Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности»


НазваниеВопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности»
страница1/6
Дата публикации20.07.2013
Размер1.12 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности»
1. Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики, ее понятие и общесистемные особенности функционирования.

2. Рынок товаров как сфера коммерческой деятельности

3. Общность и различия предпринимательской, коммерческой, торговой деятельности и бизнеса

4. Российский опыт коммерческой деятельности в сфере товарного обращения.

5. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.

6. Инфраструктура товарного рынка и ее роль в коммерческой деятельности.

7. Классификация коммерческих организаций (предприятий) по виду хозяйственной деятельности, характеру совершаемых операций, количественным параметрам

8. Классификация коммерческих организаций (предприятий) по правовому положению, форме собственности, принадлежности капитала.

9. Объединения коммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, их виды и роль в коммерческом предпринимательстве.

10. Характеристика товара как объекта коммерческой деятельности.

11. Виды услуг, их издержки в обращении товаров и влияние на уровень доходов предприятия.

12. Развитие коммерции в России и за рубежом: периоды, этапы, их содержание и эволюция.

^ 13. Структура и содержание коммерческой деятельности предприятия при взаимодействии с внешней средой.

14. Факторы внешней и внутренней среды коммерческого предприятия, методы их анализа и использование для решения коммерческих задач.

15. Классификация методов исследования коммерческой деятельности.

16. Содержание исследования рынка товаров и торговой зоны.

^ 17. Методические подходы к потребительской оценке товаров на рынке.

18. Ценообразующие факторы и формирование цен на товары при закупке и продаже товаров. Методы ценообразования.

19. Коммерческая тайна и обеспечение ее защиты.

20. Методика проведения рыночного исследования.

21. Изучение спроса потребителей и методы его прогнозирования.

22. Виды и формы сделок в сфере обращения. Понятие и виды договоров.

23. Порядок заключения коммерческих сделок. Формы совершения сделок.

24. Структура типового договора и его основные условия.

25. Основные коммерческие условия договора купли-продажи.

26. Основные коммерческие условия договора поставки.

27. Коммерческий риск и способы его уменьшения.

28. Методы анализа коммерческого риска.

^ 29. Государственное регулирование коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения).

30.Материально-техническое обеспечение коммерческой деятельности, влияние на ее результативность.

31 .Технология процесса инвестирования в торговом предприятии.

^ 32. Финансирование развития материально-технической базы.

33. Расчеты при осуществлении коммерческой деятельности.

34. Технология закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия.

35. Принципы и формы организации товародвижения.

36. Каналы распределения, их выбор и оценка. Управление торговыми каналами

37. Управление ассортиментом товаров: понятие, свойства и показатели ассортимента, учитываемые при управлении.

38. Стратегии формирования ассортимента.

39. Товарные запасы: понятие и экономическая сущность, показатели состояния товарных запасов.

40. Методы планирования товарных запасов на торговом предприятии.

41. Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии.

42. Классификация методов продажи, их технология и эффективность.

43. Управление процессами продажи товаров.

44.Основные экономические показатели коммерческой деятельности предприятия и факторы их обуславливающие.

45. Управление коммерческой деятельностью организации: понятие, цель, задачи и сущность.

46. Функции и структура управления коммерческой деятельностью организаций.

47. Управление и мотивация труда персонала коммерческих служб.

^ 48. Требования к профессиональной компетентности специалистов в области коммерческой деятельности.

49. Расчет точки безубыточности при закупке и продаже товаров.

^ 50. Метод экономико-математического моделирования как способ изучения коммерческих процессов.
1. Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики, ее понятие и общесистемные особенности функционирования.
Коммерческая деятельность - связана с пониманием торговли, как процесса осуществляющегося с целью получения прибыли.

КД - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – организация экон-ой, произв-ой и иной деятельности приносящей предпринимателю доход.

Общесистемные особенности коммерческой деятельности в условиях перехода к рынку. Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего обмен продукта на деньги, так и деньги на товар. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.

Рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Характерными чертами рыночных отношений в условиях экономической деятельности являются: добровольность; возмездность; эквивалентность; свободный обмен информацией.
2. Рынок товаров как сфера коммерческой деятельности
Рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей, направленное на куплю и продажу товаров. При этом каждому из них свойственно самоопределение в действиях и решениях. Рынок товаров представляет товары, предназначенные для личного пользования (рынок предметов потребления), и товары, применяемые для производственных целей (рынок средств производства). Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок средств производства — это совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. На основе определенного признака рынки средств производства именуются рынками: сырья, полуфабрикатов, химических веществ, черных металлов, технологического оборудования и др.

Роль товарного рынка определяется следующими факторами:

• рациональное сосредоточение и концентрация товарных ресурсов;

• качество и конкурентоспособность товаров, влияющих на спрос и предложение;

• приспособление структуры производимых товаров и их объема через цены к платежеспособному спросу;

• оздоровление рыночной среды путем освобождения ее от недееспособных и убыточных предприятий.

Рынок товаров характеризуется следующими признаками: потенциал, привлекательность, доступность и стабильность. Потенциал рынка — это прежде всего его объем (величина спроса), темпы роста, предельный уровень спроса. Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров со все более высокими потребительскими свойствами (тех- нико экономическими параметрами). Это означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров и рост престижа рынка. Доступность рынка обусловливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных потребностей и покупательной способности населения. При этом принимаемые меры должны соответствовать направлению и целям конкретных рынков товаров. Стабильность рынка определяется структурой предложения по товарам и ее количественным выражением, степенью обновления торговой номенклатуры, удовлетворенностью спроса на товары, соотношением цены изделия и эффекта полезности от его использования. Она во многом зависит от конъюнктурных факторов, конкурентной среды, инфляционных проявлений.

Современный рынок — индикатор товаров рыночной новизны. Она становится неотъемлемым свойством товаров, делающим их конкурентоспособными. Новыми считаются товары, не имеющие аналогов, а также улучшенные модификации традиционных товаров. Рынок проявляет интерес к любым новшествам: по промышленной продукции, в частности конструкции изделий, — обеспечение технических параметров, надежности, эстетичности и удобств при эксплуатации; по продовольственным товарам — обеспечение пищевой ценности и экологичности.

Рынку присуще обращение товаров, в процессе которого они доводятся до потребителя. Торговля выступает в роли посредника между производителями и покупателями продукции при постоянно изменяющихся потребностях рынка. С переходом к рынку роль торговли неуклонно возрастает. Она должна способствовать росту выпуска конкурентоспособной продукции, более полному удовлетворению потребностей населения, успешному развитию экономических процессов, свойственных рынку. Для выполнения этих задач торговым предприятиям необходимо постоянно расширять спектр выполняемых функций, базирующихся на реалиях рынка, обладающего следующими достоинствами:

• происходящие процессы купли и продажи товаров осуществляются на коммерческой основе;

• объединяются интересы товаропроизводителей и потребителей;

• удовлетворяются те потребности, которые определяются платежеспособным спросом покупателей;

• полностью исключаются ограничение и дефицит товаров;

• в конкурентном соперничестве побеждает тот производитель, у которого товары наиболее конкурентоспособны и продаются по ценам равновесия;

• достигается грамотное и умелое ведение коммерческой работы в многообразных условиях рынка.
3. Общность и различия предпринимательской, коммерческой, торговой деятельности и бизнеса
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (ст.2 ГК РФ).

Предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В засимости от цели осуществления деятельности юридические лица делятся на:

  • коммерческие организации

  • некоммерческие организации

^ Коммерческой деятельностью можно признать все покупки товаров, совершаемые или в целях их последующей продажи в том же виде или после их обработки и доведения до необходимых свойств, кондиций, качества, или даже просто в целях сдачи их в аренду, напрокат

Коммерческим можно назвать предприятие, деятельность которого состоит как в добыче (извлечении), производстве, так и просто покупке и последующей продаже (в обмен на деньги или другие товары) с целью получения в конечном итоге дохода (выгоды, прибыли).
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли

торговая деятельность - инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению покупки и продажи товаров с целью получения прибыли. Различают внешнеэкономическую и внутренне экономическую торговую деятельность.
4. Российский опыт коммерческой деятельности в сфере товарного обращения.
???
5. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.
Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

^ Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей.

^ Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса.

^ Она обладает всеми внутренними и внешними свойствами отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность(заключается в однородности получаемого ею конечного результата) и устойчивость(понимается подчиненность ее отдельных звеньев единым закономерностям развития), к внешним — обусловленность отраслевой системы (означает незначительную зависимость принимаемых отраслевых решений от небольших колебаний внешних параметров) и ее способность к адаптации(т.е. стремлением к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которые противодействовали бы снижению эффективности функционирования данной системы).
6. Инфраструктура товарного рынка и ее роль в коммерческой деятельности.
Инфраструктура товарного рынка -комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Она создаёт предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной стоимости, укрепления материально технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

^ Функции инфраструктуры товарного рынка: изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов, посредников, потребителей ;торговая и другая комерческо-хоз. Деятельность; посредничество в реализации товаров, налаживание коммерч-хоз. Связей; оказание услуг и др.

^ Элементы инфраструктуры товарного рынка: финансовые, контролирующие, информационные, юридические организации; организации по оказанию услуг ;транспортная система, система связи и др.
7. Классификация коммерческих организаций (предприятий) по виду хозяйственной деятельности, характеру совершаемых операций, количественным параметрам
по виду хозяйственной деятельности предприятия подразделяются на промышленные (относятся фирмы у которых 50% оборота приходится на производство промышленной продукции), сельскохозяйственные, транспортные, торговые и т.п.

По характеру совершаемых операций подразделяются на: торговые дома (осуществляют в основном операции за свой счет) ; экспортные (это торговые предприятия, которые закупают за свой счет товары на внутреннем рынке и затем перепродают их от своего имени за границей) ; импортные (закупают за свой счет за границей товары и продают их затем на внутреннем рынке промышленникам, оптовым и розничным торговцам); оптовые (выступают в качестве посредников между промышленными или заготовительными предприятиями и розничными торговыми фирмами); розничные фирмы (часто сами осуществляют операции по импорту и экспорту товаров, не прибегая к услугам импортных и оптовых фирм); и др.

Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют: малые предприятия (до 100 человек);средние (до 500 человек); крупные (свыше 500 человек).
8. Классификация коммерческих организаций (предприятий) по правовому положению, форме собственности, принадлежности капитала.
По правовому положению фирмы предприятия делят на два вида: единоличные предприятия (собственностью одного лица или семейства, которые несут ответственность за его имущество) и объединение предпринимателей(полное товарищество, коммандитное товарищество, Общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество )

По признаку принадлежности капитала: национальные фирмы(капитал которых принадлежит своей стране), иностранные ( капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям полностью или частично, обеспечивающий им контроль), смешанные (капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран).

По форме собственности — государственные, частные и др.

9. Объединения коммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, их виды и роль в коммерческом предпринимательстве.
Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, учрежденные либо группой коммерческих, либо группой некоммерческих организаций для координации и защиты своих имущественных и других интересов.

Союз - это объединение предприятий по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях. 

Ассоциация – это объединения предприятий в основном по ведомственной принадлежности. Они представляют интересы своих членов в отношениях с государственными и негосударственными организациями.

^ Ассоциация или союз может иметь свое имущество, создаваемое из взносов образовавших объединение коммерческих организаций. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, но последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами.

^ К основным видам ассоциации относятся:

Концерн (крупное объединение предприятий, связанных общими интересами , договорами, капиталом и др.)ассоциация хозяйственная, консорциум, ассоциация делового сотрудничества.

Виды союзов: картели(форма монополистического объединения или соглашения) и синдикаты и др.
10. Характеристика товара как объекта коммерческой деятельности.
Товар – это продукт труда, созданный для удовлетворения определенных потребностей человека, который предлагается для обмена, поступает в процесс потребления через сферу товарно-денежного обмена.

У каждого товара есть собственный жизненный цикл. Его этапы: 1. Этап выведения на рынок, 2 -роста.3. зрелости.4. упадка.

Товар может быть классифицирован по следующим основаниям: осязаемые – вещи; неосязаемые – услуги; по ритмичности совершения покупок; по конечному предназначению; по продолжительности использования; по степени новизны; по числу удовлетворяемых потребностей.

^ Товары как объекты коммерческой деятельности имеют 4 основополагающие характеристики:

1) количественная - совокупность определенных свойств, выраженных в единичном измерении.

2) качественная - совокупность свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребительских свойств (например, покупатель уверен в безопасности товара - покупает))

3) ассортиментная - совокупность отличительных свойств и признаков товара, определяющих его функциональное назначение (масло сливочное, топленое, растительное)

4) стоимостная - каждый товар имеет цену.
11. Виды услуг, их издержки в обращении товаров и влияние на уровень доходов предприятия.
Услуга –это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо.

^ Выделяют следующие виды услуг:

  • осязаемые действия, направленные на тело человека.( здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, кафе и др.)

  • осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты.( ремонт и содержание оборудования, охрану, поддержание чистоты и порядка, и др)

  • неосязаемые действия, направленные на сознание человека. (радио, телевиденье, информационные услуги, театры, музеи)

  • неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банки, юридические консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами)

^ Издержки обращения - это оцененное в денежном выражении, потребление товаров и услуг которое требуется для производства и сбыта продукта предприятия. Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки. Доходы для предприятия являются важнейшими факторами деятельности. Доход определяет все мероприятия по увеличению и эффективности деятельности предприятия, конечной целью всех процессов происходящие в предприятии является увеличение прибыли, это может быть снижение издержек производства, тем самым увеличить доход, вторым вариантом увеличения дохода может быть увеличение производства.

12. Развитие коммерции в России и за рубежом: периоды, этапы, их содержание и эволюция.
В России коммерческая деятельность возникла с появлением товарно-денежных отношений (9 век Киевская Русь). В 1703г (ПетрI) в Санкт-Петербурге открывается первая биржа и 10 лет спустя – разрешили свободно заниматься торговой деятельностью но ввели пошлины. С 1928 (Ленин, НЭП) – работа в торговле подменялась распределительной функцией. В 1990г появились новые принципы коммерческой работы: введено свободное ценообразование, свобода выбора контрагента по закупки и продаже товара, был введен принцип конкуренции поставщиков и покупателей и др.

Зародившись в глубокой древности, коммерция достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

В XX в. международная коммерция пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с международной войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй международной войны, в послевоенный период коммерция столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.
13. Структура и содержание коммерческой деятельности предприятия при взаимодействии с внешней средой.
???
14. Факторы внешней и внутренней среды коммерческого предприятия, методы их анализа и использование для решения коммерческих задач.
При формировании целей любое предприятие обязательно проводит анализ среды своего существования. Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказывать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. При анализе среды фирмы различают внутреннюю и внешнюю среду.

Факторами внутренней среды предприятия выступают персонал, средства производства, информационные и денежные ресурсы. Результатом взаимодействия этих факторов становится готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги). Внутренняя среда состоит из элементов, служб, отделов, которые непосредственно участвуют в процессе производственной деятельности и включают маркетинг, менеджмент, персонал, организацию процесса деятельности, мотивацию. Изменение этих элементов в той или иной степени определяет деятельность фирмы. Это те элементы, на которые фирма непосредственно воздействует. Анализ внутренней среды : цели предприятия, кадры и общее управление, производство, технологии, маркетинг.

Факторами внешней среды предприятия выступают потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население. Внешняя среда обусловливает эффективность работы предприятия. Внешняя среда состоит из рабочей(это непосредственные элементы, с которыми предприятие соприкасается.) и общей среды(формирует стратегию фирмы и определяет направление ее развития). Анализ факторов внешней среды: конкуренты, поставщики и др.

^ Методы анализа внешней и внутренней среды

Выделяют методы STEP(это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании)и SWOT(это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды) анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы: Каково нынешнее положение организации? В каком положении организация могла бы оказаться в будущем?


15. Классификация методов исследования коммерческой деятельности.
Метод исследования коммерческой деятельности представляет собой: диалектический подход к изучению коммерческих процессов в развитии, диалектический способ изучения коммерческих процессов.

Методические принципы, лежащие в основе исследования коммерческой деятельности: принцип системности, принцип природной специфичности, принцип оптимизации описания объекта коммерческой деятельности.

Объектный подход к исследованию коммерческой деятельности предусматривает: выделение подсистем путем поэлементного деления объектов на мелкие, объекты коммерческой деятельности делятся на более мелкие

виды методов исследования коммерческой деятельности:

сравнение (соотношение явлений, выделение в них общего и различного)

группировка (изучение экономических явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости)

индексный метод (выявление влияния на изучаемый показатель различных факторов)

балансовый метод(выявление функциональной зависимости между показателями)

Также методы могут классифицироваться на: кабинетные (вкл изучение внешней и изучение внутренней информации) и полевые (наблюдение, эксперимент, опрос).
16. Содержание исследования рынка товаров и торговой зоны.
Коммерческая деятельность торгового предприятия должна базироваться на исследованиях рынков товаров: анализ рыночных процессов, изучение спроса и предложения на товары, причинно-следственных связей, характера и предпосылок развития целевых рынков. Первая задача — оценка рыночного окружения: состояние реальной конъюнктуры рынков, конкурентная стратегия и коммерческие условия, вторая — выявление структуры спроса и предложения, их сочетания и сбалансированность, третья — выработка альтернативных решений по обследуемым объектам и их использование в прогнозируемом периоде.

Исследование рынка:

  1. Изучение и анализ условий рынка

Анализ спроса

Анализ предложения

Анализ требований потребителя к товару

Анализ перспектив развития рынка

  1. Изучение форм и методов торговли

Изучение деятельности фирм конкурентов

Изучение фирм покупателей товара

Изучение коммерческой практики, экономических, правовых условий.

17. Методические подходы к потребительской оценке товаров на рынке.

???

18. Ценообразующие факторы и формирование цен на товары при закупке и продаже товаров. Методы ценообразования.
^ Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.

^ Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

^ Методы ценообразования — способы установления цен товаров. Принято выделять административный, затратный (по издержкам), рыночный, контрактный, параметрический (с учетом параметров качества) методы ценообразования.
19. Коммерческая тайна и обеспечение ее защиты.
Коммерческая тайна представляет собой преднамеренно рываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия или организации, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами их экономической безопасности.Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты — сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности от ения, выведывания или утечки. Носителями коммерческой информации являются руководи-ии предприятий или организаций, а также другие служащие, пущенные К коммерческим секретам. Засекречивая информацию, предприятия или организации должны исходить не только из принципа своей безопасности, и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и услуг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли. Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, например, сведения о финансовой деятельности предприятия или организации, деловые планы и планы производства новой продукции, информация о маркетинге, списки клиентов, организационные схемы, информация о сотрудниках и другая деловая информация. К коммерческой тайне, безусловно, следует отнести научно-исследовательские проекты, конструкторские и технологические разработки по производству какой-либо продукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.

Предприятию необходимо позаботиться об охране заключенных им договоров, которые должны храниться в определенном месте у ответственного лица. Выдавать их следует под расписку с письменного разрешения руководителя предприятия или организации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям при доказательстве их соответствующих положений в случаях возникновения спора и его разрешения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.

К коммерческой тайне относится информация о рационализаторском предложении или изобретении, находящихся на стадии разработки или оформления. И если изобретение после выдачи на него патента не нуждается в защите при помощи коммерческой тайны, то рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предприятия прогрессивное техническое решение.

К разряду коммерческой тайны необходимо относить и информацию типа «ноу-хау», которую рекомендуется охранять и от своего персонала, с тем чтобы при переходе на работу в кон-курирующее предприятие сотрудник не мог ее передать.

Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться следующие правила:

необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;

для контроля за секретным делопроизводством должны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями;

руководителем предприятия или организации должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, которой следует ознакомить соответствующих сотрудников;

необходим контроль за соблюдением служащими письменных Зязательств о сохранении коммерческой тайны предприятия. . Желательно введение системы материального и морально-стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной нформации.

Руководитель предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней безопасности и секретного елопроизводства.

Существует множество способов защиты информации, состаляющей коммерческую тайну предприятия или организации, так, подготовку документов, содержащих важные сведения, следует поручать наиболее проверенным сотрудникам. При этом оличество экземпляров документа должно быть строго ограниено. Необходимо позаботиться и о том, чтобы при копировании экументов множительная техника была под надежным контро-ем. Под контролем ответственных лиц должна уничтожаться опировальная бумага и красящая лента. Должен быть выбран адежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямого хищения или уничточнения можно использовать меры физической защиты (замки а дверях, решетки на окнах и т. п.). Они, как правило, применяются в сочетании с административными мероприятиями Пропускной режим, режим секретности, служба безопасности т. д.). Кроме того, применяются технические системы охраны, :торые представляют собой довольно сложные электромеханиеские, акустические, радиотехнические и другие устройства.
20. Методика проведения рыночного исследования.
По характеру использования информации, способам ее получения, технике проведения исследования и его конечным результатам методы проведения маркетинговых исследований во внешнеэкономической сфере можно разделить на следующие виды:

Кабинетные исследования осуществляются на основе вторичной информации - официальных печатных источников, и дают общие представления о:

• состоянии таможенного законодательства;

• состоянии общехозяйственной конъюнктуры, тенденциях развития отдельных рынков;

• состояние и развитие мирового товарного рынка;

• развитие отдельных отраслей производства;

• состояние экономики отдельных стран;

• доступность рынка, его территориальная отдаленность;

• стоимость перевозки средствами транспорта;

• торгово-политический режим отдельных стран;

• статистические данные по изучаемому вопросу.

Такие исследования относительно недороги и дают возможность получить ответ на интересующие вопросы в максимально короткие сроки. В них применяются методы экономического анализа в сочетании с методами эконометрики и математической статистики.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconВопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности»
Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики, ее понятие и общесистемные особенности функционирования
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconКонтрольные вопросы по курсу «Организация коммерческой деятельности»
...
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconВопросы для подготовки к экзамену
Социально-экономические, организационные и правовые основы предупреждения преступлений
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconКонтрольные вопросы по курсу «Основы коммерческой деятельности»
Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики, ее понятие и общесистемные особенности функционирования
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconВопросы для подготовки к итоговому государственному междисциплинарному экзамену
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности транспортного предприятия
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconВопросы для подготовки к экзамену по предмету «Основы туризма»
Туризм и путешествия. Международное определение понятия «турист». Функции туризма
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconВопросы и методические рекомендации для подготовки к экзамену. Вопросы к экзамену
Классификация административно-правовых норм. Действие во времени и в пространстве
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы охраны труда»
Полномочия и права профсоюзов в осуществлении контроля за соблюдением законодательства по охране труда
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconВопросы для подготовки к экзамену
Понятие исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти
Вопросы для подготовки к экзамену «Основы коммерческой деятельности» iconТеоретические вопросы и практические задания для подготовки к государственному...
Поведение потребителей. Значение изучения поведения потребителей для предпринимательской деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница