Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информационные технологии на транспорте" для студентов специальности 240100


Скачать 227.02 Kb.
НазваниеМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информационные технологии на транспорте" для студентов специальности 240100
Дата публикации16.07.2013
Размер227.02 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Информатика > Методические указания

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И.Носова

Кафедра промышленного транспорта




А.Н. Рахмангулов А.В. Красавин

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
^ НА ТРАНСПОРТЕ


«ВЫЯВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНО- ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ »

^ Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информационные технологии на транспорте"
для студентов специальности 240100




Магнитогорск 2007




Составители А.Н. Рахмангулов

А.В. Красавин

Информационные системы на транспорте. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информационные технологии на транспорте" для студентов специальности 240100. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И.Носова, 2007. 19 с.





Лабораторная работа №2

^ ВЫЯВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНО- ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Цель работы: освоить методику выявления существенных для проектируемой ИС информационных объектов, их атрибутов, а также методику описания информационных объектов в табличном виде при помощи средств СУБД Access.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Составление перечня данных информационной системы

Основная задача третьего этапа концептуального проектирования БД – разбить все данные, возникающие в ходе транспортного процесса и необходимые для его эффективного осуществления, на информационные объекты. Информационный объект – это набор данных ИС, характеризующих реальный объект транспортного процесса.

Распространенная ошибка начинающих разработчиков ИС заключается в том, что в качестве информационного объекта выбирается документ, информационное сообщение, т.е. часть какого-то информационного потока предприятия. Однако информационные потоки не возникают сами по себе. Они являются отражением реальных транспортных процессов. Единственным исключением являются заявки (планы) на выполнение транспортной работы, которые формируются не только по результатам прошлой работы предприятия, но и содержат новые данные о целях и задачах. Другими словами информационные потоки являются вторичными по отношению к реальным транспортным процессам, а следовательно, могут описывать их не полностью, а с определенной степенью упрощения. Если информационные объекты выделяются из информационных потоков (на основании системы документооборота), то возникает опасность снижения гибкости ИС, которую придется переделывать каждый раз, когда будут изменяться, например, правила учета выполненной работы.

Во избежание таких переделок ИС необходимо выбирать информационные объекты, которые соответствуют реальным объектам транспортного процесса. Набор характеристик этих объектов изменяется чрезвычайно медленно – гораздо реже, чем переделывается сама ИС в связи, например, с переходом на новую вычислительную технику.

В качестве доказательства рассмотрим процесс прибытия поезда на железнодорожную станцию. Этот процесс сопровождается информационным потоком – на станцию передается ряд документов и сообщений, которые содержат информацию об этом поезде. Основной из этих документов – т.н. телеграмма-натурный лист (ТГНЛ). Первые информационные системы на железнодорожном транспорте использовали в качестве информационных объектов именно такие документы и это позволяло быстро автоматизировать решение задач учета продвижения поездов. Однако со временем появилась потребность решения широкого круга других учетных задач, например, учета маневровой работы, грузовых операций на станции и т.д. Для их решения приходилось многократно обрабатывать или дублировать данные информационной системы, что снижало ее эффективность.

В данном случае рационально выделить три информационных объекта: вагон, поезд, станция, соответствующих реальным объектам транспортного процесса на железнодорожном транспорте (рис. 1). На рисунке выделенные информационные объекты показаны жирными прямоугольниками. При помощи характеристик этих элементарных объектов можно описать любые операции любой технологии переработки поездов на станции. Для этого достаточно лишь добавить (убрать) отдельные операции транспортного процесса или изменить их параметры. Операции технологического процесса показаны овалами. Связи между информационными объектами на рис.1 показаны линиями. Эти связи реализуются за счет выполнения операций технологического процесса. Отметим также, что сами операции также являются особыми информационными объектами (порядок их выделения рассматривается в третьей лабораторной работе).

Таким образом, для выделения информационных объектов следует, на основании описания транспортного процесса (см. предыдущую лабораторную работу), составить список всех транспортных объектов. Затем полученный список следует проверить по списку первоочередных и перспективных задач, т.е. если ИС будет накапливать данные о выбранных информационных объектах, то их должно хватать для решения всех задач ИС.


Рис. 1. Пример выделения информационных объектов

Состав и характеристики информационных объектов в процессе построения концептуальной схемы (см. лабораторную работу №4) могут корректироваться, если выяснится, что с помощью такого набора объектов сложно решать некоторые задачи ИС.

Для идентификации информационных объектов им присваиваются уникальные значащие названия, например "вагон", "станция", "поезд", "локомотив". Каждый информационный объект описывается набором характеристик. Например, объект "вагон" характеризуется инвентарным восьмизначным номером, типом; объект "станция" характеризуется названием и условным кодом и т.д. Необходимо понимать, что информационный объект представляет собой множество реальных объектов одного типа, т.е. множество вагонов, станций, поездов. Все элементы этого множества имеют одинаковый набор характеристик, но конкретные значения этих характеристик у каждого элемента – свои. Другими словами информационный объект "вагон" можно представлять как список вагонов, каждый из которых имеет определенный номер и тип. Таким образом, информационный объект – это набор характеристик реальных объектов, а набор конкретных значений этих характеристик определяет информационный элемент (рис. 2).



Рис. 2. Пример выделения информационных объектов

В транспортных ИС принято все информационные объекты подразделять на два типа: динамические и статические. Статические объекты не изменяют свои характеристики вообще, либо изменяют их крайне редко. Например, код и название железнодорожной станции может вообще не измениться за весь срок ее эксплуатации. Более часто может изменяться количество элементов, входящих в состав данного информационного объекта, например может измениться количество промышленных железнодорожных станций на подъездном пути предприятия или количество локомотивов и т.д.

Объекты динамического типа, такие например как поезд, возникают как результат выполнения объектов-операций, в данном случае – операции "отцепка-прицепка" (см. рис. 1). Динамические объекты представляют собой временное объединение статических объектов, а фактически – относительно быстро пополняемый список операций транспортного процесса, при выполнении которых задействованы те или иные элементы статических объектов.

Рассмотрим порядок выделения объектов на примере ИС "Учет вагонов парка МПС". В результате анализа предметной области, выполненной в предыдущей лабораторной работе, принимается решение выделить следующие статические информационные объекты и присвоить им имена: ВАГОН, ЛОКОМОТИВ, ПРОМЫШЛЕННАЯ СТАНЦИЯ, СТАНЦИЯ МПС, ОТПРАВИТЕЛЬ (ПОЛУЧАТЕЛЬ), ЦЕХ, ГРУЗОВОЙ ФРОНТ, ГРУЗ, ПОГРУЗОРАЗ-ГРУЗОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ; динамическим объектом в данном случае рационально выделить объект ПОЕЗД.

Анализ технологии работы железнодорожного транспорта на подъездном пути, изучение существующих информационных потоков, результаты опроса заказчика позволяют выявить характеристики каждого объекта и присвоить выбранным характеристикам имена: ВАГОН (НОМЕР ВАГОНА, ТИП ВАГОНА); ПОЕЗД (ИНДЕКС, НОМЕР); ЛОКОМОТИВ (НОМЕР ИНВЕНТАРНЫЙ, НОМЕР ЗАВОДСКОЙ, СЕРИЯ); ПРОМЫШЛЕННАЯ СТАНЦИЯ (КОД СТАНЦИИ, НАИМЕНОВАНИЕ, СОКРАЩЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ); ГРУЗОВОЙ ФРОНТ (КОД, ВМЕСТИМОСТЬ (в вагонах), НОРМА ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ-ВЫГРУЗКУ ОДНОГО ВАГОНА, НОРМА ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ-ВЫГРУЗКУ ПОДАЧИ, ПРИМЕЧАНИЕ).

Каждый объект в базе данных Access описывается при помощи отдельной таблицы. Для подготовки создания таких таблиц, а также для проверки правильности выделения информационных объектов и их характеристик рекомендуется описать смысл каждой характеристики (семантика) и множество ее допустимых значений (домен). Семантическое описание каждой характеристики информационного объекта необходимо для корректной корректировки в дальнейшем уже готовой базы данных, поскольку со временем сами разработчики и, тем более другие специалисты, как правило, плохо ориентируются в тонкостях ее структуры.

Рассмотрим в качестве примера определения семантики и домена для характеристик объекта ВАГОН.

^ НОМЕР ВАГОНА. Семантика: инвентарный номер вагона, однозначно определяющий вагон. Домен: номер вагона состоит из восьми цифр; допустимые сочетания первых семи цифр определяются по принятым МПС системам классификации и кодирования; восьмая цифра – контрольное число, рассчитываемое по установленному МПС алгоритму (описание системы кодирования и алгоритм контроля приведены в [1], стр. 78-83).

ТИП ВАГОНА. Семантика: тип вагона определяется его конструкцией. Для перевозки разных грузов применяют вагоны различной конструкции. Домен: сокращенное обозначение типа вагона, состоит из двух букв; принятые обозначения: ПВ – полувагон; ЦС – цистерна; ПЛ – платформа; ХП(ХД) – хоппер; ВС – думпкар, КР – крытый; ЧШ – чаша; ковш для перевозки жидкого чугуна (шлака).

Для некоторых характеристик информационных объектов невозможно перечислить все возможные значения. Например, домен номера вагона содержит лишь ограничение на количество цифр. Кроме того, если одна характеристика информационного элемента имеет определенное значение, то другая характеристика, того же элемента, может иметь строго определенные значения. Такие ограничения на значения характеристик называют семантическими ограничениями целостности. Например, первая цифра инвентарного номера вагона означает тип вагона, поэтому если характеристика НОМЕР ВАГОНА информационного элемента начинается с цифры 6 (полувагон), а характеристика ТИП ВАГОНА имеет значение ЦС (цистерна), то это является нарушением ограничения целостности. Аналогично происходит нарушение ограничения целостности информации, если данные об операции погрузки этого вагона содержат код груза соответствующий, например, мазуту.

Описание семантических ограничений целостности для характеристик необходимы для корректного отображения технологии перевозок в базе данных. На этапе физического проектирования БД на основании описанных ограничений создаются программы контроля правильности вводимых данных.

Этап выделения и описания информационных объектов завершается выбором ключей для каждого объекта. Ключ – это характеристика информационного объекта, значение которой однозначно определяет этот объект. В большинстве случаев для такого однозначного определения хватает одной характеристики, но иногда в качестве ключа могут выступать не одна, а несколько характеристик. Основное правило при выборе ключа для объекта – значение ключевой характеристики должно быть уникальным. Например для ВАГОНа ключевая характеристика – НОМЕР ВАГОНА, поскольку не существует вагонов с одинаковыми инвентарными номерами. Для железнодорожной станции МПС ключ – ее условный КОД, а вот для станции предприятия ключом может быть ее название, поскольку неразумно присваивать одинаковые названия станциям одного предприятия.

^ Представление информационных объектов в виде

таблиц Access

Напомним, что для хранения данных по каждому информационному объекту в БД должна быть создана отдельная таблица в программе Access.

Процесс создания таблицы сводится к последовательному описанию целого ряда параметров каждого столбца (поля) таблицы. Пустая готовая таблица далее заполняется конкретными данными.

Необходимо запомнить, что при переходе от концептуальной модели данных к физической изменяются и термины для обозначения составных частей базы данных*. Соответствие между терминами концептуальной модели и терминами, используемыми в СУБД Access показано на рис. 3. На рисунке жирным шрифтом выделены различающиеся термины.



Рис. 3. Пример выделения информационных объектов

После создания новой базы данных с помощью команды (Файл/Создать) или открытия существующей базы посредством команды (Файл/Открыть) на экране в рамках окна Access появится окно базы данных. При активном окне базы данных можно приступать к созданию таблицы, входящей в базу. Обычно, как это было видно из примеров в первой лабораторной работе, база данных включает в себя не одну, а несколько связанных между собой таблиц.

Для создания новой таблицы применяйте следующую последовательность действий: выберите раздел "Таблицы" в окне базы данных, а затем нажмите кнопку (Создать); на экране отобразится диалоговое окно "Новая таблица", в правой части которого появится список возможных способов создания таблицы; выберите опцию "Конструктор" и нажмите кнопку (ОК) – откроется окно конструктора таблиц. В этом окне задаются характеристики (свойства) полей, составляющих запись базы, т.е. вводится спецификация записи. В нижней правой части окна Конструктора Access выдает справочную информацию о допустимых действиях на каждом этапе проектирования.

^ Создание спецификации таблицы

Каждая строка спецификации определяет характеристики одного поля записи. В колонке "Имя поля" задается имя поля. Оно может иметь длину до 64 символов и может содержать буквы, пробелы и специальные символы, за исключением точек, восклицательных знаков и угловых скобок. Нельзя создавать в одной и той же таблице два поля с одинаковыми именами, поскольку Access идентифицирует поле по его имени. Кроме того, рекомендуется давать полям значимые, то есть такие, которые будут понятны разработчику БД и другим пользователям, базы данных без дополнительных пояснений и комментариев.

Каждому полю, включаемому в запись, приписывается тип данных, определяющий вид информации, которая будет храниться в данном поле. Тип данных вносится в колонку "Тип данных", причем его можно выбрать из списка доступных типов. Поместите указатель мыши в колонку "Тип данных" и с помощью появившейся справа кнопки просмотрите список возможных типов данных полей. Далее с помощью системы помощи выясните: для хранения каких данных используются поля того или иного типа; допустимые значения параметра "Размер поля" для каждого типа данных. Особое внимание обратите на поля числового, текстового типов, а также типов "дата/время" и "счетчик".

Характеристики каждого поля задаются рядом параметров, которые определяют способы обработки, сохранения и отображения данных. Эти параметры задаются в нижней части окна, которое называется "Свойства поля" и имеет два раздела: "Общий" и "Представление". В общем разделе находятся параметры полей, которые зависят от типа данных, выбранных для данного поля. Набор этих параметров будет различным для различных типов данных.

К основному параметру, который в большинстве случаев требует ручной корректировки, относится "Размер поля". Он определяет максимальную длину текстового поля или способы представления данных в полях других типов.

Таблицы в каждом варианте информационной системы будут хранить данные различного типа, поэтому при выборе значения "Размер поля" рекомендуется, с использованием системы помощи, изучить все возможные значения этого параметра для полей различных типов. Если употребляется слишком "длинное" значение "размера поля", то это может привести к необоснованному увеличению размера базы данных и замедлению обработки информации. С другой стороны, чересчур "короткие" "размеры полей" могут привести к ситуации, когда этого размера не хватит для записи в поле конкретного числа или текстовой строки.

Назначение и правила использования остальных параметров поля при необходимости можно выяснить с использованием системы помощи. Полезными, а иногда, просто необходимыми параметрами являются: "Подпись" – определяет надпись, которая будет использоваться в качестве наименования поля в форме или отчете; "Условие на значение" – правило, ограничивающее допустимые для ввода в поле данные. Если оно не соблюдается, то Access будет выдавать сообщение, задаваемое параметром "Сообщение об ошибке"; "Индексированное поле" – признак индексирования. (Индексирование используется для ускорения поиска и других операций с базой данных).



Рис. 4. Поля таблицы "Вагоны"

Рассмотрим процесс конструирования таблицы на примере информационного объекта ВАГОН [1, стр. 9-12]. Вначале создадим список полей таблицы "Вагоны" (Рис. 4), а затем произведем настройку параметров каждого поля. Для поля "Счетчик" оставим стандартные параметры (напомним, что счетчик является полем, значение которого автоматически увеличивается на единицу при вводе в таблицу новой записи). Поле "Номер вагона" должно содержать восьмизначный цифровой уникальный номер вагона. Этим обусловлен выбор параметров для данного поля (Рис. 5).



Рис. 5. Параметры поля "Номер" (Номер вагона)


^ Предварительный контроль вводимых данных

Если требуется выполнить несложный предварительный контроль вводимых в поле значений, то параметр "Условие на значение" должен содержать некое выражение, выполняемое вводимым значением. При нарушении этого условия Access выдает сообщение об ошибке, указанное в параметре "Сообщение об ошибке". Например, номер вагона должен быть восьмизначным.

Проконтролировать это можно следующим способом (не самым эффективным, но наиболее наглядным): разделим значение контролируемого поля "Номер" на 10000000 и выделим целую часть из этого числа. Получившееся число не должно быть больше 10 и меньше 1. Эти действия записываются при помощи следующего выражения:

Int([Номер]/10000000)>0 And Int([Номер]/10000000)<10,

которое помещается в поле "Условие на значение". Здесь Int() – функция выделения целой части выражения, заключенного в скобки; [Номер] – ссылка на содержимое поля "Номер"; And – логическое выражение "И", показывающее, что выполняться должны оба условия, стоящие слева и справа от данного оператора. То есть, чтобы полученное число было больше нуля и меньше десяти.

Параметр "Обязательное поле" необходимо установить в положение "Да", поскольку вагон идентифицируется по его инвентарному номеру и если таковой отсутствует, то прочая информация о вагоне значения не имеет. Наконец, необходимо определить это поле как ключевое, поскольку основные операции с этой таблицей (поиск, сортировка) будут производиться с использованием именно этого поля. Ключевым поле становится после нажатия кнопки (Ключевое поле), когда курсор установлен в таблице со спецификацией полей. Ключевым может быть только одно поле в одной таблице.

^ Создание маски ввода

Для поля "Тип" (Тип вагона) уменьшим размер поля до 2, поскольку тип вагона обозначается двумя буквами. Кроме того, зададим маску ввода, которая облегчает ввод данных в поле (Рис. 6).



Рис. 6. Параметры поля "Тип"
Символ "LL" обозначает то, что в данное поле могут быть введены только две буквы, а символ ">" автоматически преобразует введенные буквы к верхнему регистру. Эта маска не позволяет ввести в поле более двух букв, а также числа и символы. Тем самым сокращается вероятность ввода ошибочных данных.
^ Выбор рационального размера поля

Поля "Код отправителя", "Код станции отправления МПС" и "Код станции назначения МПС" являются четырехзначными числами, поэтому рационально будет сократить размер этих полей до значения "Целое". Такие изменения позволяют значительно уменьшить размер базы данных, особенно при большом количестве записей в таблицах. Однако размер поля "Код груза" уменьшать не следует, поскольку этот код содержит шесть цифр, а максимальное значение поля размера "Целое" составляет 32767, т.е. всего пять разрядов.

^ Подстановка данных в таблицу из списка

Часто при заполнении полей значениями (заполнении таблиц данными) приходится оперировать с определенным набором (списком) этих значений. Например, отправить готовую продукцию можно только тому заказчику, с которым у вас есть договор на поставку именно этого вида продукции. Разумеется, оператор вашей информационной системы не обязан помнить эту информацию, поэтому необходимо предоставить ему список возможных значений поля "Заказчики". Кроме сокращения времени на ввод данных, выбор значений из списка устраняет возможность ошибки ввода. Другой пример – выбор типа вагона из заранее заготовленного списка (поле "Тип" таблицы "Вагоны").




Рис. 7. Создание списка
Для решения подобных задач в Access имеется возможность подстановки значения в поле таблицы из списка, основанного на значениях из другой таблицы, а также списка полей или значений, вводимых самим оператором. Параметры подстановки задаются в соответствующем разделе (Подстановка) конструктора таблицы. Рассмотрим пример создания списка подстановки для поля "Тип" (Тип вагона) с использованием мастера подстановки (Рис. 7). Для вызова мастера подстановки необходимо в списке типов данных заменить тип "Текстовый" на "Мастер подстановок…". В первом диалоговом окне будет предложено выбрать источник данных для списка значений. Поскольку список возможных типов вагонов нам заранее известен и содержит ограниченное число позиций, рациональным будет решение с фиксированным набором значений. В других случаях, когда содержимое списка подстановки заранее неизвестно или содержит более пятидесяти значений, лучше выбирать для подстановки значения из другой таблицы.

Далее требуется указать количество колонок в списке подстановки и ввести этот список (Рис. 7). В следующем окне мастера необходимо выбрать столбец, содержимое которого будет подставляться в таблицу "Вагоны". В результате ввод данных в поле "Тип" можно осуществлять путем выбора значения из списка, где каждое обозначение снабжено комментарием (Рис. 8).

^ Подстановка данных в таблицу из другой таблицы




Рис. 8. Использование
списка подстановки
Использование фиксированного списка подстановки удобно только в тех случаях, когда размер этого списка содержит не более 50 значений. Например, для ввода с помощью подстановки данных о получателях вагонов, рациональным будет предварительно создать отдельную таблицу, из которой будет выполняться подстановка. На крупном промышленном предприятии имеются десятки и сотни потребителей (цехов, производств, служб, сторонних организаций и т.д.). Для сокращения объема хранимой в базе данных информации при задании кода потребителя вагона желательно использовать число. Однако нельзя требовать от операторов информационной системы знания того, какого потребителя обозначает тот или иной код. С другой стороны, информация о потребителе может содержать не только его код и название, но и множество другой полезной информации, например код и наименование завода (предприятия), к которому относится данный потребитель, признак того, является ли потребитель подразделением предприятия или его субклиентом и т.д. Кроме того, данные о потребителях могут довольно часто изменяться.

Поэтому рекомендуется создавать отдельную таблицу, содержащую информацию о потребителях (информационный объект ЦЕХ или ПОТРЕБИТЕЛЬ). Данные из этой таблицы можно будет использовать для подстановки в другие таблицы, а также для организации связей между таблицами.

Один из возможных вариантов структуры таблицы "Потребители" представлен на Рис. 9, а примерное содержимое – на Рис. 10.


Рис. 9. Структура таблицы
"Потребители"
После подготовки таблицы "Потребители" продолжим конструирование таблицы "Вагоны". В списке типов для поля "Код получателя" выберем "Мастер подстановок…" и в первом окне мастера установим переключатель в положение "столбец подстановки использует значения из таблицы или запроса". Затем выберем таблицу "Потребители" и далее – поля, значения которых оператор должен будет просматривать при вводе.

Допустим, что этими полями будут "Код потребителя", "Наименование потребителя" и "Расшифровка". В следующем окне несколько увеличим ширину столбца "Расшифровка" так, чтобы содержимое этого поля полностью умещалось в столбце. Далее следует соглашаться с рекомендациями мастера. При вводе данных в поле "Код потребителя" оператор базы данных может выбрать нужное значение из списка, состоящего из двух колонок – "Наименование потребителя" и "Расшифровка", причем в поле "Код потребителя" будет введен скрытый код.



Рис. 10. Фрагмент примерного содержимого таблицы "Потребители"

^ Корректировка спецификации таблицы

В готовую спецификацию можно вносить изменения. В частности, можно изменять параметры отдельных полей, добавлять поля в запись в нужных местах и удалять лишние. Но при этом следует постараться внести все исправления в спецификацию до начала заполнения базы данных, так как попытка изменить параметры полей заполненной базы может повлечь за собой потерю или искажение данных.

Подготовленную при проектировании спецификацию таблицы следует сохранить, так как на ее основе будет строиться вся таблица.

Простейшие операции с таблицами

База данных создается для накопления и обработки данных, причем большинство операций по обработке информации реализуется при помощи специальных средств – запросов и отчетов. Однако Access позволяет достаточно легко выполнять такие операции как поиск, замена, фильтрация и сортировка данных в таблице, не прибегая к этим средствам.

Если содержимое искомого поля известно, то его (и всю запись, содержащую это поле) можно разыскать используя функцию поиска. При этом Access проверит всю таблицу на наличие в ней полей, удовлетворяющих критериям поиска. Перед тем как приступить собственно к поиску, можно установить ряд опций, которые будут уточнять критерии поиска. Речь идет о команде (Найти), которая вызывается из меню (Правка) и открывает диалоговое окно поиска. Если никаких других установок сделано не будет, то Access исследует все поля активной колонки на предмет совпадения их содержимого с объектом поиска.

Если в таблице требуется заменить определенные значения полей на другие, используют функцию замены (Правка\Заменить). Помимо ввода образца для поиска здесь необходимо указать новое значение поля.

Сортировка записей может быть выполнена по содержимому одного поля в порядке возрастания или убывания его значения. Для этого достаточно установить курсор в нужный столбец (или выделить его), а затем нажать одну из следующих кнопок или командой (Записи\ Сортировка).

Для быстрой фильтрации содержимого таблицы (отбора записей, удовлетворяющих определенному условию) рекомендуется пользоваться кнопкой или командой (Записи\Фильтр\Фильтр по выделенному). Перед вводом этой команды или нажатием соответствующей кнопки необходимо выделить содержимое поля. После выполнения фильтрации в таблице будут отображаться только те записи, в которых содержимое заданного поля совпадает с выделенным значением.

^ Связывание таблиц

Access позволяет создавать реляционные базы данных. В реляционной базе данных пользователь может описать отношения между несколькими таблицами. Access учитывает эти отношения при поиске взаимосвязанных данных во время обработки запросов, форм и отчетов, базирующихся на нескольких таблицах.

Для установки связи между таблицами в окне базы данных следует выбрать команду (Сервис\Схема данных…). Откроется окно, в котором будут представлены таблицы базы данных с указанием их связей. Для добавления таблицы к схеме данных необходимо выбрать команду (Связи\Добавить таблицы). На экране появится окно, в котором можно выбрать требуемые таблицы и запросы, а затем нажать кнопку (Добавить) и кнопку (Закрыть). В окне "Схема данных" появятся указанные таблицы или запросы.

При создании связи с помощью мыши перетащите поле, которое следует использовать для установления связи (обычно это ключевое поле, выделенное полужирным шрифтом), из списка полей главной таблицы на соответствующее поле подчиненной таблицы. В диалоговом окне "Связи", которое появится на экране, необходимо выбрать параметры связи и нажать кнопку (Создать). Установленная связь отобразится на схеме линией, соединяющей связанные поля из списка таблиц. При этом будет обеспечено отношение типа "Один-ко-многим", что отразится в области (Тип отношения). Это означает, что одной записи, главной или первичной таблицы, могут быть поставлены в соответствие несколько записей связанной (подчиненной) таблицы. Такое отношение является наиболее распространенным в реляционных базах данных.

Рекомендуется с использованием системы помощи выяснить назначение различных типов отношений, а также смысл дополнительных настроек отношения, таких как "Каскадное обновление связанных полей", "Каскадное удаление связанных записей" и "Обеспечение целостности данных".



Рис. 11. Схема данных БД,
состоящей из таблиц "Вагоны" и "Потребители"
Например, таблицы "Вагоны" и "Потребители" связаны между собой одинаковым полем "Код потребителя". Таблица "Потребители" содержит уникальные (неповторяющиеся) коды потребителей, т.е. список кодов. Из этого списка в таблицу "Вагоны" могут быть подставлены (введены) любые значения. Именно этим обстоятельством обусловлен тип связи "Один-ко-многим". То есть одно уникальное значение из таблицы "Потребители" может присутствовать во многих записях таблицы "Вагоны". В результате получим следующую схему данных (Рис. 11), которую надо не забыть сохранить для дальнейшего использования, в частности, в запросах.

^ Порядок выполнения лабораторной работы

1. Составить перечень информационных объектов для проектируемой ИС, присвоить имена выделенным объектам.

2. Определить характеристики каждого информационного объекта и присвоить им имена.

3. Описать семантику и домен каждой характеристики каждого информационного объекта.

4. Сформулировать ограничения целостности необходимых характеристик информационных объектов.

5. Выбрать ключевые характеристики (ключи) для каждого информационного объекта.

6. Используя описания информационных объектов, создать при помощи Access таблицы. Таблицы должны соответствовать информационным объектам, а столбцы (поля) таблиц должны соответствовать характеристикам информационных объектов.

7. Используя описания доменов для характеристик информационных объектов определить размер поля, маску ввода и "условия на значение" для всех полей каждой таблицы.

8. Если значения определенных полей одной таблицы являются информационным объектом, данные о котором находятся в другой таблице, то для облегчения ввода данных и сокращения числа ошибок необходимо использовать подстановку данных. Если список содержит более 10 строк, то необходимо использовать подстановку данных из списков.

9. После создания таблиц создать или откорректировать схему данных.

10. Заполнить таблицы записями в количестве, отражающем работу автоматизируемого предприятия в течение 8-и часовой смены.

Содержание отчета о работе

1. Список информационных объектов и их характеристик в табличной форме (табл. 3).

2. Студент на дискете сдает преподавателю базу данных, содержащую заполненные таблицы и откорректированную схему данных.

Таблица 3

имя информационного объекта

имена характеристик

семантика

домен

ограничение целостности

ключевые характеристики


















































Контрольные вопросы

  1. В чем заключается разница между понятиями "информационный объект" и "таблица"; "домен" и "ограничение целостности"?

  2. Для чего необходимо определять ключевые характеристики?

  3. Должен ли руководитель реального проекта ИС владеть информацией о ключах выбранных сущностей?

  4. Для чего необходима подстановка значений в таблицу при вводе данных?

  5. Что такое маска ввода?

  6. Как задать контроль веса вагона при вводе?

  7. Для чего используется фильтрация таблицы? Приведите примеры использования фильтра данных.

  8. В чем заключается разница между числовыми полями "С плавающей точкой (4 байт)" и "С плавающей точкой (8 байт)" (помимо размера поля)?




* Причем в каждой конкретной СУБД используются разные термины.

Похожие:

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине "Информационные...
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания по лабораторным работам по дисциплине «Информационные...
Метод указ по лаб работам по дисциплине «Информационные технологии в экономике»/ Л. И. Панофенова. – Самара. Самар гос техн ун-т,...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу «информационные системы в экономике»
Методические указания к лабораторным работам по курсу «информационные системы в экономике» для студентов специальности 080105. 65...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания к лабораторным работам предназначены для студентов...
Теория электрических цепей Методические указания к лабораторным работам для студентов специальностей 5В071900, 5В070400, 5В070300,...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Информационные технологии на транспорте”....
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу рспсит для...
Методические указания к лабораторным работам по курсу рспсит для специальности 080801. 65-Прикладная информатика в экономике
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconРоссийской Федерации Ульяновский государственный технический университет
Методические указания для студентов к расчетно-графическим работам по основам теории цепей (специальность 2007 «Радиотехника» ),...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания к лабораторным работам для студентов специальности...
Механизация и автоматизация в строительстве. Часть III. Лабораторный практикум для студентов специальности 1-70 02 01 «Промышленное...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания к лабораторным работам по изучению операционной...
Методические указания рекомендуется использовать для проведения лабораторного практикума в объеме 4 – 6 работ
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине \"Информационные технологии на транспорте\" для студентов специальности 240100 iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная...
Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология»....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница