Содержательная палитра деловой прессы


Скачать 81.22 Kb.
НазваниеСодержательная палитра деловой прессы
Дата публикации26.07.2013
Размер81.22 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Содержательная палитра деловой прессы

Деловая информация шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. В самом общем виде деловая пресса оперирует любой информацией, способной оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающей это поведение.

Основой информационной среды деловой прессы может быть любая информация, оказывающая влияние на поведение агентов рынка. Поэтому есть основание говорить о принципиальном тематическом разнообразии этого рода прессы. Иными словами, деловая пресса – не только особая или специальная информация, но и в ещё большей степени особый, специальный взгляд на информацию вообще.

Например, сугубо научное сообщение о создании эффективного электромобиля относится к исключительно важной деловой информации, поскольку экономические следствия из этого факта оцениваются в сотни миллиардов долларов. Любая информация, способная прямо или опосредованно повлиять на движение рынков труда, капитала и товаров или описать это движение, безусловно, может быть названа деловой. Искусство и квалификация журналистов в деловой прессе в значительной степени определяются тем, насколько точно они из совокупности всех фактов выбирают именно те, которые способны повлечь за собой заметные изменения на рынках – сейчас или в будущем.

Освещение деятельности агентов рынка может, при определённых условиях, восприниматься как реклама фирм и компаний. Чтобы исключить такое восприятие, деловая пресса вырабатывает особую методологию работы с бизнес-информацией и профессиональные стандарты, позволяющие избежать предвзятости и обеспечить независимость суждений.

Деловая пресса пишет о рынках, а не о компаниях. Это следует понимать буквально, ибо если ставится задача написать о компании, выбор темы обязательно должен быть мотивирован. В противном случае тень подозрения в предвзятости ляжет на издание. Почему выбрана именно эта компания, а не другая, чем обусловлено предпочтение? Нет ли здесь мотивов, лежащих за пределами журналистики? Подобные вопросы теряют смысл, если предметом интереса издания становятся рыночные процессы, а агенты рынка становятся предметом специального интереса лишь в связи с состоянием рынка.

В любой сфере производственной деятельности есть компании, определяющие «погоду» на конкретном рынке. Например, в мировой автомобильной промышленности существует десяток основных производителей, от самочувствия которых зависит очень многое: уровень цен, развитие технологии, инвестиции, занятость в этом сегменте рынка и т.д. Информация о состоянии дел в этих компаниях почти всегда отражает состояние рынка. Следовательно, она всегда оправданна. Но информация о компании, не входящей в число лидеров, обязательно должна содержать аргументацию, обосновывающую выбор темы или объекта интереса издания. Разработка подобных методологических правил – профессиональных стандартов – в деловой прессе (как и вообще в качественной) является важным условием поддержания репутации издания как респектабельного и независимого источника информации.

Специфика потребления деловой информации

В профессиональной среде распространено представление о том, что деловая пресса нацелена на людей, принимающих ответственные решения в сфере экономики, бизнеса и политики. Действительно, в аудитории деловых СМИ почти всегда присутствуют ответственные государственные служащие, руководители фирм и компаний. Однако их численность в её составе обычно не бывает определяющей. Ядро целевой аудитории деловой прессы составляют специалисты, т.е. лица, причастные не к принятию, а к подготовке, выработке решений. Это прежде всего люди из групп организаторского труда – образованные, социально активные, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь – прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.

^ Специфика потребления деловой информации определяется не столько характером информации, сколько особенностями аудитории.

Во-первых, это утилитарное, прагматичное потребление. Аудитория деловой прессы интересуется деловой информацией не ради любопытства, а лишь постольку, поскольку ей это необходимо в практической деятельности. Соответственно, чем больше утилитарной информации в деловом издании, тем выше вероятность его коммерческого успеха. Примером крайнего выражения такого утилитарного потребления может быть, например, небольшая группа нерегулярных читателей газеты «Файнэшнл таймс», покупающих её один-два раза в месяц из-за одной строчки. Издание на нескольких полосах публикует показатели работы компаний по размещению средств мелких вкладчиков. Каждого такого читателя интересует только одна компания – одна строчка информации.

^ Во-вторых, это потребление в условиях жесточайшего дефицита времени. Потребители деловой информации в большинстве своём очень занятые люди. Их время часто имеет вполне определённое денежное выражение, стоимость. Поэтому они потребляют информацию всегда выборочно и мотивированно. Первые лица крупных компаний часто вообще не читают периодику в обычном понимании. Они читают отдельные сообщения из разных источников информации, подборку которых готовит пресс-секретарь или пресс-служба. У менеджера среднего уровня обычно уходит не более 30 минут на просмотр периодики.

Понимание этого обстоятельства диктует особые стандарты журналистики в деловой прессе. Деловое издание, ценящее время читателя, стремится к тому, чтобы структура издания была постоянной. Заголовок в нём будет точно отражать суть публикации (из него должно быть ясно – читать или не читать). Оно структурирует информацию для более удобного её восприятия. В таком издании поощряется лаконичное, даже лапидарное письмо, если оно не наносит ущерба достоверности и полноте информации.

^ Наконец, речь идёт о потреблении в условиях гиперболического роста объёмов информации в мире, что резко усложняет поиск нужной информации. Ответом на усложнение стал бурный рост специализированных изданий, в том числе в сегменте деловой прессы. Пресса даже на структурном уровне всё дальше уходит от роли «учителя жизни» и всё больше становится лоцманом в информационном море. Она берёт на себя функцию предварительной обработки структурирования информационных потоков. Эта работа хорошо оплачивается. Существует ясно выраженная зависимость между стоимостью информации и степенью её специализации: чем более специализировано издание, тем выше его стоимость. Соответственно, доходы от продажи собственно информации становятся определяющими в структуре доходности специализированных изданий. Этот факт особенно ярко проявляет себя в сегменте деловой прессы.

Все эти особенности потребления можно и нужно отнести также ко всем СМИ. В основе их – цивилизационный переворот, который переживает всё человечество в целом. Его осмысление пробудило интерес к изучению глобальных проблем и «долгих длительностей» в истории, приведшего к созданию ряда концепций, утверждающих, что человечество радикально изменяет парадигму своего развития. Математическое доказательство этого тезиса предложил С. Капица в модели, где численность человека является интегральным показателем его развития. Для понимания будущего прессы принципиально важно следствие, вытекающее из этого глобального переворота. Смена парадигмы развития ведёт к радикальному изменению всех отношений в социуме – от семьи до государств и межгосударственных отношений. И этот процесс будет идти на фоне роста объёмов информации в мире, всё большей фрагментации знания и нарастающего усложнения информационного взаимодействия людей.

Важнейшие следствия этих процессов уже проявляют себя в мировой практике журналистики. Аудитория СМИ предъявляет всё более высокие требования к источникам информации. Растёт число качественных, специализированных изданий и сокращается влияние бульварной прессы. Издательские компании превратились, по существу, в «фабрики по переработке информации». В основе технологии этой переработки лежат структурирование и специализация информационных потоков (одна из сторон фрагментации знания). На уровне изданий эта тенденция проявляет себя в строгом следовании типологическим характеристикам, жёсткой структуре издания, вплоть до макетов-стандартов; в унифицированной методике работы с информацией, обычно формализованной в профессиональных стандартах.

Деловая пресса, помимо прочего, отличается от других родов прессы тем, что указанные тенденции проявляются здесь в самой радикальной форме.

Общие подходы к типологии деловой прессы

Типологическая структура всей российской прессы претерпевает радикальные изменения. Меняют свои места в её структуре старые типы изданий и появляются новые. Всё чаще на рынке возникают «гибридные» информационные продукты, совмещающие в себе ранее несовместимые типы изданий. Так, пресса, позиционирующая себя как качественная, вводит в свою структуру элементы бульварности. Исследователи сталкиваются с изменчивостью, подвижностью типологических характеристик даже в рамках одного издания. Наиболее выпукло эта тенденция проявила себя в газете «Коммерсантъ», в течение десяти первых лет существования несколько раз менявшей свою концепцию. Неоднозначность, противоречивость и неустойчивость наблюдаемых тенденций свидетельствует о принципиальной незавершённости процесса трансформации. Отсюда – трудности классификации конкретных изданий. И здесь же кроется принципиальная невозможность построения типологии на основе линейных схем со строгими границами типологических ячеек.

Исследователи признают, что само понятие «деловая пресса» «сегодня ещё довольно расплывчатое, не устоявшееся». В разных работах деловую периодику называют видом, типом или родом прессы.

Расхождения определяются точкой отсчёта. Опираясь на содержание деловой прессы, которая по определению является качественной, предпочтительнее термин «тип». Если же обращаться к социальной функции, которая сводится к бизнес-коммуникации, можно опереться на понятие «род», как это делает Е. Мордовская. Правда, в этом случае определение деловой прессы требует пересмотра. Автор считает, что она является «родом печати, призванной обслуживать, главным образом, категорию людей, причастных к экономике и бизнесу». Однако бизнес-коммуникации шире этой функции. Она включает, например, безответную для печати коммуникацию рекламной прессы, нацеленность которой бывает весьма далека от указанной аудитории. Поскольку типологию деловой прессы мы можем рассматривать лишь как часть общей типологии СМИ, необходимо сначала определить то место в их структуре, которое занимает деловая пресса. В свою очередь, отношения частного и общего предлагают единство методологии как для общей типологии СМИ, так и для типологии деловой прессы.

Системный подход к типологии СМИ предлагает М. Шкондин. В определении структуры печати он опирается на функциональное назначение прессы, выдвигая, таким образом, функцию издания в основу типологии. Он считает также, что в системном подходе «структура должна служить функциям системы». Такой подход выглядит вполне обоснованным, если учесть функциональное коммуникативное единство бесконечного разнообразия СМИ, их эволюционную активность и всё большее стремление к синтетичности и интерактивности. В этом случае наиболее приемлемым методом построения типологии прессы является метод конструированных типов, где тип – это объект, выделяемый по ряду критериев, начиная с его социальной функции, из всего множества и рассматриваемый в качестве представителя этого множества.

Поскольку функция, определяющая характер коммуникации, диктует также содержание СМИ и – через содержание – его аудиторию, она не может быть взята за основу на верхнем уровне классификации. Определяющую роль здесь будет играть технология коммуникации, поскольку она лежит в основе всей специфики работы с информацией. В качестве рабочего термина на верхнем уровне классификации можно использовать понятие «класс».

Сегодня мы можем выделить четыре отличающихся по технологии, коммуникации класса СМИ: печать, радио, телевидение, компьютерные сети.

Очевидно, что три последних класса имеют общий технологический признак – они радиоэлектронные или, для краткости, электронные. Это обстоятельство методологически подвигает нас к необходимости на первом уровне структурирования выделить всего два класса: печатные и электронные СМИ. Однако такой подход будет справедлив лишь в отношении технологии передачи, транспортировки информации, тогда как нас больше интересует технология или форма коммуникации с аудиторией, специфика взаимодействия с ней и специфика собственно журналистики. С этой точки зрения, электронные СМИ имеют радикальные различия, что и позволяет на нынешнем этапе развития прессы выделить их в три отдельных класса. При этом уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что вектор эволюции прессы направлен в сторону мультимедийности СМИ. Доказательством тому служит не только выдающееся развитие телекоммуникаций и нанотехнологий, едва ли не первым потребителем которых становится пресса, но и фантастический эволюционный взрыв компьютерных технологий, уже сегодня совмещающих все формы коммуникации с аудиторией в одном объекте – компьютере.

Похожие:

Содержательная палитра деловой прессы iconЛекция Подвиды деловой прессы
Единый признак для подвидовых различий деловой прессы пока не найден. Однако очевидно, что, скажем, отраслевые издания – это подвид...
Содержательная палитра деловой прессы iconЛекция №2 Тип деловой прессы
В мировой практике журналистики можно выделить по характеру два основных типа прессы, присутствующих во всех классах сми: качественную...
Содержательная палитра деловой прессы iconТемы дипломных работ Роль журнала "Охота и охотничье хозяйство" в...
Структурно-типологические характеристики аграрной прессы. История развития аграрной прессы. Становление аграрной прессы и ее современное...
Содержательная палитра деловой прессы iconЗаписная книжка дьявола введение
Сатанинской Церкви, печатные и электронные средства массовой информации решили покрыть завесой истинную природу его сочинений. Большинство...
Содержательная палитра деловой прессы iconМетодические указания к выполнению Деловой игры Общие сведения по...
Эис и ее компонентов на предпроектной стадии и стадии техно-рабочего проектирования с использованием методов и средств канонического...
Содержательная палитра деловой прессы iconОфициально-деловой стиль это один из функциональных стилей языка,...
Деловой стиль – это информативность, логичность, аргументированность и стандартизация. Деловому стилю присущи функции волеизъявления,...
Содержательная палитра деловой прессы iconI. защита файловой системы деловой информации от вирусов, несанкционированного доступа
Важным аспектом защиты деловой информации является сохранение ее целостности и неизменности компьютерными вирусами
Содержательная палитра деловой прессы iconДеловой Петербург
Деловой Петербург представляет рейтинг страховщиков по сборам дмс в Петербурге, которые в 2010 году превысили 100 млн рублей. Значительную...
Содержательная палитра деловой прессы iconПалитра
...
Содержательная палитра деловой прессы iconВ статье рассматриваются некоторые вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации лица
Кархалев Д. Н. Охранительное правоотношение по защите чести, достоинства и деловой репутации лица // Арбитражный и гражданский процесс....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница