Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью»


Скачать 372.71 Kb.
НазваниеПрограмма курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью»
страница1/4
Дата публикации18.03.2013
Размер372.71 Kb.
ТипПрограмма курса
userdocs.ru > Информатика > Программа курса
  1   2   3   4
Уральский социально-экономический институт

Академии труда и социальных отношений

Кафедра связей с общественностью и гуманитарных дисциплин






Модуль1 Коммуникология.

Теория и практика массовой информации



Программа курса и учебно-методические материалы


Направление подготовки

031600 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Челябинск

2012

Модуль1 Коммуникология. Теория и практика массовой информации: программа курса и учебно-методические материалы / сост.:А.В. Власова; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск, 2012. – 21 с.



Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью».

В сборнике представлены: программа курса, тематический план и сетка часов, планы практических занятий, методические указания по подготовке и презентации проектов; предложена примерная тематика эссе, глоссарий, список основной и дополнительной литературы по курсу, вопросы к зачету.

Предназначен студентам 2 курса направления 031600 «Реклама и связи с общественностью» УрСЭИ (ф) ОУП ВПО АТиСО очной и заочной формы обучения.


Составитель А.В. Власова, доктор ист. наук, профессор кафедры связей с общественностью и гуманитарных дисциплин УрСЭИ

Рецензент Л.Ф.Бабкина, канд. ист. наук, профессор кафедры связей с общественностью и гуманитарных дисциплин УрСЭИ

Ó Уральский социально-экономический институт

Академии труда и социальных отношений, 2012

Ó Власова А.В., 2012

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория и практика массовой информации являются»:

-сформировать у студентов указанной специализации комплексное научное понимание закономерностей, принципов, норм функционирующей системы массовой коммуникации, обучить их творческим приемам и методам решения профессиональных операций, обеспечивающих баланс информационных интересов личности, общества и государства, сформировать у будущих PR-специалистов представления о профессиональной деятельности, привить основы профессиональной культуры.

- Раскрыть содержание курса «Теория и практика массовой информации» как системы профессиональных знаний;

- Дать студентам целостное и всестороннее представление о назначении, характере, содержании и социальных основах современной коммукативистики (журналистики);

-Привить студентам навыки журналистского творчества и организационно-редакционной деятельности;

-Сформировать профессионально-ценностные установки на работу как в сфере журналистики, так и в сфере PR-деятельности.

-Выявить индивидуальные способности и возможности студентов для работы в сфере информационной, рекламной, а также PR-деятельности;

- Выработать навыки работы с учебной литературой по данному курсу, самостоятельного решения практических ситуаций и задач.

^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (Б.3.Б.1.4.)

Принципы отбора содержания и организации учебного материала состоят в комплексном его характере, а также в творческом характере самой специализации студентов, в опоре на знания студентов, полученных в результате изучения других курсов («Стиль социологического мышления», «Правовая регуляция в сфере массовых коммуникаций», «Стилистика и литературное редактирование для связей с общественностью», «Основы теории коммуникации» и др.). Вместе с тем, в курсе предусмотрены элементарные знания основ государства и права, политологии, экономики, истории и филологии, культурологии и других составляющих гуманитарного комплекса.
^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Общекультурные компетенции выпускника (ОК):

владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: систему средств массовой информации и коммуникации; систему журналистских жанров, методов и приемов сбора и обработки информации для различных видов СМИ

Уметь отбирать социально значимую информацию, работать во всех медиа-жанрах

Владеть навыками работы в журналистском коллективе, навыками редактирования журналистских материалов
^ 4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 академических часа)


№ п/п

Раздел Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по

семестрам)













Лек

Пр.

Сам.

Всего




1.

Модуль 1 Журналистика в системе жизни общества

3

1-12

14

22

36

72

УО-1, ПР-1 ПР-4, ТС-2

ОУ-3

2

Модуль 2 Экономика средств массовой информации

4

12-24

14

22

36

72

УО-1, ПР-1, ПР-4 , ТС-2

ОУ-3

3

Модуль 3-4 Профессиональное мастерство журналиста

5,6

24-36

14

22

45

81

УО-1, ПР-1

ПР-4




27

ОУ-4




Всего







42

66

117

252





Модуль 1 Журналистика в системе жизни общества

Теория и практика журналистики как область знания и учебная дисциплина. Понятие средств массовой информации (СМИ). Основные виды СМИ. Современные СМИ, их особенности (общие понятия). Русская журналистика до 1917 г. Журналистика революционной эпохи. Журналистика 20-30-х гг. Журналистика военных лет. Особенности СМИ в послевоенное десятилетие. СМИ в период «оттепели». СМИ в период «застоя». СМИ и «перестройка». Гласность и свобода слова: сходство и различие понятий. Современные СМИ: проблемы и особенности. История журналистского образования. СМИ в переходные периоды развития общества. Четыре теории прессы: авторитарная, либертарианская, социальной ответственности, советская коммунистическая. Медийные облики тоталитаризма: уроки ХХ века. Понятие и общая характеристика функций журналистики; идеологические функции; организаторские функции; рекреативные функции; реклама и справки в СМИ: взаимодействие функций. Функции журналистики как системы.

Цель, задачи, роль массовой информации в жизни общества. Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации. Формирование адекватной картины действительности. Публицистический прогноз. Отношение массовой аудитории к различным явлениям жизни общества и человека. Общая характеристика функций журналистики. Социальная позиция журналистики и журналиста. Принципы журналистской деятельности, профессионального поведения журналиста. Регулирование и саморегулирование журналистской деятельности. Журналистика в системе социальных институтов. Журналистика как «четвертая власть». Журналистика и информационное поле в демократическом обществе. Социальные типы демократической журналистики. Государственная политика в области СМИ. СМИ и информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000).

Традиционные СМИ. Новые и новейшие СМИ. Кабельное и спутниковое ТВ. Перспективы развития СМИ. Международный информационный обмен. Глобальные информационные сети.

Определение типа газет, журналов. Определение и характеристика основных типологических признаков. Типология СМИ как метод научного познания. Обобщенная, идеализированная модель СМИ. Издательские характеристики газеты, журнала. Общенациональные, региональные, местные - городские, районные, многотиражные (основные типологические характеристики). Специализированные издания. Понятие и образ в публицистическом творчестве; публицистический текст; виды журналистской деятельности; формирование информационной политики; типы и методологические основы творчества. Инновации в творчестве на телевидении и радио. Жанр как форма журналистского произведения. Журналистское произведение как продукт творчества: политический анализ, экономический анализ, производственно-технический анализ, экологический анализ, юридический анализ, военный анализ, спортивный и другие типы анализа действительности. Понятийное и образное в газетном материале. Текст как содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности.
^ Модуль 2 Жанровая система журналистики.

Понятие о жанре, как форме творчества. Понятие о публицистическом жанре как форме журналистского произведения. Виды публицистических жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Их особенности. Новые и новейшие жанровые образования. Жанровые трансформации в современных СМИ. Природа информационных жанров. История информационных жанров. Предмет и объект информационных жанров. Заметка. Виды заметки. Виды репортажа. Литературные особенности работы над заметкой, репортажем. Фоторепортаж. Изорепортаж. Язык и стиль заметки, репортажа.

Интервью как жанр публицистики. Отчет как жанр публицистики (предмет, объект, история жанра). Виды интервью. Виды отчета. Литературные особенности работы над интервью, в том числе аспекты профессиональной этики. Язык и стиль интервью. Язык и стиль отчета. Другие жанровые образования, в том числе в рекламных изданиях, выполняющие информационные функции журналистики. Группа информационных жанров (общая характеристика). Функции информационных жанров. Виды заметки, их жанровые признаки. Виды репортажа. Виды интервью. Виды отчета. Коллективное обсуждение творческих заданий студентов – материалы в жанре заметки, репортажа, интервью, отчета.

Принципы и методы публицистического анализа. Предмет и объект анализа в публицистике. Понятийное и образное в аналитических жанрах. Корреспонденция и ее виды. Статья и ее виды. Письмо: открытое письмо, письмо без адреса. Работа журналиста над корреспонденцией, статьей, письмом (алгоритмы труда). Проблемы действенности и эффективности аналитических жанров. Особенности жанров обозрения, обзора печати, рецензии. Обозрение, его предмет и объект. Роль комментария в обозрении. Виды обозрения. Работа над обозрением. Обзор печати, его назначение. Виды обзора печати. Рецензия, ее виды. Язык и стиль. Социальная и профессиональная ответственность обозревателя, рецензента.

Процесс создания аналитического текста: принципы и методы. Публицистика как метод познания, способы познавательной деятельности. Методы сбора информации при работе над аналитическими жанрами. Корреспонденция как жанр, ее виды. Статья, ее назначение. Виды статьи. Письмо, его виды. Работа над письмом. Обозрение и его виды. Работа над обозрением. Обзор печати. Рецензия (литературная, кинорецензия, научная, театральная и др.). Особенности работы над рецензией. Язык и стиль аналитических жанров, их концептуальный характер.

Обсуждение творческих заданий студентов (коллективное). Знакомство с образцами профессиональных журналистов, работающих в жанрах аналитической публицистики. Выработка навыков редактирования аналитических текстов.

Вымысел и его границы в художественно-публицистических жанрах. Художественная типизация (сюжетная и бессюжетная). Очерк, его виды: портретный, путевой, проблемный, научно-популярный. Природа сатиры. Фельетон, его композиционное, сюжетное, стилистическое единство. Юмор, ирония, сарказм – средства фельетона. Памфлет – жанр обличительного характера. Язык и стиль художественно-публицистических жанров.Литературная (художественно-образная) природа очерка, зарисовки, фельетона, памфлета. Сатира и юмор как средства очеркиста, памфлетиста, фельетониста. Теория «иронии и смеха» в творчестве фельетониста.

Работа с классическими образцами очерка, фельетона, памфлета. Изучение особенностей современных художественно-публицистических жанров. Обсуждение студенческих работ в жанре очерка, фельетона, памфлета.

Телевизионный сценарий. Средства создания публицистического сценария. Жанры ТВ-журналистики; журналистские профессии на ТВ (обязанности, характер деятельности). Особенности работы радио-журналиста. Место радио в системе СМИ. История радиовещания. Теория радийного жанра. Формы радиовещания и развитие радиожурналистики в условиях технологий.

^ Модуль 3 Экономика средств массовой информации

Массовая информация как товар. Закономерности формирования и развития информационного рынка. Структура информационного рынка. Правовые и экономические предпосылки основания периодического издания. Проблемы собственности в информационном бизнесе. Процесс концентрации СМИ. Российский капитал на информационном рынке. Иностранный капитал на информационном рынке. Особенности экономической деятельности телерадиокомпании.

Технологии изучения рынка периодических изданий. Потребительский рынок в сфере информации (массовой информации). Конкурирующие издания. Планирование маркетинга. Методы маркетинга. Маркетинговые службы: структура, бюджет. Финансовая база и бюджет редакции газеты (журнала). Доходные части бюджета. Издательская и коммерческая деятельность редакции. Ценовая политика. Прибыль. Бюджет ТВ-компании: доходная и расходная части. Рекламная и ценовая политика компании. Цели и задачи менеджмента. Служба редакционного менеджмента. Величина, состав, структура редакционного коллектива. Кадровая политика редакции. Управление редакционным коллективом. Экономические основы труда журналиста. Имидж периодического издания, его аудитория. Техническая база периодического издания.

Составление внутриредакционного документа с указанием; основные коммерческие мероприятия; анализ предполагаемых проблем; показатели-индикаторы реалистичности и эффективности. Структура бизнес-плана: резюме; конфиденциальный меморандум; описание редакции как предприятия; основная часть бизнес-плана (10 обязательных разделов).

Организация и распространение периодического издания.Стратегия и география распространения. Политика распространения тиража: подписка, розница, оптовая продажа, бесплатное распространение.

Особенности российской пресс-рекламы. Потребитель как основное звено рекламной коммуникации. Культура рекламной деятельности в СМИ. Пути совершенствования газетной рекламы. Отдел рекламы: организация деятельности. Рекламные приложения. Рекламный дизайн.

Композиционно-графическое моделирование периодических изданий, его истоки. Уровни моделирования. Этапы разработки модели. Практическое моделирование. Фотография в композиционно-графической модели газеты. Бильдредактирование. Система жанров фотожурналистики.

Что такое PR («паблик рилейшнз»). PR как социальный институт. PR как часть (сфера) рекламной деятельности. PR-компания в СМИ. Цели, приемы, методы PR. Эффективность PR-воздействия. «Черный» PR. Работа PR-отделов. Особенности PR-материалов (текстов).

Язык телевизионной рекламы. Реклама в СМИ: вербальный знак, риторика. Вербальные компоненты рекламы: убеждение, внушение, манипулирование. Стиль рекламного текста. Лексико-семантические возможности рекламного текста. Функции рекламного сообщения на ТВ и радио.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен...
Автор-составитель: Мамедова Т. Ш., к ф н., доцент, доцент. Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в...
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социология» разработан в соответствии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» составлен...
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс разработан для бакалавров, обучающихся...
«Государственные и муниципальные финансы», «Управление персоналом государственной и муниципальной службы». Содержит программу курса,...
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим...
Учебно-методический комплекс «Правовое обеспечение экономики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconРостовский филиал кафедра уголовно-правовых дисциплин
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма подготовлена в соответствии с требованиями Государственного...
Программа предназначена в помощь студентам всех форм обучения при подготовке и прохождении педагогической практики
Программа курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Реклама и связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Попова Ю. А., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Российской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница