Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса


Скачать 359.95 Kb.
НазваниеРоль бизнес-планирования в развитии бизнеса
страница1/3
Дата публикации20.03.2013
Размер359.95 Kb.
ТипБизнес-план
userdocs.ru > Информатика > Бизнес-план
  1   2   3
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса.

В современном процессе управления предприятием играет важную роль деловое бизнес-планирование. Знание подходов и методов составления бизнес-планов будет полезным не только в процессе первоначального образования фирмы, но и в дальнейшем развитии бизнеса. Умение составлять грамотный бизнес-план пригодится менеджерам, маркетологам, специалистам антикризисных команд, управляющим, а так же при планировании мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности фирмы. Кроме того, умело составленный и хорошо обоснованный бизнес-план поможет в привлечении инвестиций в предприятие, что в целом способствует развитию бизнеса.
Обоснованием важности бизнес-планирования является быстрое развитие современного бизнеса. В связи с этим, большое значение стоит уделять таким элементам менеджмента, как общая стратегия, маркетинговая стратегия, логистика. Ведь от правильного выбора направления развития, от грамотного управления финансовыми потоками, адекватной политики сбыта и снижения издержек зависит не только преуспевание фирмы, но и вообще ее существование на рынке.
Очень для многих предприятий сейчас характерна «пассивная» форма управления своей деятельностью. Т.е. руководители принимают решения не исходя из заранее выбранной, продуманной и обоснованной стратегии, а как реакция на текущие события и изменения рынка. Таким образом, отдается предпочтение оперативным целям в ущерб стратегическим; фактически руководители идут на поводу у событий, борются с «симптомами», а не причинами. В итоге такая форма управления порождает ряд проблем, таких как:

  1. неопределенность целей предприятия;

  2. низкая эффективность управления предприятием;

  3. деструктивный подход к планированию бизнеса;

  4. неэффективное управление финансами и издержками производства;

  5. принятие необоснованных решений.


В итоге, мы видим, что все проблемы имеют стратегический характер. То есть появляется необходимость составления грамотных стратегий развития бизнеса и управления им с современных позиций.
Все это и описывается термином бизнес-планирование, включающим все от непосредственно планирования до принятия управленческих решений и их анализа.
Бизнес-идея.

Бизнес, как известно – это понятие творческое, если воспринимать его не как следование уже имеющимся схемам, а как поиск наиболее рационального построения процесса производства и сбыта. Для того чтобы качественно продвигать своё предприятие, и эффективно использовать в его работе свои же собственные или чьи-то чужие изыскания, рекомендуется обрабатывать идеи перед применением и готовить их к использованию в бизнес процессе. Для того чтобы каждую мысль можно было привести к состоянию бизнес идеи, очень нелишним будет изучить то, чем в принципе бизнес идея является – то есть её теорию и определение.

^ Бизнес-идея — идея, которая может быть использована для построения новой компании или нового направления деятельности в уже работающей компании.

Источниками новых идей могут быть:

  1. отзыв потребителей;

  2. продукция, выпускаемая конкурентами;

  3. мнение работников отдела маркетинга;

  4. публикации федерального правительства о патентах;

  5. проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Как правило, бизнес-идея направлена на создание товаров или услуг, которые могут быть проданы за деньги, благодаря сформулированной в бизнес-идее новой бизнес-модели.

Существуют несколько методов для выработки и тестирования бизнес-идеи. Способность трансформации бизнес-идеи в жизнеспособный бизнес, должна быть подкреплена осуществимым бизнес-планом, который может быть продан за определенную сумму заинтересованным инвесторам или компаниям собственно до осуществления идеи. Также бизнес-идея может быть продана методом заключения контракта на реализацию бизнес-идеи с менеджером, или использованы иные способы компенсации.

2 вида бизнес-идей.

  • Бизнес-идея, поданная в нужное время, когда ожидается нарастание спроса на упомянутые в бизнес-идее товары или услуги, может привести к созданию высокоприбыльного бизнеса.

  • В условиях усиливающейся во многих отраслях конкуренции, начали появляться бизнес-идеи, которые направлены на создание товаров или услуг, на которые в данное время нет спроса вообще. Такие инновационные бизнес-идеи направлены на формирование спроса, методом предложения рынку абсолютно новых товаров или услуг.

Бизнес-идей и источников их возникновения множество, однако качество и своевременность их реализации определяют неудачу или успех.

Как правило, успешные бизнес-идеи генерируются либо экспертами в отрасли бизнес-идеи, либо новичками, пришедшими из других отраслей и необремененных штампами и традициями отрасли бизнес-идеи.

Для генерации бизнес-идей может быть полезным проведение структурного анализа действующих отраслей, рынков, бизнес-моделей, бизнес-процессов. Как правило пишутся аналитические записки, проводятся SWOT-анализ, варианты PEST-анализа, Анализ пяти сил Портера.

Часто используется методика мозгового штурма.

Итак, мы имеем бизнес-идею, основанную на определенной бизнес-модели. Теперь можно переходить к непосредственно бизнес-планированию.
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования.

Однако использование бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению на российских предприятиях – это, скорее, исключение, чем правило.

Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими. Здесь важно и то, что в бизнес-плане будут оценены не только затраты на организацию таких мероприятий и эффекты от принятых решений, но и риски возможных потерь.

Таким образом, сложность бизнес-плана должна определяться сложностью описываемого им бизнеса. Помимо присущих данному предприятию фактов, бизнес-план обычно содержит сведения, аналитические выводы и прогнозы, которые отражают как объективные факты, характеризующие бизнес, так и субъективные представления менеджмента предприятия о развитии ситуации. Это неизбежно. Разработав бизнес-план, менеджмент фирмы фиксирует политику, включающую набор инвестиционных решений и предположений относительно дальнейшей деятельности компании, последствия которых могут сказываться в течение довольно длительного периода времени.

Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы.

Таким образом, бизнес-план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления.

^ Сложности бизнес-планирования.

Большая часть сложностей процессу бизнес-планирования придает нестабильность самой задачи — как в сказке: « иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Главная трудность: ЛПР должно на основании современных данных прогнозировать некоторое будущее состояние, которое возникнет только в том случае, если его прогнозы верны.

Предположения о конечном результате процесса приходится делать еще до того, как исследованы средства для его достижения.

Требуется прослеживать события в обратном порядке от последствий к причинам; от ожидаемого влияния — к началу той цепи событий (к причине), в результате которого и возникает это влияние.

Часто случается, что в ходе такого прослеживания на одной из промежуточных ступеней обнаруживаются непредвиденные трудности или открываются новые, более благоприятные возможности. При этом характер исходной проблемы или первоначальный взгляд на вопрос может коренным образом измениться и весь процесс бизнес-планирования будет отброшен в исходное (начальное) состояние.

Группа бизнес-планирования должна добиться, чтобы каждый из многочисленных и разнообразных показателей («требуемые результаты»), интересующих «заказчика» исследования (ЛПР), обладал двумя свойствами:

1. не выходил за рамки существующих ограничений (не превышал возможности компании, поставщиков, производителей, сбытовиков и т.д.);

2. был увязан с тем, что ему предшествует и с тем, что за ним следует.

Чтобы избежать различных неувязок между различными этапами и частями исследования требуется затрачивать дополнительные усилия и использовать соответствующие методы и приемы.

Итак, основные черты бизнес-планирования:

1. Бизнес-планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека. Поэтому оно обращается к вопросам: что должно быть сделано ? каково соотношение между целями деятельности и ценностями ЛПР ?

2. Бизнес-планирование связано с формированием событий, как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения наличных ресурсов для выполнения краткосрочных целей прогнозирования с определенными надеждами или допущениями, стараясь достичь долгосрочных целей. Существует компромисс между тем, что представляется наилучшим при взгляде только на настоящее и тем, что представляется наилучшим при одновременном рассмотрении настоящего и будущего. Компромисс достигается с помощью того, что называют процессом дисконтирования.

3. Бизнес-планирование является прагматической деятельностью, которая связана с выбором разумных курсов действия из набора альтернатив. Оно обязательно должно быть ограничено тем, что возможно. Несоответствующая технология, несовершенная информация и ограниченная способность собрать и обработать имеющуюся информацию бывают ограничениями, которые трудно преодолеть.

4. Бизнес-планирование включает рациональный выбор. Рациональность связана как с аргументацией от определенных допущений к выводам, так и со способностью специалиста по бизнес-планированию защищать и объяснять допущения и выводы. Теория рациональности позволяет проводить предварительную интерпретацию проблемы и выбирать соответствующие методы анализа.

Бизнес-планирование — это, в первую очередь, процесс, предоставляющий не единичные решения проблемы, а совокупность выборов.

Анализ недостатков при осуществлении бизнес- проектов позволяет выявить типичные ошибки и наглядно продемонстрировать пользу профессионального планирования управления в сфере предпринимательства. Рассмотрим некоторые типичные ситуации.
2. Нечетко определены цели проекта. Нужно проверить:

  1. На каких данных базируются определенные цели?

  2. К какому горизонту планирования относятся цели?

  3. Какую пользу принесет достижение цели?

  4. Какие сроки и затраты следует задать?

Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы, а заданные параметры - выполнимы.

3. Вместо объективного поиска альтернатив предпочтение отдается излюбленному варианту. Важно выяснить:

  1. Возможны ли альтернативные решения?

  2. По каким критериям производятся оценка и выбор альтернатив?

  3. Как определяются и оцениваются риски альтернативы?

  4. Что происходит при нулевой альтернативе: «Ничего не менять?»

4. Ответственность в проекте распределена недостаточно четко и согласованно.

Проекты не должны осуществляться «между делом», они требуют установления персональной ответственности как за проект в целом, так и за его отдельные части.

6. Недооценка риска осуществления проекта. Поэтому важно ответить на вопросы:

  1. Как выявляется, определяется риск?

  2. Что можно сделать для его уменьшения?

Преимущества применения бизнес-планирования.

Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать силы и средства в это дело, принесет ли оно такую прибыль, которая окупит все затраты.

Т. о. можно выделить следующие преимущества бизнес-планирования:

- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых целей, проектов и сделок;

- прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

- оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

- координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

- безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

- упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

- контроль– возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

- воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

- документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров предприятия.

Особое преимущество бизнес-планирования заключается в комплексном подходе. В рамках бизнес-плана финансовые, маркетинговые или организационные аспекты деятельности компании не рассматриваются изолированно. Все стороны бизнеса анализируются в комплексе, что позволяет реально оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений.

Однако не стоит думать, что достаточно лишь заплатить сторонней организации за составление бизнес-плана на необходимый срок. При таком подходе велика вероятность получения сырого и довольно отвлеченного варианта, который не вдохновит ни возможных инвесторов, ни руководство компании, ни персонал, а само планирование деятельности предприятия не обеспечит максимально возможного эффекта.

Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что затраты на бизнес-планирование являются наиболее выгодной инвестицией.
  1   2   3

Похожие:

Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconКонкурс бизнес-проектов Итоговая конференция, игра-симуляция «Ярмарка бизнеса»
Тренинг «Генерация бизнес-идей. Экспресс-схема по запуску бизнеса» 4 часа, 20 групп по 30 чел
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса icon7. Функция планирования и система планов в организации. Механизмы...
Функция планирования – совокупность видов деятельности, определяющая задачи, которые должны выполняться предприятием и те ресурсы,...
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса icon1. Предпосылки развития стратегического менеджмента в российских организациях
Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследова­телями бизнеса и консультационными фирмами,...
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconВакансия: руководитель проекта
«От идеи до бизнеса» (otido18. ru), он-лайн тв «Мой бизнес» (my-biz tv), образовательный проект для действующих предпринимателей...
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconБизнес-план документ внутрифирменного планирования, излагающий все...
Адаптация процесс приспособления человека или организации к существующим или изменяющимся условиям
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconБизнес-планирование
Бизнес-идея, сформулированная в виде одного предложения, может быть гениальной, но из нее непонятно, что же нужно делать, чтобы получить...
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconГрафик проведения семинаров-тренингов в 2012году
Программа предназначена для начинающих и работающих предпринимателей, имевших или не имевших ранее систематической подготовки в области...
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconМаркетинг
Эффективность бизнеса. Модельные характеристики высокоэффективного бизнеса. Стержневые бизнес-процессы. Критерии маркетинговой ориентации:...
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconРешение информационно-исследовательских задач 18
Интернета, превращающим его в основное средство привлечения желательных партнеров и канал продаж для многих отраслей бизнеса. Становится...
Роль бизнес-планирования в развитии бизнеса iconБизнес-плана является обоснование целесообразности проекта, ресурсообеспеченности,...
Специфическим видом планирования является составление бизнес- плана. Бизнес-план составляется при создании нового предприятия, кардинальных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница