Программа лекционного курса дисциплины "Деловое общение"


Скачать 154.95 Kb.
НазваниеПрограмма лекционного курса дисциплины "Деловое общение"
Дата публикации21.03.2013
Размер154.95 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Информатика > Программа
Программа лекционного курса дисциплины "Деловое общение"

Таблица 1

Наименование темы

Вопросы темы

Баллы

1. Введение в дисциплину. Основные характеристики общения

1. Определение и функции общения

2. Виды общения

3. Стили и структура общения

4

2. Коммуникативная сторона общения. Коммуникация в процессе общения

1. Структура коммуникации и ее принципы

2. Вербальные средства коммуникации

3. Невербальные средства общения

4

3. Перцептивная сторона общения. Восприятие и понимание в процессе общения

1. Особенности восприятия людьми друг друга

2. Первое впечатление и длительное общение

3. Механизмы восприятия и взаимопонимания

4

4. Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие

1.Стратегия взаимодействия

2. Ролевое поведение в общении

3. Манипулятивные приемы в общении

4

5. Активные формы делового общения

1. Проведение бесед

2. Телефонные переговоры

3. Деловые совещания и заседания

4

6. Деловые переговоры

1. Подготовка к переговорам

2. Процесс ведения переговоров

3. Тактические приемы ведения переговоров

4

  1. Конфликт в деловом общении

1. Причины возникновения конфликтов

2. Развитие конфликта и поведение участников

3. Пути разрешения конфликтных ситуаций

4

  1. Этикет делового человека

1. Этикет приветствий и представлений

2. Имидж делового человека

3. Визитная карточка

4




Всего:

32


Требования к контролю за освоением уровня теоретических знаний

Форма контроля: письменный конспект. Цель - овладеть навыками конспектирования устной речи и письменных научно-аналитических работ.

^ Работа над конспектом:

  • помогает концентрировать внимание на предмете изучения;

  • заставляет излагать учебный материал своими словами, что способствует более глубокому пониманию теме изучения;

  • способствует лучшему запоминанию учебного материала;

  • формирует навыки создания личностных баз данных для самоконтроля, исправлений собственных ошибок, внесения дополнений и т.д.

^ Баллы за конспектирование теоретического материала по темам курса Таблица 2



Виды работ

Max.

баллов за тему

Понижающий коэффициент
за нарушение сроков сдачи

Минимальное количество баллов, с учетом коэффициентов

1

Аннотация темы:

  • цель;

  • задачи;

  • результат

1,0

0,5

0,5

2

Оформление

1,0

0,5

0,5

3

Содержание

2,0

0,5

1,0




Итого:

4,0




2,0


^ Критерии оценки качества конспектов Таблица 3

Уровень знаний. Требования к конспектам

«Допороговый»

«Пороговый»

«Базовый»

«Продвинутый»

Оценка качества оформления конспекта

  1. Не использует технологию "маркографии". (Например: !-важно; NB - очень важно; ?- под вопросом; R - проверить; RP - запомнить; C - скопировать; U - посмотреть в учебнике; ZB - пример);

  2. Не вычленяет важных моментов;

  3. Не разделяет текст на разделы с отдельными заголовками;

4. Не оставляет места для дальнейших дополнений и исправлений;

5. Не дополняет свои конспекты дополнительным материалом из учебников, книг, научных журналов, Интернета и т.д;

6. Не использует схемы (концептуального дерева) для записи ключевых идей источника информации;

7. Не использует при конспектировании систему знаков и символов (кружки, стрелочки, треугольники, знаки бесконечности и т.д. – всё, что помогает повысить эффективность конспектирования).


  1. Использует отдельные элементы технологии "маркографии";

  2. Вычленяет отдельные важные моменты;

  3. Выделяет основные разделы текста с отдельными заголовками;

4.Оставляет места для дальнейших дополнений и исправлений;

5. Оставляет место для дополнения конспекта дополнительным материалом из учебников, книг, научных журналов, Интернета и т.д;

6. Использует простые схемы (концептуального дерева) для записи отдельных лекций;

7. Использует при конспектировании систему знаков и символов в отдельных лекциях

.

  1. Правильно применяет технологию "маркографии»;

  2. Вычленяет важные моменты, подчеркивает маркером;

  3. Подробно разделяет текст с выделением отдельных заголовков;

4 Использует свободные места для дополнений;

5.Дополняет конспект лекций дополнительным материалом из учебников, книг, научных журналов, Интернета и т.д;

6. Использует логические схемы (концептуального дерева) для записи большинства лекций;

7. Использует систему знаков и символов в большинстве конспектов лекций

1.Владеет и широко применяет технологию "маркографии». Использует собственную систему;

2 Вычленяет и классифицирует важные моменты, подчеркивает маркером;

3.Подробно разделяет текст с выделением отдельных заголовков и увязывает их логическими связями;

4.Использует свободные места для дополнений и собственных оценок;

5.Все лекций конспекта дополняет дополнительным материалом из учебников, книг, научных журналов, Интернета и т.д;

6. Использует логические схемы (концептуального дерева) для записи всех лекций;

7. Использует систему знаков и символов во всех конспектах лекций


^ Перечень тем практических занятий по дисциплине "Деловое общение" Таблица 4

Наименование темы

Вопросы темы

Баллы

1. Активные формы делового общения


1.1. Деловая беседа

1.2. Деловое совещание

1.3. Телефонные переговоры

1.4. Деловые переговоры

8

2. Этикет и имидж в деловом общении

2.1. Культура деловой переписки

2.2. Речевая культура деловой беседы

2.3. Официальные приемы

2.4. Имидж делового человека

8

3. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях

3.1. Современные информационные технологии как средство повышения эффективности деловой коммуникации

3.2. Использование сети Интернет

3.3. Использование электронной почты

3.4. Способы проведения групповых совещаний при помощи информационных технологий

8

4. Национально-культурные

особенности делового общения

4.1. Особенности японского делового общения

4.2. Особенности китайского делового общения

4.3. Особенности немецкого делового общения

4.4. Особенности делового общения в США

8




Всего:

32


Требования к контролю за освоением практических навыков и умений

Форма контроля - презентации. Программы для подготовки презентаций: MS PowerPoint, Freelance Graphics (Lotus), Charisma (Micrografs) и др.

^ Общие требования к презентации. Презентация должна быть до 10 слайдов, включая титульный лист. Титульный лист включает название выпускающей организации; название проекта; фамилию и инициалы руководителя проекта; фамилии членов проектной группы; город; год. Следующий слайд – перечень пунктов технического задания заказчика.

^ Баллы за презентацию Таблица 5



Виды работ

Max. баллов

за вид работ

Коэффициенты
за выполнение

задания в срок

баллы, с учетом коэффициентов

1.

Титул

0,5

0,5

0,25

2.

Техническое задание

0,5

0,5

0,25

3.

Дизайн

3

0,5

1,5

4.

Содержание

4

0,5

2,0




Итого:

8

0,5

4,0


^ Критерии оценки качества презентаций Таблица 6

Уровни навыков. Требования к оформлению презентаций

Допороговый

«Пороговый»

«Базовый»

«Продвинутый»

Оценка дизайна презентации

1.Цвет фона не соответствует цвету текста;

2.Использовано более 5 цветов шрифта;

3.Каждая страница имеет свой стиль оформления;

4.Гиперссылки не выделены;

5.Анимация отсутствует (или же перегружена анимацией);

6.Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер;

7.Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен);

8.Не работают отдельные ссылки

1.Цвет фона плохо соответствует цвету текста;

2.Использовано более 4 цветов шрифта;

3. Некоторые страницы имеют свой стиль оформления;

4.Гиперссылки выделены;

5.Анимация дозирована;

6.Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер;

7.Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией;

8.Ссылки работают плохо

1.Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть;

2.Использовано 3 цвета шрифта;

3. 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего;

4.Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра;

5.Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна;

6.Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание в нужных местах именно к информации;

7.Размер шрифта оптимальный

8.Все ссылки работа

1. Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается;

2. Использовано 3 цвета шрифта;

3. Все страницы выдержаны в едином стиле;

4.Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра;

5.Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации;

6.Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации;

7. Размер шрифта оптимальный;

8.Все ссылки работают

1.Содержание не является научным;

2.Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту;

3.Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок;

4.Числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами;

5.Информация не представляется актуальной и современной;

6.Ключевые слова в тексте не выделены

1.Содержание включает в себя элементы научности;

2.Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту;

3.Есть орфографические и стилистические ошибки;

4. Числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами;

5.Информация актуальна и современна;

6.Ключевые слова в тексте чаще всего выделены

1.Содержание в целом является научным;

2.Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту;

3.Орфографиче-ские, пунктуационные и стилистические ошибки практически отсутствуют;

4.Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами;

5.Информация актуальна и современна;

6.Ключевые слова в тексте выделены

1.Содержание является строго научным;

2.Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации;

3.Орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки отсутствуют;

4.Числовые данные проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме;

5.Информация актуальна и современна;

6.Ключевые слова в тексте выделены


Самостоятельные творческие работы

Примерные темы:

  1. Общение как процесс

  2. Структура делового общения

  3. Национальные особенности делового общения

  4. Технологии и механизмы преодоления ошибок в деловом общении

  5. Информационные потоки в деловом общении

  6. Искажения в информационных потоков в деловом общении

  7. Деловое общение как социо-культурная коммуникация

  8. Социо-культурные барьеры делового общения

  9. Слушание как инструмент эффективной деловой коммуникации

  10. Классификации позиций в деловом общении

  11. Классификация видов общения

  12. Классификации технологий управления деловым общением

  13. Ритуальный стиль общения

  14. Манипулятивный стиль общения

  15. Гуманистический стиль общения

  16. Типология личности в деловом общении

  17. Технологии управления диалогом в деловом общении

  18. Технологии управления беседой в деловом общении

  19. Техника обнаружения лжи

  20. Конформизм в деловом общении

  21. Технологии формирования и управления убеждениями в деловом общении

  22. Типология культуры делового общения

  23. Технологии публичных выступлений

  24. Вербальная и невербальная информация в деловом общении

  25. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении

  26. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении

  27. Технологии переговоров в деловом общении.

  28. Технологии ведения деловых бесед с партнерами

  29. Технология разрешения конфликтов в деловом общении

  30. Стили поведения в конфликтных ситуациях

  31. Понятие совместимости членов коллектива, типы совместимости

  32. Деловой этикет и его влияние на психологию делового общения

  33. Стиль и социально-психологические проблемы руководства

  34. Деловое общение в рабочей группе

  35. Имидж делового человека

  36. Профессиональное общение и его составляющие

  37. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста

  38. Барьеры в общении и их преодоление

  39. Технологии ведения полемики

  40. Технологии проведения делового совещания

Виды творческих работ:

1.Эссе;

2.Научная статья;

3.Реферат
Требования к эссе:

Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины или самостоятельно избранная студентом по проблематике читаемого курса. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, возможности его прикладного использования, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям.

По своей структуре эссе содержит следующие разделы:

1. титульный лист;

2. содержание, или краткий план, выполняемой работы;

3. введение;

4. основную часть, включающую 1-2 параграфа;

5. заключение;

6. список использованной литературы (библиографию).

Оформление эссе. Эссе должно быть напечатано 12 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word), общим объемом до 12-15 (примерно) страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Введение должно включать обоснование интереса выбранной темы, ее актуальность или практическую значимость. Важно учесть, что заявленная тема должна быть адекватна раскрываемому в эссе содержанию, иначе говоря, не должно быть рассогласования в названии и содержании работы.

^ Основная часть предполагает последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной темы эссе с ссылками на использованную и доступную литературу, в том числе электронные источники информации. Каждый из используемых и цитируемых литературных источников должен иметь соответствующую ссылку.

^ Примеры ссылок. Цитата – должна быть дословной, заключается в кавычки, рядом в скобках указывается фамилия автора, год издания, соответствующая страница. Например: (Абульханова-Славская, 1994, с. 12). Пересказ мысли в кавычки не заключается. Главное – уметь пересказать близко к тексту, не искажая основной мысли автора. Но ссылка при этом также обязательна, однако достаточно указать имя автора и год издания источника. Например: (Абульханова-Славская, 1994). Однако при этом в списке литературы дается полное библиографическое описание каждого использованного источника. Например: Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4. С.11-23. Сноски можно делать и по-другому, в квадратных скобках. Например: [5, с. 25] или [3; 10; 15]. Первая цифра означает номер источника в списке использованной литературы, вторая – страницу, на которой изложена мысль, которую вы используете. Через точку с запятой разделяются несколько источников. Источник из Интернета: Gartner P.Globalisierung als Epochenbruch? / htpp://opentheory.ru/gk-sachsen-3/text.phtml.

Культура оформления письменной работы обязательно включает наличие выводов по каждому разделу и общего заключения. Заключение обычно содержит до 1 страницы текста, в котором отмечаются достигнутые цели и задачи, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме и перспективные направления возможных исследований по данной тематике.

Литература. Должны быть обозначены несколько литературных источников, среди которых может быть представлен только один учебник, поскольку эссе предполагает умение работать с научными источниками, к которым относятся монографии, научные сборники, статьи в периодических изданиях.

Литература по дисциплине "Деловое общение"

  1. Борисов В.К. Этика деловых отношений: учебник / В.К. Борисов, Е.М. Панина, М.И. Панов и др. – М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2010. – 176 с.

  2. Бороздина Г. В.Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова. –М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 463 с.

  3. Деловое общение / Под научной редакцией Еремина Ю.В. – Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2007. С.76

  4. Деловое общение: учеб. пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. – 528 с.

  5. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие / Б.З. Зельдович. – М.: Изд-во "Альфа-Пресс", 2007. — 456 с.

  6. Измайлова М. А. Деловое общение: учеб. пособие / М. А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. – 252 с.

  7. Осецкая А.И. Деловое общение стран АТР / А.И. Осецкая, Е.И. Свириденко, О.В. Александрова. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. – 138 с.

  8. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

  9. Рева В.Е. Деловое общение: учебное пособие на электронном носителе / В.Е. Рева. – Пенза: ПГУ, 2003. – 240 с.

  10. Романова Н.П. Деловой этикет на Востоке. Настольная книга бизнесмена: учебное пособие / Н.П. Романова, В.В. Багин, И.В. Романова. – М.: Восток-Запад, 2005. – 295 с.

  11. Самыгин С. И. Деловое общение: учебное .пособие / С.И. Самыгин, А. М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2012. – 2012. – 440 с.

  12. Сидоров П. И. Деловое общение: учебник для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.

  13. Скаженик Е.Н. Деловое общение: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. http://www.aup.ru/books/m161/

  14. Чернышова Л. И. Деловой общение: учебное пособие для студентов вузов / Л. И. Чернышова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –415 с.

Похожие:

Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconПрограмма лекционного курса введение
Хронологические рамки и периодизация новейшей истории стран Европы и Америки. Структура и задачи лекционного курса. Документальное...
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" icon7 теоретические предпосылки и основы науки «деловое общение» Решающую...
Решающую роль в становлении науки «деловое общение» сыграло развитие философско-этического и психологического знания, в рамках которого...
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconДеловое общение Понятие делового общения
Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений,...
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" icon1 Русский литературный язык как высшая форма национального языка ...
Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, культуру, словесное искусство, образование, законодательство,...
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconСамоуважение
Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение,...
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconРеферат по теме: Уважение
Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение,...
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconРефератов по дисциплине «Психология общения»
Деловое общение как технология достижения эффективности в социальном взаимодействии личности
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconВопросы для повторения к экзаменационному зачету по дисциплине «Деловое общение»
Бихевиоризм и необихевиоризм как психология поведения и теоретическая основа манипулятивного общения
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconРабочая учебная программа дисциплины «организация сферы туризма»
Целью изучения курса является ознакомление с основами профессиональной туристской деятельности. Задачи изучения дисциплины
Программа лекционного курса дисциплины \"Деловое общение\" iconКраткое содержание лекционного курса тема 1
Предмет, структура и содержание дисциплины. Основные понятия. Ценность историко-педагогического знания для осмысления актуальных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница