Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу


Скачать 471.97 Kb.
НазваниеКнига-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу
страница1/5
Дата публикации17.07.2013
Размер471.97 Kb.
ТипКнига
userdocs.ru > Информатика > Книга
  1   2   3   4   5

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Джон Гриндер, Ричард Бендлер
Создание транса,нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний.

Семинар(конспект)

1Введение

Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу

2 цели семинара

-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др) -изменение собственной личности.

ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика. ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды дея-

тельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно до­вести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.

Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау­чить модели, как делать гипноз.

Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельнос­ти, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.

Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во мно­гом вы уже знаете.

УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую

глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная

подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопре-

деленно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - пере-

вод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабить­ся?

АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.

2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта 3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".

4 Отсутствие избыточности, генерализация.

5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его из расслабления.

6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить очевидное для А,В,К.

Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегда они-в трансе.

Очень важно строить естественную последовательность.Резкий пере­ход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет рассмотрено ниже.

УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:

-использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных,

неподробных).

-подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает

действие.

АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а

упр.2-ничтожная часть возможностей.

1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).

Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а про­цесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную

- 2 -

связь.

Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная за­дача-заметить, на что человек реагирует естественно.

ПРИМЕР:

- ... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!

-Я не смогу вас гипнотизировать.

-Вы всетаки попытайтесь.

-Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я

решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я

попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бди­тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.

Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.

АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в ко­тором он может надлежайшим образом реагировать естествен­ным для него способом.

РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей лег­костью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос­ти слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.е подстройка.

Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".

НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там, где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис­кусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания. Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать: "Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова переведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализации того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и одновременно тем же маневром меняется сознание.

ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.

ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)

-отрицательные (не видеть того, что есть)

Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.

Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво­дить переходы.

(В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененные состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)

Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя­ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри­мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос­кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени­ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое -что сказать вам".

- 3 -

Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции,

наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не при­сутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек может обнаружить.

ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про­ведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промель­кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу­щать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И может быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги".

Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться без перерывов от одной идее к другой.

ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашей руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно­та к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы должны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить, что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понима­ние, которые могут быть вам полезны".

Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опыте человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи­вающими доверия.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч­ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта рука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете ка­ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и направить их в другую". (Анализ работы с болью).

АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой последовательность указаний на нечто правдоподобное.

Переходы представляют собой механизм облегчения.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечто чего мы не знаем.

В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.

ПРИМЕР: семейная терапия.

-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.

-Хорошо заприте ее в чулан.

-Да нет я этого не хочу.

-Хорошо, так чего вы хотите?

-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.

-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?

Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человек не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ­ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа­цию и т.п. Первый шаг - научиться переводить человека в измененное состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов - глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансе бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в переживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном состоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньше поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.

- 4 -

Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояние преднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле-

на, чем стараться успокоиться.

Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают пользоваться гипнозом.

ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когда вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког­да вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тоже самое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писать числа и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы в самом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыхание уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себя уютней и спокойней".

Переходы помогают строить непрерывность.

Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре­акции.

Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще­ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос­корбить.

Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).

Использование модальных операторов и их возможности:

-главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипно­тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".

ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про­верить нельзя - утверждение.

ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения 5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все, то можно исполнить слова, означающие приченение.

УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред­ложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. За­тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере­ходов и понаблюдать реакцию.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете, что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство­вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.

АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - про­цесс усиления, а не внушения, не способ управления.

^ ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:

-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что

она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс­твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в верх). (Использование формулы три плюс четыре).

-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и

закрываются" - объясняется аналогично).

Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе измененном (трансе).

ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можно предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать

- 5 -

естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди делают все время.

В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос­ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.

^ ПРИЗНАКИ ТРАНСА:

-в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асимет­рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.

-дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии -

верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;

у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совер­шенно другая форма.

-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление). -глаза могут быть и закрыты и открыты.

-изменяется форма нижней губы.

-расширяются зрачки.

-возможно колебание тела.

То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.

РЕЗЮМЕ:

а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.

б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-

ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что

уже присутствует.

в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить

в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.

г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

кожи, изменение формы дыхания.

^ 2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ

Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы. Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.

Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует, выбирайте что угодно другое.

Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.

Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее­ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.

ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.

-И вы вспомните одну приятную историю.

-И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми­нать.

-Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.

-Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",

"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.

Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.

- 6 -

Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по­нимаются подсознанием.

Разделение сознания и подсознания - вербально.

После подстройки - ведение.

ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе­ние действия в описании.

Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание, но - общая направленность.

В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита­цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна­тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.

Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).

Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор­ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко­торое он может исполнить самостоятельно.

Постепенное использование переходов, соединений.

Три вида соединений:

-"Х и У" - простейшее.

-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего

голоса, вам становится уютнее").

-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за

собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при­ятные воспоминания").
  1   2   3   4   5

Похожие:

Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconКнига рассчитана на широкий круг читателей
Сергей Анатольевич Горин сертифицированный специалист по эриксонианскому гипнозу и нейролингвистическому програм­мированию, частнопрактикующий...
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconНовые подходы эффективной коммуникации ( стенограмма семинара )
...
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconСтенограмма радиопередач. Чтения по Книге Бытия. Е. А. Авдеенко Стенограмма...
Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустрóена, и тмá верхý бéздны, и Дýхъ Бóжiй ношáшеся верхý воды́
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconПлан семинара День заезда участников семинара Встреча участников...
История реабилитации на Свято-Георгиевском приходе (прошедшее, настоящее, будущее)
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconТема семинара Украинское казачество. Запорожская Сечь. План семинара
Причины и теории происхождения казачества. Дмитрий Байда-Вишневецкий и основание Сечи
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconСеминара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния;...
Руси от татаро-монголов, на сколько специфика российской цивилизации определялась этим фактором, выявить разные точки зрения на данную...
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconПрограмма психологического семинара тренинга «Психологический Вампиризм» Цель семинара тренинга
Получить представление о Психологическом Вампиризме, как о распространенном способе взаимодействия между людьми
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconПоложение о проведении всероссийского учебно-методического семинара...
Основной целью проведения семинара является повышение квалификации его участников
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconПрограмма семинара-презентации брошюры «В помощь молодому ученому»
Открытие семинара (Балданова Д. Р., зам дир по науке иоэб со ран; Моролдоев И. В., Председатель сму иоэб со ран)
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу iconЛюк Рейнхард «трансформация»
Популярная книга Люка Рейнхарда представляет собой захватывающее воспроизведение эст эрхардовского семинара-тренинга наиболее быстрорастущей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница