К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября


Скачать 188.97 Kb.
НазваниеК зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября
Дата публикации20.03.2013
Размер188.97 Kb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Информатика > Конспект
Мишина Лариса Алексеевна, дфн, профессор

к зачёту распечатать конспект. нужно знать лекции (не обязательно распечатывать)

подготовить доклад, принести на зачёт

каф. русского языка, 3 корпус

7 сентября

Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений
Риторика - это наука об искусстве (о правилах) публичных выступлений.
Публичное выступление - это официальное выступление оратора перед непосредственно пристутствующей и заранее организованной аудиторией.
Непосредственное присутсв. аудитория - та, которую наблюдает оратор и которую наблюдает оратор. Информация по ТВ - не публичное выступление.
^ Официальное выступление - то, которое было объявлено заранее.
Организованная аудитория означает, что люди пришли специально на это выступление.
Минимум - 10-12 человек. Наиболее эффективно общение с ауд. в 25-30 человек.
В 1938 г появилась работа Й. Хейзинги "Homo ludens". Человек включен во множество ситуаций, контекстов, в которых он играет опр-ную роль.
^ Виды красноречия (красноречие = риторика):
1 академическое красноречие - доклад, вузовская лекция, научный доклад, популярная лекция.
2 судебная речь - обвинительная и защитная.
3 социально-политическая речь (парламентская, на митинге, дипломатическая, военно-патриотическая)
4 социально-бытовая речь (юбилейная, застольная, приветственная, торговое красноречие)
5 церковно-богословская речь (проповедь, официально-церковная речь (выступление митрополита и т.д.))

^ Виды публичных выступлений по цели:
1 информационное выступление. цель - сообщить информацию. научный доклад, вузовская (школьная) лекция, инструкция о предстоящем мероприятии.
2 протокольно-этикетные выступления. цель: соблюдение опр-ного ритуала. юбилейные речи, официальные тосты, выступления на траурном митинге.
3 развлекательные выступления. неофициальные тосты, рассказы о происшествиях (д.б. организован!),
4 убеждающие выступления. речь агитационная, речь в научных и политических дискуссиях.
Часто выступление сочетает черты нескольких.
^ Виды публичных выступлений по форме:
1 доклад - развёрнутое сообщение по опр-ной проблеме от 10-15 мин до неск. часов
2 сообщение - это небольшое выступление на 5-10 мин по какому-то аспекту проблемы.
3 выступление - заранее подготовленное сообщение по какому-то вопросу (например, в ходе дискуссии)
4 лекция - развёрнутое научное или научно-популярное изложение специалистом материала.
5 беседа - развёрнутый подготовленный диалог со слушателями.
Основные требования к публичному выступлению
^ Достоинства устной речи:
1 устная речь - это наиболее древний, и значит наиболее освоенный вид общения.
2 устной речью владеют все категории населения
3 устная речь имеет так называемые дополнительные коммуникативные средства - мимика, жесты, позы, интонация
4 в устной речи легче передать эмоции
5 в устном общении на слушателя воздействует личность говорящего
6 в устной речи возможны повторы, что способствует лучшему запоминанию материала
7 в устном общении говорящий имеет обратную связь с аудиторией
8 устное выступление не требует никаких материальных затрат

^ Общие требования к публичному выступлению
1 решительное начало выступления - первые фразы выступления должны быть выучены и произнесены чётко, твёрдо; они должны быть понятны.
2 драматизм - столкновение разных точек зрения или рассказ о каких-то волнующих событиях
3 сдержанная эмоциональность - оратор должен быть эмоциональным
4 краткость - отсутствие ненужных длиннот. оратор должен уложиться в регламент
5 диалогичность - открытость оратора для вопросов и возможность самому оратору задавать вопросы.
6 разговорность - использование литературного языка, избегание книжных слов, слов иностранного происхождения, терминов
7 установление и поддержание контакта с аудиторией - на аудиторию нужно смотреть. аудиторию нужно разделить на несколько сегментов и по очереди смотреть на каждый из сегментов
8 понятность главной мысли. главная мысль должна быть сформулирована в самом начале и повторена несколько раз
9 решительный конец - в конце лекции должны прозвучать выводы и призыв к чему-то. в конце лекции оратор должен быть столь же эмоционален, как и в начале.

21 сентября

Подготовка к публичному выступлению
Существует несколько способов подготовки к публичному выступлению:
1 экспромт - этим способом может пользоваться человек, который прекрасно владеет материалом и имеет навыки общения с аудиторией
2 план-конспект - подробный план доклада
3 написание текста выступления полностью
4 воспроизведение доклада наизусть
Предпочтительнее план-конспект.
Вначале следует изложить свои собственные мысли по теме. Затем необходимо познакомиться со специальной литературой (библиотека, Интернет).
Необходимо подготовить материала больше, чем понадобится для выступления (например, чтобы быть способным отвечать на вопросы аудитории).


Необходимо разделить объём понятия, выделить конкретные вопросы, на которых вы будете останавливаться (план)

^ Структура публичного выступления - это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Традиционная схема - трёхчастная (вступление, основная часть и заключение).
1 Во вступлении выделяют зачин и завязку.
Зачин - это подготовка аудитории к восприятию доклада.
Завязка - это объяснение тезиса, доказательство её актуальности.
2 ^ Основная часть - это изложение материала по плану и аргументация тезиса.
3 Заключение - может быть напоминанием, обобщением, или призывом.

Структурные части выступления дожлны быть словесно обозначены. Закончив вступление, нужно сказать: "переходим к основной части". Закончив основную часть, - "подводя итоги".


^ Место важной информации. Где лучше поместить самую важную информацию?
В конце 19 в. психологами был открыт "закон края". Лучше запоминается информация, данная в начале и в конце.
На какой бумаге составлять план-конспект? Лучше на отдельных небольших бумажках. Не делать на хорошей бумаге.
По конспекту нельзя читать. Конспект лежит как "психологическая помощь".
Работа над речевой формой выступления
Переделка письменного текста в устный называется орализацией текста.
1 Книжные и официальные слова нужно заменить на нейтральные или разговорные.
Если необходимо употребить какие-либо термины, то необходимо объяснить их значение. (в том числе написать на доске)
2 Сложные предложения нужно заменить на простые, причастные и деепричастные обороты также лучше переделать в отдельные предложения. Лучше всего воспринимается на слух информация, не превышающая 15 слов.
3 Цифр должно быть немного.
Цифры лучше округлять.
Цифры нужно давать в сопоставлении (12 метров = 5-этажный дом).
Указывать источник статистических данных.
4 Конкретность лексики. Лучше употреблять лексику не абстрактную, а конкретную.
Лучше употреблять не родовые, а видовые понятие (вместо "транспорт" назвать виды транспорта).
5 Разнообразие номинативных средств - следует использовать разнообразную лексику.
Использовать предложения разного типа.
6 Использовать средства художественной выразительности:
1) риторические вопросы - вопрос, который не требует ответа. Используется для того, чтобы активизировать внимание слушателя.
2) анафора - одинаковое начало предложений.
3) эпифора - одинаковый конец предложений.
4) градация - постепенное нагнетание. "Он не предполагал, не знал, не ведал".
5) антитеза - противопоставление. "Граждане воруют - государство богатеет".
6) перечислительный ряд - употребление слов "во-первых, во-вторых, в-третьих" - приём вносит чёткость.
7) аналогия - рассмотрение какого-то явления по сравнению с другим.
8) гипербола - преувеличение.
9) инверсия - обратный порядок слов.
10) тропы - метафоры, сравнения, эпитеты (должны обладать оценкой)
11) фразеологизмы - устойчивые образные выражения.
Во фразеологизмах нельзя заменять слова и изменять порядок слов.

Интонация не дожлжна быть монотонной. В предложении необходимо делать паузы.


Анахронизм, а приори, брифинг, ксенофобия, элита, гран-при, дефиле, сомелье, шоколатье, ресторатор, селебрити, милитари
Анахронизм - 1) ошибочное отнесение события или явления одной эпохи к другой 2) устаревшее явление, рудимент

априори - 1) будучи изначально присуще рассудку, а не опыту 2) не проверяя, не устанавливая заранее, предварительно

брифинг - пресс-конференция, на которой излагается официальная позиция по определенному вопросу.

ксенофобия - 1) патологическая боязнь незнакомцев 2) ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, иностраному

элита - 1) лучшие особи животных или образцы семян, полученные в результате селекции 2) лучшие, отборные представители общества

гран-при - высшая награда на фестивале или конкурсе

дефиле - 1) узкий проход между возвышенностями, водными преградами 2) демонстрация моделей одежды манекенщицами в ходе их передвижения по подиуму 3) демонстрация военнослужащими приёмов и способов перестроения с оружием на парадах

сомелье - официант - специалист по спиртным напиткам

шоколатье - продавец или производитель шоколада

ресторатор - владелец ресторана

селебрити - знаменитость

милитари - стиль одежды, подражающий военной форме.

5 октября

Выработка уверенности в себе
Главный совет - набираться опыта.
Необходимо громко и отчётливо задавать вопросы в большой аудитории. Также важно участвовать в дискуссиях.
Обсуждайте тему выступления со своими близкими.
Текст полностью произность, находясь в одиночестве.
Репетировать выступление, идя по улице.
Не бойтесь слушателей. Сконцентрируйтесь на теме выступления, а не на своих ощущениях.
Скажите слушателям не всё, что вы знаете, не всё, что вы подготовили. Оставшийся материал поможет чувствовать себя увереннее.
За несколько часов до выступления не следует начинать никакого нового дела.
Перед выступлением не следует плотно есть.

^ Практическое задание - составить план основной части по теме "Современная реклама в России".
1. История рекламы в постсоветской России. Медиа-персонажи и явления языка, связанные с рекламой (Л. Голубков).

2. Что это такое. Общие моменты: цели, формы, средства. Виды рекламы: в прессе, по радио, телевидению, на улице и в транспорте. Коммерческая и социальная реклама.

3. Эффективность рекламы. Достигает ли она цели? Условия эффективности рекламы.

4. Особенности рекламы в России. Статистика: какие товары и услуги рекламируются больше всего. Сравнение с зарубежными странами. Недостатки рекламы в России (непрофессионализм).

5. Отношение к рекламе в обществе.
Начало выступления
Оратору желательно выступать на тёмно-синем фоне (не чёрном, ярком или бледном). За спиной оратора не должно быть движущихся предметов.
Свет должен быть направлен на оратора. Оратор будет лушче выглядить, если стоит перед аудиторией во весь рост.
Войдя в аудиторию, не проявляйте недовольства. Не делайте замечаний аудитории в целом.
Если аудитория просит вас о чём-либо, например закончить лекцию пораньше, то следует пойти ей навстречу.
Оратор должен подойти к аудитории.
Структура вступления
Во вступлении выделяют зачин и завязку.
Зачин - существует для того, чтобы завладеть вниманием аудитории. Словесный подход к теме. Примеры зачинов:
1) Добрый день. Мне уже приходилось выступать в этой аудитории

2) Вы уже прослушали ряд выступлений по теме, и я слушал их с удовольствием и хочу развить

3) Добрый день. Я вижу, что слушателей собралось немного, но надеюсь это самые заинтересованные люди,
Завязка - подход к теме выступления. Здесь можно сказать о популярности, значимости темы, о степени интересности.
Приёмы захвата внимания аудитории
1. Обращение к конкретному событию, времени и месту. (сегодня, здесь...)

2. Обращение к к-л. конфликту, борьбе. (столкновения интересны). Изложить разные точки зрения на проблему.

3. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации (по каналу НТВ...)

4. Риторический вопрос.

5. Исторический эпизод или факт.

6. Демонстрация к-л. предмета.

7. Цитирование знаменитости.

8. Обращение к жизненным интересам слушателей.

Сопер:

1. Основные интересы.

Вопросы жизни и смерти, здоровья, денег, профессия, опасность, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сочувствие бессловесным страдальцам.

2. Групповые интересы.

Налоги, проблемы экологии, преступности.

3. Злободневные интересы.

Эпидемии, избирательные кампании, новый закон, положение в мире.

4. Конкретные интересы.

Дом, пища, обиходные вещи.

О чём не следует говорить
1. Что вы не оратор

2. Не начинайте с извинений

3. Не начинайте с шутки.

18 октября

Поведение оратора в аудитории

Риторические позиции оратора
1 Информатор - обычно в такой форме излагается к-л инструктивная информация. Задача - проинформировать.
2 Комментатор - аудитория имеет определённую информацию и нуждается лишь в дополнительных сведениях и личных оценках.
3 Собеседник - в этом случае аудитория также знакома с материалами, но желает что-то уточнить и задаёт вопросы.
4 Советчик - имеет место также в хорошо знакомой аудитории.
5 Эмоциональный лидер - также имеет место в знакомой аудитории. Аудитория нуждается в том, чтобы её вдохновили.

Разные позиции могут совмещаться.

Позиции "коммуникативного самоубийства"
1 Наставник - оратор очень категоричен и считает своё мнение единственно верным.
2 Трибун - пафос, лозунги.
3 Проситель - "извините, что я к вам пришёл".

Внешний вид оратора

Оратор должен быть одет в соответствии со своим образом.
Женщине не следует надевать яркую одежду, подчёркнуто модную, должно быть минимум украшений и т.н. "кокетливых элементов женской одежды")

Правила поведения оратора


Оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим или избыточно возбуждённым.

Оратор не должен демонстрировать свою беспомощность.
Оратор не должен извиняться за свою миссию.
Движения оратора
Время от времени позицию необходимо менять. Оптимальное расстояние 3,7 м.
Если аудитория на расстоянии, необходимо к ней приблизиться.
Взгляд
Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них. Аудиторию следует мысленно разбить на секторы.

Нельзя выступать глядя в пространство.

На слушателей следует смотреть дружелюбно.

Позы и жесты оратора
Оратору в аудитории лучше стоять, чем сидеть (стоящий человек имеет большее воздействие на аудиторию - правило вертикального доминирования).
Запрещённая позы: руки на стол, нависнув над аудиторией ("поза самца гориллы")

Жесты должны быть открытыми.
1 открытые руки
2 жесты предложения
Жестикуляция должна быть естественной. Жестикуляция должна быть умеренной. Жестикулировать следует обеими руками.
Нельзя теребить пальцами одежду, украшения и т.д. Жесты делаются только выше пояса.

Громкость, темп и интонация
Говорить следует громче, чем вы говорите обычно.
Темп речи должен быть средним.
Интонация не должна быть монотонной. Интонация должна соответствовать содержанию речи.
Приёмы борьбы с волнением во время выступления.
1 повысить эмоциональность речи
2 повысить громкость речи
3 дышать ртом и носом одновременно
4 шевелить пальцами рук за спиной.
5 возьмитесь за стул или за край стола
6 зажмите в кулак монетку
7 пишите что-нибудь на доске.

Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе вступления
1 организационно-технические неполадки (шум из коридора / с улицы) Не обращать внимания или прокомментировать.
2 в дверь заглядывают посторонние - не замечать, написать объявление "идёт лекция".
3 в аудитории посторонние (птица) - не реагировать или прокомментировать.
4 вышел из строя микрофон - сделать перерыв и пригласить мастера.
5 погас свет - прекратить лекцию.
Помехи в деятельности оратора:
1 оговорки - за мелкие оговорки не следует извиняться.
2 если оратор упустил какой-то пункт в выступлении, то к нему необязательно возвращаться. Если же он важен, можно воспроизвести его в заключении.
Помехи в поведении слушателей
1 слушатели переговариваются между собой - если они говорят громко, спросить: "вы согласны со мной".
2 слушатели встают и уходят - это не всегда проявление негативного отношения.
3 с места раздаются реплики несогласия. если они настойчивы, то следует их выслушать и сказать, что человек имеет право на своё мнение. дискуссию в аудитории устраивать не нужно.
4 с места раздаются грубые выкрики - "комплекс моськи". Отвечать тем же не следует. Похвалить или попросить ещё раз громко повторить этот выпад.

2 ноября

Поддержание внимания в ходе выступления
"Чтение" оратором аудитории.
Во время выступления оратор должен постоянно анализировать состояние аудитории, степень внимания к нему. О невнимании к оратору говорит следующее:
1 взгляд слушателя направлен в сторону

2 взгляд блуждает по аудитории

3 тело принимает позу, направленную в сторону выхода

4 голова подпирается ладонью

5 звуки: пощёлкиванье колпачком ручки и т.д.

6 рисование на бумаге

7 поправление причёски, поиск вещи в сумочке и т.д.
Приёмы поддержания внимания:
1 вопросы к аудитории (риторические или обычные)

2 организация дискуссии

3 обращение к тем слушателям, которые мешают

4 неожиданное краткое отвлечение от темы

5 демонстрация предмета

6 подойти к слушателям (стоял 3,7 м перед большой аудиторией - углубиться не более чем на треть зала)

7 закон края. Информация лучше всего запоминается в начале и в конце выступления.

8 донесения главной мысли выступления. Нужно постоянно подчёркивать то, что вы говорите.

9 соблюдение регламента
Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателя. По мере того как идёт лекция, нетерпение увеличивается.
Как уложиться в регламент?

1 подготовиться к сокращению

2 не опаздывать

3 не увеличивать темп речи, чтобы успеть

4 прекращайте говорить тогда, когда слушатели ещё хотят вас слушать.

^ Завершение публичного выступления
1 цитата

2 обобщающий вывод

3 обращение к слушателям

4 иллюстрация - главная мысль поясняется примером, притчей и т.д.

5 комплимент аудитории

7 юмористическая концовка
^ Как не надо заканчивыать выступление
1 нельзя заканчивать шуткой, не относящейся к делу

2 не следует извиняться перед аудиторией за неполное изложение материала

3 нельзя обрывать речь без заключения и просто уходить

4 нельзя оставлять аудиторию в состоянии безнадёжности.
Ответы на вопрос аудитории.
1 отвечать на все вопросы

2 отвечать всем уважительно.

3 отвечать кратко

^ Практическая работа,
1 Концовка необходима только для больших выступлений

нет

2 Концовка необходима в любом пупбличном выступлении.

да

3 Вывод должен быть развёрнутым

?

4 Вывод с перечислением (во-первых, во-вторых итд) неэффективен

нет

4 Концовка с кульминацией всегда легко запоминается

да

5 Юмористическая концовка эффективна в любой аудитории

?

6 Благодарность за внимание эффективна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории.

да

7 Извиняясь перед аудитории за то, что не смог озватать, оратор улучшает впечатление о себе

нет

8 Если у слушателей нет вопросов, значит им всё понятно и выступление было удачным.

?

9 Оратор имеет право некоторые вопросы оставить без ответа

нет

10 Задавшему вопрос можно сказать: видимо, я недостаточно ясно выразился

?

11 На частые вопросы можно ответить, пригласив задавшего их к оратору после выступления.

да

12 На оскорбительные вопросы надо отвечать серьёзно

нет

13 Видимо , вы неправильно меня поняли.

нет
Какие предметы можно продемонстрировать, выступая на темы:

Мы стали жить лучше.

Телефон: старый и новый

Нужно следить за своим весом.

Психология цвета

Путешествуйте по Европе

Похожие:

К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября icon«Образное строение русского языка. Лекции в Нижнем Новгороде»
В субботу 17 ноября в одной из нижегородских школ участниками Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век» были проведены...
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconРеферат, конспект, рецензия: оформление, структура, языковые конструкции
Функциональные стили современного русского языка: области использования и характеристики
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconДоклад (Андреева Рита, Бибикова Елена, Романенко Анна, Рыченкова Мария, Савицкая Настенька)
Грешило Кристина: показать все лекции, знать их (будет спрашивать любую тему) + проект по управленческим решениям
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconВопросы к экзамену (дифференцированному зачету)
Понятие стиля. Стили русского литературного языка. Стилистические нормы, стилевые ошибки
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconПлан-конспект романа-эпопеи Л. Н. Толстого Война и мир План романа-эпопеи Л. Н. Толстого
Одиннадцатиклассники! На вторник, 02. 09. 2012! По литературе! Подготовить сообщение по плану! Обязательно использовать текст! Иметь...
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconКакие документы вам стоит распечатать по итогам года и как их правильно...
Чем поможет эта статья: Вы разберетесь, какие документы надо распечатывать, а какие можно хранить в электронном виде. И как заверить...
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconАдминистрация мц cortex сообщает
Тимур Николаевич папа, включены в список заезда с 10 сентября по 29 сентября 2012 года. Смета на лечение находится во вложении. Оплата...
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconПлан-конспект лекции Тема лекции «Культура Античности»
Зелинский Ф. Ф. Древний мир и мы. Научно популярные статьи [1904]. Спб., 1997. ("Из жизни идей", т. 2)
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября icon1: «Основы судебной защиты трудовых прав работников»
Значимость бесспорна: и адвокатам нужно, и прокурорам нужно (обязательно присутствие прокурора по делам о восстановление на работу,...
К зачёту распечатать конспект нужно знать лекции (не обязательно распечатывать) подготовить доклад, принести на зачёт каф русского языка, 3 корпус 7 сентября iconПлан программы спецкурса для студентов 4, 5 курсов юридических, экономических...
Объем спецкурса: 8 занятий – 16 академических часов, 2 академических часа – зачет. Формой проверки знаний является зачет: профессиональное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница