 11.1.
Концентрация внимания работников с различными доминирующими

потребностями


Доминирующая потребность

Концентрируют внимание на

Самовыражения

Предоставлении творческой работы, большой свободы в выборе средств и методов выполнен поставленных задач

Признания и самоутверждения

Различных формах признания их заслуг присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, вручение наград, упоминание публичных выступлениях и пр.

Принадлежности и при частности

На работе как на принадлежности к коллективу, к возможности установить хорошие отношения. Хороший результат дают групповые формы организации труда, группы вне предприятия, выходящие за рамки работы

Безопасности

Гарантиях работы, пенсионного обеспечена медицинского обслуживания; ясных и стабильных правилах регулирования их деятельности: работе малой степенью риска

Физиологические потребности

На оплате, условиях труда, удобстве на рабочем месте




Самовыражение


Рис. 11.2. Соотношение потребностей теории Маслоу

и теории Альдерфера
Таблица 11.2.

^

Теория двух факторов Ф. Герцберга





Факторы

Отсутствие

Присутствие

Гигиенические

Вызывает чувство неудовлетворенности

Не вызывает удовлетворенности

Мотивации

Не вызывает чувство неудовлетворенности

Вызывает чувство удовлетворенности




Рис. 11.3. Соотношение групп потребностей в содержательных теориях мотивации



Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты

*

Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение

*

Ожидаемая ценность вознагражде-ния

=

Мотивация

З – Р




Р – В




Валентность





^ Р
Мотивация
ис. 11.4.
Модель мотивации по В. Вруму





Осознание окружения с учетом эмоционального состояния












Определение цели, задающей направление и интенсивность действий









Осуществление действий









Удовлетворенность результатом


Рис. 11.5. Схема модели процесса мотивации посредством постановки целей



Стимулы




Поведение




Последствия




Будущее поведение


Рис. 11.6. Теория усиления Скинера

^ Таблица 11.3.
Способы воздействия на людей (в теории усиления)


Способ воздействия

Содержание

1. Положительное подкрепление

Поощряются действия, имеющие позитивную направленность

2. Отрицательное подкрепление

Поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например, прогулов

3. Гашение

Игнорирование действий, что приводит к их затуханию

4. Наказание

Прямое пресечение негативного поведения и создание условий недопущения его в будущем
Таблица 11.4.



Рекомендации для использования теории усиления
(разработал У. Клэй Хамнер)



Руководство
Комментарии
1. Не награждайте всех одинаково
Награда лишь в том случае будет эффективным усилением, если будет зависеть от деятельности подчиненного. Награждение всех одинаково, наоборот, усиливает плохую или среднюю среду.
2. Неполучение награды тоже влияет на поведение подчиненных
Менеджеры могут повлиять на своих подчиненных как действием, так и бездействием. Например, если человек, заслуживающий похвалы, не получит ее от своего начальства, в следующий раз он уже не будет работать так хорошо.
3. Скажите людям, что они должны сделать, чтобы получить поощрение
Установка стандартов деятельности позволяет людям понять, что они должны сделать, чтобы получить награду. В ответ на это они могут улучшить свою работу.
4. Скажите людям, что они делают неправильно
Если менеджер лишает подчиненного награды, не объясняя причин этого, подчиненные будут недоумевать о том, какие их действия показались менеджеру неправильными. Кроме того, у них может возникнуть чувство, что ими манипулируют.
5. Не наказывайте подчиненных в присутствии других людей
Одним из способов устранения нежелательного подчиненных иногда может быть простой выговор. Публичный выговор, однако, унижает их и может быть причиной того, что все члены рабочей группы будут очень обижены на менеджера.
6. Будьте честны и справедливы
Последствия любого поведения должны соответствовать этому поведению. Подчиненные должны получить те награды, которые они заслужили. Усиливающий эффект любой награды может быть значительно снижен как в случае награждения тех, кто этого не заслужил, так и в случае неполучения подходящей награды теми, кто ее действительно достоин.



Таблица 11.5.



Виды вознаграждений, применяемые в качестве подкреплений




Индивидуальные

Групповые

Экономические (прямые) вознаграждения

Сдельная оплата

Премии (за хорошую работу, трудовую активность, инновации, инициативу и т.д.)

Плата за отсутствие невыходов, отсутствие плохо выполненных заданий и т.д.

Плата за обучение


Распределение вознаграждений среди членов группы

^ Экономические (косвенные) вознаграждения

Льготное питание, бесплатный проезд, бесплатное пользование различными услугами (проживание в гостинице, телефон, пользование компьютером и множительной техникой и т.д.)

Различные доплаты (за стаж, приобретение литературы и т.д.)

Некоторые виды премий


Дополнительные групповые выплаты

Групповые премии

^ Неденежные вознаграждения

Предоставление заработанных отгулов

Гибкие рабочие графики

Изменение содержания труда

Оценка результативности

Предание широкой огласке результатов работы

Продвижение по службе

Поручение временного руководства работами

Вознаграждения престижного характера (предоставление отдельного помещения или

кабинета, личного телефона или компьютера, право пользования служебным автомобилем и т.д.)


Повышение качества трудовой жизни

Участие в принятии управленческих решений (партисипативность)

Кружки качества

Участие в распределении прибыли

Возвышение по отношению к другим группам

Поручение ответственной

и престижной работы

Признание результатов работы со стороны других групп или организаций





Рис 11.6. Модель Портера – Лоулера
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

^

Тема 12. Разработка управленческого решения



Решение – это выбор наилучшей альтернативы или комплекса альтернатив, направленных на преодоления разрыва между желаемым и действительным состоянием объекта или извлечение выгоды из появившейся возможностим.

^ Таблица 12.1.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям


1.

ясная целевая направленность;

2.

всесторонняя обоснованность;

3.

своевременность;

4.

наличие адресата и сроков исполнения;

5.

конкретность;

6.

согласованность с ранее принятыми решениями;

7.

правомочность;

8.

должно быть реально осуществимым, учитывать общие и частные ограничения, конкретные возможности управляемой системы, имеющиеся ресурсы, реальные условия осуществления;

9.

должно быть четко сформулировано менеджером, усвоено и принято исполнителем;

10.

экономичность.



Таблица 12.2
^

Классификация управленческих решений





Критерий классификации

Виды решений

1. По содержанию

Экономические, технические,

организационные, социальные

Решения в области маркетинга, инноваций, производства, персонала, учета и финансов

2. По количеству целей

Одноцелевые

Многоцелевые

3. По глубине воздействия

Одноуровневые

Многоуровневые

4. По времени действия

Стратегические

Тактические (оперативные)

5. По частоте принятия

Одноразовые (случайные)

Повторяющиеся

6. По широте охвата

Общие

Частные

7. По способу принятия

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

8. По типу решаемых проблем

Решения по выбору возможностей

Проблемно-разрешающие

9. По способу фиксации

Устные

Письменные

10. По степени определенности условий

Решения, принимаемые в

условиях определенности

В условиях риска

В условиях неопределенности

11. По степени национальности

Интуитивные

Основанные на суждениях

Рациональные

12. По степени предопределенности

обстоятельствами

Запрограммированное

Незапрограммированные

13. По сложности

Простые

Сложные

14. По жесткости регламентации

Контурные

Структурированные

Алгоритмические



Рис. 12.1. Процесс принятия решений

  1   2   3   4   5

Похожие:

Контроль и регулирование iconВопросы к экзамену по дисциплине «Валютное регулирование»
Валютные отношения, валютная политика, валютное регулирование, валютный контроль: взаимосвязь понятий
Контроль и регулирование iconУчебное пособие в учебном пособии рассматриваются все разделы курса «Финансовое право»
«Финансовое право»: финансовая деятельность государства; финансовый контроль; государственные доходы и расходы; государственный кредит;...
Контроль и регулирование iconВопросы к экзамену по «Экологическому праву»
Государственный экологический контроль (надзор): понятие, правовое регулирование, виды, объекты
Контроль и регулирование icon6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность
Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования (кейнсианство и монетаризм)
Контроль и регулирование iconТема Сущность судебного контроля
Б. Специальный контроль (экстраординарный) т е контроль в рамках конкретной стадии. Например прокурорский надзор
Контроль и регулирование iconЗаконодательное регулирование со в РФ
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations комплексной, информационной, коммуникационной деятельности,...
Контроль и регулирование iconЗаконодательное регулирование со в РФ
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations комплексной, информационной, коммуникационной деятельности,...
Контроль и регулирование iconЛекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира
Правовое обеспечение охраны и воспроизводства животного мира. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны...
Контроль и регулирование iconПрограмма для подготовки государственного квалификационного экзамена...
Задачи бухгалтерского учета в системе управления организацией. Принципы организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности...
Контроль и регулирование iconГосударственное регулирование экономики
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница